Урок по темеРелигиозные объединения в России (9 класс)

Конспект урока по теме «Религиозные объединения в России". Урок раскрывает все религиозное разнообразие народов России, а также историю возникновения и развития религии. Помогает ученикам развивать такие личные качества, как толерантность, т.е. терпимость к другим религиям; уважение к людям с иным вероисповеданием.
Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме: Религиозные объединения в России

Класс: 9

Форма организации урока: групповая.

Тип урока - комбинированный (изучение нового материала с элементами игры). Методы и приёмы обучения по признаку источника получения учащимися знаний:

  • частично поисковый (самостоятельная поисковая деятельность, работа с научно - познавательной литературой);

  • проблемный метод (учитель ставит познавательную задачу и при активном участии учащихся решает её).

Методы и приёмы организации практической работы:

  • метод демонстрации;

  • метод мозговой атаки;

  • метод формирования и закрепления знаний.

Межпредметные связи:

  • география - работа с контурной картой, картой;

  • история - история возникновения религий;

  • литература - чтение стихов.

  • обществознание, история до формирования понятий: религия; религиозное верование; атеизм.

Оснащение урока:

  • карта «Религии народов России»;

  • контурные карты;

  • компьютер, проектор;

  • научно-познавательная литература: История мировых религий/ Рук. авт. кол. Н.В. Шабуров. М., 1996; Кулаков А.Е. Религии мира. М., 1996; Гараджа В.И. Религиоведение. М., 1996, др.

-раздаточный материал.

Цели и задачи урока:

Общие:

  • Образовательные:

а) систематизировать знания о видах религии;

б) развивать самостоятельную поисковую работу с научно - познавательной литературой;

г) укреплять межпредметные связи.

  • Познавательные:

а) познакомить учащихся с историей возникновения и развития религии;

б) с особенностями распространения в России православия, ислама, буддизма.

  • Развивающие:

а) развивать познавательные интересы, творческое мышление, логическое мышление.

б) умение коллективно решать возникшие проблемы, аргументировать выводы.

  • Воспитывающие:

а) формирование толерантного отношения к людям, придерживающимся взглядов, исповедующих иную религию;

б) воспитание ответственности, взаимопомощи, доброжелательности, трудолюбия, эстетического вкуса.


Ход урока:

1.Организационный этап.

Эпиграф «РЕЛИГИЙ МНОГО - БОГ ЕДИН».

Учащиеся заранее поделены на три группы: «Атеисты», «Философы», «Теологи».

Учитель: Здравствуйте ребята. Садитесь по удобнее. Наш урок cсегодня будет не совсем обычным. А в чем именно его необычность вы ответите мне в конце урока.

Предлагаю начать наш урок с выступления (имя).

Стихотворение читает ученик.

Звон волшебный льётся над землёю,

Благодать накрыла всю станицу

И народ спешит к воротам храма,

Чтоб Святой Матроне поклонится.

К ней идут и с радостью, и с горем,

К ней идут с последнею надеждой,

С просьбой сокровенной и слезами -

Пусть Господь всех нас услышит грешных.

А над куполами отблеск солнца,

Голуби гуляют по дорожкам,

Помоги Блаженная просящим,

Дай им облегченья хоть немножко.

Я же попрошу здоровья близким,

Дай им Дорогая жизни долгой,

Для меня они всего дороже,

Просьбу лишь одну мою исполни.

Свечи перед образом мерцают,

Ладанка у батюшки дымится,

Я прошу заступницу Матрону

Там за нас на небе помолиться...

Вечереет, птицы умолкают,

Солнце за деревьями садится,

У ворот открытых храма денно

Молится уставшая станица.

И так, вы прослушали замечательное стихотворение, в котором кроется тема нашего сегодняшнего урока! Пусть каждый постарается озвучить свои мысли (ответы учеников).

А теперь, открываем тетради, записываем число и тему урока «Религии народов России» (записать в тетрадь).

2.Актуализация знаний и введение новых понятий:

Учитель:

- Сейчас, я предлагаю вам высказать свое мнение по ряду вопросов, проведем небольшой тест:

Считаете ли вы себя верующим человеком?

А) да

Б) нет

В) не знаю

Связываете ли вы происходящие в настоящее время негативные процессы в обществе с разрушением религиозных традиций?

А) да

Б) нет

В) не знаю

Связываете ли вы ухудшение состояния окружающей среды с разрушением религиозных традиций?

А) да

Б) нет

В) не знаю

Поможет ли религиозное образование повлиять на оздоровление окружающей общества и среды?

А) да

Б) нет

В) Не знаю

Учитель:

Вашему вниманию предлагаются результаты социологического опроса, представленные на карточках. В 2006 году верили в Бога 95% жителей Африки, 97% Латинской Америки, 91% США, 89% Азии, 88% Западной Европы, 42,9% россиян.

Учитель: Давайте вместе проанализируем эти данные. Какой вывод мы можем сделать?

Какова духовная культура народов, населяющих территорию.

В трудные минуты своей жизни человек всегда обращался к Богу. А бывают ли моменты в вашей жизни, когда вы вспоминаете о нем?

Учитель: Начиная со второй половины 80-х годов XX века, после 70-летнего преследования и забвения, религия открыто входит в нашу жизнь. Каким образом? Приведите примеры, (ответы учеников).

Учитель: Вы много привели примеров, но означает ли это все, что религия, открыто войдя в нашу жизнь, также вошла и в наше сознание? Всегда ли действия, поступки и поведение людей в современной жизни являются следствием их внутренних убеждений? Не отдают ли многие сегодня просто дань своеобразной моде на религию?

Учитель: А как вы считаете, что происходит в нашем обществе? (Ответы учащихся)

Порой следование этой «моде» бывает слепым, безрассудным и происходит часто просто от незнания каких-то религиозных норм, правил, идей. И, может быть, просто кто-то носит нательный крестик поверх платья или джемпера не из-за собственного тщеславия, а просто потому, что ему никто не объяснил, что крестик носят на теле...» А может быть, не хватает людям знаний о религии?

Учитель: Так что же такое религия? Даже в научном мире сложилось более 70 различных определений понятия «религия». У каждого в душе свое мироощущение, свое понимание, свое отношение, т.к. каждый из нас индивидуален. Ребята дома я вас просила найти ответы, как понимают религию атеисты, философы, теологи; что думают о ней ученые. (Ответы учащихся).

Ученик: атеисты (а - частичка отрицания, theos (греч.) - бог) религию считают иллюзией и фантастикой и отвергают любую религию.

Ученик: Философы дают определение религии как мировоззрение и мироощущение, которые основываются на вере в богов и «священного» начала, которое находится за чертой «естественного», недоступного понимания человека, т. е. скорее отрицают наличие высших сил.

Учитель: - А как вы понимаете слово «фантастическое»? Какие предметы обихода нашей жизни показались бы фантастическими человеку, живущему 100, 150 лет назад? (Ответы учащихся).

Учитель: Ну а, что нам скажут теологи?

Ученик: Теологи (theos (греч.) - Бог, logos - наука), т.е. богословы религию часто называют просто верой.

Ученик: Итак, мы выделили три главных направления в определении понятия «религия», а какое определение ближе вам? На мой взгляд, очень важно отметить, как к религии относится ученый мир. Общеизвестны факты, что Кеплер, Ньютон, Пастер, Павлов и др. не видели противоречий между религией и естествознанием.

Учитель: Давайте запишем определение религии в тетрадь. (запись в тетрадь)

Учитель: Какие религии традиционно исповедуются народами России? (ответы учащихся)

Учитель: А какие из них являются мировыми? (ответы учащихся).

Учитель: Какая из них самая древняя? (ответы учащихся).

Учитель: Ребята на доске начерчена таблица перечертите ее в тетради и заполните с помощью дополнительной литературы.

1 группа - Христианство

2 группа - Ислам

3 группа - Буддизм

Записав в тетради после обсуждений особенности каждого типа религии, представитель группы выходит к доске и кратко записывает их в таблице и поясняет свои записи.

Задание:

Заполните таблицу.

Мировые

религии

Время

возникновен

ИЯ

Основатель

Записи,

книга

Храм

Основные районы распространения

Христианство


Ислам


Буддизм






Учитель: Ребята, у вас на парте есть справочный материал посмотрите, и ответьте, как распределилось население по количеству верующих в Росси? (ответы учащихся)

Учитель: Как вы думаете, почему данные религии названы мировыми? А кроме мировых, какие ещё вы знаете религии? (ответы учащихся).

Учитель: А теперь рассмотрим карту «Религии народов России» рис. 231 и, к каким религиям относятся народы России, (работа с картой)

Учитель: У вас на столе есть контурные карты, отметьте на картах районы распространения основных религий в России, (работа с контурными картами).

Учитель: Давайте познакомимся с вами с основными этапами формирования религий в России. На уроке у нас с вами работают журналисты. Предлагаем им слово.

А вы в это время составляете кластер (набор ключевых слов по теме) по каждому докладу.

а/. Заслушиваются сообщения «Краткая история православия в нашей стране»

б/. Заслушивается сообщение «Другие христианские конфессии»,

в/. Заслушивается сообщение «Ислам в России».

г/. Заслушивается сообщение «Буддизм на территории РФ»,

д/. Заслушивается сообщение «Иудаизм в России»

е/. Другие традиционные и нетрадиционные верования в России.

Первичное повторение и введение новых понятий в систему уже изученного.

Учитель: Поблагодарим наших журналистов за проделанную работу! И для того, чтобы закрепить полученные знания, я предлагаю составить синквейн. Давайте вспомним, что такое синквейн.

Итак, синквейн - это 5 (строк записать в тетрадь):

Название, ключевое слово;

Два прилагательных, относящихся к определяемому слову;

Три глагола;

Фраза или предложение, имеющая(щее) термин первой строки;

Синоним первой строки.

Учитель: Пусть каждый из вас составит синквейн к слову религия или к одному из видов религии.

Подведение итогов урока и задание на дом.

Рефлексия: Учащиеся самостоятельно заполняют опросные листы.

Я узнал(а)....

Я понял(а)...

Я удивлён(а)...

Домашнее задание: Мозговой штурм: Ребята я вам раздам карточки с домашним заданием, вам будет нужно ответить письменно на поставленный вопрос.

«Кораблекрушение. В живых осталось только три человека, разного вероисповедания: мусульманин, женщина - христианка и мужчина буддийской веры. Прошёл некоторый период относительно спокойной жизни, но время от времени стали возникать конфликтные ситуации на религиозной почве, причём они стали регулярными и вести к самоуничтожению».

Что делать? Как найти выход из сложившейся ситуации, учитывая интересы трёх вероисповеданий и придерживаясь общепринятых человеческих норм?


© 2010-2022