• Преподавателю
  • Обществознание
  • Методическая разработка интегрированного урока по обществознанию и литературе по теме Влияние характера человека на деятельность и общение на примере романа А. Гончарова «Обломов»

Методическая разработка интегрированного урока по обществознанию и литературе по теме Влияние характера человека на деятельность и общение на примере романа А. Гончарова «Обломов»

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Влияние характера человека на деятельность и общение на примере романа А. Гончарова «Обломов»

Цели урока:

- рассмотреть влияние характера человека на деятельность и общение на примере героев романа И. Обломова и А. Штольца; выяснить виды и функции общения, как необходимого условия развития личности;

- выявить особенности русского национального характера; обобщить знания, полученные на предыдущих уроках литературы и обществознания;

- развивать у учащихся навыки ведения диалога, умение анализировать, умение работать в группе, участвовать в ролевой игре, составлять самоанализ;

- воспитывать потребность осознанно определять свое место в обществе через разные способы общения, стремиться к личностному саморазвитию и совершенствованию.

Тип урока: интегрированный (литература и обществознание)

Основные понятия: общение, функции общения, коммуникация, диалог, менталитет

Оборудование: портрет А. Гончарова; карточки с отрывками текста, костюмы И.Обломова, слуги Захара, музыкальное сопровождение - ария в женском исполнении («Дива» Альфредо Каталани. Ария из оперы «Вали»; компьютер; репродукции живописи второй половины XIX в.

Ход урока.

  1. Изучение новой темы.

Беседа с учащимися (учитель обществознания):

- Как вы думаете, для чего приходит в этот мир человек?

- В чем смысл жизни человека?

Преподаватель обществознания: Да, одна из важнейших потребностей человека - потребность в деятельности и общении. Общение - целый мир, богатый и разнообразный, оно имеет непреходящее значение в жизни человека. В основу общения заложены как различные факторы.

Сегодня мы познакомимся с некоторыми видами и формами общения, а также проследим за тем, как влияет на процесс общения характер человека. Поэтому тему нашего урока мы определили так: «Влияние характера человека на деятельность и общение на примере романа А. Гончарова «Обломов».

Искусство в любом виде помогает людям познавать сущность человеческого общения через проникновение во внутренний мир персонажей. Мы учимся понимать поступки, слова, состояния героев разных эпох, темпераментов, характеров, возрастов. Искусство, а в нашем случае литература, не только бесконечно углубляет наше понимание реального общения, но и расширяет его сферу, обогащая наш опыт, помогая ориентироваться в многообразном мире общения.

Для того чтобы лучше разобраться в сути общения, обратимся к примерам из произведения «Обломов».

*Приложение 1. Разговор Штольца и Обломова. (Исполнение учащимися по ролям)

Беседа с учащимися (учитель литературы):

- Узнали ли вы героев? По каким признакам?

- Можно ли назвать увиденную сценку общением? Почему?

- Вспомните национальность персонажей? Повлияла ли принадлежность к определенной нации на характеры героев?

- Как называют особенности национального характера? (менталитет)

Запись в тетрадях:

МЕНТАЛИТЕТ (ментальность) (от позднелат. mentalis - умственный), образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе.

- В чем особенность общения между Штольцем и Обломовым?

*Приложение № 2. Обломов и Захар.

Беседа преподавателя литературы со студентами:

- Что общего в двух сценках? Чем отличается общение в сценках?

- Меняется ли стиль общения героев? В чем причины? (социальное положение собеседника)

Преподаватель обществознания: Итак, общение предполагает обмен информацией, что составляет суть коммуникации. Но в основе общения происходит взаимодействие субъекта с субъектом, а в основе коммуникации взаимодействуют субъект и объект.

Запись в тетрадях:

Коммуникация Общение

Субъект ↔ объект субъект → субъект

обмен информацией передает информацию получает информацию

ОБЩЕНИЕ - передача и обмен информацией двух или более равнозначных субъектов, сопровождаемое видоизменением, дополнением, уточнением, обменом мнений.

Отличие общения от коммуникации

  1. Коммуникация - один из видов межличностного взаимодействия. Общение объединяет все виды человеческих взаимоотношений.

  2. Функции коммуникации связаны с вербальными и невербальными способами получения информации. Функцией общения является установление и развитие контактов между людьми.

  3. Процессы коммуникации связаны со знаковыми системами и речевой деятельностью. Общение сочетает коммуникативные функции с интерактивными и перцептивными.

  4. В коммуникации важным моментом является получение и оценка информации, включая способ ее подачи. В общении важны и содержание, и эмоциональный фон

Преподаватель обществознания: обмен мнениями (общение) может происходить как в форме диалога, так и в форме монолога или реплики. Сейчас вам предстоит выяснить форму общения

*Приложение № 3. Размышления Обломова. Монолог.

- Какая форма общения предстала перед вами? Чем отличается монолог от диалога?

Работа студентов в группах по приготовленным заранее отрывкам из текста А. Гончарова «Обломов» с разными формами общения. Во время обсуждения тихим фоном звучит музыкальное сопровождение

- Определите форму общения.

- Какие черты характера повлияли на манеру общения героев?

Преподаватель литературы:

- Повлияла ли на отношения героев музыка? Где в произведении мы встречаем это влияние?

Преподаватель литературы зачитывает отрывок об исполнении Ольгой арии (на фоне муз. сопровождения)

*Приложение 4.

Преподаватель обществознания: Сегодня вашему вниманию были представлены одновременно два вида общения.

Запись в тетрадях видов общения:

1. между реальными субъектами (в процессе практической деятельности и духовного общения);

- Какие формы реального общения мы выделили сегодня на уроке? (диалог - разговор между двумя и более лицами; монолог).

2. общение воображаемых партнеров - художественных персонажей

Но существуют еще две разновидности общения:

  1. общение реального субъекта с воображаемым партнером (внутренний диалог, самообщение, диалог с образом другого человека)

4. общение реального субъекта с иллюзорным партнером.

II. Закрепление изученной темы.

- Одинаково ли со всеми в романе общался Илья Обломов?

- Как влияет общение с различными субъектами на личность? Влияет ли характер, темперамент личности на манеру общения?

- Каково же значение общения в жизни человека?

III Рефлексия.

IV. Подведение итогов и выставление оценок.

Вывод: Именно общение позволяет человеку стать личностью в полной мере. Общение как обмен информацией, знаниями, переживаниями обогащает жизнь, приносит людям радости и огорчения, от которых вряд ли кто-то откажется добровольно и навсегда.

Домашнее задание: § 5. вопр. 1-5.

*Приложение 1.

- Здравствуй, Илья. Как я рад тебя видеть! Ну, что, как ты поживаешь? Здоров ли? - спросил Штольц.

- Ох. Нет, плохо, брат Андрей, - вздохнув, сказал Обломов, - какое здоровье!

- А что болен? - спросил заботливо Штольц.

- Ячмени одолели: только на той неделе один сошел с правого глаза, а теперь вот садится другой.

Штольц засмеялся.

- Только? - спросил он. - Это ты наспал себе.

- Какое «только»: изжога мучит. Ты послушал бы , что давеча доктор сказал. «За границу, говорит, ступайте, а то плохо: удар может быть».

- Ну, что ж ты?

- Не поеду.

- Отчего же?

- Помилуй! Ты послушай, что он тут наговорил: «живи я где-то на горе, поезжай в Египет или в Америку…»

- Что ж? - хладнокровно сказал Штольц. - В Египте ты будешь через две недели, в Америке через три.

- Ну, брат Андрей, и ты то же! Один толковый человек и был, и тот с ума спятил. Кто же ездит в Америку и Египет! Англичане: так уж те так господом богом устроены; да негде им жить- то у себя. А у нас кто поедет? Разве отчаянный какой-нибудь, кому жизнь нипочем.

- В самом деле, какие подвиги: садись в коляску или на корабль, дыши чистым воздухом, смотри на чужие страны, города, обычаи , на все чудеса… Ах, ты! Ну, скажи, что твои дела, что в Обломовке?...



*Приложение 2.

- Захар! - с чувством повторил Илья Ильич.

- Чего изволите? - едва слышно прошептал Захар и чуть-чуть вздрогнул, предчувствуя патетическую речь.

- Дай мне квасу! - сказал Илья Ильич.

У Захара отлегло от сердца; он с радости, как мальчишка, проворно бросился в буфет и принес квасу.

- Что, каково тебе? - кротко спросил Илья Ильич, отпив из стакана и держащего в руках. - Ведь нехорошо?

Вид дикости на лице Захара мгновенно смягчился блеснувшими в чертах его лучом раскаяния. Захар почувствовал первые признаки проснувшегося в груди и подступившего к сердцу благоговейного чувства к барину, и он вдруг стал смотреть прямо ему в глаза.

- Чувствуешь ли ты свой поступок? - спросил Илья Ильич.

«Что это за «проступок» за такой? - думал Захар с горестью. - Что-нибудь жалкое; ведь нехотя заплачешь, как он станет этак-то пропекать».

- Что ж, Илья Ильич, - начал Захар с самой низкой ноты своего диапазона, - я ничего не сказал, окроме того, что, мол…

- Нет, ты погоди! - перебил Обломов, понимаешь что ли, что ты сделал? На вот, поставь стакан на стол и отвечай!

Захар ничего не отвечал и решительно не понимал. Что он сделал, но это не помешало ему с благоговением посмотреть на барина; он даже понурил немного голову, сознавая свою вину.

*Приложение 3.

«Живи, как бог велит, а не как хочется - правило мудрое, но… И он задумался.

«Да, нельзя жить как хочется, - это ясно, начал говорить в нем какой-то угрюмый, строптивый голос, - впадешь в хаос противоречий, которых не распутает один человеческий ум, как он ни глубок, как ни дерзок! Вчера пожелал, а потом клянешь жизнь, зачем исполнилось, ведь вот что выходит от самостоятельного и дерзкого шагания в жизни, от своевольного хочу. Надо идти ощупью, на многое закрывать глаза и не бредить счастьем, не сметь роптать, что оно ускользнет, - вот жизнь! Кто выдумал, что она - счастье, наслаждение? Безумцы! «Жизнь есть жизнь, долг, - говорит Ольга, - обязанность, а обязанность бывает тяжела. Исполни же долг…» Он вздохнул.

*Приложение 4.

…От слов, от звуков, от этого чистого, сильного девичьего голоса билось сердце, дрожали нервы, глаза искрились и заплывали слезами. В один тот же момент хотелось умереть, не пробуждаться от звуков, и сейчас же опять сердце жаждало жизни…

Обломов вспыхивал, изнемогал, с трудом сдерживал слёзы. И ещё труднее было душить ему радостный, готовый вырваться из души крик. Давно не чувствовал он такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души…



© 2010-2022