Внеклассное мероприятие Конституция РФ

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интеллектуальная игра «Конституция РФ»

( внеклассное мероприятие).

Цель: формирование гражданской компетентности учащихся.

Задачи:

1.Воспитывать уважение к основному закону страны - Конституции РФ, к законам страны, понимание необходимости их соблюдения.

2.Формировать умение - полученные на уроках права знания, применять на практике,

в конкретных ситуациях.

3.Воспитывать любовь к Родине, чувство ответственности за свою страну.

Форма проведения: игра-конкурс

Оборудование: Конституция РФ, карточки с вопросами, секундомер, компьютер, мультимедиа проектор, экран.

Ход занятия:

Вступительное слово учителя. В этом году, 12 декабря, исполняется 20 лет основному закону нашего государства - Конституции Российской Федерации, поэтому наше мероприятие сегодня посвящается этой теме, это замечательный повод задуматься о себе, о нас, о нашей жизни в нашей замечательной стране

«Конституция - основной закон страны. Важно знать конституцию и уметь применять её в жизни. Наша игра покажет, насколько хорошо участники игры её знают. Удачи».

Класс заранее делится на 2 группы. Во время игры работает жюри (старшеклассники).

1-я группа (команда) - «Россияне», 2-я группа (команда) - «Свобода».

Ученик 6 класса читает стих о Конституции:

Приложение 1

Права, свободы человека -
Таков приоритет страны.
Мы Конституции навеки
Канонам следовать должны.

Мы честь Отчизны охраняем,
Мы все едины, мы - народ!
Россия, матушка родная,
Тебя спасем от всех невзгод.

Нам Конституция дана,
Чтобы понять, в чем ее суть.

У нас прекрасная страна,
А вместе с ней и весь наш путь!

Конкурс 1.

Каждая группа, к игре готовит презентацию о конституции - 4 мин.

Конкурс 2. «Кто быстрее». (по 1 баллу за верный ответ)

Каждой команде в течение 2 минут задаются вопросы. Команда должна успеть правильно ответить на большее количество вопросов. За каждый правильный ответ - 1 балл.

Вопросы: Ответы:

- 1.Сколько конституций принято в нашей стране?

- 2. Когда принята первая конституция?

- 3.Когда принята последняя?

- 4. Как называется парламент РФ?

- 5. Какая форма правления в РФ?

- 6. Сколько лет надо прожить на территории РФ, чтобы балатироваться в президенты РФ?

- 7. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ, достигший … лет.

- 8. Носитель суверенитета и единственный источник власти в РФ …..

- 9. С какого момента своей жизни человек обладает гражданством?

- 10. Что Конституция провозглашает высшей ценностью?

- 11. Что такое референдум?

- 12. С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права?

- 13. Кто несёт ответственность за образование ребёнка?

- 14. Можно ли не находясь в России но, являясь её гражданином, участвовать в выборах?

3 конкурс «Найди соответствие». (Всего 12 соответствий)

Раздаются напечатанные слова, значения которых необходимо найти на других листах.

-право- система обязательных норм, регулирующих поведение людей, за выполнением которых следит государство;

-мораль-совокупность представлений людей о добре и зле;

-демократия- власть народа;

-амнистия- частичное или полное освобождение от наказания ;

-кодекс - единый закон, в котором определены нормы, регулирующие определённую область правовых отношений;

-свидетель-очевидец преступления;

-адвокат-защитник;

-преступление- особо тяжкое противоправное действие;

-закон - нормативно-правовой акт, содержащий обязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый государством;

-гражданин - лицо, состоящее в устойчивой правовой связи с государством;

-импичмент - особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц государства, когда роль судебных органов играют палаты парламента;

-суверенитет-независимость.

Ведущий: пока команды заняты, поиграем со зрителями «Да! Нет!». За верный ответ получаем фишки.

Игра «Да! Нет!»

Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека - хором говорим: «Да!». Если это противоречит закону, хором говорим: «Нет!».

- Россия - наша страна?

- Да!

- Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

- Да!

- Можно ли человека обращать в рабство?

- Нет!

- Можно ли относиться к человеку жестоко?

- Нет!

- Защищён ли человек законом?

- Да!

- Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?

- Да!

- Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

- Нет!

- Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

- Да!

- Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?

- Да!

- Может ли человек владеть имуществом?

- Да!

- Имеет ли человек право на социальное обеспечение?

- Да!

- Можно ли запретить свободный выбор труда?

- Нет!

- Защищает ли закон материнство и младенчество?

- Да!

4 конкурс «Сказка - ложь, да в ней намёк…» (по 1 баллу за верный ответ).

Если команды не дают верный ответ, помогают зрители.

За каждый правильный ответ вы получаете фишку равную 1 баллу. Эти фишки вы можете использовать на уроках права, истории или обществознания для повышения оценки за урок. Например, оценка «3» за урок + 1 фишка и оценка за урок «4».

Нельзя использовать более 1 фишки за один урок.

Нельзя использовать фишку в случае неудовлетворительной оценки, т.е. «2»

Все фишки необходимо использовать до конца 2 четверти.

Задание 1. Сказка В.ГАРШИНА «ЛЯГУШКА - ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на свободу передвижений.

Задание 2. Сказка А.ТОЛСТОГО «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК». Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: унижение достоинства личности.

Задание 3. Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА». Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на отдых

Задание 4. А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ». Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на труд

Задание 5. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ». Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: неприкосновенность жилища.

Отгадай сказку.

В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)

В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. («Гуси -Лебеди»)

В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».

В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».

В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».

В какой сказке А.Н. Толстого было грубо нарушено право главного героя на владение личным имуществом? Ответ: «Приключения Буратино».

В какой сказке главная героиня воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».

Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу? Ответ: «Право на свободу передвижения».

Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища.

Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.

Какое право нарушил Буратино, схватив Шушару за хвост? Ответ: право на личную неприкосновенность.

Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.

Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? Ответ: право на жизнь.

Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ: правом на образование.

В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).

Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)

Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный)

Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино)

Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)

Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)

5 конкурс «Конкурс капитанов». (5 баллов)

Представьте, что вы - кандидаты в президенты России. Составьте вашу предвыборную программу. (5 минут).


6 конкурс

Найди и прочитай слова, которые имеют отношение к нашему государству (флаг, герб, гимн, президент, конституция, орел, столица). Из оставшихся букв составь слово (Россия)

\l

О

Н

С

Т

И

Т

Я

К

С

Ф

Л

А

У

Ц

Г

Е

Р

Б

Г

Я

И

Р

П

Г

С

Е

Л

С

Е

Р

И

О

Р

И

Т

З

О

М

Н

А

Ц

О

И

Д

Е

Н

Т

И

Л

7 конкурс «Анаграммы» (7 минут)

Задание: участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков - за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм.

Карточка №1.

Ребенок - к о р ё н б е

Семья - м я с ь е

Страна - а р а н с т

Документ - к у н т е м о д

Закон - к о н з а

Политика - и п о к а л и т

Жизнь - з и н ь ж и

Родители - д и л и е т о р

Карточка №2.

Конвенция - В Е Н К Я И Ц О Н

Порядок - Я Д П О Р О К

Право - В О Р А П

Союз - Ю З О С

Подросток - С О Д Р О П К Т О

Школа - Л О К А Ш

Достоинство - С Т О Н С И Т О В О Д

Медицина - Д Е М И Н А Ц И

Карточка №3.

Отдых - Д Ы Х О Т

Образование - Р О З А В И Н А Б Е О

Досуг - Д У Г О С

Человек - Л О В Ч Е К Е

Слово - В О С О Л

Гражданин - Г Р И Н Н А Д А Ж

Отец - Ц Е Т О

Дружба - Ж Б А Р У Д


Карточка №4.

Школьник - К О Л Ь Ш И К Н

Малыш - Ш Ы Л А М

Декларация - Ц И К Л А Р А Д Е Я

Собрание - Е Б Р А Н И С О

Общество - Б О С Т В О Щ Е

Группа - П Р А П У Г

Опекун - К Е У Н О П

Мнение - Н Е М Е Н И

Карточка №5.

Норма - М Р А Н О

Забота - Б О З А Т А

Выживание - А Н И Ж Е В И В Ы

Поступок - С Т У К О П О П

Информация - Ф О Р Н И Ц И М А Я

Радость - Д О Р А С Т Ь

Опека - К Е П О А

Согласие - С И Л А Г О С Е

Ведущий: пока команды заняты, поиграем со зрителями в игру «Определи статью». За верный ответ зритель получает фишку.

Игра со зрителями «Определи статью»

Подростки, пока никого не было в классе, вытащили из сумки одноклассника деньги. (Кража)

Человек схватил с прилавка магазина на глазах у продавца какой-то товар и бросился бежать. (Грабёж)

Одноклассник Пети, Вова, узнал о том, что Петя курит, он сказал ему: «Если не подаришь мне свою игровую приставку, я расскажу об этом твоему отцу». Петя испугался и отдал Вове свою приставку. (Вымогательство, так как Вова предложил Пете отдать что-то из своих ценностей взамен на нераспространение порочащих его сведений.)

Подросток позвонил в школу и сказал, что в здании бомба. (Заведомо ложное сообщение об акте терроризма)

Пожилой гражданин стоял на остановке и ждал автобус. К нему подошли четверо парней и спросили закурить. Он сказал, что у него нет сигарет, и что он не курит. Парни, достав биты, стали избивать его. На крики о помощи прибежали мужчины с другой стороны улицы и спасли пенсионера. (Хулиганство, был нарушен общественный порядок, парни совершили преступление группой с применением предметов, используемых в качестве оружия.)

Подростки наносят на стены подъездов, домов, памятников надписи краской из аэрозольного баллончика, либо выцарапывают их ножом. (Вандализм)

Подростки решили посмотреть, сможет ли троллейбус проехать по небольшим острым камешкам. Они сложили их на дороге и спрятались за деревьями и кустами. Водитель троллейбуса не успел вовремя затормозить и, наехав на камни, проколол два передних колеса. (Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.)

8 конкурс (2 балла) «Как мы знаем наши права»

«Наши права»

Задание первой команде.

Оцените ситуацию и скажите кто прав.

«В одном из 10 классов произошло неприятное событие.

Олег Смирнов, фактический лидер класса, прыснул газовым баллончиком ученику из параллельного класса и повредил ему глаза.

Директор школы созвал собрание класса.

Пожелавших выступить и осудить одноклассника оказалось не много. Многие предпочли отмолчаться, дабы не вызывать на себя гнев Смирнова. Однако директор стал поочерёдно вызывать учеников, оставшихся в стороне от обсуждения. Один из них заявил: «Но у нас свобода слова!»

«Правильно! - подхватил директор. - Вот и высказывайтесь»

(Действия директора - нарушение свободы слова, которое запрещается Конституцией.

Моральные нормы требуют публичного осуждения Олега Смирнова. Этот случай показывает, что действия морали шире, чем права, и не всякая этическая норма находит защиту в сфере права).

Задание второй команде

Оцените ситуацию. Допустима ли такая свобода выражения мнения? Кто из спорщиков нарушил использование права на свободу слова?

«На перемене одноклассники поспорили о том, хорошо ли списывать. Высказав свои аргументы, участники спора так и остались каждый при своём мнении. Тогда желая доказать свою правоту, они перешли на личности. «Ты жадина, поэтому и не даёшь списывать!» - сказал сторонник списывания. «А ты балбес, своих мозгов не хватает, потому вечно и канючишь!» - ответил другой.

(«Жадина», «ни к чему не способный человек» - это сведения, порочащие честь и достоинство человека. Вопрос о правомерности их распространения зависит от того, соответствует ли он действительности

Выражение «балбес» - оскорбление, так как унижается честь и достоинство человека в неприличной форме. Свобода слова имеет свои ограничения.)

«Выборы»

Задание первой команде.

Оцените ситуацию.

Нарушен ли в данном случае принцип прямого участия в выборах?

«На избирательный участок Елена Ивановна Петрова пришла с дочкой, ученицей 6 класса. Она сказала, что девочка может проголосовать за свою 93 - летнюю бабушку, которая не ходит и не видит. Член избирательной комиссии разъяснила, что в таком случае члены избирательной комиссии приглашаются домой к избирателю. Елена Ивановна разъяснила, что поскольку её мать не видит и плохо слышит, то и дома за неё придётся голосовать. Член избирательной комиссии уступила и выдала бюллетень по предъявлении паспорта старушки».

(В данном случае член избирательной комиссии нарушила принцип прямого участия в выборах. Неспособность гражданина по тем или иным причинам голосовать не означает, что за него могут проголосовать его родственники. На выборах имеет значение воля избирателя, а не его родственников).


Задание второй команде.

Оцените ситуацию.

Какие нарушения избирательных норм вы заметили?

Оказался ли здесь нарушен принцип равенства?

«На избирательный участок приехал директор металлургического комбината. Директора, благодаря телевидению, знали в лицо все

Люди, стоящие около столов, где выдавали бюллетени для голосования, расступились.

Директор громко и весело со всеми поздоровался, без предъявления паспорта получил свои бюллетени, зашёл ненадолго в кабину для голосования и затем опустил их в ящик для голосования».

(Принцип равного голосования нарушен не был, поскольку голос директора предприятия имеет такой же вес, как и голоса других граждан. Член избирательной комиссии нарушила процедуру голосования. Не проверила личность избирателя, место его регистрации, не проверила, включён ли он в список избирателей, не сделала в нём отметку, удостоверяющую, что данный избиратель реализовал своё право голоса.)

Подведение итогов игры.

Заключительное слово учителя: «Игра удалась. Она показала хорошее знание учениками основного закона страны, уважительное отношение участников игры к Конституции. Умение применять полученные знания в конкретных ситуациях.

© 2010-2022