Рабочая программа дисциплины «Обществознание» ОГБОУ СПО Ульяновского техникума железнодорожного транспорта

Рабочая программа дисциплины «Обществознание» разработана на основе примерной программы в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и письма Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 20.05.2007 г. № 03 – 1180 «Рекомендации по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального о...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОГБОУ СПО Ульяновский техникум железнодорожного транспорта


Рабочая программа дисциплины «Обществознание»

Кольцова С.Г., преподаватель ОГБОУ СПО Ульяновского техникума железнодорожного транспорта






Рабочая программа дисциплины «Обществознание» разработана на основе примерной программы в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и письма Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 20.05.2007 г. № 03 - 1180 «Рекомендации по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для учреждений РФ, реализующих программы общего образования» с учетом технического профиля получаемого профессионального образования.

РЕКОМЕНДОВАНА

на заседании ЦМК общего гуманитарного и социально-экономического цикла

Председатель ЦМК

________________ С.В. Усанова

Протокол заседания ЦМК

№ ______ от ____________20___ г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной работе ОГБОУ СПО Ульяновского техникума железнодорожного транспорта

_____________ И.А. Родионова

_____________ 20___ г.

Автор - разработчик:Кольцова С.Г., преподаватель ОГБОУ СПО Ульяновского техникума железнодорожного транспорта

Рецензенты:

____________________________________________________________________

Ф.И.О., должность

____________________________________________________________________

Ф.И.О., должность

© ОГБОУ СПО УТЖТ


  1. СОДЕРЖАНИЕ


  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНы

8

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

25

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

30

приложение

31



1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1.1. Область применения программы:

Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» предназначена для изучения обществознания в рамках реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по специальностям СПО базовой подготовки:

- 190701 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам);

- 190623 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог;

- 220415 Автоматика и телемеханика на транспорте (на железнодорожном транспорте);

- 270835 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство;

- 140409 Электроснабжение (по отраслям);

- 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).

Согласно «Рекомендациям по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) обществознание изучается с учетом технического профиля получаемого профессионального образования как базовый учебный предмет в объеме 117 часов.

Основной формой контроля по дисциплине является аттестация в форме дифференцированного зачета.

В содержание интегрированного курса программы включен материал по основам философии, экономики, социологии, политологии и права.

Особое место в программе занимают сведения о современном российском обществе, об актуальных проблемах развития мирового сообщества на современном этапе, о роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, чертах и признаках современной цивилизации. Особенностью данной программы является повышенное внимание к изучению ключевых тем и понятий социальных дисциплин, а также вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.

Отбор содержания производился на основе реализации следующих принципов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.

Программа предполагает дифференциацию уровней достижения обучающимися различных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных в социальной среде средствах массовых коммуникаций понятий и категорий общественных наук, так и в области социально-практических знаний, обеспечивающих успешную социализацию в качестве гражданина, собственника, труженика.

На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как сложные теоретические понятия и положения социальных дисциплин, специфические особенности социального познания, законы общественного развития, особенности функционирования общества как сложной динамично развивающейся самоорганизующейся системы. В результате освоения курса у обучающихся закладываются целостные представления о человеке и обществе, деятельности человека в различных сферах, экономической системе общества, о социальных нормах, регулирующих жизнедеятельность гражданина.

В процессе реализации программы, обучающиеся должны получить достаточно полные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни.

В программе курсивом выделен материал, который при изучении учебной дисциплины «Обществознание» контролю не подлежит.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

Изучение обществознания на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;

  • воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

  • овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

  • совершенствования собственной познавательной деятельности;

  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

  • реализации и защита прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать/понимать:

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

  • особенности социально-гуманитарного познания

Содержание программы способствует формированию общих компетентностей:

-ОК 1

-ОК 3

-ОК 4

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

-ОК 5

-ОК 7

Использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 176 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;

самостоятельной работы обучающегося 59 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

176

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

59

в том числе:


оформление результатов выполненных работ

18

выполнение расчетно-графической работы

10

составление таблицы соответствия

8

составление опорного конспекта

4

изучение дополнительной литературы

2

написание реферата

12

подготовка сообщения

5

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета







2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ.04. История

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Знания:

- предмета исследования обществознания;

- методов исследования обществознания

1

Содержание учебного материала:

1

1.

Социальные науки.

Специфика объекта их изучения. Методы исследования. Значимость социального знания

2

Раздел 1.

Начало философских и психологических знаний о человеке и обществе

23

Тема 1.1 Природа человека, врожденные и приобретенные качества



Знания:

- природы человека;

- социальных качеств человека;

- проблем познаваемости мира;

- взаимоотношений человека в системе социальных связей

- понятия истины и её критерии;

- основных видов профессиональной деятельности человека;

- форм социального изменения общества;

- особенностей современного мира( глобализация и антиглобализация).

16

Содержание учебного материала:

10

1.

Природа человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество.

Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни.

2

2.

Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.

2

3.

Человек в системе социальных связей. Свобода человека и ее ограничители (внутренние - со стороны самого человека и внешние - со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Умение общаться. Толерантность. Поиск взаимопонимания. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. Причины и истоки агрессивного поведения.

Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение


Самостоятельная работа обучающихся:

1. Сущностная характеристика межличностного общения в молодёжной среде (на примере Ульяновской области). Реферат

6


Тема 1.2 Представление об обществе как сложной динамичной системе.

Знания:

- понятия система

- общества как сложной динамической системы

- что такое общество

- необходимость регулирования общественных отношений,

- сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- глобальные проблемы современности

7

Содержание учебного материала:

6

1.

Общество. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.

Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.

3

2.

Общество как сложная динамическая система. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).

Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем

3

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Сущностная характеристика межличностного общения в молодёжной среде (на примере Ульяновской области)

Написание реферата

1


Раздел 2

Основы знаний о духовной культуре человека и общества


14

Тема 2.1

Духовная культура личности и общества.

Знания:

- основных типов культуры;

- значение духовной культуры личности и общества в общественной жизни

- характеристики естественных и социально - гуманитарных наук;

- основных принципов и норм морали;

- основных видов искусства

3

Содержание учебного материала

2

1.

Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура - продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур.

3

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Виды и возможности профессионального образования в Ульяновской области.

Изучение учебной и справочной литературы

1


Тема 2.2 Наука и образование в современном мире

Знания:

- роль науки и образования в современном мире

- виды наук;

- функции наук;

- что такое государственное образование;

- виды учебных заведений

6

Содержание учебного материала:

4

1.

Наука и образование в современном мире. Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.

Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления

2

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Виды и возможности профессионального образования в ульяновской области.

2.Изучение учебной и справочной литературы

3. Составление плана- конспекта и учебником

2


Тема 2.3 Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры.

Знания:

-основных элементов духовной культуры(мораль, искусство и религия);

-виды религии;

-основных принципов и норм морали;

-особенностей мировых религий.

5

Содержание учебного материала:

2

1.

Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры.

Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.

Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации.

Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Виды и возможности профессионального образования в ульяновской области.

2.Изучение учебной и справочной литературы

3. Составление плана- конспекта и учебником

3


Раздел 3

Экономика

37

Тема3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи

Знания:

- типов экономических систем

- определения экономики как науки и хозяйства;

- определения рынка и законы действующие на рынке;

- определения ВВП и его структуру;

- понятия безработицы, причины и последствия;

- определения инфляция, виды, причины, последствия;

- основных глобальных экономических проблем


Содержание учебного материала

6

1.

Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства Разделение труда, специализация и обмен.

3

2.

Типы экономических систем. Традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.

3

3.

Экономика семьи. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения

3

Самостоятельная работа обучающихся:

Изучение учебной и справочной литературы

Решение социальных ситуаций с учетом личного социального опыта студентов(по заданным темам.)

2


Тема 3.2 Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

Знания:

-роли рыночных отношений в экономике;

-понятия по теме;

-экономических функции государства;

-виды рынков;

-роли фирм в экономике;

-формы монополии ;

-плюсы и минусы конкуренции;

-основы менеджмента и маркетинга

12

Содержание учебного материала:

8

1.

Рыночные отношения в экономике. Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга.

2

2.

Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные рыночные структуры.

2

3.

Экономика и государство. Экономические функции государства. Основные организационные формы бизнеса в России.

2

4.

Основы менеджмента и маркетинга. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга.


Самостоятельная работа обучающихся:

Характеристика социальных отношений в обществе. Работа с дополнительной литературой, подготовка докладов по темам.

Решение социальных ситуаций с учетом личного социального опыта студентов(по заданным темам.)

4


Тема3.3 ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция

Знания:

-понятия по теме;

-расчет ВВП;

-причины безработицы;

-экономического роста и развития;

-виды инфляции, причины и последствия.

11

Содержание учебного материала

6

1.

Экономический рост и развитие. Экономические циклы.

Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал.

Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.

Деньги. Процент. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании.

Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной системы.

2

2.

Занятость и безработица. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия

2

3.

Финансы в экономике. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции.


Самостоятельная работа обучающихся

Работа с дополнительной литературой, подготовка сообщений по данной теме.

Изучение учебной и справочной литературы

Решение социальных ситуаций с учетом личного социального опыта студентов(по заданным темам.)

5


Тема3.4. Основные проблемы экономики России.

.

Знания:

-понятия по теме;

-проблемы экономики в современной Росси;

-государственной политики в области международной торговли;

-элементы международной экономики;

-основные элементы международной экономики.

6

Содержание учебного материала:

4

1.

Проблемы экономики в современной Росси. Элементы международной экономики.

Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике.

Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы

3

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с дополнительной литературой, подготовка сообщений по данной теме, составление таблиц и работа по ним. Изучение учебной и справочной литературы

Решение социальных ситуаций с учетом личного социального опыта студентов(по заданным темам.)

2


Раздел 4

Социальные отношения


28

Тема 4.1. Социальная роль и стратификация.

Знания:

- социальной структуры общества;

- основных характеристик социальной стратификации и социальной мобильности;

- определения социальная норма, санкции, социальная стратификации, семья;

- видов социальных норм и санкций;

- социального развития и молодежи;

- особенностей социальной стратификации в современной России;

- общей характеристики семьи;

- конституционных принципов национальной политики в Российской Федерации.

12

Содержание учебного материала:

6

1.

Социальная структура общества. Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность.

Социальная роль. Соотношение личностного «Я» и социальной роли. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.

Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.

2

2.

Социальное развитие и молодежь. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.

Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Общая характеристика социальной структуры индустриально развитых стран. Работа с дополнительной литературой. Изучение учебной и справочной литературы

Решение познавательных задач по теме.

Работа с источниками по вопросам

4


Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты


Знания:

-основные понятия по теме;

-виды социальных норм;

-виды, формы и значение социального контроля;

-социального взаимодействия

8

Содержание учебного материала:

4

1.

Социальные нормы и социальный контроль. Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.

Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

2

2.

Социальное взаимодействие. Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление опорного конспекта, подготовка сообщений по данной теме; заполнение таблиц. Изучение учебной и справочной литературы

Решение познавательных задач по теме.

Работа с источниками по вопросам

2


Тема 4.3 Важнейшие социальные общности и группы

Знания:

-понятия по теме;

-видов семьи;

-роль быта в семье;

-актуальных проблем современного общества и молодежи;

-виды социальных общностей;

-виды межнациональных отношений.

10

Содержание учебного материала:

8

1.

Нации и межнациональные отношения. Межнациональное сотрудничество.

3

2.

Семья и быт. Семья в современном обществе.

3

3.

Социальная сфера. Актуальные проблемы современного общества и молодежи.

3

Самостоятельная работа обучающихся

Составление опорного конспекта, подготовка сообщений по данной теме; заполнение таблиц. Изучение учебной и справочной литературы

Решение познавательных задач по теме.

Работа с источниками по вопросам

2


Раздел5

Политика как общественное явление


26

Тема5.1. Политика и власть.

Знания:

-понятия политическая система;

-роли государства в политической системе;

-основных типов общественной власти;

-внутренние и внешние функции государства;

-понятия демократии и правового государства;

-причины и особенности экстремистских форм политического участия,

-признаки гражданского общества и правового государства;

-отличительны черты выборов в демократическом обществе,

-классификацию политических партий и движений;

-процедуры проведения избирательной кампании в Российской Федерации

10

Содержание учебного материала:

6

1.

Государство в политической системе

Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов - основные особенности развития современной политической системы.Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов.

2

2.

Политическая система. Политическая система,ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт.

2

3.

Демократия. Правовое государство. Основные ценности и признаки демократии.. Условия формирования демократических институтов и традиций. Особенности демократии в современных обществах. Правовое государство, понятие и признаки.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с дополнительной литературой; работа с политической картой мира.

Работа с источниками и с новыми нормативными актами по вопросам

Работа с учебной литературой. Составление плана - конспекта. Написание рефератов по темам. Изучение учебной и справочной литературы.

4


5.2. Участники политического процесса

Знания:

-политического процесса и его элементов;

-субъектов и объектов политического процесса;

-понятия темы;

-защита прав человека;

-роль политических элит и политического лидерства в политическом процессе;

-отличительны черты выборов в демократическом обществе,

-классификацию политических партий и движений;

-процедуры проведения избирательной кампании в Российской Федерации

16

Содержание учебного материала:

10

1.

Участники политического процесса.

Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия.

Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.

2

2.

Политическая элита. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России

2

3.

Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации.

Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации

2

4.

Защита прав человека. СМИ в политике. СМИ и коррупция. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.

2

5.

Политические партии и движения. Их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с учебной литературой. Составление плана - конспекта. Написание рефератов по темам. Изучение учебной и справочной литературы. Составление опорного конспекта, подготовка сообщений по данной теме; заполнение таблиц. Изучение учебной и справочной литературы

6


Раздел 6.

Право


37

Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений

Знания:

-места право в системе социальных норм;

-основные источники права;

-особенностей правовых и моральных норм;

-основные формы права;

-субъекты и объекты правоотношения и правонарушения;

-основ конституционного строя Российской Федерации и основные конституционные права и обязанности граждан в России;

-характеристики основных отраслей гражданского права, структуру правовых отношений.

8

Содержание учебного материала:

6

1.

Право в системе социальных норм. Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе.

Правовые и моральные нормы.Частное и публичное право.

Основные формы права. Правовые отношения и их структура.

2

2.

Источники права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

2

3.

Правоотношения и правонарушения. . Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Характеристика становления новой Российской государственности.

Работа с дополнительной литературой; составление опорного конспекта. Работа с источниками и с новыми нормативными актами по вопросам

Работа с учебной литературой

2


Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации








Знания:

-понятия по теме;

-структуры конституционного права РФ;

-система государственных органов РФ;

-основы конституционного строя.

11

Содержание учебного материала:

8

1.

Конституционное право РФ. Конституционное право РФ, как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.

Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Формы и процедуры избирательного процесса.

Право на благоприятную окружающую среду. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу.

Права и обязанности налогоплательщика.

2

2.

Основы конституционного строя Российской Федерации. Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат. Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.

Основные конституционные права и обязанности граждан в России

2

3.

Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с дополнительной литературой; составление опорного конспекта. Работа с источниками и с новыми нормативными актами по вопросам

Работа с учебной литературой

Работа с источниками и с новыми нормативными актами по вопросу

«Местное самоуправление на примере Ульяновской области»

Россия и глобализация. Работа с дополнительной литературой; составление опорного конспекта; работа с периодической печатью, подготовка сообщений.

3


Тема6.3. Отрасли российского права

Знания:

-понятия по теме;

-норм и отраслей Российского права;

-понятия и структуры гражданского права;

-субъектов и объектов гражданских правоотношений;

-основных экономических, культурных и социальных прав;

-основных элементов семейного и трудового права.

13

Содержание учебного материала:

8

1.

Нормы и отрасли Российского права.

Защита прав потребителей.

Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность.

Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.

Основания и порядок обращения в Конституционный Суд РФ. Правовые последствия принятия решения Конституционным Судом РФ.

3

2.

Гражданское право. Гражданское право и гражданские правоотношения.

Физические лица. Юридические лица.

Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение.

Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.


3.

Экономические, культурные и социальные права. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.


4.

Семейное право. Трудовое право. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.

Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних.

Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения.


Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с дополнительной литературой, подготовка сообщений по данной теме, составление таблиц и работа по ним. Изучение учебной и справочной литературы

Решение социальных ситуаций с учетом личного социального опыта студентов(по заданным темам.)

5


Тема6.4. Международное право

Знания:

-понятия по теме;

-источники международного права;

- международная защита прав человека
основные документы.

5

Содержание учебного материала:

2

1.

Международное право. Международное гуманитарное право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

3

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с дополнительной литературой, подготовка сообщений по данной теме, составление таблиц и работа по ним. Изучение учебной и справочной литературы

Решение социальных ситуаций с учетом личного социального опыта студентов(по заданным темам.)

3


Резерв

10


Итого

176





3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

1.Посадочные места по количеству обучающихся;

2.Рабочее место преподавателя;

3.Доска классная;

4.Шкафы, стеллажи.

Средства обучения:

1.Учебные пособия, настенные исторические карты;

2.Демонстрационные картины и таблицы;

3.Раздаточные наглядные пособия;

4.Дидактические раздаточные материалы;

Технические средства обучения:

1.Компьютер

2.Интерактиная доска AktivBoard

Интернет-ресурсы:

1.auditorium.ru/- Социально-гуманитарное и политологическое образование(система федеральных образовательных порталов),

2.history.perm/- Исторический портал

3. http:/history.machaon.ru/-«Международный исторический журнал»

4.historia.ru/-«Мир истории» (Российский электронный журнал) 5.web-local.rudn.ru/web-local/uem/ido/3/- Федеральный фонд учебных курсов

6.edu.tsu.ru/historynet/- Интернет для историков

7.magister.msk.ru/library/history/history1.htm- Материалы русской истории.

8.fond.ru/inst/danyl.htm- Данилевский Н.Я. «Россия и Европа»

9.anriintern.com/history/rushist2/rushistory.htm- Учебник истории под ред. И.Я. Фроянова «История России от древнейших времен до начала XX века»


Темы рефератов

1.Общество и его регуляторы.

  1. 2.Право - воплощение справедливости и добра.

  2. 3.Права человека - эволюция развития.

  3. 4.Правовое регулирование хозяйственной деятельности.

  4. 5.Права потребителей.

  5. 6.Конституционализм и конституционные идеи в России и мире.

  6. 7.Конституция РФ - основной закон жизни государства.

  7. 8.Местное самоуправление в России: прошлое, настоящее, перспективы.

  8. 9.Федерализм в России: прошлое, настоящее, перспективы развития.

  9. 10.Тоталитаризм - феномен XX столетия.

  10. 11.Мыслители прошлого о политике и ее роли в жизни людей.

  11. 12.Политика - наука, искусство и профессия.

  12. 13.Свободные выборы - утопия или реальность.

  13. 14.Четвертая власть и ее роль в политической жизни.

  14. 15.Демократия - за и против.

  15. 16.Политические партии и лидеры современной России.

  16. 17.Лидер - кто он?

  17. 18.Политические идеи русских мыслителей.

  18. 19.Молодежь и ее роль в современной политике.

  19. 20.Политические реформы в современной России.

  20. 21.Экономические реформы в Российской Федерации. От экономики сырьевой к экономике инновационной.

  21. 22.Предпринимательство. История развития предпринимательства в России.

  22. 23.Конкуренция и ее роль в рыночной экономике.

  23. 24.Социально-регулируемое рыночное хозяйство.




РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Для обучающихся

  1. Боровик В.С., Боровик С.С. Обществознание: учебник. - М., 2008-392 с.

    1. Важенин А.Г. Обществознание: учебник. - М., 2009-243с.

      1. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие.-М., 2008-432 с.

        1. Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. - М., 2008-135 с.

          1. Кишенкова О.В.Тестовый контроль на уроках обществознания в 10-11 кл.-М., 2009 -152 с.

            1. Кишенкова О.В.Тестовый контроль на уроках обществознания в 10-11 кл. - М., 2009-96 с.

              1. Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. - М., 2011-143 с.

                1. Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. - М.,2011-98 с.

                  1. Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник. 10кл.- М., 2010-243 с.

                    1. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. - М., 2011-298 с.

                      1. Человек и общество: Обществознание: учебник для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. - Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. - М., 2011-243 с.

                        1. Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10-11 кл. общеобразовать учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. - Ч. 2. - 11 кл. - М., 2011-175 с.

                          1. Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. - М., 2012-234 с.


                          1. Для преподавателей

                          2. 1.Введение в обществознание: учебник для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова. - 8-е изд., перераб. и доп.- М., 2011-213 с.

                          3. 2.Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б., Смирнов В.В. Права человека. - М., 2009-86 с.

                          4. 3.Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 10 кл.- М., 2009-143 с.

                          5. 4.Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 11 кл. -М., 2008-243 с.

                          6. 5.Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. - М., 2008-87 с.

                          7. 6.Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы.

                          8. Обществознание. - М., 2008-43 с.

                          9. 7.Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права: учеб. пособие для УСПО). - Ростов н/Д, 2008-42 с.

                          10. 8.Певцова Е.А. Основы правовых знаний. - М., 2008-67 с.

                          11. 9.Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры (10кл.). - М., 2009-123 с.

                          10.Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры.11 кл.в 4 ч. -М.,2009-43 с.

                          1. 11.Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. - М., 2007-28 с.

                          2. 12. Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. - М., 2009-56 с.

                          3. 13. Яковлев А.И. Основы правоведения. - М., 2008-25 с.

                          4. Нормативные правовые акты

                          5. 1.Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. - М., 2005.

                          6. 2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ. -1994. - № 32. - Ст. 3301.

                          7. 3.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.

                          8. 4.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. - 2001. - № 49. - Ст. 4552.

                          9. 5.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.

                          10. 6.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. - 2002. - № 46. - Ст. 4532.

                          11. 7.Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. - 1996. - № 35. - Ст. 4135.

                          12. 8.Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 -ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 140.

                          13. 9.Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. - М., 2005.

                          10.Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. - 2002. - № 1. - Ст. 1.

                          1. 11.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. - 2002. - № 1. - Ч. 1. - Ст. 3.

                          2. 12.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. - 2001. - № 52. - Ч.1. - Ст. 4921.

                          3. 13.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

                          4. 14.Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3802.

                          5. 15.Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. - 1999. - № 26. - Ст. 3177.






































                          4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

                          Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


                          Результаты обучения

                          (освоенные умения, усвоенные знания)

                          Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

                          Умения:

                          - анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, схема, аудиовизуальный ряд);

                          - различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и объяснения;

                          -устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

                          - представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии

                          -экспертная оценка выполнения контрольной работы;

                          -экспертная оценка выполнения практического задания;

                          -дифференцированный зачет


                          Знания:

                          - основные факты, процессы, явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

                          - периодизацию всемирной и отечественной истории;

                          - современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

                          - основные исторические термины и даты;

                          - особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе

                          -экспертная оценка результатов тестирования;

                          -экспертная оценка выполнения контрольной работы;

                          -экспертная оценка выполнения практического задания;

                          - дифференцированный зачёт



                          1. Приложение 1. ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОК


                          Название ОК

                          Технологии формирования ОК

                          ( техники, приемы и т.д.)

                          ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

                          Поисковые и исследовательские технологии:

                          - семинар;

                          -дискуссия;

                          ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

                          Поисковые и исследовательские технологии:

                          - работа в группах;

                          -диспут.

                          ОК 5 Использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

                          Поисковые и исследовательские технологии:

                          - дискуссия;

                          - работа в группах;

                          -мозговой штурм;

                          -проект.

                          ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий;

                          Поисковые и исследовательские технологии:

                          - работа в группах;

                          -

                          ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

                          Поисковые и исследовательские технологии:

                          -мозговой штурм;

                          - семинар;

                          - работа в группах;

                          -проект






                          © 2010-2022