- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа дисциплины «Обществознание» ОГБОУ СПО Ульяновского техникума железнодорожного транспорта
Рабочая программа дисциплины «Обществознание» ОГБОУ СПО Ульяновского техникума железнодорожного транспорта
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кольцова С.Г. |
Дата | 11.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ОГБОУ СПО Ульяновский техникум железнодорожного транспорта
Рабочая программа дисциплины «Обществознание»
Кольцова С.Г., преподаватель ОГБОУ СПО Ульяновского техникума железнодорожного транспорта
Рабочая программа дисциплины «Обществознание» разработана на основе примерной программы в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и письма Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 20.05.2007 г. № 03 - 1180 «Рекомендации по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для учреждений РФ, реализующих программы общего образования» с учетом технического профиля получаемого профессионального образования.
РЕКОМЕНДОВАНА
на заседании ЦМК общего гуманитарного и социально-экономического цикла
Председатель ЦМК
________________ С.В. Усанова
Протокол заседания ЦМК
№ ______ от ____________20___ г.
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по учебной работе ОГБОУ СПО Ульяновского техникума железнодорожного транспорта
_____________ И.А. Родионова
_____________ 20___ г.
Автор - разработчик:Кольцова С.Г., преподаватель ОГБОУ СПО Ульяновского техникума железнодорожного транспорта
Рецензенты:
____________________________________________________________________
Ф.И.О., должность
____________________________________________________________________
Ф.И.О., должность
© ОГБОУ СПО УТЖТ
-
СОДЕРЖАНИЕ
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНы
8
-
условия реализации программы учебной дисциплины
25
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
30
приложение
31
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы:
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» предназначена для изучения обществознания в рамках реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по специальностям СПО базовой подготовки:
- 190701 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам);
- 190623 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог;
- 220415 Автоматика и телемеханика на транспорте (на железнодорожном транспорте);
- 270835 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство;
- 140409 Электроснабжение (по отраслям);
- 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).
Согласно «Рекомендациям по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) обществознание изучается с учетом технического профиля получаемого профессионального образования как базовый учебный предмет в объеме 117 часов.
Основной формой контроля по дисциплине является аттестация в форме дифференцированного зачета.
В содержание интегрированного курса программы включен материал по основам философии, экономики, социологии, политологии и права.
Особое место в программе занимают сведения о современном российском обществе, об актуальных проблемах развития мирового сообщества на современном этапе, о роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, чертах и признаках современной цивилизации. Особенностью данной программы является повышенное внимание к изучению ключевых тем и понятий социальных дисциплин, а также вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.
Отбор содержания производился на основе реализации следующих принципов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.
Программа предполагает дифференциацию уровней достижения обучающимися различных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных в социальной среде средствах массовых коммуникаций понятий и категорий общественных наук, так и в области социально-практических знаний, обеспечивающих успешную социализацию в качестве гражданина, собственника, труженика.
На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как сложные теоретические понятия и положения социальных дисциплин, специфические особенности социального познания, законы общественного развития, особенности функционирования общества как сложной динамично развивающейся самоорганизующейся системы. В результате освоения курса у обучающихся закладываются целостные представления о человеке и обществе, деятельности человека в различных сферах, экономической системе общества, о социальных нормах, регулирующих жизнедеятельность гражданина.
В процессе реализации программы, обучающиеся должны получить достаточно полные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни.
В программе курсивом выделен материал, который при изучении учебной дисциплины «Обществознание» контролю не подлежит.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Изучение обществознания на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
-
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
-
воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
-
овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
-
овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
-
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
-
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
-
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
-
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
-
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
-
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
-
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
-
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
-
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
-
совершенствования собственной познавательной деятельности;
-
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
-
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
-
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
-
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
-
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
-
реализации и защита прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
-
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать/понимать:
-
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
-
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
-
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
-
особенности социально-гуманитарного познания
Содержание программы способствует формированию общих компетентностей:
-ОК 1
-ОК 3
-ОК 4
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
-ОК 5
-ОК 7
Использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 176 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;
самостоятельной работы обучающегося 59 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
176
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
117
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
59
в том числе:
оформление результатов выполненных работ
18
выполнение расчетно-графической работы
10
составление таблицы соответствия
8
составление опорного конспекта
4
изучение дополнительной литературы
2
написание реферата
12
подготовка сообщения
5
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ.04. История
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
Знания:
- предмета исследования обществознания;
- методов исследования обществознания
1
Содержание учебного материала:
1
1.
Социальные науки.
Специфика объекта их изучения. Методы исследования. Значимость социального знания
2
Раздел 1.
Начало философских и психологических знаний о человеке и обществе
23
Тема 1.1 Природа человека, врожденные и приобретенные качества
Знания:
- природы человека;
- социальных качеств человека;
- проблем познаваемости мира;
- взаимоотношений человека в системе социальных связей
- понятия истины и её критерии;
- основных видов профессиональной деятельности человека;
- форм социального изменения общества;
- особенностей современного мира( глобализация и антиглобализация).
16
Содержание учебного материала:
10
1.
Природа человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество.
Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни.
2
2.
Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.
2
3.
Человек в системе социальных связей. Свобода человека и ее ограничители (внутренние - со стороны самого человека и внешние - со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.
Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Умение общаться. Толерантность. Поиск взаимопонимания. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. Причины и истоки агрессивного поведения.
Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Сущностная характеристика межличностного общения в молодёжной среде (на примере Ульяновской области). Реферат
6
Тема 1.2 Представление об обществе как сложной динамичной системе.
Знания:
- понятия система
- общества как сложной динамической системы
- что такое общество
- необходимость регулирования общественных отношений,
- сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- глобальные проблемы современности
7
Содержание учебного материала:
6
1.
Общество. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.
Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.
3
2.
Общество как сложная динамическая система. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).
Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем
3
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Сущностная характеристика межличностного общения в молодёжной среде (на примере Ульяновской области)
Написание реферата
1
Раздел 2
Основы знаний о духовной культуре человека и общества
14
Тема 2.1
Духовная культура личности и общества.
Знания:
- основных типов культуры;
- значение духовной культуры личности и общества в общественной жизни
- характеристики естественных и социально - гуманитарных наук;
- основных принципов и норм морали;
- основных видов искусства
3
Содержание учебного материала
2
1.
Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура - продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур.
3
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Виды и возможности профессионального образования в Ульяновской области.
Изучение учебной и справочной литературы
1
Тема 2.2 Наука и образование в современном мире
Знания:
- роль науки и образования в современном мире
- виды наук;
- функции наук;
- что такое государственное образование;
- виды учебных заведений
6
Содержание учебного материала:
4
1.
Наука и образование в современном мире. Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.
Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления
2
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Виды и возможности профессионального образования в ульяновской области.
2.Изучение учебной и справочной литературы
3. Составление плана- конспекта и учебником
2
Тема 2.3 Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры.
Знания:
-основных элементов духовной культуры(мораль, искусство и религия);
-виды религии;
-основных принципов и норм морали;
-особенностей мировых религий.
5
Содержание учебного материала:
2
1.
Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры.
Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.
Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации.
Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Виды и возможности профессионального образования в ульяновской области.
2.Изучение учебной и справочной литературы
3. Составление плана- конспекта и учебником
3
Раздел 3
Экономика
37
Тема3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи
Знания:
- типов экономических систем
- определения экономики как науки и хозяйства;
- определения рынка и законы действующие на рынке;
- определения ВВП и его структуру;
- понятия безработицы, причины и последствия;
- определения инфляция, виды, причины, последствия;
- основных глобальных экономических проблем
Содержание учебного материала
6
1.
Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства Разделение труда, специализация и обмен.
3
2.
Типы экономических систем. Традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.
3
3.
Экономика семьи. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения
3
Самостоятельная работа обучающихся:
Изучение учебной и справочной литературы
Решение социальных ситуаций с учетом личного социального опыта студентов(по заданным темам.)
2
Тема 3.2 Рынок. Фирма. Роль государства в экономике
Знания:
-роли рыночных отношений в экономике;
-понятия по теме;
-экономических функции государства;
-виды рынков;
-роли фирм в экономике;
-формы монополии ;
-плюсы и минусы конкуренции;
-основы менеджмента и маркетинга
12
Содержание учебного материала:
8
1.
Рыночные отношения в экономике. Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга.
2
2.
Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные рыночные структуры.
2
3.
Экономика и государство. Экономические функции государства. Основные организационные формы бизнеса в России.
2
4.
Основы менеджмента и маркетинга. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга.
Самостоятельная работа обучающихся:
Характеристика социальных отношений в обществе. Работа с дополнительной литературой, подготовка докладов по темам.
Решение социальных ситуаций с учетом личного социального опыта студентов(по заданным темам.)
4
Тема3.3 ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция
Знания:
-понятия по теме;
-расчет ВВП;
-причины безработицы;
-экономического роста и развития;
-виды инфляции, причины и последствия.
11
Содержание учебного материала
6
1.
Экономический рост и развитие. Экономические циклы.
Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал.
Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.
Деньги. Процент. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании.
Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной системы.
2
2.
Занятость и безработица. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия
2
3.
Финансы в экономике. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции.
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с дополнительной литературой, подготовка сообщений по данной теме.
Изучение учебной и справочной литературы
Решение социальных ситуаций с учетом личного социального опыта студентов(по заданным темам.)
5
Тема3.4. Основные проблемы экономики России.
.
Знания:
-понятия по теме;
-проблемы экономики в современной Росси;
-государственной политики в области международной торговли;
-элементы международной экономики;
-основные элементы международной экономики.
6
Содержание учебного материала:
4
1.
Проблемы экономики в современной Росси. Элементы международной экономики.
Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике.
Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы
3
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с дополнительной литературой, подготовка сообщений по данной теме, составление таблиц и работа по ним. Изучение учебной и справочной литературы
Решение социальных ситуаций с учетом личного социального опыта студентов(по заданным темам.)
2
Раздел 4
Социальные отношения
28
Тема 4.1. Социальная роль и стратификация.
Знания:
- социальной структуры общества;
- основных характеристик социальной стратификации и социальной мобильности;
- определения социальная норма, санкции, социальная стратификации, семья;
- видов социальных норм и санкций;
- социального развития и молодежи;
- особенностей социальной стратификации в современной России;
- общей характеристики семьи;
- конституционных принципов национальной политики в Российской Федерации.
12
Содержание учебного материала:
6
1.
Социальная структура общества. Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность.
Социальная роль. Соотношение личностного «Я» и социальной роли. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.
Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.
2
2.
Социальное развитие и молодежь. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.
Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Общая характеристика социальной структуры индустриально развитых стран. Работа с дополнительной литературой. Изучение учебной и справочной литературы
Решение познавательных задач по теме.
Работа с источниками по вопросам
4
Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты
Знания:
-основные понятия по теме;
-виды социальных норм;
-виды, формы и значение социального контроля;
-социального взаимодействия
8
Содержание учебного материала:
4
1.
Социальные нормы и социальный контроль. Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.
Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.
2
2.
Социальное взаимодействие. Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Составление опорного конспекта, подготовка сообщений по данной теме; заполнение таблиц. Изучение учебной и справочной литературы
Решение познавательных задач по теме.
Работа с источниками по вопросам
2
Тема 4.3 Важнейшие социальные общности и группы
Знания:
-понятия по теме;
-видов семьи;
-роль быта в семье;
-актуальных проблем современного общества и молодежи;
-виды социальных общностей;
-виды межнациональных отношений.
10
Содержание учебного материала:
8
1.
Нации и межнациональные отношения. Межнациональное сотрудничество.
3
2.
Семья и быт. Семья в современном обществе.
3
3.
Социальная сфера. Актуальные проблемы современного общества и молодежи.
3
Самостоятельная работа обучающихся
Составление опорного конспекта, подготовка сообщений по данной теме; заполнение таблиц. Изучение учебной и справочной литературы
Решение познавательных задач по теме.
Работа с источниками по вопросам
2
Раздел5
Политика как общественное явление
26
Тема5.1. Политика и власть.
Знания:
-понятия политическая система;
-роли государства в политической системе;
-основных типов общественной власти;
-внутренние и внешние функции государства;
-понятия демократии и правового государства;
-причины и особенности экстремистских форм политического участия,
-признаки гражданского общества и правового государства;
-отличительны черты выборов в демократическом обществе,
-классификацию политических партий и движений;
-процедуры проведения избирательной кампании в Российской Федерации
10
Содержание учебного материала:
6
1.
Государство в политической системе
Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов - основные особенности развития современной политической системы.Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов.
2
2.
Политическая система. Политическая система,ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт.
2
3.
Демократия. Правовое государство. Основные ценности и признаки демократии.. Условия формирования демократических институтов и традиций. Особенности демократии в современных обществах. Правовое государство, понятие и признаки.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с дополнительной литературой; работа с политической картой мира.
Работа с источниками и с новыми нормативными актами по вопросам
Работа с учебной литературой. Составление плана - конспекта. Написание рефератов по темам. Изучение учебной и справочной литературы.
4
5.2. Участники политического процесса
Знания:
-политического процесса и его элементов;
-субъектов и объектов политического процесса;
-понятия темы;
-защита прав человека;
-роль политических элит и политического лидерства в политическом процессе;
-отличительны черты выборов в демократическом обществе,
-классификацию политических партий и движений;
-процедуры проведения избирательной кампании в Российской Федерации
16
Содержание учебного материала:
10
1.
Участники политического процесса.
Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.
2
2.
Политическая элита. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России
2
3.
Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации.
Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации
2
4.
Защита прав человека. СМИ в политике. СМИ и коррупция. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.
2
5.
Политические партии и движения. Их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебной литературой. Составление плана - конспекта. Написание рефератов по темам. Изучение учебной и справочной литературы. Составление опорного конспекта, подготовка сообщений по данной теме; заполнение таблиц. Изучение учебной и справочной литературы
6
Раздел 6.
Право
37
Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений
Знания:
-места право в системе социальных норм;
-основные источники права;
-особенностей правовых и моральных норм;
-основные формы права;
-субъекты и объекты правоотношения и правонарушения;
-основ конституционного строя Российской Федерации и основные конституционные права и обязанности граждан в России;
-характеристики основных отраслей гражданского права, структуру правовых отношений.
8
Содержание учебного материала:
6
1.
Право в системе социальных норм. Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе.
Правовые и моральные нормы.Частное и публичное право.
Основные формы права. Правовые отношения и их структура.
2
2.
Источники права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
2
3.
Правоотношения и правонарушения. . Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Характеристика становления новой Российской государственности.
Работа с дополнительной литературой; составление опорного конспекта. Работа с источниками и с новыми нормативными актами по вопросам
Работа с учебной литературой
2
Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации
Знания:
-понятия по теме;
-структуры конституционного права РФ;
-система государственных органов РФ;
-основы конституционного строя.
11
Содержание учебного материала:
8
1.
Конституционное право РФ. Конституционное право РФ, как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.
Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Формы и процедуры избирательного процесса.
Право на благоприятную окружающую среду. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.
Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу.
Права и обязанности налогоплательщика.
2
2.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат. Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.
Основные конституционные права и обязанности граждан в России
2
3.
Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с дополнительной литературой; составление опорного конспекта. Работа с источниками и с новыми нормативными актами по вопросам
Работа с учебной литературой
Работа с источниками и с новыми нормативными актами по вопросу
«Местное самоуправление на примере Ульяновской области»
Россия и глобализация. Работа с дополнительной литературой; составление опорного конспекта; работа с периодической печатью, подготовка сообщений.
3
Тема6.3. Отрасли российского права
Знания:
-понятия по теме;
-норм и отраслей Российского права;
-понятия и структуры гражданского права;
-субъектов и объектов гражданских правоотношений;
-основных экономических, культурных и социальных прав;
-основных элементов семейного и трудового права.
13
Содержание учебного материала:
8
1.
Нормы и отрасли Российского права.
Защита прав потребителей.
Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность.
Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.
Основания и порядок обращения в Конституционный Суд РФ. Правовые последствия принятия решения Конституционным Судом РФ.
3
2.
Гражданское право. Гражданское право и гражданские правоотношения.
Физические лица. Юридические лица.
Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение.
Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
3.
Экономические, культурные и социальные права. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
4.
Семейное право. Трудовое право. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.
Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних.
Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения.
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с дополнительной литературой, подготовка сообщений по данной теме, составление таблиц и работа по ним. Изучение учебной и справочной литературы
Решение социальных ситуаций с учетом личного социального опыта студентов(по заданным темам.)
5
Тема6.4. Международное право
Знания:
-понятия по теме;
-источники международного права;
- международная защита прав человека
основные документы.
5
Содержание учебного материала:
2
1.
Международное право. Международное гуманитарное право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
3
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с дополнительной литературой, подготовка сообщений по данной теме, составление таблиц и работа по ним. Изучение учебной и справочной литературы
Решение социальных ситуаций с учетом личного социального опыта студентов(по заданным темам.)
3
Резерв
10
Итого
176
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
1.Посадочные места по количеству обучающихся;
2.Рабочее место преподавателя;
3.Доска классная;
4.Шкафы, стеллажи.
Средства обучения:
1.Учебные пособия, настенные исторические карты;
2.Демонстрационные картины и таблицы;
3.Раздаточные наглядные пособия;
4.Дидактические раздаточные материалы;
Технические средства обучения:
1.Компьютер
2.Интерактиная доска AktivBoard
Интернет-ресурсы:
1.auditorium.ru/- Социально-гуманитарное и политологическое образование(система федеральных образовательных порталов),
2.history.perm/- Исторический портал
3. http:/history.machaon.ru/-«Международный исторический журнал»
4.historia.ru/-«Мир истории» (Российский электронный журнал) 5.web-local.rudn.ru/web-local/uem/ido/3/- Федеральный фонд учебных курсов
6.edu.tsu.ru/historynet/- Интернет для историков
7.magister.msk.ru/library/history/history1.htm- Материалы русской истории.
8.fond.ru/inst/danyl.htm- Данилевский Н.Я. «Россия и Европа»
9.anriintern.com/history/rushist2/rushistory.htm- Учебник истории под ред. И.Я. Фроянова «История России от древнейших времен до начала XX века»
Темы рефератов
1.Общество и его регуляторы.
-
2.Право - воплощение справедливости и добра.
-
3.Права человека - эволюция развития.
-
4.Правовое регулирование хозяйственной деятельности.
-
5.Права потребителей.
-
6.Конституционализм и конституционные идеи в России и мире.
-
7.Конституция РФ - основной закон жизни государства.
-
8.Местное самоуправление в России: прошлое, настоящее, перспективы.
-
9.Федерализм в России: прошлое, настоящее, перспективы развития.
-
10.Тоталитаризм - феномен XX столетия.
-
11.Мыслители прошлого о политике и ее роли в жизни людей.
-
12.Политика - наука, искусство и профессия.
-
13.Свободные выборы - утопия или реальность.
-
14.Четвертая власть и ее роль в политической жизни.
-
15.Демократия - за и против.
-
16.Политические партии и лидеры современной России.
-
17.Лидер - кто он?
-
18.Политические идеи русских мыслителей.
-
19.Молодежь и ее роль в современной политике.
-
20.Политические реформы в современной России.
-
21.Экономические реформы в Российской Федерации. От экономики сырьевой к экономике инновационной.
-
22.Предпринимательство. История развития предпринимательства в России.
-
23.Конкуренция и ее роль в рыночной экономике.
-
24.Социально-регулируемое рыночное хозяйство.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
-
Для обучающихся
-
Боровик В.С., Боровик С.С. Обществознание: учебник. - М., 2008-392 с.
-
Важенин А.Г. Обществознание: учебник. - М., 2009-243с.
-
Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие.-М., 2008-432 с.
-
Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. - М., 2008-135 с.
-
Кишенкова О.В.Тестовый контроль на уроках обществознания в 10-11 кл.-М., 2009 -152 с.
-
Кишенкова О.В.Тестовый контроль на уроках обществознания в 10-11 кл. - М., 2009-96 с.
-
Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. - М., 2011-143 с.
-
Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. - М.,2011-98 с.
-
Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник. 10кл.- М., 2010-243 с.
-
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. - М., 2011-298 с.
-
Человек и общество: Обществознание: учебник для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. - Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. - М., 2011-243 с.
-
Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10-11 кл. общеобразовать учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. - Ч. 2. - 11 кл. - М., 2011-175 с.
-
Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. - М., 2012-234 с.
-
Для преподавателей
-
1.Введение в обществознание: учебник для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова. - 8-е изд., перераб. и доп.- М., 2011-213 с.
-
2.Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б., Смирнов В.В. Права человека. - М., 2009-86 с.
-
3.Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 10 кл.- М., 2009-143 с.
-
4.Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 11 кл. -М., 2008-243 с.
-
5.Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. - М., 2008-87 с.
-
6.Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы.
-
Обществознание. - М., 2008-43 с.
-
7.Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права: учеб. пособие для УСПО). - Ростов н/Д, 2008-42 с.
-
8.Певцова Е.А. Основы правовых знаний. - М., 2008-67 с.
-
9.Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры (10кл.). - М., 2009-123 с.
10.Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры.11 кл.в 4 ч. -М.,2009-43 с.
-
11.Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. - М., 2007-28 с.
-
12. Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. - М., 2009-56 с.
-
13. Яковлев А.И. Основы правоведения. - М., 2008-25 с.
-
Нормативные правовые акты
-
1.Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. - М., 2005.
-
2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ. -1994. - № 32. - Ст. 3301.
-
3.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
-
4.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. - 2001. - № 49. - Ст. 4552.
-
5.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
-
6.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. - 2002. - № 46. - Ст. 4532.
-
7.Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. - 1996. - № 35. - Ст. 4135.
-
8.Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 -ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 140.
-
9.Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. - М., 2005.
10.Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. - 2002. - № 1. - Ст. 1.
-
11.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. - 2002. - № 1. - Ч. 1. - Ст. 3.
-
12.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. - 2001. - № 52. - Ч.1. - Ст. 4921.
-
13.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
-
14.Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3802.
-
15.Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. - 1999. - № 26. - Ст. 3177.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и объяснения;
-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии
-экспертная оценка выполнения контрольной работы;
-экспертная оценка выполнения практического задания;
-дифференцированный зачет
Знания:
- основные факты, процессы, явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- основные исторические термины и даты;
- особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе
-экспертная оценка результатов тестирования;
-экспертная оценка выполнения контрольной работы;
-экспертная оценка выполнения практического задания;
- дифференцированный зачёт
-
Приложение 1. ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОК
Название ОК
Технологии формирования ОК
( техники, приемы и т.д.)
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
Поисковые и исследовательские технологии:
- семинар;
-дискуссия;
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
Поисковые и исследовательские технологии:
- работа в группах;
-диспут.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности
Поисковые и исследовательские технологии:
- дискуссия;
- работа в группах;
-мозговой штурм;
-проект.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий;
Поисковые и исследовательские технологии:
- работа в группах;
-
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
Поисковые и исследовательские технологии:
-мозговой штурм;
- семинар;
- работа в группах;
-проект