Конспект урока по обществознанию Выборы и ответственность

Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Брейн-Ринг по теме «Выборы - долг и ответственность»

Примечания:

Данный материал можно использовать на уроках в 9-11 классов при изучении темы «Выборы в РФ», а также же во внеурочное время, как внеклассное мероприятие.

Тип урока - повторительно - обобщающий.

Форма урока - игра-конкурс, инновационная форма правового просвещения (время- 2 часа)

Цели урока:

образовательная:

-углубить и систематизировать полученные знания по избирательному праву;

-овладеть умениями и практическими навыками, необходимыми для полноценного участия в демократическом избирательном процессе;

воспитательная:

-содействовать повышению правовой культуры, формированию правосознания, активной гражданской позиции, основанной на уважении к законам и государственным традициям.

развивающая:

-способствовать развитию у учащихся умений логически мыслить, анализировать, моделировать, решать проблемные задачи;

-формированию навыков исследовательской работы.

мотивационная:

-формирование интереса к дальнейшему изучению избирательного права;

-стимулировать удовлетворение в общении, через деловое сотрудничество;

-способствовать развитию, как сильных, так и слабых учащихся, сохранять их эмоциональное благополучие, веру в свои силы, стимулировать любознательность, познавательный интерес, способствовать их развитию.

Оборудование урока:

компьютер, интерактивная доска, ватманы, микрофон, карточки-задания, маркеры, кабина, урна и бюллетени для голосования.

Оформление:

государственные символы Российской Федерации, информационные плакаты «Все на выборы».

Урок проводится за две недели до выборов. Учащиеся получают опережающее задание:

  • разделится на две команды;

  • придумать название, девиз, эмблему;

  • выработать свою программу, отразив в ней проблемы, стоящие перед районом и возможные пути их решения;

  • определить лидера - кандидата на пост Главы района;

  • подать заявку на участие в выборах;

  • подготовить агитационные плакаты и листовки с информацией о своих кандидатах.

Группа социологов предварительно проводит социологический опрос среди учащихся класса и их родителей по следующим вопросам:

План урока:

1) Вводное слово учителя, объявление темы.

2) Мотивация.

3) Актуализация знаний.

4) Результаты и анализ социологического опроса.

5) Конкурсная программа:

  • Визитная карточка команды

  • Блиц-опрос

  • Моделирование ситуаций

  • Избирательная компания

  • Ковер идей

  • Свободный микрофон

  • Голосование

  • Подведение итогов

6) Заключение.

Ход урока.

В начале урока учитель обращает внимание учащихся на то, что в жизни всегда приходится выбирать между плохим поступком и хорошим, между одной профессией и другой. Сделать выбор подчас трудно, особенно, когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого района, области, государства.

Объявляется тема урока, звучит стихотворение.

Об этом буду говорить

Выборы... Они порою так важны.

Важны, как в деле, так в судьбе страны.

В судьбе народа: главное, чтоб люди шли.

Шли выбирать. Ведь славный наш народ

С восьми и до восьми надеется и ждет.

Надеждою он в этот день живёт.

Что будет просто хорошо, что будет так светло.

И каждый думает одно:

Что в жизни нам дано?

Хотим гарантий мы на то,

Чтоб не было терактов, не было войны.

И люди чтоб не гибли от голода, чумы.

И хлеб насущный чтобы был горой,

Чтоб к детям счастье приходило утренней зарёй...

В своих стихах об этом буду говорить

Сегодня, завтра ...Сколько буду жить.

Учитель объявляет цели и задачи урока.

Учитель подчеркивает, что актуальность данной темы доказывает сама жизнь: в различных регионах России активность граждан на выборах снижается. Не все граждане хотят воспользоваться своим правом выбирать. Почему так происходит?

Слово предоставляется социологам для анализа социологического опроса и прогноза на предстоящие выборы.

Учитель объявляет начало игры - конкурса.

Для проведения конкурса формируется жюри, группа поддержки. После каждого конкурса жюри подводит итоги (см. Приложение№3). Жюри так же выполняет функции счетной комиссии.

1. конкурс « Визитная карточка команды »

Проводится презентация политических партий

«Арарат правды» и «ПИК» (название, девиз, эмблема).

2. конкурс « Блиц - опрос»



Объясните понятия:

демократия выборы

кандидаты депутаты

избирательное право избирательный процесс

Вопросы

1. Какими правами обладает человек? (группы прав)

2. Какие права относятся к политическим?

3. Что означает понятие право голоса?

4. Кто обладает правом голоса в РФ, а кто лишен?

5. Что дает человеку участие в выборах?

6. Почему важно: голосует гражданин или нет?

7. Как вы относитесь к высказыванию Маяковского: «Голос единицы - тоньше писка»?

8. Какой город Древней Руси стал символом народного самоуправления и вольности?

9. С какого периода в России существует постоянная избирательная система?

10. Какие знания необходимы избирателю для сознательного участия в выборах?

11. Какие органы самоуправления существуют в нашем районе, городе? Какие вопросы они решают?

12. Что такое избирательный ценз. Какие избирательные цензы существуют?

(Количество вопросов может изменяться в зависимости от времени).

Учитель отмечает, что выборы - один из способов формирования парламента. В ходе них граждане выбирают глав государства, региона и органов местного самоуправления. Во всех демократических государствах выборы проходят по определённым правилам или принципам, которые нельзя менять ни при каких обстоятельствах.

Перед началом третьего конкурса учитель просит учащихся назвать основные принципы избирательного права в нашей стране и охарактеризовать их.

3.конкурс. « Моделирование ситуаций».

Команды получают по 2 ситуации и определяют какие принципы избирательного права в них нарушены.

Ситуация №1

Избирательное право в государстве имеют только граждане в возрасте от 40 до 60 лет. Случалось ли такое в прошлом?

Ситуация №2

Во время голосования рядом с голосующим стоит некий человек в черном костюме и следит затем, возле фамилии какого кандидата в бюллетени проставляется галочка. Какой принцип демократических выборов нарушается? К чему это может привести?

Ситуация №3

Избирательный закон разрешает одному человеку голосовать за другого, т.е. сосед может проголосовать за соседа, родственник за родственника. Как такая ситуация отразиться на результатах выборов?

Ситуация №4

В бюллетене для голосования проставлена только одна фамилия. Какой избирательный принцип нарушен? Где использовалась в прошлом такая система? К каким последствиям может привести такой порядок выборов?

Пока команды работают с ситуациями, учитель может задать вопросы болельщикам:

Что означают понятия: демократия и выборы?

4.конкурс « Избирательная компания » (2 этапа).

I этап: команды получают набор карточек с основными этапами избирательного процесса, которые необходимо расположить в правильной последовательности. После выполнения задания проводится проверка.

II этап. Презентация плакатов на тему «Выборы».

Учитель напоминает учащимся, что в ближайшее время жителям нашего района предстоит избирать Главу муниципального образования «Камызякий район. Нам не безразлично какому человеку мы доверим своё будущее.

5. конкурс « Ковёр идей ».

Команды получают по листа ватмана, 2 маркера и 3 вида цветных полосок по 10 шт. каждого цвета (розового, синего и желтого). Свои идеи ребята записывают на цветных полосках (по 1 идее) и приклеивают на ватман « Ковёр идей». Предварительно учащимся было предложено продумать оформление «Ковра идей»: название, рисунки.

1 этап. Команда перечисляет черты идеального лидера, записывает их на полосках розового цвета и приклеивает их на ватман «Ковер идей». Учитель командам предлагает озвучить черты идеального лидера. Наиболее важные качества записываются на интерактивной доске.

Учитель ставит перед учащимися вопрос: почему сегодня так трудно быть лидером?

Учитель обращает внимание учащихся на то, что каждый лидер должен уметь видеть стоящие перед ним проблемы и решать их.

2 этап. Команда должна сформулировать проблемы, стоящие перед Камызякским районом и предложить пути их решения. Команда записывает обозначенные ими проблемы на полосках желтого цвета и приклеивает их на «Ковер идей».

Учитель спрашивает у учащихся, что нужно сделать, чтобы изменить существующую ситуацию в районе.

3 этап. Пути решения указанных проблем команды записывают на полосках синего цвета и приклеивают их на «Ковер идей».

Лидер каждой команды должен представить и защитить предложенные идеи (Политическая программа кандидата).

6. Конкурс. « микрофон ».

На этом этапе от каждой команды выходят 2 представителя; лидер и доверенное лицо, которое его представляет.

Каждый лидер в течение 2-3 минут выступает с речью, « Если бы я был главой государства».

В заключение учитель еще раз обращает внимание учащихся на то что, выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и местного самоуправления и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государством. В демократическом государстве при достаточной развитости политической культуры и самодеятельности граждан практически не бывает (скорее, и не может быть) полного единодушия на выборах. Смысл выборов не в том, чтобы продемонстрировать мнимое согласие между всеми гражданами и социальными слоями, который никогда не может быть достигнут в развитом обществе, а в том, чтобы все могли выразить свою волю, а государственная власть - быть созданной и действовать в соответствии с этой волей. Через борьбу на выборах, следовательно, в конечном счете достигается стабильность и порядок в общественной жизни.

Подведение итогов.





© 2010-2022