Организация работы по формированию финансовой грамотности у учащихся

       В ситуации экономической неопределённости очень важно помочь детям овладеть навыками финансовой грамотности, чтобы они могли принимать мудрые решения, распоряжаясь деньгами, и, следовательно, стать более уверенными, целеустремлёнными и ответственными взрослыми, которые могут внести важный вклад в организацию, где будут работать, или открыть своё дело и успешно вести бизнес, способствуя процветанию города, региона и родной страны. Это и есть одна из целей образования, одна из главных задач...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация работы по формированию финансовой грамотности у учащихсяОрганизация работы по формированию финансовой грамотности у учащихсяОрганизация работы по формированию финансовой грамотности у учащихсяОрганизация работы по формированию финансовой грамотности у учащихсяОрганизация работы по формированию финансовой грамотности у учащихсяОрганизация работы по формированию финансовой грамотности у учащихсяОрганизация работы по формированию финансовой грамотности у учащихсяОрганизация работы по формированию финансовой грамотности у учащихсяОрганизация работы по формированию финансовой грамотности у учащихсяОрганизация работы по формированию финансовой грамотности у учащихсяОрганизация работы по формированию финансовой грамотности у учащихсяОрганизация работы по формированию финансовой грамотности у учащихсяОрганизация работы по формированию финансовой грамотности у учащихсяОрганизация работы по формированию финансовой грамотности у учащихсяОрганизация работы по формированию финансовой грамотности у учащихсяОрганизация работы по формированию финансовой грамотности у учащихсяОрганизация работы по формированию финансовой грамотности у учащихсяОрганизация работы по формированию финансовой грамотности у учащихсяОрганизация работы по формированию финансовой грамотности у учащихсяОрганизация работы по формированию у учащихся

основ финансовой грамотности

Из опыта работы

учителя обществознания

МАОУ СОШ №12 г. Калининграда

Кошелевой Лидии Алексеевны.

В ситуации экономической неопределённости очень важно помочь детям овладеть навыками финансовой грамотности, чтобы они могли принимать мудрые решения, распоряжаясь деньгами, и, следовательно, стать более уверенными, целеустремлёнными и ответственными взрослыми, которые могут внести важный вклад в организацию, где будут работать, или открыть своё дело и успешно вести бизнес, способствуя процветанию города, региона и родной страны. Это и есть одна из целей образования, одна из главных задач обществознания как предмета, направленных на социализация личности.

До сих пор в программах по обществознанию не было чёткого выделения тем, которые бы формировали у учащихся основы финансовой грамотности, хотя изучение темы «Экономика» (11 класс) и «Экономическая сфера» (6 и 8 класс) предусматривает получение определённых знаний по финансам. Но уроки по финансовой грамотности необходимо начинать раньше. В начальной школе - на классных часах или на уроках по изучению окружающего мира. В среднем и старшем звене необходимо перепланировать уроки так, чтобы выделить определённое время для получения знаний по финансовой грамотности. Если выстроить линейку для формирования у учащихся основ финансовой грамотности, то можно увидеть возможности для тематического перепланирования материала в соответствии с возрастом и примерными программами по обществознанию.

Так, в 5 классе можно предусмотреть дополнительный материал в темах «Государственная поддержка семьи», «Потребности человека» и «Человеческие интересы», добавить темы «Кто такой рачительный хозяин?», «Как строится семейное хозяйство», «Финансовая документация семейного хозяйства», ввести понятие «экономика» (умение вести домашнее хозяйство»). Главное - замотивировать детей к изучению этих тем, а значит, проводить уроки в интерактивном режиме, дающие возможность детям самим принимать решения по экономическим вопросам, помогающие им анализировать их отношение к собственности (личной, коллективной, общественной).

Например, в теме «Государственная поддержка семьи» говорим об экономических связях семьи и государства, а потом - и о связи с другими организациями и учреждениями.

На доске рисую схему (я начинаю, дети продолжают):

Магазин государство школа

Предприятие,

где работают родители семья банк

детский сад гараж больница

-Есть ли здесь экономические связи?

- Где? Поясни.

- Вывод. Взаимосвязь: государство - семья, семья - другие организации - экономическая.

Эти отношения необходимо всегда подтверждать документом (чек, квитанция и т.д.)

По теме «Рачительный хозяин» дети заполняют таблицу

«Схема эффективности владения»

Название предмета

Показатели качества владения предметом (от 0 до 5 баллов)

итог

Внешний вид

Чистота, ухоженность

Возраст предмета

Соответствие возраста внешнему виду

Книга


Плеер


телефон








Потом дети подсчитывают результаты и делают выводы о себе как о хозяине.

А дальше они оценивают себя как пользователя личного, семейного и общего имущества, заполняя таблицу.

Экономическая роль человека

Предметы пользования

Самооценка (от 1 до 5)

Пользователь

личного имущества

Школьные принадлежности, игрушки, личная одежда…

Пользователь

семейного имущества

Телевизор, холодильник, предметы мебели…

Пользователь

общего имущества

Вагоны трамвая, скамейки на улице, кабинки лифтов, школьная мебель…

Вывод: не должно быть разницы в твоём пользовании предметами личного, семейного и общего имущества. Все вещи стоят денег.

В 6 классе при изучении темы «Экономическая сфера жизни общества» необходимо ввести понятия материальные блага, экономическая деятельность и её сферы (производство, распределение, обмен и потребление), бюджет, товары и услуги, виды рынков, предложение, спрос, производитель, потребитель, деньги, труд, работодатель, работник, профессия. Причём, эти понятия, сложные для понимания 6-классника, лучше вводить через призму примеров, игровых ситуаций, работы в группах, решение задач и тестов. Например, в теме «Бюджет» говорим о дефиците бюджета. Как сократить расходы в семейном бюджете? Начать экономить. С чего начнём? Например, с хлеба. Предлагаю им выдержку из книги:

- Если в каждой семье, состоящей из 4-х человек, ежедневно будут выбрасывать 100 граммов хлеба, то в год это составит 36 кг. А учитывая всё сегодняшнее население России, за год в отходы будет отправлено почти 1,5 миллиона тонн хлеба. Чтобы выпустить такое количество хлеба, необходимы 75 элеваторов ёмкостью 20 тысяч тонн зерна каждый, 43 мельницы, 98 хлебозаводов, выпускающих 50 тонн хлеба в сутки.

-Как же нужно экономить хлеб? С чего начнём?

На доске вырисовывается схема (по ходу предложений детей):

Бережное отношение (экономное):







Нельзя выбрасывать покупать не больше, чем требуется переработка

- А что ещё можно экономить? (электричество, воду и т.д.)

Работая и составляя подобные схемы, дети самостоятельно делают вывод о возможностях сокращения расходов при умении экономить.

В 7 классе в теме «Юридические границы подросткового возраста» можно предусмотреть дополнительный материал, где раскрывались бы возможности ребёнка, способного осуществлять определённые операции с денежной массой, к бережному отношению к собственным доходам и расходам (в пределах их прав). Очень помогает в формировании основ финансовой грамотности операция «Чек», которую я провожу уже на протяжении нескольких лет. Ребята, производя те или иные операции с денежной массой, обязательно должны взять чек (не только затем, чтобы проверить правильность расчётов, но и затем, чтобы проверить, платятся ли налоги этой организацией или фирмой). Причём, учащиеся приносят чеки из магазинов, расчётные квитанции, в общем, любой финансовый документ (за 2 недели). Подсчитываем, сколько и на что было потрачено. Часто это помогает осознать правильность их расходов. А кроме того, они понимают необходимость чека.

Кроме того, в 7 классе удачно проходит урок «Моя экономия», на котором дети решают проблему карманных денег («за» и «против»). Работают в группах, каждая из групп защищает свою точку зрения. Причём, на этом уроке хорошо отрабатывается умение вести дискуссию, поскольку тема очень важна для современного подростка, поэтому работаем, соблюдая принципы свободы, уважения, коллегиальности, заинтересованности, ответственности и гуманизма.

В 8 классе в разделе «Экономическая сфера» необходимо углубить знания детей, полученные в предыдущие годы, потому что пропедевтика даёт только начальные знания, а в 8 классе учащиеся уже осмысленно разбираются в премудростях рекламы, тайнах товарных знаков и упаковок, видят связь между личными потребностями и экономическими возможностями. Здесь возможно дополнительное изучение тем, которые были бы нацелены на изучение основ потребительской культуры.

Тема «Реклама». Начинаю урок со стихотворения С. Михалкова «Как мужик корову продавал». Выясняем, что это лишь один пример влияния рекламы на потребителя, особенно школьников. Привожу данные анкетирования, проведённые накануне в 9 классах, о том, как реклама влияет конкретно на них. В ходе практической работы с рекламными проспектами, буклетами и материалом газет выясняем роль рекламы, виды рекламы, говорим о Законе «О рекламе». Особенно обращаю внимание на защиту несовершеннолетних при производстве, размещении и распространении рекламы.

Очень интересно детям составлять бюджет семьи, а от бюджета семьи плавно перейти к изучению темы «Государственный бюджет», потому что в основе развития семьи и общества лежат одни и те же экономические правила и закономерности. Поэтому знания в области семейной экономики являются чрезвычайно важными для будущего как для каждого человека в отдельности, так и для государства в целом. Если ребёнок научится быть экономным в семье, то и к государственным расходам он будет относиться с пониманием.

В 9 классе темы «Право и имущественные отношения», «Потребитель и его права» важно дополнить материалами ситуационных задач, чтобы дети, опять же в ходе ролевых игр и практических занятий, смогли понять, как важно знать свои права и особенно обязанности в отношении имущества, обратить внимание детей на маркировку товаров (практическое занятие «Знаки на бирках твоей одежды») и т.д.

В 10 классе в разделе «Социализация» - обратить внимание на социальное положение человека в обществе, проблемы молодёжной безработицы, дополнить материал практическими занятиями типа «Биржа труда», составлением рейтинга профессий и т.д.

В 11 классе в разделе «Экономика» можно добавить темы, касающиеся пенсионного обеспечения в РФ, кредитной системы: «Как снизить риски при получении кредита», «Электронные деньги и умение работать с ними». Можно дать задание самостоятельно подготовить сообщение на тему «Банки и их функции», проанализировать определённые статьи исполнения государственного бюджета и увидеть роль нашего региона (обычно в анализе Министерства финансов РФ, на их сайте, даётся таблица, из которой видно, с какими показателями закончил год тот или иной регион). Очень полезно в старших классах проводить уроки, на которые приглашаются депутаты разных уровней, принимающие участие в составлении и утверждении бюджетов, работники банков, налоговой службы. Уже два года наша школа сотрудничает с ведущими банками региона. Специалисты Сбербанка объясняют тонкости кредитования, сотрудники ВТБ-24 - об ипотечном кредитовании, налоговики - о тонкостях налоговой системы и возможностях выбора налогообложения. Материалы преподносятся учащимся доступно, так же как и на консультациях. Кроме того, можно проанализировать исполнение муниципального бюджета., который раньше печатался в газете «Дворник»

Организация работы по формированию финансовой грамотности у учащихся

Оправдывают себя и уроки с приглашением специалистов - юристов, которые помогают детям разобраться в тонкостях отношений со службами ЖКХ (договоры, написание претензионных заявлений и т.д.). Учащиеся всегда внимательно слушают, потому что совсем скоро, при выходе во взрослую жизнь, эти знания им пригодятся. Мои дети уже несколько лет участвуют в конкурсах, организуемых налоговой службой Калининграда: эссе и рисунки на тему «Куда идут налоги», стихи и сочинения на тему «Зачем платить налоги». Считаю, что это помогает детям понять необходимость платить налоги, пополняющие бюджет.

Таким образом, мы должны понимать, что формировать у школьников финансовую грамотность просто необходимо, потому что финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счёт распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов. Не менее важно то, что они могут положительно влиять на национальную и мировую экономику. А значит, финансовая грамотность школьников - важное средство долгосрочного оздоровления мировой финансовой системы, эффективная мера обеспечения повышения стандартов качества жизни и финансовой безопасности населения и будущих поколений граждан.



© 2010-2022