• Преподавателю
  • Обществознание
  • ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Статья содержит информацию о формах организации проектно-исследовательской деятельности студентов ГАПОУ ПО «Пензенский многопрофильный колледж» отделение архитектуры с использованием ИКТ: поиск и отбор информации, работа с документами и незнакомыми терминами, обеспечение наглядности на уроке, обмен опытом, проведение социологических опросов и поиск статистической информации, обеспечение групповой видеосвязи, создание тематических сайтов, проведение тренинга, контроль знаний. Процесс информатизац...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Надежда Юрьевна Щербакова, преподаватель высшей квалификационной категории

ГАПОУ ПО «Пензенский многопрофильный колледж» отделение архитектуры

Статья содержит информацию о формах организации проектно-исследовательской деятельности студентов ГАПОУ ПО «Пензенский многопрофильный колледж» отделение архитектуры с использованием ИКТ: поиск и отбор информации, работа с документами и незнакомыми терминами, обеспечение наглядности на уроке, обмен опытом, проведение социологических опросов и поиск статистической информации, обеспечение групповой видеосвязи, создание тематических сайтов, проведение тренинга, контроль знаний.

Процесс информатизации образования характеризуется совершенствованием применения информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ). Современный преподаватель должен не только владеть различными формами ИКТ, но и отчетливо понимать достоинства и недостатки применения каждой из них, чтобы обеспечить продуктивный результат самостоятельной исследовательской деятельности студентов и избежать замещения мыслительной деятельности студентов автоматизированными процессами копирования и дублирования неосознанной информации.

Актуальность данной темы состоит, в том, что современные студенты, редко занимаются научно - исследовательской деятельностью из-за отсутствия внутренней мотивации. Поэтому одна из важнейших задач - заинтересовать студентов этим видом учебной деятельности, используя информационно-коммуникационные технологии. На занятиях поискового кружка Пензенского многопрофильного колледжа отделения архитектуры ИКТ применяются в следующих формах:

1. Индивидуальные и групповые задания студентам по изысканию информации в Электронных библиотеках, с указанием источника информации и сайтов известных ВУЗов страны, таких, как:

  • Исторический факультет Санкт-Петербургского государственного университета - history.spbu.ru/.

  • Факультет истории Европейского университета в Санкт-Петербурге - eu.spb.ru/history.

  • Исторический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова - hist.msu.ru/.

  • Российский государственный гуманитарный университет - rsuh.ru/.

  • Факультет истории Государственного университета - Высшей школы экономики - hist.hse.ru/.

  • Исторический факультет Московского гуманитарного ГУ им. М.А. Шолохова - illuminats.ru/.

  • Факультет социальных наук Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена - herzen.spb.ru/abiturients/fakultets/soc/.

  • Исторический факультет Московского педагогического государственного университета - mpgu.edu/abitur/ist.htm.

  • Факультет истории, социологии и права МПГУ - mpgu.edu/abitur/sociol.htm.

  • Институт гуманитарных наук Московского городского ПУ - mgpu.ru/subdivision.php?subdivision=356. и др.

Результатом выполнения подобных заданий становится постепенное формирование у студентов, работающих с компьютером, более высокого уровня самообразовательных навыков, умения ориентироваться в огромном потоке информации, умения анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы.

2.Для выполнения самостоятельных заданий с использованием нормативно-правовой информации, студентам отделения рекомендовано обращаться к справочно-информационной системе «КонсультантПлюс», где всегда могут найти или запросить актуальную действующую документацию правового или экономического характера, в соответствии с обновлениями дня.

3.Для уточнения определения незнакомых терминов и смыслового наполнения новых понятий, студенты работают поисковыми системами Yandex и Google.

4.Для обеспечения наглядности изучаемого материала, с целью демонстрации информации. Это самая распространенная форма применения ИКТ на сегодняшний день. Информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом этапе урока. Одним из инструментов в этом случае для создания презентации является программа PowerPoint, которая может включать тематические видеозаписи и аудиозаписи. Элемент исследования, при подготовке студентом презентации, появится неизбежно, если помимо дизайна он будет озадачен требованием провести сравнение, охарактеризовать, дать критическую оценку, выделить главное, составить сравнительную таблицу и т.д. При создании обучающимися компьютерных презентаций, формируются важнейшие для исследования навыки: критическое осмысление информации, выделение главного в информационном сообщении, систематизация и обобщение материала, грамотное представление информации.

5.Для обмена опытом с единомышленниками, занимающимися подобными исследовательскими проектами, для выявления глубины исследуемого явления - общение на форумах тематических сайтов.

6.Для проведения социологических опросов или поиска статистической информации наиболее популярны у студентов сайты Всероссийского центра изучения общественного мнения, Левада-Центр, Demosсopе, Фонд Общественное Мнение.

7.Для выбора конкурсного мероприятия студенческой проектно-исследовательской деятельности (конференции, олимпиады, форума) различного уровня - от городских до федеральных и международных, в том числе infourok.ru, videourok.ru, профобразование и другие.

8.Для обеспечения групповой видеосвязи в выбранном регионе или даже стране применяется программное обеспечение Skype с целью обмена мнениями или подтверждения (опровержения) информации, или проведения интервью с очевидцами события.

9.Для создания тематических студенческих порталов, как средства стимулирования научно-познавательной и проектной деятельности обучающихся. Сегодня интернет - одно из возможных средств мотивирования студентов. Создать свой собственный сайт может практически каждый. В интернете существуют бесплатные решения. Создание тематических научных сайтов дает возможность студентам бесплатно разместить свои работы - статьи, видео, фотографии, творческие и проектно-исследовательские работы; получить независимую оценку или комментарий по проделанной работе. Размещение работ в отрытом доступе, возможность обсуждения и оценки повышает требования к качеству исследования. Так, в 2011 году студентами отделения были созданы тематические интернет ресурсы: «Урочки философии для позитивных дилетантов», «Отделение архитектуры Пензенского многопрофильного колледжа», где студенты размещают свои работы, фото и видео материалы, информацию об участии в конкурсах и конференциях, объявления о поиске единомышленников для выполнения совместной работы. Несмотря на некоторые успехи, пока не удалось наладить полноценное обсуждение размещаемых работ. Именно в этих направлениях и предполагается дальнейшее развитие. Создавать же подобные проекты должны наиболее активные студенты, т. к. с одной стороны именно они способны создать такой проект, который будет отвечать современным требованиям к Интернет- ресурсам, а с другой стороны, это способствует развитию самостоятельности, активности самих студентов.

10.Для выполнения исследовательских работ по теме Великой Отечественной войны, студенты обращаются к сайту «Я помню», посвящённому истории Войны. Здесь выложено огромное количество видео-воспоминаний ветеранов войны. Видео-воспоминания так же можно найти на сайте battlefield.ru. Кроме воспоминаний ветеранов здесь можно найти так же статьи по истории Великой Отечественной войны. Сайт «Победители» предлагает мультимедийную модель хода Великой Отечественной Войны. Проект «Наша общая победа» - это попытка собрать как можно больше воспоминаний ветеранов в формате видео и сформировать видеоархив воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны, который впоследствии будет передан в Государственный архив Российской Федерации. Волонтёры из разных регионов добавляют снятые интервью на сайт. Это очень важная работа, как для государства, так и для исторической науки.

11.Для освоения технологий моделирования. В этом случае студенты индивидуально или в группе работают с конструктивной средой с целью достижения какой-то цели. Например, в исследовательской и проектной деятельности студентов, обучающихся по специальности «Архитектура», «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «Садово-парковое и ландшафтное строительство», «Реклама» наиболее распространено применение программы моделирования пространства «AutoCAD» для построения сложных пространственных конструкций и выбора дизайна интерьера, ландшафта или рекламного продукта.

12.Для контроля знаний - компьютерное тестирование. Тестовые программы позволяют быстро оценить результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях, занять на уроке минимум времени.

Подобные технологии активно применяются в Пензенском многопрофильном колледже на отделении архитектуры для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и студента. В результате обучения с помощью информационных и компьютерных технологий мы можем говорить о смене приоритетов с усвоения обучающимися готовых академических знаний в ходе урока, на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого учащегося, с учётом его возможностей. Подобный подход при грамотном направлении поисков учащихся со стороны преподавателя будет содействовать более полному решению задач ФГОС СПО.

Библиографический сисок:

Федеральный портал «Российское образование». Распорядительные и нормативные документы системы российского образования. icl.edu.ru

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Информационно-коммуникационные технологии в образовании: ИКТ - компетентность современного учителя. festival.1september.ru/articles/592048/

Сайт Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Информационные технологии в образовании. physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/gosexam/b25.htm



© 2010-2022