Рабочая программа по Обществознанию (140 часов)

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курганский техникум сервиса и технологий»














ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (140 часов)

























2015г.

Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня и примерной программы дисциплины «Обществознание» (автор - Кишенкова О.В.) и является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессиям среднего профессионального образования:

Укрупнённая группа 29.00.00 Технологии лёгкой промышленности:

- 29.01.08 Оператор швейного оборудования.

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курганский техникум сервиса и технологий»

Разработчик:

Рябова Надежда Петровна, преподаватель истории, обществознания, высшая квалификационная категория





Утверждена на Заседании Педагогического совета ГБПОУ «КТС и Т»

Протокол №_______ от «____» _____________201 г

Председатель педсовета_____________________И.Н. Березин


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

19

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

21


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины «Обществознание» предназначена для изучения обществознания в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов.

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) обществознание в учреждениях среднего и начального профессионального образования (далее - НПО и СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня и примерной программы дисциплины «Обществознание» (автор - Кишенкова О.В.) для профессий и специальностей среднего профессионального образования:

Укрупнённая группа 29.00.00 Технологии лёгкой промышленности:

- 29.01.08 Оператор швейного оборудования.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

Учебная программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;

  • воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

  • овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.

Основу учебной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

В содержание интегрированного курса программы включен материал по основам философии, экономики, социологии, политологии и права.

Особое место в программе занимают сведения о современном российском обществе, об актуальных проблемах развития мирового сообщества на современном этапе, о роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, чертах и признаках современной цивилизации. Особенностью данной программы является повышенное внимание к изучению ключевых тем и понятий социальных дисциплин, а также вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.

Интегрированный подход к построению содержательных элементов программы в значительной мере определяется рамками учебного времени и целями начального и среднего профессионального образования.

Отбор содержания производился на основе реализации следующих принципов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся учреждений НПО и СПО успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.

Программа предполагает дифференциацию уровней достижения учащимися различных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных в социальной среде средствах массовых коммуникаций понятий и категорий общественных наук, так и в области социально-практических знаний, обеспечивающих успешную социализацию в качестве гражданина, собственника, труженика.

На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как сложные теоретические понятия и положения социальных дисциплин, специфические особенности социального познания, законы общественного развития, особенности функционирования общества как сложной динамично развивающейся самоорганизующейся системы. В результате освоения курса у обучающихся закладываются целостные представления о человеке и обществе, деятельности человека в различных сферах, экономической системе общества, о социальных нормах, регулирующих жизнедеятельность гражданина.

В процессе реализации программы, обучающиеся должны получить достаточно полные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни.

В программе курсивом выделен материал, который при изучении учебной дисциплины «Обществознание» контролю не подлежит.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

Уметь:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и развития, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной информации;

- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.

В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание» обучающийся должен:

Знать/понимать:

- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания;

В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание» обучающиеся должны овладеть следующими общими компетенциями:

  1. Понимать сущность и социальную значимость обществоведческой науки, проявлять к ней устойчивый интерес.

  2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных преподавателем.

  3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы, определенных преподавателем.

  4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения учебных задач.

  5. Использовать информационно - коммуникационные технологии в учебной и внеучебной деятельности.

  6. Работать в группах, микрогруппах, общаться с сокурсниками.

  7. Готовить и поддерживать в порядке свое рабочее место.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 140 часов

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего

часов

Теория

Практика

Максимальная учебная нагрузка (всего)

140

112


в том числе:




практические



22

контрольные работы



6

Всего:

140

112

28

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета




2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

140 часов

Наименование разделов и тем

Кол-во часов по разделам,

темам

Содержание учебного материала

Уровень усвоения

Раздел 1 Человек как творец и творение культуры

19


1.1 Введение.

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Человек. Индивид. Личность

2

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность.

Дискуссия «Благодаря каким признакам мы индивиды?»

Практикум «Становление личности».

3

1.2 Деятельность и мышление

2

Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни.

Практикум «Личность в психологии».

3

1.3 Понятие культуры. Многообразие и диалог культур

2

Понятие культуры, многообразие культур. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур. Традиции и новаторство в культуре. Мораль. Искусство.

Сообщения на тему: «Культура массовая, экранная, народная, элитарная»

Эссе «Плюсы и минусы массовой культуры», «Мое отношение к передаче «Дом - 2»

3

1.4 Познавательная деятельность человека. Истина и ее критерии.

2

Познавательная деятельность человека. Виды и уровни человеческих знаний. Чувственное и рациональное познание, его формы. Самооценка личности. Проблема познаваемости мира. Истина и ее критерии.

Проблемное задание «Конфликт отцов и детей»

Эссе «Проблема познаваемости мира»

3

1.5 Мировоззрение и его типы. Философия.

2

Мировоззрение и его место в духовном мире человека. Убеждение и вера. Философия. Искусство.

Практикум «Достоинства и недостатки русской души». Дискуссионное обсуждение.

3

1.6 Религия. Искусство. Мораль и право

2

Религия в современном мире. Многообразие религий. Веротерпимость и свобода совести как духовные ценности.

Семинар «Мировые религии»

3

1.7 Наука. Основные особенности научного мышления.

Образование.

2

Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание, методы научных исследований. Естественные и социально - гуманитарные науки. Образование.

Дискуссия «Образование в РФ. Плюсы и минусы ЕГЭ», «Образование в Швеции и Германии».

2

1.8 Особенности социального познания. Самопознание.

2

Особенности социального познания. Конкретно - исторический подход к социальным явлениям. Факты, интерпретации, оценки. Социальное и гуманитарное знание.

Самопознание и самоисповедь.

Психологический тренинг на самовосприятие.

2

1.9 Свобода и необходимость в человеческой деятельности

2

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за ее последствия.

Самостоятельная работа с вопросами и заданиями параграфа учебника.

Эссе на тему «Это сладкое слово свобода»

3

1.10 Урок повторения и контроля

1

Темы раздела №1

Контрольная работа


Раздел 2. Общество как сложная динамическая система

11



2.1. Общество как сложная система. Элементы и подсистемы

2

Системное строение общества: элементы и подсистемы. Общественные отношения. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Феномен «второй природы»

Практикум. Решение познавательных и проблемных заданий

3

2.2 Многовариантность общественного развития. Понятие общественного прогресса.

2

Понятие общественного прогресса. Прогресс и регресс. Противоречивость прогресса. Эволюция и революция как формы социального изменения. Критерии прогресса. Прогрессивные силы.

1

2.3. Мировые цивилизации

2

Древние цивилизации Европы: цивилизация Древней Греции, Цивилизация Эллинизма, Древнеримская цивилизация

Подготовка рефератов «Цивилизация Древней Греции», «Цивилизация Эллинизма», « Древнеримская цивилизация»

3

2.4 Многообразие современного мира.

2

Формы общественной жизни, традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальная цивилизация.

Самостоятельная работа с вопросами и заданиями параграфа учебника.

3

2.5 Процессы глобализации. Угрозы и вызовы 21 века.

2

Глобализация мирового хозяйства. Глобальные проблемы современности.

Семинар на тему «Глобальные проблемы современности»

- проблема войны и мира

- продовольственная проблема

- проблема истощения природных ресурсов

- продовольственная проблема

- экологические проблемы

- глобальные проблемы человека

3

2.6 Урок повторения и контроля.

1

Темы раздела 2

Контрольная работа


Раздел 3. Социальные отношения

20


3.1 Социальная структура общества и социальные отношения. Социальная мобильность.

2

Социальная структура общества и социальные отношения. Социальная мобильность. Социальные группы. Социальная стратификация, неравенство.

Практикум «Решение проблемных заданий»

3

3.2 Социальное взаимодействие и общественные отношения.

2

Социальные отношения и взаимодействия и общественные отношения. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда. Социальный контроль

Практикум «Пути решения конфликтных ситуаций»

3

3.3 Виды социальных норм и отклоняющееся поведение

4

Виды социальных норм. Отклоняющееся ( девиантное) поведение. Наркомания и преступность.

Практикум «Отклоняющееся (девиантное) поведение»

3

3.4 Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры

4

Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Гражданское совершеннолетие. Образование и профессиональная подготовка. Трудовая деятельность. Молодежная субкультура.

Сообщения на тему: Молодежные субкультуры.

3

3.5 Этнические общности. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

3

Этнические общности. Нации. Национальное самосознание. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Толерантность. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

Практикум по теме «Нации и межнациональные отношения»

3

3.6 Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации

3

Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблемы неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

Эссе «Моя будущая семья»

3

3.7 Религиозные объединения и организации в РФ. Роль церкви в жизни современного общества.

1

Религиозные объединения и организации в РФ. Роль церкви в жизни современного общества.

Семинар «Религиозные объединения и организации в РФ»

3

3.8 Урок повторения и контроля

1

Темы раздела №3

Контрольная работа


Раздел 4. Политика как общественное явление.

15


4.1 Политическая система, ее внутренняя структура. Понятие власти.

2

Политическая система, функции политической системы. Типы политических систем. Политическая система в России. Политическая власть. Теория власти. Политические элиты. Теория элит. Политическая элита России.

Самостоятельная работа с вопросами и заданиями учебника, дидактическими папками.

3

4.3 Формы государств. Типология политических режимов.

2

Современные формы государственного устройства: империя, конфедерация, федерация, унитарное государство. Административный аппарат государства. Суверенитет государства. Авторитарный, тоталитарный, демократический политические режимы. Политический режим в России.

Семинар «Типы политических режимов»

3

4.4 Демократия. Ее основные ценности и признаки.

2

Демократия. Ее основные ценности и признаки.

Практикум «Демократия. Ее основные ценности и признаки»

3

4.5 Гражданское общество и государство.

2




Гражданское общество, предпосылки возникновения. Структура гражданского общества. Формирование гражданского общества в России. Человек. Гражданское общество и государство.

1

4.6 Политическая элита. Политические партии и движения. Роль СМИ.

4

Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Политическое лидерство. Политические партии и движения. Роль СМИ в политической жизни общества. Российская модель партийной системы: история и современность. Политическая идеология. Политическая культура.

Семинар «Политические партии в РФ»

3

4.7 Политический процесс, его особенности в РФ. Избирательная кампания в РФ.

2

Политический процесс и его особенности в России. Избирательная кампания в РФ. Законодательство РФ о выборах.

Практикум «Мы и выборы»

3

4.8 Урок повторения и контроля.

1

Темы раздела 4

Контрольная работа


Раздел 5. Человек и экономика

24


5.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи

2

Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.

3

2

Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения.

3

5.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

4

Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга.

Практикум. Решение познавательных и проблемных заданий

3

2

Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства.

Самостоятельная работа с вопросами и заданиями учебника, дидактическими папками.

3

5.3. ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция

2

Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы

Практикум. Решение задач.

3

2

Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал

Практикум «Рынок труда в нашем регионе»

3

2

Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. Деньги. Процент. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании.

Сообщение на тему: История денег.

3

2

Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства.

Самостоятельная работа с вопросами и заданиями учебника, дидактическими папками.

3

5.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики

3

Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике.

Семинар: «Основные экономические проблемы нашего региона»

3

2

Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы.

Сообщение на тему: «Глобальные экономические проблемы»

2,3

5.5 Урок повторения и контроля.

1

Темы раздела 3

Контрольная работа «Человек и экономика»




Раздел 6. «Человек и Закон»

39


6.1. Правовое регулирование общественных отношений

1

Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе.

3

1

Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право.

3

1

Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Самостоятельная работа с вопросами и заданиями учебника, дидактическими папками.

3

1

Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи.\

Самостоятельная работа с вопросами и заданиями параграфа учебника.


6.2. Основы конституционного права Российской Федерации

2

Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление

3

2

Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.

Сообщение на тему: «Правоохранительные органы РФ»

3

2

Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Основные конституционные права и обязанности граждан в России.

Эссе «Я гражданин РФ»

3

2

Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Формы и процедуры избирательного процесса.

Право на благоприятную окружающую среду. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

2,3

2

Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу.

Права и обязанности налогоплательщика.

Самостоятельная работа с вопросами и заданиями учебника

2,3

6.3. Отрасли российского права

2

Гражданское право и гражданские правоотношения.

Физические лица. Юридические лица.

Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права.

Практикум «Решение проблемных задач»

3

3

Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Защита прав потребителей.

Практикум «Решение проблемных задач»

3

4

Семейное право и семейные правоотношения.

Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство

Практикум «Решение проблемных задач»

3

1

Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг

3

4

Трудовое право и трудовые правоотношения.

Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних.

Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения.

Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

Практикум «Решение проблемных задач»

3

4

Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность

Практикум «Решение проблемных задач»

3

4

Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.

Основания и порядок обращения в Конституционный Суд РФ. Правовые последствия принятия решения Конституционным Судом РФ.

Практикум «Решение проблемных задач»

3

6.4. Международное право

2

Международное право. Международное гуманитарное право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Международные преступления и правонарушения. Перспективы развития механизмов международной защиты прав и свобод человека.

\Сообщение на тему: «Международные преступления и правонарушения»

3

6.5. Урок повторения и контроля.

1

Контрольная работа «Человек и закон»


Раздел 7. Человек в системе общественных отношений.

10


7.1 Социализация индивида. Социальная роль.

2

Общественное и индивидуальное сознание. Социальный статус личности. Социализация индивида и социальный контроль. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Социальная адаптация.

Практикум «Социальный статус личности»

3

7.2 Духовная жизнь человека

1

Самосознание индивида и социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственности. Общественная значимость и личностный смысл образования в условиях информационного общества. Интеграция личности в системе национальной и мировой культуры. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.

1

7.3 Человек в системе экономических отношений.

4

Рациональное экономическое поведение потребителя, семьянина, работника и гражданина. Экономика, человек и отношения собственности, доходы и расходы, прожиточный минимум.

Практикум «Человек в системе экономических отношений».

3

7.4 Человек в политической жизни. Политической участие. Политическая культура. Влияние СМИ.

2

Человек в политической жизни. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Политическая культура. Политическое лидерство. Влияние СМИ на поведение избирателя.

Практикум «Политический статус личности»

3

7.5 Урок повторения и контроля.

1

Темы раздела 7

Коллоквиум


Раздел 8 Итоговое повторение и обобщение.

2


8.1 Повторение и обобщение

1

Повторение тем курса

3

8.2 Дифференцированный зачет

1

3

Всего:

140




\





3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета

Оборудование учебного кабинета: доска, 15 посадочных мест, место для преподавателя, учебно - методический комплект, учебно - методическая литература по дисциплине «Обществознание».

Наглядные пособия: схемы, таблицы, дидактические папки, раздаточный материал, видеофильмы.

Технические средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Для обучающихся

  1. Обществознание: учебник для учащихся 10 кл. общеобразоват.

учреждений: базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Ю.А.Аверьянов, Н.И.Городецкая (и др); под ред. Л.Н. Боголюбова; Рос.акад.наук, Рос. акад. образования. - М.: Просвещение, 2014.

  1. Обществознание: учебник для учащихся 11 кл. общеобразоват.

учреждений: базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, А.И. Матвеев (и др); под ред. Л.Н. Боголюбова; Рос.акад.наук, Рос. акад. образования. - М.: Просвещение, 2014.

  1. Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. - М., 2014.

Дополнительные источники для обучающихся

Баранов, П.А. Обществознание: экспресс - репетитор для подготовки к ЕГЭ. - М.:Астрель, 2015- 404 с.

Кравченко, А.И. Задачник по социологии: учебное пособие 10 - 11 класс.- М.: Просвещение, 2012 - 225 с.

Курбатов, В.И. Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. - Ростов - на - Дону.: Феникс, 2014 - 153 с.

Обществознание: учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. - М.: Просвещение, 2014 - 102 с.

Попова, О.М., Менщикова, Т.Н. Методические материалы по подготовке обучающихся НПО к ЕГЭ по истории и обществознанию. - Курган, 2013 - 95 с.

Северинов, К.М. Обществознание в схемах и таблицах.- М.:Тригон, 2015 - 124 с.

Сидельникова, Т.Т. Политология: комментарии, схемы, афоризмы. - М.: Дрофа, 2012 - 125 с.

Самое полное (реальное) издание заданий ЕГЭ -2015 по обществознанию. Учебное пособие - М., Астрель, 2014 - 138 с.

Словарь по обществознанию.- М.: Просвещение, 2013- 285 с.

Словарь основных понятий по курсу «Обществознание».- М.: Дрофа, 2012- 114 с.

Школьный словарь по обществоведению: учебное пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. - М.: Просвещение, 2014 - 195 с.

Дополнительные источники для преподавателя

Боголюбов, Л.Н. Обществознание: поурочные планы 10 класс.- Волгоград.:Учитель 2014 - 124 с.

Бегенеева, Т.П. Поурочные разработки по обществознанию. 10 класс. М.: Вако, 2014 - 98 с.

Герб, флаг и гимн России: изучение государственных символов российской Федерации: метод. рекомендации/сост.М.К.Антошин.- М.:Айрис - пресс, 2013 - 48 с.

Данильченко, Ш.А., Сорогин, Е.И. Развитие когнитивных процессов у учащихся на уроках истории и обществознания. Курган.: ГАОУ ДПО ИРОСТ , 2012 - 35 с.

Кочетов, Н.С. Обществознание 11 класс: поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко. Волгоград.: Учитель, 2013 - 102 с.

Козленко, С.И. Обществознание: всероссийские олимпиады. М.: Просвещение, 2012 - 88 с.

Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. 11 класс: книга для учителя. М.: Просвещение, 2013 - 238 с.

Рукавишникова, О.С. Внутришкольный контроль по истории и обществознанию: методические рекомендации. Курган.: ГАОУ ДПО ИРОСТ, 2013 - 95 с.

Ушакова, Н.Н. Обществознание: методическое пособие. Выпуск 2. Курган, ГАОУ ДПО ИРОСТ 2012 - 79 с.

Интернет - ресурсы

ege.edu.ru

fipi.ru

обществознание. ru

lesson-history.narod.ru

school-sector.relarn.ru/prava/index.html

kremlin.ru/ (официальный сайт Президента РФ)
council.gov.ru/ (официальный сайт Совета Федерации)
duma.gov.ru/ (официальный сайт Государственной Думы РФ)
government.ru/content/ (официальный сайт Правительства РФ)


4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Иметь общие представления об обществе.

как сложной динамической системе.

Знать подсистемы и системы общества, основные сферы жизни общества и основные институты.

Уметь:

- объяснять взаимосвязь основных сфер жизни общества.

- раскрывать на примерах специфику общественных отношений.

- осуществлять поиск нужной информации, представленной в различных знаковых системах;

- устный и письменный опрос

- Тестирование

-Контрольная работа


Знать основные формы культуры; основные ступени Российского образования; мировые религии.

Уметь:

характеризовать культуру массовую, народную и элитарную;

- анализировать информацию о религиях, существующих в наши дни;

- объяснять взаимодействие и взаимосвязь различных культур.

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения о роли религии в современном мире.

- подготовить творческую работу по теме «Религии мира».

- устный и письменный опрос

- Тестирование

-Контрольная работа

Знать определения: экономика, рынок, ВВП, безработица, деньги. Знать основные операции банков, виды инфляции.

Уметь:

характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать информацию о защите прав потребителей и использовать полученные знания в жизни.

- объяснять причины и экономические последствия безработицы.

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения о роли банков, о безработице и инфляции.

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

- оценивать свои действия с точки зрения экономической рациональности;

- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности при составлении семейного бюджета.

- устный и письменный опрос

- Тестирование

-Контрольная работа

Знать внутреннюю структуру политической системы. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства. Основные признаки правового государства. Классификацию политических партий. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Основы избирательной системы.

Уметь:

характеризовать внутренние и внешние функции государства.

- раскрывать на примерах роль средств массовой информации в политической жизни общества.

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы в вопросах политики;

- подготовить творческую работу о политических партиях России.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для формирования активной жизненной позиции.

- устный и письменный опрос

- Тестирование

-Контрольная работа

Знать основные формы, отрасли и институты права. Нормативные правовые акты и их характеристики. Виды противоправных поступков. Понятие гражданства. Права и обязанности граждан. Перспективы развития механизмов международной защиты прав и свобод человека. Международные преступления и правонарушения.

Уметь:

характеризовать основные формы права.

- анализировать информацию о правомерном и противоправном поведение, о видах противоправных поступков и их последствиях.

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи между правами и обязанностями граждан.

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и использовать в повседневной жизни полученные знания о правах и обязанностях граждан;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

- обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения правовых норм.

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по вопросам права.

- применять полученные знания в процессе решения задач по актуальным правовым проблемам;



- устный и письменный опрос

- Тестирование

-Контрольная работа

Знать: Биологическое и социальное начало в человеке. Биологическая и культурная эволюция человека. Психика как свойство высокоорганизованной материи

Уметь: осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и развития, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- устный и письменный опрос

- Тестирование

Знать/понимать:

- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания;

Уметь:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и развития, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной информации;

- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.

Дифференцированный зачет
































9

© 2010-2022