- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа по Обществознанию (140 часов)
Рабочая программа по Обществознанию (140 часов)
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рябова Н.П. |
Дата | 28.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Курганский техникум сервиса и технологий»
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (140 часов)
2015г.
Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня и примерной программы дисциплины «Обществознание» (автор - Кишенкова О.В.) и является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессиям среднего профессионального образования:
Укрупнённая группа 29.00.00 Технологии лёгкой промышленности:
- 29.01.08 Оператор швейного оборудования.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курганский техникум сервиса и технологий»
Разработчик:
Рябова Надежда Петровна, преподаватель истории, обществознания, высшая квалификационная категория
Утверждена на Заседании Педагогического совета ГБПОУ «КТС и Т»
Протокол №_______ от «____» _____________201 г
Председатель педсовета_____________________И.Н. Березин
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
9
-
условия реализации программы учебной дисциплины
19
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
21
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Обществознание» предназначена для изучения обществознания в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов.
Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) обществознание в учреждениях среднего и начального профессионального образования (далее - НПО и СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня и примерной программы дисциплины «Обществознание» (автор - Кишенкова О.В.) для профессий и специальностей среднего профессионального образования:
Укрупнённая группа 29.00.00 Технологии лёгкой промышленности:
- 29.01.08 Оператор швейного оборудования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Учебная программа ориентирована на достижение следующих целей:
-
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
-
воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
-
овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
-
овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
-
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
Основу учебной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
В содержание интегрированного курса программы включен материал по основам философии, экономики, социологии, политологии и права.
Особое место в программе занимают сведения о современном российском обществе, об актуальных проблемах развития мирового сообщества на современном этапе, о роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, чертах и признаках современной цивилизации. Особенностью данной программы является повышенное внимание к изучению ключевых тем и понятий социальных дисциплин, а также вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.
Интегрированный подход к построению содержательных элементов программы в значительной мере определяется рамками учебного времени и целями начального и среднего профессионального образования.
Отбор содержания производился на основе реализации следующих принципов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся учреждений НПО и СПО успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.
Программа предполагает дифференциацию уровней достижения учащимися различных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных в социальной среде средствах массовых коммуникаций понятий и категорий общественных наук, так и в области социально-практических знаний, обеспечивающих успешную социализацию в качестве гражданина, собственника, труженика.
На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как сложные теоретические понятия и положения социальных дисциплин, специфические особенности социального познания, законы общественного развития, особенности функционирования общества как сложной динамично развивающейся самоорганизующейся системы. В результате освоения курса у обучающихся закладываются целостные представления о человеке и обществе, деятельности человека в различных сферах, экономической системе общества, о социальных нормах, регулирующих жизнедеятельность гражданина.
В процессе реализации программы, обучающиеся должны получить достаточно полные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни.
В программе курсивом выделен материал, который при изучении учебной дисциплины «Обществознание» контролю не подлежит.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и развития, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание» обучающийся должен:
Знать/понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание» обучающиеся должны овладеть следующими общими компетенциями:
-
Понимать сущность и социальную значимость обществоведческой науки, проявлять к ней устойчивый интерес.
-
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных преподавателем.
-
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы, определенных преподавателем.
-
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения учебных задач.
-
Использовать информационно - коммуникационные технологии в учебной и внеучебной деятельности.
-
Работать в группах, микрогруппах, общаться с сокурсниками.
-
Готовить и поддерживать в порядке свое рабочее место.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 140 часов
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Всего
часов
Теория
Практика
Максимальная учебная нагрузка (всего)
140
112
в том числе:
практические
22
контрольные работы
6
Всего:
140
112
28
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
140 часов
Наименование разделов и тем
Кол-во часов по разделам,
темам
Содержание учебного материала
Уровень усвоения
Раздел 1 Человек как творец и творение культуры
19
1.1 Введение.
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Человек. Индивид. Личность
2
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность.
Дискуссия «Благодаря каким признакам мы индивиды?»
Практикум «Становление личности».
3
1.2 Деятельность и мышление
2
Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни.
Практикум «Личность в психологии».
3
1.3 Понятие культуры. Многообразие и диалог культур
2
Понятие культуры, многообразие культур. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур. Традиции и новаторство в культуре. Мораль. Искусство.
Сообщения на тему: «Культура массовая, экранная, народная, элитарная»
Эссе «Плюсы и минусы массовой культуры», «Мое отношение к передаче «Дом - 2»
3
1.4 Познавательная деятельность человека. Истина и ее критерии.
2
Познавательная деятельность человека. Виды и уровни человеческих знаний. Чувственное и рациональное познание, его формы. Самооценка личности. Проблема познаваемости мира. Истина и ее критерии.
Проблемное задание «Конфликт отцов и детей»
Эссе «Проблема познаваемости мира»
3
1.5 Мировоззрение и его типы. Философия.
2
Мировоззрение и его место в духовном мире человека. Убеждение и вера. Философия. Искусство.
Практикум «Достоинства и недостатки русской души». Дискуссионное обсуждение.
3
1.6 Религия. Искусство. Мораль и право
2
Религия в современном мире. Многообразие религий. Веротерпимость и свобода совести как духовные ценности.
Семинар «Мировые религии»
3
1.7 Наука. Основные особенности научного мышления.
Образование.
2
Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание, методы научных исследований. Естественные и социально - гуманитарные науки. Образование.
Дискуссия «Образование в РФ. Плюсы и минусы ЕГЭ», «Образование в Швеции и Германии».
2
1.8 Особенности социального познания. Самопознание.
2
Особенности социального познания. Конкретно - исторический подход к социальным явлениям. Факты, интерпретации, оценки. Социальное и гуманитарное знание.
Самопознание и самоисповедь.
Психологический тренинг на самовосприятие.
2
1.9 Свобода и необходимость в человеческой деятельности
2
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за ее последствия.
Самостоятельная работа с вопросами и заданиями параграфа учебника.
Эссе на тему «Это сладкое слово свобода»
3
1.10 Урок повторения и контроля
1
Темы раздела №1
Контрольная работа
Раздел 2. Общество как сложная динамическая система
11
2.1. Общество как сложная система. Элементы и подсистемы
2
Системное строение общества: элементы и подсистемы. Общественные отношения. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Феномен «второй природы»
Практикум. Решение познавательных и проблемных заданий
3
2.2 Многовариантность общественного развития. Понятие общественного прогресса.
2
Понятие общественного прогресса. Прогресс и регресс. Противоречивость прогресса. Эволюция и революция как формы социального изменения. Критерии прогресса. Прогрессивные силы.
1
2.3. Мировые цивилизации
2
Древние цивилизации Европы: цивилизация Древней Греции, Цивилизация Эллинизма, Древнеримская цивилизация
Подготовка рефератов «Цивилизация Древней Греции», «Цивилизация Эллинизма», « Древнеримская цивилизация»
3
2.4 Многообразие современного мира.
2
Формы общественной жизни, традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальная цивилизация.
Самостоятельная работа с вопросами и заданиями параграфа учебника.
3
2.5 Процессы глобализации. Угрозы и вызовы 21 века.
2
Глобализация мирового хозяйства. Глобальные проблемы современности.
Семинар на тему «Глобальные проблемы современности»
- проблема войны и мира
- продовольственная проблема
- проблема истощения природных ресурсов
- продовольственная проблема
- экологические проблемы
- глобальные проблемы человека
3
2.6 Урок повторения и контроля.
1
Темы раздела 2
Контрольная работа
Раздел 3. Социальные отношения
20
3.1 Социальная структура общества и социальные отношения. Социальная мобильность.
2
Социальная структура общества и социальные отношения. Социальная мобильность. Социальные группы. Социальная стратификация, неравенство.
Практикум «Решение проблемных заданий»
3
3.2 Социальное взаимодействие и общественные отношения.
2
Социальные отношения и взаимодействия и общественные отношения. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда. Социальный контроль
Практикум «Пути решения конфликтных ситуаций»
3
3.3 Виды социальных норм и отклоняющееся поведение
4
Виды социальных норм. Отклоняющееся ( девиантное) поведение. Наркомания и преступность.
Практикум «Отклоняющееся (девиантное) поведение»
3
3.4 Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры
4
Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Гражданское совершеннолетие. Образование и профессиональная подготовка. Трудовая деятельность. Молодежная субкультура.
Сообщения на тему: Молодежные субкультуры.
3
3.5 Этнические общности. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
3
Этнические общности. Нации. Национальное самосознание. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Толерантность. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Практикум по теме «Нации и межнациональные отношения»
3
3.6 Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации
3
Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблемы неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
Эссе «Моя будущая семья»
3
3.7 Религиозные объединения и организации в РФ. Роль церкви в жизни современного общества.
1
Религиозные объединения и организации в РФ. Роль церкви в жизни современного общества.
Семинар «Религиозные объединения и организации в РФ»
3
3.8 Урок повторения и контроля
1
Темы раздела №3
Контрольная работа
Раздел 4. Политика как общественное явление.
15
4.1 Политическая система, ее внутренняя структура. Понятие власти.
2
Политическая система, функции политической системы. Типы политических систем. Политическая система в России. Политическая власть. Теория власти. Политические элиты. Теория элит. Политическая элита России.
Самостоятельная работа с вопросами и заданиями учебника, дидактическими папками.
3
4.3 Формы государств. Типология политических режимов.
2
Современные формы государственного устройства: империя, конфедерация, федерация, унитарное государство. Административный аппарат государства. Суверенитет государства. Авторитарный, тоталитарный, демократический политические режимы. Политический режим в России.
Семинар «Типы политических режимов»
3
4.4 Демократия. Ее основные ценности и признаки.
2
Демократия. Ее основные ценности и признаки.
Практикум «Демократия. Ее основные ценности и признаки»
3
4.5 Гражданское общество и государство.
2
Гражданское общество, предпосылки возникновения. Структура гражданского общества. Формирование гражданского общества в России. Человек. Гражданское общество и государство.
1
4.6 Политическая элита. Политические партии и движения. Роль СМИ.
4
Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Политическое лидерство. Политические партии и движения. Роль СМИ в политической жизни общества. Российская модель партийной системы: история и современность. Политическая идеология. Политическая культура.
Семинар «Политические партии в РФ»
3
4.7 Политический процесс, его особенности в РФ. Избирательная кампания в РФ.
2
Политический процесс и его особенности в России. Избирательная кампания в РФ. Законодательство РФ о выборах.
Практикум «Мы и выборы»
3
4.8 Урок повторения и контроля.
1
Темы раздела 4
Контрольная работа
Раздел 5. Человек и экономика
24
5.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи
2
Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.
3
2
Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения.
3
5.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике
4
Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга.
Практикум. Решение познавательных и проблемных заданий
3
2
Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства.
Самостоятельная работа с вопросами и заданиями учебника, дидактическими папками.
3
5.3. ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция
2
Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы
Практикум. Решение задач.
3
2
Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал
Практикум «Рынок труда в нашем регионе»
3
2
Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. Деньги. Процент. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании.
Сообщение на тему: История денег.
3
2
Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства.
Самостоятельная работа с вопросами и заданиями учебника, дидактическими папками.
3
5.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики
3
Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике.
Семинар: «Основные экономические проблемы нашего региона»
3
2
Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы.
Сообщение на тему: «Глобальные экономические проблемы»
2,3
5.5 Урок повторения и контроля.
1
Темы раздела 3
Контрольная работа «Человек и экономика»
Раздел 6. «Человек и Закон»
39
6.1. Правовое регулирование общественных отношений
1
Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе.
3
1
Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право.
3
1
Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Самостоятельная работа с вопросами и заданиями учебника, дидактическими папками.
3
1
Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи.\
Самостоятельная работа с вопросами и заданиями параграфа учебника.
6.2. Основы конституционного права Российской Федерации
2
Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление
3
2
Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.
Сообщение на тему: «Правоохранительные органы РФ»
3
2
Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Основные конституционные права и обязанности граждан в России.
Эссе «Я гражданин РФ»
3
2
Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Формы и процедуры избирательного процесса.
Право на благоприятную окружающую среду. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.
2,3
2
Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу.
Права и обязанности налогоплательщика.
Самостоятельная работа с вопросами и заданиями учебника
2,3
6.3. Отрасли российского права
2
Гражданское право и гражданские правоотношения.
Физические лица. Юридические лица.
Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права.
Практикум «Решение проблемных задач»
3
3
Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Защита прав потребителей.
Практикум «Решение проблемных задач»
3
4
Семейное право и семейные правоотношения.
Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство
Практикум «Решение проблемных задач»
3
1
Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг
3
4
Трудовое право и трудовые правоотношения.
Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних.
Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения.
Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Практикум «Решение проблемных задач»
3
4
Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность
Практикум «Решение проблемных задач»
3
4
Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.
Основания и порядок обращения в Конституционный Суд РФ. Правовые последствия принятия решения Конституционным Судом РФ.
Практикум «Решение проблемных задач»
3
6.4. Международное право
2
Международное право. Международное гуманитарное право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Международные преступления и правонарушения. Перспективы развития механизмов международной защиты прав и свобод человека.
\Сообщение на тему: «Международные преступления и правонарушения»
3
6.5. Урок повторения и контроля.
1
Контрольная работа «Человек и закон»
Раздел 7. Человек в системе общественных отношений.
10
7.1 Социализация индивида. Социальная роль.
2
Общественное и индивидуальное сознание. Социальный статус личности. Социализация индивида и социальный контроль. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Социальная адаптация.
Практикум «Социальный статус личности»
3
7.2 Духовная жизнь человека
1
Самосознание индивида и социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственности. Общественная значимость и личностный смысл образования в условиях информационного общества. Интеграция личности в системе национальной и мировой культуры. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.
1
7.3 Человек в системе экономических отношений.
4
Рациональное экономическое поведение потребителя, семьянина, работника и гражданина. Экономика, человек и отношения собственности, доходы и расходы, прожиточный минимум.
Практикум «Человек в системе экономических отношений».
3
7.4 Человек в политической жизни. Политической участие. Политическая культура. Влияние СМИ.
2
Человек в политической жизни. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Политическая культура. Политическое лидерство. Влияние СМИ на поведение избирателя.
Практикум «Политический статус личности»
3
7.5 Урок повторения и контроля.
1
Темы раздела 7
Коллоквиум
Раздел 8 Итоговое повторение и обобщение.
2
8.1 Повторение и обобщение
1
Повторение тем курса
3
8.2 Дифференцированный зачет
1
3
Всего:
140
\
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета: доска, 15 посадочных мест, место для преподавателя, учебно - методический комплект, учебно - методическая литература по дисциплине «Обществознание».
Наглядные пособия: схемы, таблицы, дидактические папки, раздаточный материал, видеофильмы.
Технические средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для обучающихся
-
Обществознание: учебник для учащихся 10 кл. общеобразоват.
учреждений: базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Ю.А.Аверьянов, Н.И.Городецкая (и др); под ред. Л.Н. Боголюбова; Рос.акад.наук, Рос. акад. образования. - М.: Просвещение, 2014.
-
Обществознание: учебник для учащихся 11 кл. общеобразоват.
учреждений: базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, А.И. Матвеев (и др); под ред. Л.Н. Боголюбова; Рос.акад.наук, Рос. акад. образования. - М.: Просвещение, 2014.
-
Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. - М., 2014.
Дополнительные источники для обучающихся
Баранов, П.А. Обществознание: экспресс - репетитор для подготовки к ЕГЭ. - М.:Астрель, 2015- 404 с.
Кравченко, А.И. Задачник по социологии: учебное пособие 10 - 11 класс.- М.: Просвещение, 2012 - 225 с.
Курбатов, В.И. Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. - Ростов - на - Дону.: Феникс, 2014 - 153 с.
Обществознание: учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. - М.: Просвещение, 2014 - 102 с.
Попова, О.М., Менщикова, Т.Н. Методические материалы по подготовке обучающихся НПО к ЕГЭ по истории и обществознанию. - Курган, 2013 - 95 с.
Северинов, К.М. Обществознание в схемах и таблицах.- М.:Тригон, 2015 - 124 с.
Сидельникова, Т.Т. Политология: комментарии, схемы, афоризмы. - М.: Дрофа, 2012 - 125 с.
Самое полное (реальное) издание заданий ЕГЭ -2015 по обществознанию. Учебное пособие - М., Астрель, 2014 - 138 с.
Словарь по обществознанию.- М.: Просвещение, 2013- 285 с.
Словарь основных понятий по курсу «Обществознание».- М.: Дрофа, 2012- 114 с.
Школьный словарь по обществоведению: учебное пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. - М.: Просвещение, 2014 - 195 с.
Дополнительные источники для преподавателя
Боголюбов, Л.Н. Обществознание: поурочные планы 10 класс.- Волгоград.:Учитель 2014 - 124 с.
Бегенеева, Т.П. Поурочные разработки по обществознанию. 10 класс. М.: Вако, 2014 - 98 с.
Герб, флаг и гимн России: изучение государственных символов российской Федерации: метод. рекомендации/сост.М.К.Антошин.- М.:Айрис - пресс, 2013 - 48 с.
Данильченко, Ш.А., Сорогин, Е.И. Развитие когнитивных процессов у учащихся на уроках истории и обществознания. Курган.: ГАОУ ДПО ИРОСТ , 2012 - 35 с.
Кочетов, Н.С. Обществознание 11 класс: поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко. Волгоград.: Учитель, 2013 - 102 с.
Козленко, С.И. Обществознание: всероссийские олимпиады. М.: Просвещение, 2012 - 88 с.
Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. 11 класс: книга для учителя. М.: Просвещение, 2013 - 238 с.
Рукавишникова, О.С. Внутришкольный контроль по истории и обществознанию: методические рекомендации. Курган.: ГАОУ ДПО ИРОСТ, 2013 - 95 с.
Ушакова, Н.Н. Обществознание: методическое пособие. Выпуск 2. Курган, ГАОУ ДПО ИРОСТ 2012 - 79 с.
Интернет - ресурсы
ege.edu.ru
fipi.ru
обществознание. ru
lesson-history.narod.ru
school-sector.relarn.ru/prava/index.html
kremlin.ru/ (официальный сайт Президента РФ)
council.gov.ru/ (официальный сайт Совета Федерации)
duma.gov.ru/ (официальный сайт Государственной Думы РФ)
government.ru/content/ (официальный сайт Правительства РФ)
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Иметь общие представления об обществе.
как сложной динамической системе.
Знать подсистемы и системы общества, основные сферы жизни общества и основные институты.
Уметь:
- объяснять взаимосвязь основных сфер жизни общества.
- раскрывать на примерах специфику общественных отношений.
- осуществлять поиск нужной информации, представленной в различных знаковых системах;
- устный и письменный опрос
- Тестирование
-Контрольная работа
Знать основные формы культуры; основные ступени Российского образования; мировые религии.
Уметь:
характеризовать культуру массовую, народную и элитарную;
- анализировать информацию о религиях, существующих в наши дни;
- объяснять взаимодействие и взаимосвязь различных культур.
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения о роли религии в современном мире.
- подготовить творческую работу по теме «Религии мира».
- устный и письменный опрос
- Тестирование
-Контрольная работа
Знать определения: экономика, рынок, ВВП, безработица, деньги. Знать основные операции банков, виды инфляции.
Уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о защите прав потребителей и использовать полученные знания в жизни.
- объяснять причины и экономические последствия безработицы.
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения о роли банков, о безработице и инфляции.
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- оценивать свои действия с точки зрения экономической рациональности;
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности при составлении семейного бюджета.
- устный и письменный опрос
- Тестирование
-Контрольная работа
Знать внутреннюю структуру политической системы. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства. Основные признаки правового государства. Классификацию политических партий. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Основы избирательной системы.
Уметь:
характеризовать внутренние и внешние функции государства.
- раскрывать на примерах роль средств массовой информации в политической жизни общества.
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы в вопросах политики;
- подготовить творческую работу о политических партиях России.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для формирования активной жизненной позиции.
- устный и письменный опрос
- Тестирование
-Контрольная работа
Знать основные формы, отрасли и институты права. Нормативные правовые акты и их характеристики. Виды противоправных поступков. Понятие гражданства. Права и обязанности граждан. Перспективы развития механизмов международной защиты прав и свобод человека. Международные преступления и правонарушения.
Уметь:
характеризовать основные формы права.
- анализировать информацию о правомерном и противоправном поведение, о видах противоправных поступков и их последствиях.
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи между правами и обязанностями граждан.
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и использовать в повседневной жизни полученные знания о правах и обязанностях граждан;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения правовых норм.
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по вопросам права.
- применять полученные знания в процессе решения задач по актуальным правовым проблемам;
- устный и письменный опрос
- Тестирование
-Контрольная работа
Знать: Биологическое и социальное начало в человеке. Биологическая и культурная эволюция человека. Психика как свойство высокоорганизованной материи
Уметь: осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и развития, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- устный и письменный опрос
- Тестирование
Знать/понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и развития, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Дифференцированный зачет
9