Пробный ОГЭ - 2016, Вариант - 2

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пробный экзамен по обществознанию - 2016

Вариант - 2, 9 класс

1. К какой сфере жизни об­ще­ства не­по­сред­ствен­но от­но­сит­ся де­я­тель­ность на­уч­ных учре­жде­ний, ор­га­ни­за­ций куль­ту­ры и об­ра­зо­ва­ния?

1) со­ци­аль­ной

2) пра­во­вой

3) по­ли­ти­че­ской

4) ду­хов­ной

По­яс­не­ние.

Ду­хов­ная сфера жизни об­ще­ства обес­пе­чи­ва­ет про­из­вод­ство, хра­не­ние и рас­про­стра­не­ние нрав­ствен­ных, эс­те­ти­че­ских, на­уч­ных, пра­во­вых и иных цен­но­стей.

Пра­виль­ный ответ: 4

Ответ: 4

1676

4

Источник: СтатГрад: Ди­а­гно­сти­че­ская ра­бо­та по об­ще­ст­во­зна­нию 16.01.2015 Ва­ри­ант ОБ90701.

2. Анна де­лит­ся с Юлей сво­и­ми впе­чат­ле­ни­я­ми о про­чи­тан­ной книге. Это при­мер та­ко­го вида де­я­тель­но­сти, как

1) труд

2) учёба

3) игра

4) об­ще­ние

По­яс­не­ние.

Обмен ин­фор­ма­ци­ей от­но­сит­ся пре­иму­ще­ствен­но к сфере об­ще­ния.

Пра­виль­ный ответ: 4

Ответ: 4

1269

4

Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по об­ще­ст­во­зна­нию 14.10.2013 ва­ри­ант ОБ90102.

3. Каков от­ли­чи­тель­ный при­знак гло­баль­ных про­блем?

1) за­тра­ги­ва­ют все че­ло­ве­че­ство

2) не имеют путей ре­ше­ния

3) при­во­дят к от­ри­ца­тель­ным по­след­стви­ям

4) от­но­сят­ся к сфере эко­но­ми­ки

По­яс­не­ние.

Гло­баль­ные про­бле­мы - это про­бле­мы, за­тра­ги­ва­ю­щие про­бле­мы всего че­ло­ве­че­ства, вли­я­ю­щие на ход раз­ви­тия эко­но­ми­ки и со­ци­аль­ной сферы, эко­ло­гию.

Пра­виль­ный ответ: 1.

Ответ: 1

902

1

Источник: Ти­по­вые те­сто­вые за­да­ния по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва - 2013, ва­ри­ант 20.

4. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о сфе­рах об­ще­ствен­ной жизни?

А. Эко­но­ми­че­ская сфера ре­гу­ли­ру­ет ор­га­ни­за­цию го­су­дар­ствен­ной вла­сти.

Б. Эко­но­ми­че­ская сфера обес­пе­чи­ва­ет удо­вле­тво­ре­ние ма­те­ри­аль­ных по­треб­но­стей об­ще­ства.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

По­яс­не­ние.

Тра­ди­ци­он­но вы­де­ля­ют че­ты­ре ос­нов­ные сферы об­ще­ствен­ной жизни:

1) со­ци­аль­ную (на­ро­ды, нации, клас­сы, по­ло­воз­раст­ные груп­пы и т. д.);

2) эко­но­ми­че­скую (про­из­во­ди­тель­ные силы, про­из­вод­ствен­ные от­но­ше­ния);

3) по­ли­ти­че­скую (го­су­дар­ство, пар­тии, об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ские дви­же­ния);

4) ду­хов­ную (ре­ли­гия, мо­раль, наука, ис­кус­ство, об­ра­зо­ва­ние).

Пра­виль­ный ответ: 2.

Ответ: 2

593

2

Источник: Ти­по­вые те­сто­вые за­да­ния по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва - 2013, ва­ри­ант 10.

5. Иван не на­брал не­об­хо­ди­мо­го ко­ли­че­ства бал­лов на всту­пи­тель­ных эк­за­ме­нах в уни­вер­си­тет и по­сту­пил в кол­ледж для обу­че­ния про­фес­сии по­мощ­ни­ка но­та­ри­уса. На какой сту­пе­ни об­ра­зо­ва­ния на­хо­дит­ся Иван?

1) ос­нов­ное общее об­ра­зо­ва­ние

2) сред­нее про­фес­си­о­наль­ное об­ра­зо­ва­ние

3) пол­ное (сред­нее) об­ра­зо­ва­ние

4) выс­шее про­фес­си­о­наль­ное об­ра­зо­ва­ние

По­яс­не­ние.

На­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние 1-4 клас­сы; ос­нов­ное общее об­ра­зо­ва­ние - 5-9 клас­сы; пол­ное сред­нее об­ра­зо­ва­ние - 10-11 клас­сы; сред­нее про­фес­си­о­наль­ное об­ра­зо­ва­ние - после окон­ча­ния ос­нов­но­го об­ще­го обу­че­ние или сред­не­го обу­че­ние в сред­не­тех­ни­че­ским учеб­ных за­ве­де­ни­ях; до­пол­ни­тель­ное об­ра­зо­ва­ние - за­ня­тие в круж­ках, му­зы­каль­ных шко­лах па­рал­лель­но с ос­нов­ным об­ра­зо­ва­ни­ем.

Пра­виль­ный ответ: 2.

Ответ: 2

470

2

Источник: Ти­по­вые те­сто­вые за­да­ния по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва - 2013, ва­ри­ант 6.

6. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об ис­кус­стве?

А. Одной из функ­ций ис­кус­ства яв­ля­ет­ся по­зна­ние мира.

Б. Для ис­кус­ства ха­рак­тер­на опора на факты, до­ка­за­тель­ность.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

По­яс­не­ние.

А - верно, так как одна из функ­ций ис­кус­ства - это по­зна­ние и от­ра­же­ние мира в ху­до­же­ствен­ных об­ра­зах; Б - не­вер­но так для ис­кус­ства не ха­рак­тер­но опора на факты и до­ка­за­тель­ства, это ха­рак­тер­но для науки.

пра­виль­ный ответ: 1

Ответ: 1

1304

1

Источник: МИОО: Ди­а­гно­сти­че­ская ра­бо­та по об­ще­ст­во­зна­нию 10.12.2013 ва­ри­ант ОБ90601.

7. Доход в го­су­дар­ствен­ный бюд­жет при­но­сит(-ят)

1) об­слу­жи­ва­ние го­су­дар­ствен­но­го долга

2) до­та­ции пред­при­я­ти­ям

3) льго­ты об­ще­ствен­ным фон­дам

4) та­мо­жен­ные по­шли­ны

По­яс­не­ние.

Гос­бюд­жет - рос­пись доход и рас­хо­дов.

До­хо­ды:

1. На­ло­ги.

2. Не­на­ло­го­вые по­ступ­ле­ния.

3. За­им­ство­ва­ния.

Рас­хо­ды:

1. За­тра­ты на соц. сферу.

2. За­тра­ты на хо­зяй­ствен­ные нужды.

3. Ад­ми­ни­стра­тив­но-управ­лен­че­ские рас­хо­ды.

4. Обо­ро­на и внеш­няя по­ли­ти­ка.

5. Платы по гос. долгу.

Пра­виль­ный ответ: 4.

Ответ: 4

906

4

Источник: Ти­по­вые те­сто­вые за­да­ния по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва - 2013, ва­ри­ант 20.

8. Не­уча­стие в об­ще­ствен­ном про­из­вод­стве тру­до­спо­соб­но­го на­се­ле­ния ра­бо­че­го воз­рас­та

1) про­гул

2) без­ра­бо­ти­ца

3) ижди­вен­че­ство

4) пра­во­на­ру­ше­ние

По­яс­не­ние.

Без­ра­бо­ти­ца - на­ли­чие лиц, тру­до­спо­соб­но­го воз­рас­та, не име­ю­щих ра­бо­ты, при­год­ных к ней и ищу­щих её.

Пра­виль­ный ответ: 2.

Ответ: 2

814

2

Источник: Ти­по­вые те­сто­вые за­да­ния по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва - 2013, ва­ри­ант 17.

9. В стра­не Z су­ще­ству­ет то­вар­ное про­из­вод­ство и де­неж­ное об­ра­ще­ние. Какая до­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция поз­во­лит сде­лать вывод о том, что эко­но­ми­ка стра­ны Z имеет ры­ноч­ный ха­рак­тер?

1) Го­су­дар­ство уста­нав­ли­ва­ет раз­мер за­ра­бот­ной платы ра­бот­ни­кам.

2) Ми­ни­стер­ство фи­нан­сов ре­ша­ет во­прос о том, как ис­поль­зо­вать по­лу­чен­ную при­быль.

3) Не­со­вер­шен­но­лет­ним ра­бот­ни­кам предо­став­ле­ны льгот­ные усло­вия труда.

4) Про­из­во­ди­тель са­мо­сто­я­тель­но опре­де­ля­ет, что и сколь­ко про­из­во­дить.

По­яс­не­ние.

1 и 2 су­ще­ству­ет в ад­ми­ни­стра­тив­ной эко­но­ми­ке 3 может и в ад­ми­ни­стра­тив­ной и в ры­ноч­ной.

Пра­виль­ный ответ: 4

Ответ: 4

1653

4

Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ГИА-2015.

10. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о пред­при­я­ти­ях раз­лич­ных форм соб­ствен­но­сти?

Пред­при­я­тия раз­лич­ных форм соб­ствен­но­сти долж­ны

А. еже­год­но вы­пла­чи­вать ди­ви­ден­ды по своим цен­ным бу­ма­гам.

Б. упла­чи­вать на­ло­ги в го­су­дар­ствен­ный бюд­жет.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

По­яс­не­ние.

Ди­ви­ден­ды вы­пла­чи­ва­ют толь­ко ак­ци­о­нер­ные об­ще­ства, по­это­му А - не­вер­но.

А упла­та на­ло­гов обя­зан­ность пред­при­я­тий всех форм соб­ствен­но­сти.

Пра­виль­ный ответ: 2.

Ответ: 2

103

2

11. Что от­но­сит­ся к ос­нов­ным функ­ци­ям семьи?

1) осво­е­ние новых тех­но­ло­гий

2) под­дер­жа­ние по­ли­ти­че­ской ста­биль­но­сти

3) по­вы­ше­ние куль­тур­но­го уров­ня

4) вос­пи­та­ние детей и под­рост­ков

По­яс­не­ние.

Функ­ции семьи:

1. ре­про­дук­тив­ная - био­ло­ги­че­ское вос­про­из­вод­ство на­се­ле­ния;

2. со­ци­аль­но-ста­тус­ная;

3. хо­зяй­ствен­но-бы­то­вая;

4. эмо­ци­о­наль­ная;

5. сек­су­аль­ная;

6. со­ци­а­ли­за­ции и вос­пи­та­ния детей;

7. ре­кре­а­ци­он­ная про­ве­де­ние до­су­га.

Пра­виль­ный ответ: 4.

Ответ: 4

848

4

Источник: Ти­по­вые те­сто­вые за­да­ния по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва - 2013, ва­ри­ант 18.

12. Про­яв­ле­ние не­ува­же­ния сына к отцу ил­лю­стри­ру­ет на­ру­ше­ние норм

1) эс­те­ти­че­ских

2) мо­раль­ных

3) пра­во­вых

4) кор­по­ра­тив­ных

По­яс­не­ние.

Мо­раль (лат. moralitas, тер­мин введён Ци­це­ро­ном от лат. mores - об­ще­при­ня­тые тра­ди­ции, не­глас­ные пра­ви­ла) - при­ня­тые в об­ще­стве пред­став­ле­ния о хо­ро­шем и пло­хом, пра­виль­ном и не­пра­виль­ном, добре и зле, а также со­во­куп­ность норм по­ве­де­ния.

Пра­виль­ный ответ: 2.

Ответ: 2

291

2

Источник: ГИА по об­ще­ст­во­зна­нию 31.05.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь, Даль­ний Восток. Ва­ри­ант 1330.

13. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об эт­но­сах?

А. Пле­ме­на, на­род­но­сти, нации - это виды эт­но­сов.

Б. Чле­нов любой эт­ни­че­ской общ­но­сти объ­еди­ня­ет един­ство языка, ве­ро­ва­ний и граж­дан­ства.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

По­яс­не­ние.

Ос­нов­ные виды на­ци­о­наль­но-эт­ни­че­ских групп: род, племя, народ, нации, на­ци­о­наль­но­сти, расы , зна­чит А - верно.

У людей одной на­ци­о­наль­но­сти могут быть раз­лич­ные ве­ро­ва­ния, зна­чит Б - не­вер­но

Пра­виль­ный ответ: 1.

Ответ: 1

292

1

Источник: ГИА по об­ще­ст­во­зна­нию 31.05.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь, Даль­ний Восток. Ва­ри­ант 1330.

14. При­зна­ком лю­бо­го го­су­дар­ства яв­ля­ет­ся

1) мно­го­пар­тий­ность

2) раз­де­ле­ние вла­стей

3) су­ве­ре­ни­тет

4) пар­ла­мен­та­ризм

По­яс­не­ние.

При­зна­ки го­су­дар­ства:

1) пуб­лич­ная власть;

2) суд;

3) нор­ми­ро­ва­ние жизни об­ще­ства (си­сте­ма права);

4) го­су­дар­ствен­ная (по­ли­ти­че­ская и внеш­не­по­ли­ти­че­ская) де­я­тель­ность;

5) хо­зяй­ствен­ная де­я­тель­ность (эко­но­ми­ка):

а) соб­ствен­ная де­неж­ная си­сте­ма;

б) на­ло­го­вые сборы;

в) го­су­дар­ствен­ная казна;

6) соб­ствен­ность (ре­сур­сы);

7) тер­ри­то­рия;

8) на­се­ле­ние;

9) пра­во­охра­ни­тель­ная де­я­тель­ность;

10) во­оружённые силы;

11) на­ли­чие го­су­дар­ствен­но­го языка (язы­ков);

12) су­ве­ре­ни­тет (спо­соб­ность го­су­дар­ства вы­сту­пать в меж­ду­на­род­но-пра­во­вом поле как при­знан­ный дру­ги­ми го­су­дар­ства­ми субъ­ект).

Пра­виль­ный ответ: 3.

Ответ: 3

324

3

Источник: Ти­по­вые те­сто­вые за­да­ния по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва - 2013, ва­ри­ант 1.

15. В стра­не Z пре­зи­дент, яв­ля­ясь гла­вой ис­пол­ни­тель­ной вла­сти, фор­ми­ру­ет пра­ви­тель­ство. Пар­ла­мент не может вы­ра­зить вотум не­до­ве­рия пра­ви­тель­ству. От­сут­ству­ет пост пре­мьер-ми­ни­стра. Какая форма прав­ле­ния су­ще­ству­ет в го­су­дар­стве Z?

1) пре­зи­дент­ская рес­пуб­ли­ка

2) пар­ла­мент­ская рес­пуб­ли­ка

3) сме­шан­ная рес­пуб­ли­ка

4) пар­ла­мент­ская мо­нар­хия

По­яс­не­ние.

При пре­зи­дент­ской рес­пуб­ли­ке су­ще­ству­ет явный пе­ре­вес пол­но­мо­чий в поль­зу пре­зи­ден­та по срав­не­нию с пар­ла­мен­том.

Пра­виль­ный ответ: 1

Ответ: 1

1282

1

Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по об­ще­ст­во­зна­нию 14.10.2013 ва­ри­ант ОБ90102.

16. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об ор­га­нах мест­но­го са­мо­управ­ле­ния?

А. В струк­ту­ру ор­га­нов мест­но­го са­мо­управ­ле­ния вхо­дят пред­ста­ви­тель­ные ор­га­ны.

Б. Ор­га­ны мест­но­го са­мо­управ­ле­ния под­чи­ня­ют­ся по всем во­про­сам ор­га­нам го­су­дар­ствен­ной вла­сти.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

По­яс­не­ние.

А -верно, в ор­га­нах мест­но­го са­мо­управ­ле­ния су­ще­ству­ют со­ве­ты де­пу­та­тов, из­би­ра­е­мые из числа граж­дан, про­жи­ва­ю­щих на дан­ной тер­ри­то­рии;

Б - не­вер­но. в части во­про­сов ор­га­ны мест­но­го са­мо­управ­ле­ния имеют са­мо­сто­я­тель­ность.

Пра­виль­ный ответ: 1

Ответ: 1

1345

1

Источник: МИОО: Ди­а­гно­сти­че­ская ра­бо­та по об­ще­ст­во­зна­нию 10.12.2013 ва­ри­ант ОБ90602.

17. Что яв­ля­ет­ся ад­ми­ни­стра­тив­ным про­ступ­ком?

1) без­би­лет­ный про­езд в метро

2) порча чу­жо­го иму­ще­ства

3) кража про­дук­тов из ма­га­зи­на

4) на­ру­ше­ние тру­до­во­го до­го­во­ра

По­яс­не­ние.

Ад­ми­ни­стра­тив­ное про­сту­пок - про­ти­во­прав­ное, ви­нов­ное дей­ствие или без­дей­ствие фи­зи­че­ско­го или юри­ди­че­ско­го лица, за ко­то­рое за­ко­но­да­тель­ством об ад­ми­ни­стра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ни­ях уста­нов­ле­на ад­ми­ни­стра­тив­ная от­вет­ствен­ность.

Пре­ступ­ле­ние (уго­лов­ное пре­ступ­ле­ние) - пра­во­на­ру­ше­ние (об­ще­ствен­но опас­ное де­я­ние), со­вер­ше­ние ко­то­ро­го влечёт при­ме­не­ние к лицу мер уго­лов­ной от­вет­ствен­но­сти.

Пра­виль­ный ответ: 1.

Ответ: 1

513

1

Источник: Ти­по­вые те­сто­вые за­да­ния по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва - 2013, ва­ри­ант 7.18. Что из пе­ре­чис­лен­но­го ниже яв­ля­ет­ся кон­сти­ту­ци­он­ной обя­зан­но­стью граж­да­ни­на РФ?

1) уча­стие в де­я­тель­но­сти по­ли­ти­че­ских пар­тий

2) упла­та на­ло­гов

3) за­щи­та чести и до­сто­ин­ства

4) об­ра­ще­ние в го­су­дар­ствен­ные ор­га­ны

По­яс­не­ние.

Кон­сти­ту­ци­он­ная обя­зан­ность граж­да­ни­на РФ - упла­та на­ло­гов. Ста­тья 57 Кон­сти­ту­ции РФ обя­зы­ва­ет каж­до­го пла­тить за­кон­но уста­нов­лен­ные на­ло­ги и сборы.

Все осталь­ное: это права, а не обя­зан­но­сти.

Пра­виль­ный ответ: 2.

Ответ: 2

297

2

Источник: ГИА по об­ще­ст­во­зна­нию 31.05.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь, Даль­ний Восток. Ва­ри­ант 1330.

19. Граж­да­не го­су­дар­ства участ­ву­ют в фор­ми­ро­ва­нии пар­ла­мен­та, вы­би­рая его де­пу­та­тов. В этом про­яв­ля­ют­ся их права

1) со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ские

2) куль­тур­ные

3) по­ли­ти­че­ские

4) че­ло­ве­ка

По­яс­не­ние.

Куль­тур­ные права обес­пе­чи­ва­ют ду­хов­ное раз­ви­тие лич­но­сти.

По­ли­ти­че­ские права и сво­бо­ды от­ли­ча­ют­ся от лич­ных, со­ци­аль­ных, эко­но­ми­че­ских и дру­гих прав, тем, что как пра­ви­ло, тесно свя­за­ны с при­над­леж­но­стью к граж­дан­ству дан­но­го го­су­дар­ства. Яв­ля­ют­ся одной из групп ос­нов­ных кон­сти­ту­ци­он­ных прав и сво­бод граж­дан, так как опре­де­ля­ют их уча­стие в об­ще­ствен­ной и по­ли­ти­че­ской жизни стра­ны.

Со­ци­аль­ные права - это воз­мож­но­сти лич­но­сти в сфере про­из­вод­ства и рас­пре­де­ле­ния ма­те­ри­аль­ных благ, при­зван­ные обес­пе­чить удо­вле­тво­ре­ние эко­но­ми­че­ских и тесно свя­зан­ных с ними ду­хов­ных по­треб­но­стей и ин­те­ре­сов че­ло­ве­ка.

Эко­но­ми­че­ские - сво­бо­да труда, сво­бо­да про­мыш­лен­но­сти и тор­гов­ли, сво­бо­да при­об­ре­те­ния соб­ствен­но­сти и рас­по­ря­же­ния ею, право на­сле­до­ва­ния, право на вла­де­ние, поль­зо­ва­ние и рас­по­ря­же­ние землёй.

Пра­виль­ный ответ: 3.

Ответ: 3

887

3

Источник: Ти­по­вые те­сто­вые за­да­ния по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва - 2013, ва­ри­ант 19.

20. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о меж­ду­на­род­ном гу­ма­ни­тар­ном праве?

А. Меж­ду­на­род­ное гу­ма­ни­тар­ное право за­пре­ща­ет при­ме­нять любое ору­жие.

Б. Целью меж­ду­на­род­но­го гу­ма­ни­тар­но­го права яв­ля­ет­ся пол­ное за­пре­ще­ние войн как форм со­ци­аль­ных кон­флик­тов.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

По­яс­не­ние.

А- не­вер­но, та­ко­го за­пре­ще­ния нет

Б - не­вер­но. Меж­ду­на­род­ное гу­ма­ни­тар­ное право (право войны, право во­ору­жен­ных кон­флик­тов) - со­во­куп­ность меж­ду­на­род­но-пра­во­вых норм и прин­ци­пов, ре­гу­ли­ру­ю­щих за­щи­ту жертв войны, а также огра­ни­чи­ва­ю­щих ме­то­ды и сред­ства ве­де­ния войны.

пра­виль­ный ответ: 4

Ответ: 4

1695

4

Источник: СтатГрад: Ди­а­гно­сти­че­ская ра­бо­та по об­ще­ст­во­зна­нию 16.01.2015 Ва­ри­ант ОБ90701.

21. На уроке об­ще­ст­во­зна­ния учи­тель рас­ска­зы­вал о го­су­дар­стве и по­ли­ти­че­ских пар­ти­ях. Срав­ни­те де­я­тель­ность го­су­дар­ства и по­ли­ти­че­ской пар­тии. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую ко­лон­ку - по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт от­ли­чия.

1) пред­став­ле­ние ин­те­ре­сов опре­делённой груп­пы об­ще­ства

2) сле­до­ва­ние пра­во­вым нор­мам

3) раз­ра­бот­ка по­ли­ти­че­ских про­грамм

4) ис­клю­чи­тель­ное право при­ни­мать за­ко­ны

Черты сход­ства

Черты от­ли­чия


По­яс­не­ние.

Един­ствен­но вер­ным от­ве­том яв­ля­ет­ся: 2314

Ответ: 2314

1883

2314

Источник: СтатГрад: Ре­пе­ти­ци­он­ная работа по об­ще­ст­во­зна­нию 08.04.2015 Ва­ри­ант ОБ91001.

22. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фак­та­ми и сфе­ра­ми жизни об­ще­ства: к каж­до­му эле­мен­ту, дан­но­му в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те эле­мент из вто­ро­го столб­ца.

ФАКТЫ

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБ­ЩЕ­СТВА

А) при­ня­тие кон­сти­ту­ции го­су­дар­ства

Б) про­да­жа то­ва­ров в ма­га­зи­не

В) при­ня­тие при­ся­ги гла­вой го­су­дар­ства

Г) пред­вы­бор­ная аги­та­ция из­би­ра­те­лей

1) эко­но­ми­че­ская

2) по­ли­ти­че­ская

A

Б

В

Г


По­яс­не­ние.

Тра­ди­ци­он­но вы­де­ля­ют че­ты­ре ос­нов­ные сферы об­ще­ствен­ной жизни:

1) со­ци­аль­ную (на­ро­ды, нации, клас­сы, по­ло­воз­раст­ные груп­пы и т. д.);

2) эко­но­ми­че­скую (про­из­во­ди­тель­ные силы, про­из­вод­ствен­ные от­но­ше­ния);

3) по­ли­ти­че­скую (го­су­дар­ство, пар­тии, об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ские дви­же­ния);

4) ду­хов­ную (ре­ли­гия, мо­раль, наука, ис­кус­ство, об­ра­зо­ва­ние).

Пра­виль­ный ответ: 2122.

Ответ: 2122

363

2122

Источник: Ти­по­вые те­сто­вые за­да­ния по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва - 2013, ва­ри­ант 2.

23. В стра­не X в те­че­ние не­сколь­ких лет были про­ве­де­ны со­цио­ло­ги­че­ские опро­сы граж­дан. Им был задан во­прос: «Как вы счи­та­е­те, куда долж­ны на­прав­лять­ся сверх­при­бы­ли, по­лу­чен­ные от вы­со­ких цен на нефть?» Ре­зуль­та­ты опро­сов при­ве­де­ны в таб­ли­це.

Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке вы­во­ды, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве дан­ных таб­ли­цы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны

1) По­сто­ян­но рас­тет число граж­дан, счи­та­ю­щих не­об­хо­ди­мым на­прав­лять эти сред­ства на борь­бу с бед­но­стью.

2) Со­кра­ти­лось ко­ли­че­ство граж­дан, счи­та­ю­щих, что эти сред­ства надо на­прав­лять на жи­лищ­ное стро­и­тель­ство.

3) Каж­дый пятый опро­шен­ный граж­да­нин счи­та­ет не­об­хо­ди­мым на­прав­лять эти сред­ства на фи­нан­си­ро­ва­ние науки и об­ра­зо­ва­ния.

4) Каж­дый вто­рой опро­шен­ный граж­да­нин счи­та­ет не­об­хо­ди­мым до­пол­ни­тель­ное фи­нан­си­ро­ва­ние армии.

5) Уве­ли­чи­лось ко­ли­че­ство граж­дан, счи­та­ю­щих не­об­хо­ди­мым на­пра­вить эти сред­ства на по­га­ше­ние внеш­них го­су­дар­ствен­ных дол­гов.

Пробный ОГЭ - 2016, Вариант - 2По­яс­не­ние.

1) По­сто­ян­но рас­тет число граж­дан, счи­та­ю­щих не­об­хо­ди­мым на­прав­лять эти сред­ства на борь­бу с бед­но­стью (да, этот по­ка­за­тель по­вы­ша­ет­ся с 69% в 2008 г., до 78% в 2012 г.).

2) Со­кра­ти­лось ко­ли­че­ство граж­дан, счи­та­ю­щих, что эти сред­ства надо на­прав­лять на жи­лищ­ное стро­и­тель­ство (нет, этот по­ка­за­тель прак­ти­че­ски не из­ме­нил­ся).

3) Каж­дый пятый опро­шен­ный граж­да­нин счи­та­ет не­об­хо­ди­мым на­прав­лять эти сред­ства на фи­нан­си­ро­ва­ние науки и об­ра­зо­ва­ния (нет, так счи­та­ет боль­шее ко­ли­че­ство опро­шен­ных от 36 до 42%).

4) Каж­дый вто­рой опро­шен­ный граж­да­нин счи­та­ет не­об­хо­ди­мым до­пол­ни­тель­ное фи­нан­си­ро­ва­ние армии (нет, так счи­та­ет зна­чи­тель­но мень­шее ко­ли­че­ство опро­шен­ных).

5) Уве­ли­чи­лось ко­ли­че­ство граж­дан, счи­та­ю­щих не­об­хо­ди­мым на­пра­вить эти сред­ства на по­га­ше­ние внеш­них го­су­дар­ствен­ных дол­гов (нет, таких стало мень­ше с 12% до 8%).

Пра­виль­ный ответ: 1.

Ответ: 1

737

1

Источник: Ти­по­вые те­сто­вые за­да­ния по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва - 2013, ва­ри­ант 14.

24. Учёные опро­си­ли 20-лет­них юно­шей и де­ву­шек стра­ны Z. Им за­да­ва­ли во­прос: «В де­я­тель­но­сти какой об­ще­ствен­ной ор­га­ни­за­ции (объ­еди­не­ния, ини­ци­а­тив­ной груп­пы и т. п.) Вы могли бы без­воз­мезд­но при­ни­мать уча­стие?».

По­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты (в % от числа опро­шен­ных) пред­став­ле­ны в таб­ли­це.

Пробный ОГЭ - 2016, Вариант - 2

Ре­зуль­та­ты опро­са, отражённые в таб­ли­це, были опуб­ли­ко­ва­ны и проком­мен­ти­ро­ва­ны в СМИ. Какие из при­ведённых ниже вы­во­дов не­по­сред­ствен­но вы­те­ка­ют из по­лу­чен­ной в ходе опро­са ин­фор­ма­ции?

1) Молодёжь стра­ны Z в наи­боль­шей сте­пе­ни за­ин­те­ре­со­ва­на в ак­тив­ной по­ли­ти­че­ской де­я­тель­но­сти на без­воз­мезд­ной ос­но­ве.

2) Молодёжь стра­ны Z имеет воз­мож­ность ока­зы­вать по­мощь, при­но­сить поль­зу в раз­лич­ных сфе­рах об­ще­ствен­ной жизни.

3) Де­ву­шек осо­бен­но вол­ну­ют про­бле­мы за­щи­ты окру­жа­ю­щей среды.

4) Боль­шин­ство опро­шен­ных не го­то­вы ока­зы­вать без­воз­мезд­ную по­мощь.

5) Уча­стие в про­фес­си­о­наль­ных объ­еди­не­ни­ях не очень при­вле­ка­тель­но как для юно­шей, так и для де­ву­шек.

25. Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но со­от­вет­ству­ю­щей бук­вой.

(А) В пе­ри­од фи­нан­со­во-эко­но­ми­че­ско­го кри­зи­са без­ра­бо­ти­ца в ряде стран воз­рос­ла. (Б) По дан­ным ста­ти­сти­ки, среди тех, кто не имеет ра­бо­ты, много мо­ло­дых. (В) Это от­ри­ца­тель­но вли­я­ет на темпы эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия.

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста:

1) от­ра­жа­ют факты;

2) вы­ра­жа­ют мне­ния.

A

Б

В


По­яс­не­ние.

Факт - (от лат слова factum сде­лан­ное, свер­шив­ше­е­ся). Си­но­ним по­ня­тий ис­ти­на, со­бы­тие, ре­зуль­тат. Нечто кон­крет­ное, еди­нич­ное в от­ли­чие от аб­стракт­но­го и об­ще­го. Фак­ти­че­ские пред­ло­же­ния либо вы­ра­жа­ют чув­ствен­ные дан­ное, либо вклю­ча­ют в себя ре­зуль­таты на­блю­де­ния, кон­крет­ные со­бы­тия и по­ло­же­ния. Зна­ние в форме утвер­жде­ния, до­сто­вер­ность ко­то­рых не­оспо­ри­ма. Со­бы­тия, уже про­изо­шед­шие.

Мне­ния долж­ны со­дер­жать от­но­ше­ние ав­то­ра. У че­ло­ве­ка, по­зна­ю­ще­го со­ци­аль­ные факты, скла­ды­ва­ет­ся опре­де­лен­ное к ним от­но­ше­ние, вы­ра­жа­ю­ще­е­ся в со­гла­сии, по­ри­ца­нии, от­ри­ца­нии, утвер­жде­нии, под­держ­ке, со­мне­нии и т. д. Как пра­ви­ло, в тек­сте оце­ноч­ное суж­де­ние со­дер­жит сле­ду­ю­щие ре­че­вые обо­ро­ты: «на наш взгляд», «по ва­ше­му мне­нию», «с нашей точки зре­ния», «по-ви­ди­мо­му», «счи­та­лось», «пред­став­ля­лось», «как утвер­ждал», «как го­во­рил», «ско­рее всего», «как от­ме­чал», «плохо», «хо­ро­шо», «оче­вид­но».

Пра­виль­ный ответ: 112.

Ответ: 112

333

112

Часть 2

Че­ло­ве­че­ские ка­че­ства

«Три­ум­фаль­ное раз­ви­тие за­пад­ной ци­ви­ли­за­ции не­уклон­но при­бли­жа­ет­ся к кри­ти­че­ско­му ру­бе­жу. Уже за­не­се­ны в зо­ло­тую книгу наи­бо­лее зна­чи­тель­ные успе­хи её пред­ше­ству­ю­ще­го раз­ви­тия. И по­жа­луй, самым важ­ным из них, опре­де­лив­шим все осталь­ные до­сти­же­ния ци­ви­ли­за­ции, яви­лось то, что она дала мощ­ный им­пульс к развёрты­ва­нию про­мыш­лен­ной, на­уч­ной и тех­ни­че­ской ре­во­лю­ций. <...> Время от вре­ме­ни на пути этой бе­ше­ной гонки вы­рас­та­ли труд­но­сти и пре­гра­ды. Но они либо с по­ра­зи­тель­ной лёгко­стью пре­одо­ле­ва­лись, либо ока­зы­ва­лись сти­му­ла­ми для новых мощ­ных скач­ков вперёд, по­буж­да­ли к раз­ви­тию более со­вер­шен­ных дви­жу­щих сил, новых средств роста. У со­вре­мен­ной ци­ви­ли­за­ции на­шлись воз­мож­но­сти для ре­ше­ния мно­гих, ка­за­лось бы, не­раз­ре­ши­мых со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ских про­блем. На­би­рая всё новые и новые силы, ци­ви­ли­за­ция не­уклон­но рас­про­стра­ня­ет­ся по пла­не­те, ис­поль­зуя для этого все воз­мож­ные пути и сред­ства - ми­гра­цию, ко­ло­ни­за­цию, за­во­е­ва­ния, тор­гов­лю, про­мыш­лен­ное раз­ви­тие, фи­нан­со­вый кон­троль и куль­тур­ное вли­я­ние.

Мало-по­ма­лу все стра­ны и на­ро­ды стали жить по её за­ко­нам или со­зда­ва­ли их по уста­нов­лен­но­му ею об­раз­цу. Её нравы стали пред­ме­том по­кло­не­ния и об­раз­цом для под­ра­жа­ния; и, даже если их от­вер­га­ют, всё равно имен­но от них от­тал­ки­ва­ют­ся в по­ис­ках иных ре­ше­ний и аль­тер­на­тив.

Раз­ви­тие ци­ви­ли­за­ции, од­на­ко, со­про­вож­да­лось рас­цве­том ра­дуж­ных на­дежд и ил­лю­зий, ко­то­рые не могли осу­ще­ствить­ся хотя бы по при­чи­нам пси­хо­ло­ги­че­ско­го и со­ци­аль­но­го ха­рак­те­ра. <...> А Земля, как бы ни была она щедра, всё же не в со­сто­я­нии раз­ме­стить не­пре­рыв­но рас­ту­щее на­се­ле­ние и удо­вле­тво­рять всё новые и новые его по­треб­но­сти, же­ла­ния и при­хо­ти. Вот по­че­му сей­час на­ме­тил­ся новый, более глу­бо­кий рас­кол - между сверх­раз­ви­ты­ми и сла­бо­раз­ви­ты­ми стра­на­ми. Но даже и этот бунт ми­ро­во­го про­ле­та­ри­а­та, ко­то­рый стре­мит­ся при­об­щить­ся к бо­гат­ствам своих более бла­го­по­луч­ных со­бра­тьев, про­те­ка­ет в рам­ках всё той же гос­под­ству­ю­щей ци­ви­ли­за­ции.

Ма­ло­ве­ро­ят­но, чтобы она ока­за­лась спо­соб­ной вы­дер­жать и это ис­пы­та­ние, осо­бен­но сей­час, когда её соб­ствен­ный ор­га­низм раз­ди­ра­ют мно­го­чис­лен­ные не­ду­ги. НТР ста­но­вит­ся всё строп­ти­вее, и усми­рять её всё труд­нее и труд­нее.

На­де­лив нас не­ви­дан­ной до­то­ле силой и при­вив вкус к та­ко­му уров­ню жизни, о ко­то­ром мы даже не по­мыш­ля­ли, НТР не даёт нам порой муд­ро­сти, чтобы дер­жать под кон­тро­лем наши воз­мож­но­сти и за­про­сы. И на­ше­му по­ко­ле­нию пора, на­ко­нец, по­нять, что толь­ко от нас за­ви­сит те­перь <...> судь­ба не от­дель­ных стран и ре­ги­о­нов, а всего че­ло­ве­че­ства в целом. Имен­но наш выбор пред­опре­де­лит, по ка­ко­му пути пой­дет даль­ней­шее раз­ви­тие че­ло­ве­че­ства, смо­жет ли оно из­бе­жать са­мо­уни­что­же­ния и со­здать усло­вия для удо­вле­тво­ре­ния своих по­треб­но­стей и же­ла­ний».

(А. Печ­чеи)

26. Со­ставь­те план тек­ста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты тек­ста и оза­главь­те каж­дый из них.

По­яс­не­ние.

В пра­виль­ном от­ве­те пунк­ты плана долж­ны со­от­вет­ство­вать ос­нов­ным смыс­ло­вым фраг­мен­там тек­ста и от­ра­жать ос­нов­ную идею каж­до­го из них.

Могут быть вы­де­ле­ны сле­ду­ю­щие смыс­ло­вые фраг­мен­ты:

1. Три­ум­фаль­ное рас­про­стра­не­ние за­пад­ной ци­ви­ли­за­ции по пла­не­те.

2. Труд­но­сти и сти­му­лы раз­ви­тия ци­ви­ли­за­ции.

3. Важ­ней­шая про­бле­ма со­вре­мен­ной ци­ви­ли­за­ции - про­бле­ма огра­ни­чен­но­сти ре­сур­сов.

4. Обостре­ние про­ти­во­ре­чий между сверх­раз­ви­ты­ми и сла­бо­раз­ви­ты­ми стра­на­ми.

5. Воз­рас­та­ю­щее вли­я­ние НТР на раз­ви­тие ци­ви­ли­за­ции.

6. Судь­ба ци­ви­ли­за­ции - в руках ны­неш­не­го по­ко­ле­ния. Воз­мож­ны иные фор­му­ли­ров­ки пунк­тов плана, не ис­ка­жа­ю­щие сути ос­нов­ной идеи фраг­мен­та, и вы­де­ле­ние до­пол­ни­тель­ных смыс­ло­вых бло­ков.

Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по об­ще­ст­во­зна­нию 14.10.2013 ва­ри­ант ОБ90102.

27. На­зо­ви­те три гло­баль­ные про­бле­мы со­вре­мен­но­сти, о ко­то­рых не упо­ми­на­ет­ся в дан­ном фраг­мен­те тек­ста.

По­яс­не­ние.

МОГУТ быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие про­бле­мы:

• де­мо­гра­фи­че­ская:

• эко­ло­ги­че­ская:

• меж­ду­на­род­ный тер­ро­ризм:

• СПИД, нар­ко­ма­ния, ал­ко­го­лизм и др. Могут быть при­ве­де­ны дру­гие умест­ные при­ме­ры

Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по об­ще­ст­во­зна­нию 14.10.2013 ва­ри­ант ОБ90102.

28. В чём, по мне­нию ав­то­ра, вы­ра­жа­ет­ся ос­нов­ная эко­но­ми­че­ская про­бле­ма об­ще­ства? По­яс­ни­те, по­че­му эта про­бле­ма при­об­ре­ла осо­бую ак­ту­аль­ность в со­вре­мен­ном об­ще­стве?

29. Пред­по­ло­жи­те, что имеет в виду автор, утвер­ждая: «На­де­лив нас не­ви­дан­ной до­то­ле силой и при­вив вкус к та­ко­му уров­ню жизни, о ко­то­ром мы даже не по­мыш­ля­ли, НТР не даёт нам порой муд­ро­сти, чтобы дер­жать под кон­тро­лем наши воз­мож­но­сти и за­про­сы». Объ­яс­не­ния пред­ставь­те в трёх при­ме­рах.

По­яс­не­ние.

Могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие при­ме­ры:

1) бла­го­да­ря НТР, че­ло­век в со­сто­я­нии со­зда­вать сверх­мощ­ные сред­ства, име­ю­щие не толь­ко со­зи­да­тель­ную, но и раз­ру­ши­тель­ную силу:

2) на­уч­ные от­кры­тия поз­во­ля­ют че­ло­ве­ку осу­ществ­лять мас­штаб­ные пре­об­ра­зо­ва­ния дей­стви­тель­но­сти:

3) бла­го­да­ря на­уч­ным до­сти­же­ни­ям, рас­ши­ри­лись воз­мож­но­сти удо­вле­тво­ре­ния по­треб­но­стей людей:

4) удо­вле­тво­рив на­сущ­ные про­бле­мы, люди про­дол­жа­ют уве­ли­чи­вать свои за­про­сы, не все­гда ра­зум­ные, оправ­дан­ные:

5) бес­кон­троль­ное удо­вле­тво­ре­ние по­треб­но­стей может при­чи­нять ущерб окру­жа­ю­щей среде и са­мо­му че­ло­ве­ку. Могут быть при­ве­де­ны дру­гие умест­ные при­ме­ры.

Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по об­ще­ст­во­зна­нию 14.10.2013 ва­ри­ант ОБ90102.

30. Автор пишет, что «НТР ста­но­вит­ся всё строп­ти­вее <...>». Объ­яс­ни­те слова ав­то­ра. При­ве­ди­те любой при­мер вли­я­ния на­уч­ных от­кры­тий на раз­ви­тие со­вре­мен­ной ци­ви­ли­за­ции.и.

31. Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, вы­ска­жи­те свою точку зре­ния, воз­мож­но ли в бли­жай­шем бу­ду­щем пре­одо­леть кон­траст между сверх раз­ви­ты­ми и сла­бо­раз­ви­ты­ми стра­на­ми? При­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, под­креп­ля­ю­щих вашу по­зи­цию.


© 2010-2022