- Преподавателю
- Обществознание
- Пробный ОГЭ - 2016, Вариант - 2
Пробный ОГЭ - 2016, Вариант - 2
Раздел | Обществознание |
Класс | 9 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Журавлева С.Р. |
Дата | 09.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Пробный экзамен по обществознанию - 2016
Вариант - 2, 9 класс
1. К какой сфере жизни общества непосредственно относится деятельность научных учреждений, организаций культуры и образования?
1) социальной
2) правовой
3) политической
4) духовной
Пояснение.
Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей.
Правильный ответ: 4
Ответ: 4
1676
4
Источник: СтатГрад: Диагностическая работа по обществознанию 16.01.2015 Вариант ОБ90701.
2. Анна делится с Юлей своими впечатлениями о прочитанной книге. Это пример такого вида деятельности, как
1) труд
2) учёба
3) игра
4) общение
Пояснение.
Обмен информацией относится преимущественно к сфере общения.
Правильный ответ: 4
Ответ: 4
1269
4
Источник: МИОО: Тренировочная работа по обществознанию 14.10.2013 вариант ОБ90102.
3. Каков отличительный признак глобальных проблем?
1) затрагивают все человечество
2) не имеют путей решения
3) приводят к отрицательным последствиям
4) относятся к сфере экономики
Пояснение.
Глобальные проблемы - это проблемы, затрагивающие проблемы всего человечества, влияющие на ход развития экономики и социальной сферы, экологию.
Правильный ответ: 1.
Ответ: 1
902
1
Источник: Типовые тестовые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва - 2013, вариант 20.
4. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?
А. Экономическая сфера регулирует организацию государственной власти.
Б. Экономическая сфера обеспечивает удовлетворение материальных потребностей общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение.
Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:
1) социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т. д.);
2) экономическую (производительные силы, производственные отношения);
3) политическую (государство, партии, общественно-политические движения);
4) духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).
Правильный ответ: 2.
Ответ: 2
593
2
Источник: Типовые тестовые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва - 2013, вариант 10.
5. Иван не набрал необходимого количества баллов на вступительных экзаменах в университет и поступил в колледж для обучения профессии помощника нотариуса. На какой ступени образования находится Иван?
1) основное общее образование
2) среднее профессиональное образование
3) полное (среднее) образование
4) высшее профессиональное образование
Пояснение.
Начальное образование 1-4 классы; основное общее образование - 5-9 классы; полное среднее образование - 10-11 классы; среднее профессиональное образование - после окончания основного общего обучение или среднего обучение в среднетехническим учебных заведениях; дополнительное образование - занятие в кружках, музыкальных школах параллельно с основным образованием.
Правильный ответ: 2.
Ответ: 2
470
2
Источник: Типовые тестовые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва - 2013, вариант 6.
6. Верны ли следующие суждения об искусстве?
А. Одной из функций искусства является познание мира.
Б. Для искусства характерна опора на факты, доказательность.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение.
А - верно, так как одна из функций искусства - это познание и отражение мира в художественных образах; Б - неверно так для искусства не характерно опора на факты и доказательства, это характерно для науки.
правильный ответ: 1
Ответ: 1
1304
1
Источник: МИОО: Диагностическая работа по обществознанию 10.12.2013 вариант ОБ90601.
7. Доход в государственный бюджет приносит(-ят)
1) обслуживание государственного долга
2) дотации предприятиям
3) льготы общественным фондам
4) таможенные пошлины
Пояснение.
Госбюджет - роспись доход и расходов.
Доходы:
1. Налоги.
2. Неналоговые поступления.
3. Заимствования.
Расходы:
1. Затраты на соц. сферу.
2. Затраты на хозяйственные нужды.
3. Административно-управленческие расходы.
4. Оборона и внешняя политика.
5. Платы по гос. долгу.
Правильный ответ: 4.
Ответ: 4
906
4
Источник: Типовые тестовые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва - 2013, вариант 20.
8. Неучастие в общественном производстве трудоспособного населения рабочего возраста
1) прогул
2) безработица
3) иждивенчество
4) правонарушение
Пояснение.
Безработица - наличие лиц, трудоспособного возраста, не имеющих работы, пригодных к ней и ищущих её.
Правильный ответ: 2.
Ответ: 2
814
2
Источник: Типовые тестовые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва - 2013, вариант 17.
9. В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Z имеет рыночный характер?
1) Государство устанавливает размер заработной платы работникам.
2) Министерство финансов решает вопрос о том, как использовать полученную прибыль.
3) Несовершеннолетним работникам предоставлены льготные условия труда.
4) Производитель самостоятельно определяет, что и сколько производить.
Пояснение.
1 и 2 существует в административной экономике 3 может и в административной и в рыночной.
Правильный ответ: 4
Ответ: 4
1653
4
Источник: Демонстрационная версия ГИА-2015.
10. Верны ли следующие суждения о предприятиях различных форм собственности?
Предприятия различных форм собственности должны
А. ежегодно выплачивать дивиденды по своим ценным бумагам.
Б. уплачивать налоги в государственный бюджет.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение.
Дивиденды выплачивают только акционерные общества, поэтому А - неверно.
А уплата налогов обязанность предприятий всех форм собственности.
Правильный ответ: 2.
Ответ: 2
103
2
11. Что относится к основным функциям семьи?
1) освоение новых технологий
2) поддержание политической стабильности
3) повышение культурного уровня
4) воспитание детей и подростков
Пояснение.
Функции семьи:
1. репродуктивная - биологическое воспроизводство населения;
2. социально-статусная;
3. хозяйственно-бытовая;
4. эмоциональная;
5. сексуальная;
6. социализации и воспитания детей;
7. рекреационная проведение досуга.
Правильный ответ: 4.
Ответ: 4
848
4
Источник: Типовые тестовые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва - 2013, вариант 18.
12. Проявление неуважения сына к отцу иллюстрирует нарушение норм
1) эстетических
2) моральных
3) правовых
4) корпоративных
Пояснение.
Мораль (лат. moralitas, термин введён Цицероном от лат. mores - общепринятые традиции, негласные правила) - принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения.
Правильный ответ: 2.
Ответ: 2
291
2
Источник: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Сибирь, Дальний Восток. Вариант 1330.
13. Верны ли следующие суждения об этносах?
А. Племена, народности, нации - это виды этносов.
Б. Членов любой этнической общности объединяет единство языка, верований и гражданства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение.
Основные виды национально-этнических групп: род, племя, народ, нации, национальности, расы , значит А - верно.
У людей одной национальности могут быть различные верования, значит Б - неверно
Правильный ответ: 1.
Ответ: 1
292
1
Источник: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Сибирь, Дальний Восток. Вариант 1330.
14. Признаком любого государства является
1) многопартийность
2) разделение властей
3) суверенитет
4) парламентаризм
Пояснение.
Признаки государства:
1) публичная власть;
2) суд;
3) нормирование жизни общества (система права);
4) государственная (политическая и внешнеполитическая) деятельность;
5) хозяйственная деятельность (экономика):
а) собственная денежная система;
б) налоговые сборы;
в) государственная казна;
6) собственность (ресурсы);
7) территория;
8) население;
9) правоохранительная деятельность;
10) вооружённые силы;
11) наличие государственного языка (языков);
12) суверенитет (способность государства выступать в международно-правовом поле как признанный другими государствами субъект).
Правильный ответ: 3.
Ответ: 3
324
3
Источник: Типовые тестовые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва - 2013, вариант 1.
15. В стране Z президент, являясь главой исполнительной власти, формирует правительство. Парламент не может выразить вотум недоверия правительству. Отсутствует пост премьер-министра. Какая форма правления существует в государстве Z?
1) президентская республика
2) парламентская республика
3) смешанная республика
4) парламентская монархия
Пояснение.
При президентской республике существует явный перевес полномочий в пользу президента по сравнению с парламентом.
Правильный ответ: 1
Ответ: 1
1282
1
Источник: МИОО: Тренировочная работа по обществознанию 14.10.2013 вариант ОБ90102.
16. Верны ли следующие суждения об органах местного самоуправления?
А. В структуру органов местного самоуправления входят представительные органы.
Б. Органы местного самоуправления подчиняются по всем вопросам органам государственной власти.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение.
А -верно, в органах местного самоуправления существуют советы депутатов, избираемые из числа граждан, проживающих на данной территории;
Б - неверно. в части вопросов органы местного самоуправления имеют самостоятельность.
Правильный ответ: 1
Ответ: 1
1345
1
Источник: МИОО: Диагностическая работа по обществознанию 10.12.2013 вариант ОБ90602.
17. Что является административным проступком?
1) безбилетный проезд в метро
2) порча чужого имущества
3) кража продуктов из магазина
4) нарушение трудового договора
Пояснение.
Административное проступок - противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Преступление (уголовное преступление) - правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности.
Правильный ответ: 1.
Ответ: 1
513
1
Источник: Типовые тестовые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва - 2013, вариант 7.18. Что из перечисленного ниже является конституционной обязанностью гражданина РФ?
1) участие в деятельности политических партий
2) уплата налогов
3) защита чести и достоинства
4) обращение в государственные органы
Пояснение.
Конституционная обязанность гражданина РФ - уплата налогов. Статья 57 Конституции РФ обязывает каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Все остальное: это права, а не обязанности.
Правильный ответ: 2.
Ответ: 2
297
2
Источник: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Сибирь, Дальний Восток. Вариант 1330.
19. Граждане государства участвуют в формировании парламента, выбирая его депутатов. В этом проявляются их права
1) социально-экономические
2) культурные
3) политические
4) человека
Пояснение.
Культурные права обеспечивают духовное развитие личности.
Политические права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических и других прав, тем, что как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны.
Социальные права - это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека.
Экономические - свобода труда, свобода промышленности и торговли, свобода приобретения собственности и распоряжения ею, право наследования, право на владение, пользование и распоряжение землёй.
Правильный ответ: 3.
Ответ: 3
887
3
Источник: Типовые тестовые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва - 2013, вариант 19.
20. Верны ли следующие суждения о международном гуманитарном праве?
А. Международное гуманитарное право запрещает применять любое оружие.
Б. Целью международного гуманитарного права является полное запрещение войн как форм социальных конфликтов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение.
А- неверно, такого запрещения нет
Б - неверно. Международное гуманитарное право (право войны, право вооруженных конфликтов) - совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих защиту жертв войны, а также ограничивающих методы и средства ведения войны.
правильный ответ: 4
Ответ: 4
1695
4
Источник: СтатГрад: Диагностическая работа по обществознанию 16.01.2015 Вариант ОБ90701.
21. На уроке обществознания учитель рассказывал о государстве и политических партиях. Сравните деятельность государства и политической партии. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.
1) представление интересов определённой группы общества
2) следование правовым нормам
3) разработка политических программ
4) исключительное право принимать законы
Черты сходства
Черты отличия
Пояснение.
Единственно верным ответом является: 2314
Ответ: 2314
1883
2314
Источник: СтатГрад: Репетиционная работа по обществознанию 08.04.2015 Вариант ОБ91001.
22. Установите соответствие между фактами и сферами жизни общества: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ФАКТЫ
СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
А) принятие конституции государства
Б) продажа товаров в магазине
В) принятие присяги главой государства
Г) предвыборная агитация избирателей
1) экономическая
2) политическая
A
Б
В
Г
Пояснение.
Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:
1) социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т. д.);
2) экономическую (производительные силы, производственные отношения);
3) политическую (государство, партии, общественно-политические движения);
4) духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).
Правильный ответ: 2122.
Ответ: 2122
363
2122
Источник: Типовые тестовые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва - 2013, вариант 2.
23. В стране X в течение нескольких лет были проведены социологические опросы граждан. Им был задан вопрос: «Как вы считаете, куда должны направляться сверхприбыли, полученные от высоких цен на нефть?» Результаты опросов приведены в таблице.
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны
1) Постоянно растет число граждан, считающих необходимым направлять эти средства на борьбу с бедностью.
2) Сократилось количество граждан, считающих, что эти средства надо направлять на жилищное строительство.
3) Каждый пятый опрошенный гражданин считает необходимым направлять эти средства на финансирование науки и образования.
4) Каждый второй опрошенный гражданин считает необходимым дополнительное финансирование армии.
5) Увеличилось количество граждан, считающих необходимым направить эти средства на погашение внешних государственных долгов.
Пояснение.
1) Постоянно растет число граждан, считающих необходимым направлять эти средства на борьбу с бедностью (да, этот показатель повышается с 69% в 2008 г., до 78% в 2012 г.).
2) Сократилось количество граждан, считающих, что эти средства надо направлять на жилищное строительство (нет, этот показатель практически не изменился).
3) Каждый пятый опрошенный гражданин считает необходимым направлять эти средства на финансирование науки и образования (нет, так считает большее количество опрошенных от 36 до 42%).
4) Каждый второй опрошенный гражданин считает необходимым дополнительное финансирование армии (нет, так считает значительно меньшее количество опрошенных).
5) Увеличилось количество граждан, считающих необходимым направить эти средства на погашение внешних государственных долгов (нет, таких стало меньше с 12% до 8%).
Правильный ответ: 1.
Ответ: 1
737
1
Источник: Типовые тестовые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва - 2013, вариант 14.
24. Учёные опросили 20-летних юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «В деятельности какой общественной организации (объединения, инициативной группы и т. п.) Вы могли бы безвозмездно принимать участие?».
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.
Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
1) Молодёжь страны Z в наибольшей степени заинтересована в активной политической деятельности на безвозмездной основе.
2) Молодёжь страны Z имеет возможность оказывать помощь, приносить пользу в различных сферах общественной жизни.
3) Девушек особенно волнуют проблемы защиты окружающей среды.
4) Большинство опрошенных не готовы оказывать безвозмездную помощь.
5) Участие в профессиональных объединениях не очень привлекательно как для юношей, так и для девушек.
25. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого обозначено соответствующей буквой.
(А) В период финансово-экономического кризиса безработица в ряде стран возросла. (Б) По данным статистики, среди тех, кто не имеет работы, много молодых. (В) Это отрицательно влияет на темпы экономического развития.
Определите, какие положения текста:
1) отражают факты;
2) выражают мнения.
A
Б
В
Пояснение.
Факт - (от лат слова factum сделанное, свершившееся). Синоним понятий истина, событие, результат. Нечто конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего. Фактические предложения либо выражают чувственные данное, либо включают в себя результаты наблюдения, конкретные события и положения. Знание в форме утверждения, достоверность которых неоспорима. События, уже произошедшие.
Мнения должны содержать отношение автора. У человека, познающего социальные факты, складывается определенное к ним отношение, выражающееся в согласии, порицании, отрицании, утверждении, поддержке, сомнении и т. д. Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты: «на наш взгляд», «по вашему мнению», «с нашей точки зрения», «по-видимому», «считалось», «представлялось», «как утверждал», «как говорил», «скорее всего», «как отмечал», «плохо», «хорошо», «очевидно».
Правильный ответ: 112.
Ответ: 112
333
112
Часть 2
Человеческие качества
«Триумфальное развитие западной цивилизации неуклонно приближается к критическому рубежу. Уже занесены в золотую книгу наиболее значительные успехи её предшествующего развития. И пожалуй, самым важным из них, определившим все остальные достижения цивилизации, явилось то, что она дала мощный импульс к развёртыванию промышленной, научной и технической революций. <...> Время от времени на пути этой бешеной гонки вырастали трудности и преграды. Но они либо с поразительной лёгкостью преодолевались, либо оказывались стимулами для новых мощных скачков вперёд, побуждали к развитию более совершенных движущих сил, новых средств роста. У современной цивилизации нашлись возможности для решения многих, казалось бы, неразрешимых социально-политических проблем. Набирая всё новые и новые силы, цивилизация неуклонно распространяется по планете, используя для этого все возможные пути и средства - миграцию, колонизацию, завоевания, торговлю, промышленное развитие, финансовый контроль и культурное влияние.
Мало-помалу все страны и народы стали жить по её законам или создавали их по установленному ею образцу. Её нравы стали предметом поклонения и образцом для подражания; и, даже если их отвергают, всё равно именно от них отталкиваются в поисках иных решений и альтернатив.
Развитие цивилизации, однако, сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться хотя бы по причинам психологического и социального характера. <...> А Земля, как бы ни была она щедра, всё же не в состоянии разместить непрерывно растущее население и удовлетворять всё новые и новые его потребности, желания и прихоти. Вот почему сейчас наметился новый, более глубокий раскол - между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. Но даже и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приобщиться к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в рамках всё той же господствующей цивилизации.
Маловероятно, чтобы она оказалась способной выдержать и это испытание, особенно сейчас, когда её собственный организм раздирают многочисленные недуги. НТР становится всё строптивее, и усмирять её всё труднее и труднее.
Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не даёт нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы. И нашему поколению пора, наконец, понять, что только от нас зависит теперь <...> судьба не отдельных стран и регионов, а всего человечества в целом. Именно наш выбор предопределит, по какому пути пойдет дальнейшее развитие человечества, сможет ли оно избежать самоуничтожения и создать условия для удовлетворения своих потребностей и желаний».
(А. Печчеи)
26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Пояснение.
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1. Триумфальное распространение западной цивилизации по планете.
2. Трудности и стимулы развития цивилизации.
3. Важнейшая проблема современной цивилизации - проблема ограниченности ресурсов.
4. Обострение противоречий между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами.
5. Возрастающее влияние НТР на развитие цивилизации.
6. Судьба цивилизации - в руках нынешнего поколения. Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
Источник: МИОО: Тренировочная работа по обществознанию 14.10.2013 вариант ОБ90102.
27. Назовите три глобальные проблемы современности, о которых не упоминается в данном фрагменте текста.
Пояснение.
МОГУТ быть указаны следующие проблемы:
• демографическая:
• экологическая:
• международный терроризм:
• СПИД, наркомания, алкоголизм и др. Могут быть приведены другие уместные примеры
Источник: МИОО: Тренировочная работа по обществознанию 14.10.2013 вариант ОБ90102.
28. В чём, по мнению автора, выражается основная экономическая проблема общества? Поясните, почему эта проблема приобрела особую актуальность в современном обществе?
29. Предположите, что имеет в виду автор, утверждая: «Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не даёт нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы». Объяснения представьте в трёх примерах.
Пояснение.
Могут быть приведены следующие примеры:
1) благодаря НТР, человек в состоянии создавать сверхмощные средства, имеющие не только созидательную, но и разрушительную силу:
2) научные открытия позволяют человеку осуществлять масштабные преобразования действительности:
3) благодаря научным достижениям, расширились возможности удовлетворения потребностей людей:
4) удовлетворив насущные проблемы, люди продолжают увеличивать свои запросы, не всегда разумные, оправданные:
5) бесконтрольное удовлетворение потребностей может причинять ущерб окружающей среде и самому человеку. Могут быть приведены другие уместные примеры.
Источник: МИОО: Тренировочная работа по обществознанию 14.10.2013 вариант ОБ90102.
30. Автор пишет, что «НТР становится всё строптивее <...>». Объясните слова автора. Приведите любой пример влияния научных открытий на развитие современной цивилизации.и.
31. Используя обществоведческие знания, выскажите свою точку зрения, возможно ли в ближайшем будущем преодолеть контраст между сверх развитыми и слаборазвитыми странами? Приведите два аргумента, подкрепляющих вашу позицию.