- Преподавателю
- Обществознание
- Деньги и их функции
Деньги и их функции
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шевелева Ж.С. |
Дата | 14.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Предмет: Обществознание
Класс: 7 класс.
Учитель: Перова Жанна Славовна.
Программно-методическое обеспечение: УМК под редакцией Боголюбова Л. Н. «Обществоведение», 7 класс
Тема урока: «Деньги и их функции»
Цель урока: познакомить учащихся с историей денег и их ролью в современном обществе.
Задачи:
1. Образовательные:
1.Выяснить предпосылки появления денег.
2. Проследить историю возникновения денег.
3. Определить функции денег.
2. Развивающие:
1. Развивать мыслительные процессы (анализ, синтез).
2. Развивать произвольное внимание, логическое мышление.
3. Развивать интерес к способам учебной деятельности.
3. Воспитательные:
1.Воспитывать интерес к предмету.
2.Воспитывать стремление к получению знаний.
Тип урока: изучения нового материала.
Используемая технология: критическое мышление.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, проблемный.
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, презентация.
Список используемой литературы:
1. Деньги мира. Мир энциклопедий Аванта +. 2006 г.
2. Прошлое в монетах. Памятные монеты. 1832-1991 гг./
Т.А. Аглинцева, Е.Н. Кукушкина, Г.М. Сухонос и др./
под редакцией А.В. Юрова. - М.: Финансы и статистика, 1994 - 288 с.
Ресурсы Интернет:
1. o-dengah.ru/1
2. numizmat.ru/unique
3. numizmat.ru/mainnum/2007/06/26/mainnum_3810.html
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте!
Слайд 1.
Наш сегодняшний урок посвящён тому, чем мы с вами регулярно пользуемся и не представляем себе жизни без них. Посмотрите на слайд и прочитайте эпиграф. Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?
Ответ: деньги.
2. Актуализация знаний.
Учитель: А какие чувства у вас вызывает слово "деньги"?
Приём "Корзина чувств" А что значат деньги для вас? (на доске вывешивается слово "Деньги", а учащиеся подходят и дописывают к нему свои чувства. Например, торговля, богатство, магазин, копилка и т.д.)
3. Объявление темы урока и цели урока.
Сегодня мы переходим к изучению темы: «Деньги и их функции». Обратите внимание на план работы на уроке. Слайд 2-3.
4. Изучение новой темы.
Откройте ваши учебники на странице 135 (§ 13). Запишите в тетрадях тему урока.
Учитель: На прошлых уроках вы узнали об обмене. Мы говорили о том, что еще в древнейшие времена существовал бартер. Расскажите об этом виде обмена, опираясь на иллюстрации, размещенные на слайде.
Слайд 4.
Ожидаемый ответ: Бартер - это обмен товара на товар. Предположим, что у одного человека был гончарный сосуд у другого - нож. Владельцу сосуда понадобился нож, а владельцу ножа - сосуд. Если оба человека были согласны на сделку, они меняли одну вещь на другую.
Учитель: Бартер обладал недостатками. Не всегда участники сделки были заинтересованы в товарах друг друга. И решение было найдено. Тот же нож можно было сначала обменять на товар - посредник, а потом уже этот товар - на нужную вещь. Этот товар - посредник выступал в роли эквивалента.
Запись в тетрадь: Эквивалент - нечто равноценное, равнозначащее, равновесное, равносильное другому, полностью заменяющее его.
Слайд 5.
Учитель: Деньги - одно из величайших достижений человечества. Мы пользуемся деньгами каждый день, чтобы расплачиваться за вещи, которые покупаем. Деньги имеют далеко не последнее значение в отношениях между людьми. А всегда ли были такие деньги, что и сейчас. Оказывается, у разных народов на определенных этапах истории денежным эквивалентом выступали различные предметы, продукты. Слайд 6.
1-2 ученика показывают приготовленные презентации об истории возникновения денег.
Остальные составляют в тетрадях кластер «Что было деньгами».
Деньги - ракушки, скот, колёса, мех, соль, кофе, чай, зерна, железные прутья.
Учитель: Как назывался обмен без денег?
Учащиеся: Бартер
Учитель: Как вы думаете, почему деньги менялись? Почему были вытеснены скот, зерно, колёса, шкуры?
Учащиеся: недолговечны, быстро портились, неудобство обмена.
Учитель: Действительно, все эти предметы были вытеснены из-за неудобства.
Учитель: Сформулируйте причины появления денег?
Предполагаемый ответ учеников: Для ускорения и облегчения обмена, а так же для более полного удовлетворения потребностей.
Запишите в тетрадях определение "Деньги". Слайд 7.
Деньги - особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров.
Определите наиболее важные признаки товара, выделившегося в качестве денег:
- ценность в глазах всего общества,
- достаточное количество,
- обладает долговечностью.
Учитель: Кажется, что в наше время от денег зависит очень много. Но каковы же на самом деле функции денег? Самостоятельно заполните схему «функции денег», прочитав текс в учебнике на стр 136 и будьте готовы объяснить каждую из функций.
Результатом работы учащихся должна стать заполненная схема «Функции денег» (слайд 8,9).
Проверим. Объясните каждую функцию денег.
Практическая работа учащихся
-
Учитель: Кто-то накапливает сбережения в банке, кто-то у себя дома, в некоторых людей монета - объект изучения. Изучает монеты наука нумизматика (от лат. «nomisma» - монета)
Запись в тетрадь: Нумизматика (от лат. «nomisma» - монета) - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам. Слайд 10.
Учитель: Обратите внимание на слайд. Перед вами основные понятия, которые используются при изучении монет. Слайд 11.
Запись в тетрадь: Аверс - лицевая сторона монеты, на которой указывают номинал
Реверс - оборотная сторона монеты, на которой помещают герб государства.
Номинал - нарицательная стоимость монеты
Легенда - надписи на монете
Гурт - боковая поверхность монеты
-
На каждый стол предоставляется монета. Задачи практической работы: выяснить, что изображено на монете, какие надписи есть на монете, где и когда она выпущена. Слайд 12.
Что можно узнать глядя на монету? Какую информацию?
В ходе практической работы учащиеся понимают, что монета может нести важную для исследователя информацию: кто правил страной в той или иной период, какими были официальные символы государства и т. д.
5. Закрепление изученного материала.
Ответьте на следующие вопросы: (слайд 13)
- В чем преимущества и недостатки бартера?
- Почему появились металлические деньги?
- Каковы основные функции денег?
- Какую информацию может дать изучение монеты?
- Деньги это зло или деньги это благо?
- Сколько денег нужно человеку для счастья?
6. Подведение итогов
Учитель: Деньги - универсальный посредник при обмене. Они могут служить средством измерения стоимости любых товаров и услуг. С их помощью можно накапливать состояние, осуществлять платежи внутри страны и между странами (слайд 14)
Учитель: А в настоящее время знаете ли вы, какими деньгами пользуются в разных странах. Перед вами "Волшебный квадрат" Слайд 15. Найдите названия денежных единиц, слова располагаются по вертикали, горизонтали.
(Учащиеся выполняют задания)
(Афгани, евро, шиллинг, доллар, драхма, шекель, гривна, иена, боливар, форинт и т.д.)
7. Домашнее задание (слайд 16 ).
Приложение
Викторина .
1) Как называются лицевая и оборотная стороны монеты (аверс и реверс)
2)Почему говорят «решка»? (решка образовалась от «решётки» - переплетения красиво написанных букв, изображающих царские инициалы. Ведь деньги могли выпускать только правители страны).
3) Что за денежная единица «катенька»? (Императрица Екатерина II впервые ввела в России в обращение бумажные деньги со своим портретом достоинством 100 рублей)
4) Помните сказку К.Чуковского: «Муха, Муха- Цокотуха, позолоченное брюхо. Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. Пошла муха на базар и купила самовар»? Сколько стоил самовар? ( В одной копейке было две денежки, значит самовар стоил полкопейки).
5) Самая мелкая монета на Руси? ( Самой мелкой была полушка, их в копейке было четыре)
6) Посчитайте сколько копеек стоит Алёшка. «Алёшка три гроша, шейка- копейка, алтын - голова, по три денежки - нога: вот и вся ему цена» (ответ 11,5 копейки).
7) Кто такой «скотник»? ( Хранитель денег, связано это с тем, что раньше деньгами был скот).
8) Объяснить значения денег: грош, алтын, полтинник, денга, полушка