Деньги и их функции

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: Обществознание

Класс: 7 класс.

Учитель: Перова Жанна Славовна.

Программно-методическое обеспечение: УМК под редакцией Боголюбова Л. Н. «Обществоведение», 7 класс

Тема урока: «Деньги и их функции»

Цель урока: познакомить учащихся с историей денег и их ролью в современном обществе.

Задачи:

1. Образовательные:

1.Выяснить предпосылки появления денег.
2. Проследить историю возникновения денег.

3. Определить функции денег.

2. Развивающие:

1. Развивать мыслительные процессы (анализ, синтез).
2. Развивать произвольное внимание, логическое мышление.
3. Развивать интерес к способам учебной деятельности.

3. Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к предмету.
2.Воспитывать стремление к получению знаний.

Тип урока: изучения нового материала.

Используемая технология: критическое мышление.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, проблемный.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, презентация.

Список используемой литературы:

1. Деньги мира. Мир энциклопедий Аванта +. 2006 г.

2. Прошлое в монетах. Памятные монеты. 1832-1991 гг./

Т.А. Аглинцева, Е.Н. Кукушкина, Г.М. Сухонос и др./

под редакцией А.В. Юрова. - М.: Финансы и статистика, 1994 - 288 с.

Ресурсы Интернет:

1. o-dengah.ru/1

2. numizmat.ru/unique

3. numizmat.ru/mainnum/2007/06/26/mainnum_3810.html

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте!

Слайд 1.

Наш сегодняшний урок посвящён тому, чем мы с вами регулярно пользуемся и не представляем себе жизни без них. Посмотрите на слайд и прочитайте эпиграф. Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?

Ответ: деньги.

2. Актуализация знаний.

Учитель: А какие чувства у вас вызывает слово "деньги"?

Приём "Корзина чувств" А что значат деньги для вас? (на доске вывешивается слово "Деньги", а учащиеся подходят и дописывают к нему свои чувства. Например, торговля, богатство, магазин, копилка и т.д.)

3. Объявление темы урока и цели урока.

Сегодня мы переходим к изучению темы: «Деньги и их функции». Обратите внимание на план работы на уроке. Слайд 2-3.

4. Изучение новой темы.

Откройте ваши учебники на странице 135 (§ 13). Запишите в тетрадях тему урока.

Учитель: На прошлых уроках вы узнали об обмене. Мы говорили о том, что еще в древнейшие времена существовал бартер. Расскажите об этом виде обмена, опираясь на иллюстрации, размещенные на слайде.

Слайд 4.

Ожидаемый ответ: Бартер - это обмен товара на товар. Предположим, что у одного человека был гончарный сосуд у другого - нож. Владельцу сосуда понадобился нож, а владельцу ножа - сосуд. Если оба человека были согласны на сделку, они меняли одну вещь на другую.

Учитель: Бартер обладал недостатками. Не всегда участники сделки были заинтересованы в товарах друг друга. И решение было найдено. Тот же нож можно было сначала обменять на товар - посредник, а потом уже этот товар - на нужную вещь. Этот товар - посредник выступал в роли эквивалента.

Запись в тетрадь: Эквивалент - нечто равноценное, равнозначащее, равновесное, равносильное другому, полностью заменяющее его.

Слайд 5.

Учитель: Деньги - одно из величайших достижений человечества. Мы пользуемся деньгами каждый день, чтобы расплачиваться за вещи, которые покупаем. Деньги имеют далеко не последнее значение в отношениях между людьми. А всегда ли были такие деньги, что и сейчас. Оказывается, у разных народов на определенных этапах истории денежным эквивалентом выступали различные предметы, продукты. Слайд 6.

1-2 ученика показывают приготовленные презентации об истории возникновения денег.

Остальные составляют в тетрадях кластер «Что было деньгами».

Деньги - ракушки, скот, колёса, мех, соль, кофе, чай, зерна, железные прутья.

Учитель: Как назывался обмен без денег?

Учащиеся: Бартер

Учитель: Как вы думаете, почему деньги менялись? Почему были вытеснены скот, зерно, колёса, шкуры?

Учащиеся: недолговечны, быстро портились, неудобство обмена.

Учитель: Действительно, все эти предметы были вытеснены из-за неудобства.

Учитель: Сформулируйте причины появления денег?

Предполагаемый ответ учеников: Для ускорения и облегчения обмена, а так же для более полного удовлетворения потребностей.

Запишите в тетрадях определение "Деньги". Слайд 7.

Деньги - особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров.

Определите наиболее важные признаки товара, выделившегося в качестве денег:

- ценность в глазах всего общества,
- достаточное количество,
- обладает долговечностью.

Учитель: Кажется, что в наше время от денег зависит очень много. Но каковы же на самом деле функции денег? Самостоятельно заполните схему «функции денег», прочитав текс в учебнике на стр 136 и будьте готовы объяснить каждую из функций.

Результатом работы учащихся должна стать заполненная схема «Функции денег» (слайд 8,9).

Проверим. Объясните каждую функцию денег.

Практическая работа учащихся

  1. Учитель: Кто-то накапливает сбережения в банке, кто-то у себя дома, в некоторых людей монета - объект изучения. Изучает монеты наука нумизматика (от лат. «nomisma» - монета)

Запись в тетрадь: Нумизматика (от лат. «nomisma» - монета) - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам. Слайд 10.

Учитель: Обратите внимание на слайд. Перед вами основные понятия, которые используются при изучении монет. Слайд 11.

Запись в тетрадь: Аверс - лицевая сторона монеты, на которой указывают номинал

Реверс - оборотная сторона монеты, на которой помещают герб государства.

Номинал - нарицательная стоимость монеты

Легенда - надписи на монете

Гурт - боковая поверхность монеты

  1. На каждый стол предоставляется монета. Задачи практической работы: выяснить, что изображено на монете, какие надписи есть на монете, где и когда она выпущена. Слайд 12.

Что можно узнать глядя на монету? Какую информацию?

В ходе практической работы учащиеся понимают, что монета может нести важную для исследователя информацию: кто правил страной в той или иной период, какими были официальные символы государства и т. д.

5. Закрепление изученного материала.

Ответьте на следующие вопросы: (слайд 13)

- В чем преимущества и недостатки бартера?

- Почему появились металлические деньги?

- Каковы основные функции денег?

- Какую информацию может дать изучение монеты?

- Деньги это зло или деньги это благо?

- Сколько денег нужно человеку для счастья?

6. Подведение итогов

Учитель: Деньги - универсальный посредник при обмене. Они могут служить средством измерения стоимости любых товаров и услуг. С их помощью можно накапливать состояние, осуществлять платежи внутри страны и между странами (слайд 14)

Учитель: А в настоящее время знаете ли вы, какими деньгами пользуются в разных странах. Перед вами "Волшебный квадрат" Слайд 15. Найдите названия денежных единиц, слова располагаются по вертикали, горизонтали.

(Учащиеся выполняют задания)

(Афгани, евро, шиллинг, доллар, драхма, шекель, гривна, иена, боливар, форинт и т.д.)

7. Домашнее задание (слайд 16 ).

Приложение

Викторина .

1) Как называются лицевая и оборотная стороны монеты (аверс и реверс)

2)Почему говорят «решка»? (решка образовалась от «решётки» - переплетения красиво написанных букв, изображающих царские инициалы. Ведь деньги могли выпускать только правители страны).

3) Что за денежная единица «катенька»? (Императрица Екатерина II впервые ввела в России в обращение бумажные деньги со своим портретом достоинством 100 рублей)

4) Помните сказку К.Чуковского: «Муха, Муха- Цокотуха, позолоченное брюхо. Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. Пошла муха на базар и купила самовар»? Сколько стоил самовар? ( В одной копейке было две денежки, значит самовар стоил полкопейки).

5) Самая мелкая монета на Руси? ( Самой мелкой была полушка, их в копейке было четыре)

6) Посчитайте сколько копеек стоит Алёшка. «Алёшка три гроша, шейка- копейка, алтын - голова, по три денежки - нога: вот и вся ему цена» (ответ 11,5 копейки).

7) Кто такой «скотник»? ( Хранитель денег, связано это с тем, что раньше деньгами был скот).

8) Объяснить значения денег: грош, алтын, полтинник, денга, полушка



© 2010-2022