Разработка открытого урока по обществознанию на тему Мораль

Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Иркутской области

«Братский политехнический колледж»

(ГБПОУ ИО «БрПК»)



РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

Учебная дисциплина: обществознание.

Раздел 2. Духовная культура человека и общества.

Тема: Мораль.






Автор разработки: И.В. Сонина

преподаватель общественных дисциплин

ГБПОУ ИО «БрПК»

Срок проведения: 17 декабря 2015 г.
















Братск 2015

План учебного занятия

Учебная дисциплина: обществознание.

Раздел 2. Духовная культура человека и общества.

Тема 2.3. Мораль.

Цели:

  • Дидактическая (обучающая) цель: способствовать формированию представлений студентов о морали как общепринятой норме поведения и этических категориях морали.

  • Развивающая цель: развивать умения анализировать различные ситуации с позиций норм морали, работать с текстом, сравнивать различные точки зрения по теме.

  • Воспитательная цель: способствовать формированию нравственного сознания.

Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска Smart Word

Тип уроков: получение новых знаний.

Форма проведение урока: урок-размышление.

Методы обучения: иллюстративно-репродуктивный, проблемно-поисковые, решение проблемно-познавательных задач, работа с метафорами.

Формы организации учебной работы: групповая, фронтальная.

Дидактические средства обучения: презентация, задания для групп, видеоматериал.

Ход урока:

I. Организационный момент:

1. Приветствие присутствующих.

2. Мотивация и стимулирование деятельности студентов.

3. Целевая установка

Преподаватель: И. Кант как-то записал: «Лишь две вещи на свете способны тревожить наше воображение: звездное небо над нами и моральный закон внутри нас». Прав ли он? Попробуем поразмышлять над этим вопросом в течение этого часа. Эта тема очень обширная и мы к ней вернёмся на следующем занятии.

Стержнем человека, который помогает ему встретить радости и выдержать невзгоды, является мораль. Что же это такое? Какова её природа и сущность? Каковы её моральные категории?

II. Основная часть

Преподаватель: Термин «мораль» впервые встречается во 2 веке в трудах древнеримского юриста, политика и философа Цицерона. Но определенные правила поведения существовали задолго до появления самого термина «мораль».

Еще в VI веке до н.э. Конфуцием было сформулировано «золотое правило», которое гласит: «Не делай другому того, чего себе не желаешь».

В словаре В. Даля: «Мораль - правила для воли, совести».

Мораль - нравственные правила поведения, основанные на представлениях людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости, долге, чести и совести и др.

Нравственность - это степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни, т. е. выражение человеческого в человеке.

Ведь недостаточно просто знать нормы морали и принципы морали. Важнее руководствоваться ими в повседневной жизни.

Конечно, в своих поступках люди должны руководствоваться своей совестью, понимать, что хорошо, а что плохо. Именно поэтому, основными категориями морали являются добро и зло, долг и совесть.

Сегодня на уроке вы будете работать в группах.

Цель вашей работы: Дайте характеристику и анализ следующих моральных категорий:

I группа. Добро и зло (Приложение 1).

II группа Долг и совесть (Приложение 2).

III группа. Моральный выбор (Приложение 3).

IV группа. Моральная ответственность (Приложение 4).

У вас на столах лежат для работы тексты с заданиями и вопросами. На выполнение работы 5-6 минут.

Студенты представляют результаты своей работы.

I группа. Добро и зло.

Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. Это вечные вопросы.

  1. Обсуждение повести М.Ю. Лермонтова «Испанцы».

Как оценить поступок юноши? Судить очень сложно. Чтобы вы почувствовали, как трудно порой бывает понять, где добро, где зло вам было предложено прочитать короткую старинную повесть М.Ю. Лермонтова «Испанцы». Если же вы сами захотите прочитать о судьбе влюблённых, откройте драму М.Ю. Лермонтова «Испанцы».

  1. Обсуждение притчи «Яма». На какие размышления наводит вас данная притча?

  2. Представьте портреты доброго и злого человека.

Преподаватель:

Не делай зла - вернется бумерангом,

не плюй в колодец - будешь воду пить,

не оскорбляй того, кто ниже рангом,
а вдруг придётся, что-нибудь просить.

Не предавай друзей, их не заменишь,
и не теряй любимых - не вернешь,
не лги себе - со временем проверишь,
что ложью сам себя ты предаёшь. Омар Хайям

II группа: Долг и совесть.

Преподаватель: Что же такое долг? Как его определить?

1. В пьесе советского драматурга В. Розова «А, Б, В, Г, Д…» есть эпизод, когда главному герою Володе говорят, что каждый человек имеет определенные обязанности и должен их выполнять. Володя возмущается и заявляет в ответ: «Должен, должен…, никому я ничего не должен!».

Выразите вашу оценку столкнувшихся позиций.

2. Обсуждение арабской притчи «Долг». Объясните, в чем её смысл?

3. Как вы понимаете смысл выражений «угрызения совести», «больная совесть», «спокойная совесть»?

Преподаватель:

«Именем совести»

Мы вправе жить не по приказу.

И выбирать свои пути.
Но против совести ни разу,
Вот тут хоть режьте, скажем, сразу,
Нельзя, товарищи, идти!


Нельзя ни в радости, ни к горести,
Ни в зной и ни в колючий снег.
Ведь человек с погибшей совестью
Уже никто. Не человек! Эдуард Асадов

Каждый из нас должен помнить, что он всегда находится перед выбором и только сам человек решает, как поступить в той или иной ситуации, какую дорогу ему выбрать.

III группа. Моральный выбор.

  1. Видео-притча о мудром Мастере.

Преподаватель: На какие размышления наводит вас данная притча?

Какие 2 пути были у ученика? Какой выбор сделали бы вы? Почему?

  1. Решение ситуативных задач:

  • Однокурсница дала мне свой конспект для подготовки к зачёту, а мне не хочется его возвращать. Она прилежная, снова напишет. Что скажешь?

  • Моя мама часто болеет. Я подыскала для неё замечательный дом для престарелых, где за ней будет уход, да и мне посвободнее. Она почему-то не хочет. Посоветуй что-нибудь.

  • Девушка, с которой я встречаюсь, ходит в церковь каждое воскресенье, а мне хотелось бы проводить время по-другому. Что мне ей сказать?

  1. Приходилось ли вам делать моральный выбор? При каких обстоятельствах? Какие чувства вы при этом испытывали? Кто или что заставили вас сделать тот или иной выбор?

Видеоматериал.

Преподаватель:

Два мира есть у человека -

Один, который нас творил.

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил. Н. Заболоцкий

IV группа. Моральная ответственность.

Все наши поступки имеют определённые последствия.

  1. Обсуждение притчи «Старательный дровосек».

На какие размышления наводит вас данная притча?

  1. Представьте портреты ответственного и безответственного человека.

На каждом из нас - хотим мы того или не хотим - всегда лежит ответственность за общественные результаты наших поступков.

  1. Приведите примеры из жизни ответственных и безответственных поступков. В чем опасность безответственного поведения?

Видеоматериал.

Преподаватель: Человек не должен быть наивным дровосеком, слепо и бездумно подчиняться чужому мнению, давлению обстоятельств. Ведь он не бездушный винтик в государственной машине и не раб общественных обстоятельств. Все люди рождены равными, имеют равные права на жизнь, свободу и счастье.

Быть человеком ответственным - это значит предвидеть последствия своих поступков и уметь отвечать за них. Есть разные виды ответственности, но самой главный - ответственность моральная, ответственность перед собственной совестью. С неё начинается личность, гражданин, по-настоящему свободный человек - господин самому себе, который не поступиться твёрдыми принципами, доброй, гуманной морали.

Так прав ли И. Кант, что только «… две вещи на свете способны

тревожить наше воображение: звездное небо над нами и моральный закон внутри нас»?

III. Подведение итогов занятия.

Преподаватель: Дайте оценку своей работы в соответствии с критериями:

- умение работать в группе;

- корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения;

- умение представлять (культура речи).

IV. Рефлексия.

Урок дал мне...

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ДОБРО И ЗЛО

1. М.Ю. Лермонтов «Испанцы». Как оценить поступок юноши?

Это произошло давно, в средневековой Испании. Богатый человек нашел маленького бездомного мальчика, пожалел его и взял к себе в замок. Мальчик стал приёмным сыном и сводным братом его родной дочери. Дети выросли и горячо полюбили друг друга. Но отец, узнав об их чувствах, прогнал юношу из замка: ведь он был неровней его дочери по происхождению и богатству. А вскоре с девушкой случилась беда: её выкрал богатый священник, старый развратник, пожелавший позабавиться с очередной своей жертвой. Бедная девушка была на грани безумия, день и ночь молила Бога спасти её от унизительного бесчестия. А честь и достоинство девушки ценились выше самой жизни.

Юноша, узнав, где находится возлюбленная, проник в дом священника, нашёл её, и они решили бежать, но были обнаружены и окружены. Положение их стало безнадёжным. И тогда, чтобы спасти честь любимой, юноша закалывает её кинжалом. Она умирает. Его хватают и ведут на казнь. В толпе одни называют его злодеем, а другие считают, что он поступил правильно - спас возлюбленную от бесчестья.

2. Притча «Яма»

«Однажды пастух обидел одного человека, а тот затаил на него злобу и решил отомстить ему. Он знал, что обидчик пасет животных в отдаленном месте, где почти никто не ходит, и решил воспользоваться этим: выкопать глубокую яму, чтобы пастух упал в нее. Поздней ночью человек начал копать. Когда он копал, то представлял себе, как его обидчик попадет в яму и, может быть, что-нибудь себе сломает, или умрет в ней, не имея возможности вылезти оттуда. Или, по крайней мере, в яму упадет его корова, овца или, на худой конец, коза. Долго и упорно он копал, мечтая о мести, не замечая, как яма становилась все глубже и глубже. Но вот забрезжил рассвет, и он очнулся от своих мыслей. Каково же было его отчаяние, когда он увидел, что за это время выкопал такую глубокую яму, что сам не сможет вылезти из нее».

На какие размышления наводит вас данная притча?

3. Создайте портреты доброго и злого человека.

В виде, какого предмета, явления можно изобразить добро и зло?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ДОЛГ И СОВЕСТЬ

1. В пьесе советского драматурга В. Розова «А, Б, В, Г, Д…» есть эпизод, когда главному герою Володе говорят, что каждый человек имеет определенные обязанности и должен их выполнять. Володя возмущается и заявляет в ответ: «Должен, должен…, никому я ничего не должен!».

Выразите вашу оценку столкнувшихся позиций.

2. Арабская притча «Долг»

Один плотник, сколько бы ни зарабатывал, довольствовался малым и делал мало расходов. Сосед однажды спросил его:

- Ты зарабатываешь много, но куда ты деваешь своё богатство? У тебя ничего особенного не видно.

- Одной частью своих заработков я расплачиваюсь с долгами, а другую часть отдаю в долг под проценты, - ответил мастер.

- Не может быть, чтобы у тебя были долги, и я не слышал, чтобы ты давал кому-нибудь в долг, - возразил сосед.

- Если я даю деньги родителям, то считаю, что я расплачиваюсь с долгами, а те деньги, что расходую на обучение и содержание своих детей, считаю, что отдаю в долг под проценты. Когда дети вырастут, а мы с женой состаримся, то разве не возвратят они нам долга? - сказал мастер.

Объясните, в чем её смысл?

3. Как вы понимаете смысл выражений «угрызения совести», «больная совесть», «спокойная совесть»?





ПРИЛОЖЕНИЕ 3

МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР

1. Притча «О мудром Мастере»

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог дать ответ?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спросил:
- Скажите. Что у меня в руках?
- Бабочка.
- Какая она: живая или мертвая?
- Всё в твоих руках!

На какие размышления наводит вас данная притча?

Какие 2 пути были у ученика?

Какой выбор сделали бы вы? Почему?

2. Решение ситуативных задач:

  • Однокурсница дала мне свой конспект для подготовки к зачёту, а мне не хочется его возвращать. Она прилежная, снова напишет. Что скажешь?

  • Моя мама часто болеет. Я подыскала для неё замечательный дом для престарелых, где за ней будет уход, да и мне посвободнее. Она почему-то не хочет. Посоветуй что-нибудь.

  • Девушка, с которой я встречаюсь, ходит в церковь каждое воскресенье, а мне хотелось бы проводить время по-другому. Что мне ей сказать?

3. Приходилось ли вам делать моральный выбор?

При каких обстоятельствах? Какие чувства вы при этом испытывали?

Кто или что заставили вас сделать тот или иной выбор?











ПРИЛОЖЕНИЕ 4

МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСВЕННОСТЬ

1. Притча «Старательный дровосек»

«Дровосек честно собирал хворост, ему хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Только одно от него скрывали: хворост шел на костры инквизиции».

На какие размышления наводит вас данная притча?

2. Создайте портреты ответственного и безответственного человека.

3. Приведите примеры из жизни ответственных и безответственных поступков. В чем опасность безответственного поведения?











© 2010-2022