Рабочая программа по обществознанию, 8 класс

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет основной набор самостоятельных, практических работ, выполняемых учащимися.  Рабочая программа составлена для обучающихся 8 классов МОУ «Гимназия №7» на основе авторской программы А.Ф. Никитина.   Основная  задача – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой обществоведческих знаний и умений, необходимых и достаточных дл...
Раздел Обществознание
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №7»

г. Подольск Московская область



УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ «Гимназия №7» _____________Е.В. Назарова

« 29» августа 2014 г.


МП






Рабочая программа,

составленная на основе авторской (А.Ф. Никитин)

на 2014 - 2015 учебный год


Яшкова Жанна Таймуразовна

Ф.И.О. преподавателя

Обществознание

Предмет

8 а,б.в,г,д класс (1 час)

Классы / количество часов в неделю

8 а,б,в,г,д класс 34 часа

Классы / количество часов в год

Уровень базовый ________________________



Базовый учебник:

А. Ф. Никитин. Основы обществознания. 8 класс. Учебник. - М., Дрофа, 2009.











г. Подольск

2014-2015учебный год

Пояснительная записка


8 класс. Обществознание ( включая экономику и право) 1 час в неделю. За основу взята авторская программа А.Ф. Никитина для основного общего образования по обществознанию.

Рабочая программа по обществознанию отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет основной набор самостоятельных, практических работ, выполняемых учащимися.

Рабочая программа составлена для обучающихся 8 классов МОУ «Гимназия №7» на основе авторской программы А.Ф. Никитина.

Основная задача - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой обществоведческих знаний и умений, необходимых и достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Обучение должно обеспечить подготовку к сдаче выпускных экзаменов за курс основного общего образования.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Рабочая программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса. При этом обеспечивается собственный подход учителя в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.


Общая характеристика учебного предмета

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Рабочая программа по обществознанию (8 класс) ориентирована на достаточно сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. Соответственно, последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.

В курсе изучения обществознания реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.

Место предмета в учебном плане МОУ «Гимназия №7

Согласно учебному плану МОУ «Гимназия №7», основанном на базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации 2004 года для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования в VIII классе отводится 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 34учебных часа и 1 час резервного времени. Срок реализации программы один год.

Цели.

Изучение обществознания на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

  • на использование элементов причинно-следственного анализа;

  • на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  • на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  • на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  • на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

  • на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  • на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводятся учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать, сравнивать, объяснять, приводить примеры, оценивать, решать познавательные и практические задачи, осуществлять самостоятельный поиск социальной информации и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.







СОДЕРЖАНИЕ

8 класс

ОСНОВЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (34 часа)


Человек. Духовный мир личности


Человек, его личность и деятельность. Что такое человек? Его психосоциальная сущность. Теории происхождения человека. Личность. Деятельность. Виды деятельности. Структура деятельности. Потребности и способности человека. Мораль. Добро и зло. Неизбежность торжества добра над злом. Можно, нельзя, нужно. Десять библейских заповедей. Правила поведения в обществе. Морально( нравственные) нормы. Совесть- «человек в тебе» происхождение слова «совесть.» Совесть и вера в Бога. Кому мешает совесть? Жизнь- высшая ценность. Смысл жизни. Конечность жизни и бессмертие. Что заставляет людей жертвовать


Человек в обществе

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность.

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование.

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы.

Социальная роль и социальный статус. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Взаимосвязь «Я» и социальной роли. Социальное неравенство.

Социальная мобильность.Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества.

Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.

Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни.

Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.

Семья как малая группа. Брак и развод. Неполная семья. Межличностные отношения в семье. Психологический климат в семье. Этика семейных отношений. Семейный долг, забота о членах семьи. Отношения между поколениями.

Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ.

Человек. Право. Государство.

Право и его роль в жизни общества и государства. Принципы права. Субъекты права.

Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства. Правовая информация. Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности.

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.

Конституционные основы судебной системы РФ. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Милиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Гражданство. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Жилищные правоотношения.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей.

Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания.

Резерв учебного времени - 1 час

Самостоятельные, практические работы, выполняемые учащимися.

Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

* извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;

* решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

* формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;

* наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;

* оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;

* участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;

* конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;

* совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.

Далее представлено КТП к учебнику «Обществознание» 8 класс А.Ф. Никитин, которое реализует данную программу.


Тематическое планирование курса обществознание

8 класс


№ п/п

Тема

Кол-во часов

Контроль

Примеч.

1

Человек. Духовный мир личности.

9

Урок-практикум (2ч)

Зачет по 1 главе(1ч)

2

Человек в обществе.

11

Урок-практикум(3ч)

Повторительно-обобщающий урок по

##13-20.

Зачет по 2 главе (1ч)

3

Человек. Право. Государство.

12

Урок-практикум(3ч)

Повторительно-обобщающий урок по

##24-28.

Зачет (1ч)

4

Итоговое повторение

1

5

Резерв

1




Календарно-тематический план по обществознанию

на 2014/2015 учебный год

8 класс. 34 ч. (1 ч. в нед.)



№ п/п

Тема

Кол-во ч.

Дата по плану

Дата по факту

Прим.



8а,б,в,г,д




1 четверть






I.

Человек. Духовный мир личности

9 ч.




1

1.

Вводный урок. Человек, его личность и деятельность.

1 ч.

01-06.09





2

2.

Что главное в человеке? Можно, нельзя, нужно.

1 ч.

08-13.09





3

3.

О совести. Урок-практикум.

1 ч.

15-20.09





4

4.

Высшая ценность.

1 ч.

22-27.09





5

5.

Почему люди любят Родину?

1 ч.

29.09-04.10





6

6.

Свобода - это ответственность. Выбор жизненного пути.

1 ч.

06-11.10





7

7.

Человек культурный. Культура и ее наследники. Урок-практикум.

1 ч.

13-18.10





8

8.

Культура тела. Враги души и тела.

1 ч.

20-25.10





9

9.

Зачет по 1 главе.

1 ч.

27.10-01.11







2 четверть






II.

Человек в обществе

7 ч.




10

1.

Взаимосвязь природы и общества. Урок-практикум.

1 ч.

10-15.11





11

2.

Основные сферы жизни общества. Образование и наука.

1 ч.

17-22.11





12

3.

Гражданское общество. Урок-практикум.

1 ч.

24-29.11




13

4.

Исторические типы общества.

1 ч.

01-06.12





14

5.

Человек в группе.

1 ч.

08-13.12





15

6.

Человек в семье. Родители и дети.

1 ч.

15-20.12





16

7.

Повторительно-обобщающий урок по

##13-20.

1 ч.

22-27.12





3 четверть






II.

Человек в обществе (продолжение)

4 ч.




17

1.

Отношения в обществе. Урок-практикум

1 ч.

12-17.01





18

2.

Глобальные проблемы человечества.

1 ч.

19-24.01





19

3.

К миру без войн.

1 ч.

26.01-31.01.





20

4.

Зачет по 2 главе.

1 ч.

02-07.02






III.

Человек, право, государство

6 ч.




21

1.

Кто такой гражданин?

1 ч.

9-14.02





22

2.

Что такое право?

1 ч.

16-21.02





23

3.

Правовое государство. Урок-практикум

1 ч.

23.02-28.02.





24

4.

Конституция РФ. Основы конституционного строя России.

1 ч.

02-07.03





25

5.

Органы государственной власти России. Государственные символы России.

1 ч.

9-14.03



26

6.

Повторительно-обобщающий урок по ##24-28.

1 ч.

16-21.03







4 четверть






III.

Человек, право, государство (продолжение)

6 ч.




27

1.

Права человека. Урок-практикум

1 ч.

01-05.04





28

2.

Гражданские и политические права.

1 ч.

06-11.04





29

3.

Экономические, социальные и культурные права.

1 ч.

13-18.04





30

4.

Права ребенка.

1 ч.

20-25.04





31

5.

Защита прав человека. Урок-практикум

1 ч.

27-02.05





32

6.

Зачет по 3 главе.

1 ч.

4-9.05





33


Итоговое повторение по курсу

11-16.05.





34


Резерв

1 ч.








ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


В результате изучения обществознания ученик должен

знать/понимать

социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

сущность общества как формы совместной деятельности людей;

характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;

самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

первичного анализа и использования социальной информации;

сознательного неприятия антиобщественного поведения.


Перечень учебно-методического обеспечения

Сборник нормативных документов. Обществознание: федеральный компонент государственного стандарта, федеральный базисный учебный план. Примерные программы по обществознанию. -М.: Дрофа, 2007.

А.Ф. Никитин. Обществознание: программы для общеобразовательных учреждений: 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2007.

А. Ф. Никитин. Основы обществознания. 8 класс. Учебник. - М., Дрофа, 2009.

А.Ф. Никитин. Обществознание. Подготовка к экзамену. 9 класс. - М.: АСТ, Астрель, 2009.

Рассмотрено на заседании кафедры

общественных дисциплин

протокол № _1_

от «_27_» августа 2014 г.

Руководитель кафедры

___________/Ж.Т. Яшкова /




Согласовано

Заместитель директора по УВР

_____________/Е.В. Сургай/


«28» августа 2014 года








































© 2010-2022