Разработка урока на тему Обмен при помощи денег в 5 классе

- Ребята, разгадайте, пожалуйста, этот ребус:* ТЕНЬ = ГИТАРА****- Правильно, деньги. И сегодня мы узнаем о происхождении денег, для чего нам нужны деньги, какие раньше были деньги. Но об этом чуть позже... На прошлых уроках мы говорили о потребностях.  Какой способ вы можете предложить для удовлетворения своей потребности? Как можно получить что-либо необходимое (желаемое) без денег? Ответ:- Можно попросить или поменять какую-нибудь вещь, оказать какую-нибудь услугу взамен на необходимый предмет...
Раздел Обществознание
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обмен при помощи денег.( 5 класс)


Цель:



  • познакомить учащихся с денежными единицами России и предназначением денег;


  • раскрыть необходимость обмена для удовлетворения постоянно растущих потребностей людей

  • Найти преимущества торговли.


Задачи:


  • расширить бытовые представления учащихся о назначении денег;


  • показать необходимость обмена для удовлетворения потребностей;


  • дать начальное представление об истории происхождения денег.


    СОДЕРЖАНИЕ УРОКА


I.Организационный момент.

- Прозвенел звонок, и наш урок начинается. Пожалуйста, тихо садитесь. У вас на партах должны быть: тетради, дневник, пенал.

II. Актуализация знаний.


- Ребята, разгадайте, пожалуйста, этот ребус:

* ТЕНЬ = ГИТАРА****

- Правильно, деньги. И сегодня мы узнаем о происхождении денег, для чего нам нужны деньги, какие раньше были деньги. Но об этом чуть позже... На прошлых уроках мы говорили о потребностях. Какой способ вы можете предложить для удовлетворения своей потребности? Как можно получить что-либо необходимое (желаемое) без денег?

Ответ:

- Можно попросить или поменять какую-нибудь вещь, оказать какую-нибудь услугу взамен на необходимый предмет.

- Правильно. Вспомните, что такое товар?

- Товар - это какой-нибудь предмет, вещь или продукт, который потом продают или меняют.

-Да. Товар-это продукт труда, произведённый для продажи или обмена.

Давайте попробуем обменять товары, которые лежат перед вами.
С какими трудностями вы столкнулись?

- Ребята, возникала ситуация, когда не только один человек хотел получить определённую вещь, но и кто-то ещё пожелал её. Тот человек, кому она принадлежит, (владелец), имеет полное право сам выбирать, кому он её отдаст, с кем обменяется. Обмен может состояться только тогда, когда на него согласны оба участника.

- Удобен ли был такой обмен? Что ещё вы учитывали при обмене?

- Не очень удобен. Были сомнения. Нужно было время подумать, какую именно вещь можно поменять на мою: если у меня маленькая, могу ли поменять на большую? Если старая вещь, то поменяется ли со мной кто-нибудь на новую? Одну и ту же вещь хотели получить сразу несколько человек.

- Действительно, подобные вопросы часто возникают при обмене. Между вами возникала конкуренция - соперничество за возможность получения желаемого. А знаете ли вы, как называется обмен товара на товар?

-Нет, не знаем.

-Такой обмен называется бартер. Он возможен только в том случае, если участникам нужно то, что есть у других, и, как мы уже говорили, по взаимному согласию. Ребята, как вы думаете, всё ли возможно получить с помощью бартера?

-Нет, не всё.

-Верно. Бартер занимает много времени, довольно-таки сложно организовать обмен и правильно оценить товары. И ещё в давние времена люди поняли, что необходимо средство обмена, которое поможет быстро получить любой товар. Догадались, что может служить таким средством?

-Да, деньги!

-Правильно, молодцы. Деньги - это средство обмена; люди принимают деньги в обмен на товары и услуги, которые они предоставляют. Деньги принимают в качестве уплаты за товары, услуги и долги. Деньги позволяют в кратчайший срок получить необходимый товар или услугу для удовлетворения потребностей. У денег, как и других вещей, есть своя история. Вам интересно её узнать?

-Интересно!

-Для этого нам нужно отправиться в путешествие…Я знаю, что вы любите путешествовать. И сейчас я предлагаю вам совершить путешествие в прошлое. Вы согласны?

-Да!

-А как нам совершить такое путешествие?

-Нужна машина времени!

- И такая машина есть! Подготовимся к полёту!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Представьте, что мы садимся в машину времени, закройте глаза, и машина времени переносит нас назад в прошлое… Открывайте глаза. Итак, мы очутились в древнем поселении человека. Вспомните, как вели обмен первобытные люди?

- Они менялись продуктами. Если поселение было на берегу реки, то товаром служила рыба. А если люди жили в лесу, то добыча с охоты. Земледельцы старались выращивать хороший урожай, часть которого тоже обменивали. Обменивали шкурки животных и бивни мамонтов, орудия труда.

-Правильно. Позже, товаром для обмена служили перламутровые раковины, слоновая кость, жемчужины. Добыть или вырастить такие продукты было нелегко. Меняли перец, кофе, табак, порох, очень ценились соль и домашний скот. Такие товары-посредники можно считать за первые деньги, а просуществовали они недолго, пока люди не придумали в качестве денег использовать слитки драгоценных металлов. В это время появились первые весы для взвешивания слитков. Позднее из металлов стали изготавливать круглые монеты с рисунками и надписями. Какие же монеты были на Руси? Закройте, пожалуйста, глаза, машина времени переносит нас в Киевскую Русь. При князе Владимире стали чеканить первые монеты. Такие монеты изготавливали из серебра и золота. Закрывайте глаза, отправляемся дальше.

Первые бумажные деньги были выпущены в Китае, а в России медные деньги заменила на бумажные царица Екатерина Вторая.



- Раньше монеты чеканили из меди, серебра и золота - эти металлы крепкие. А из чего изготавливают монеты и купюры в наше время? Закрывайте глаза, возвращаемся на машине времени обратно в 21 век. Открывайте глаза. Мы снова в нашем классе. Как выглядят современные деньги, вы, прекрасно знаете.

С появлением денег появилась торговля- хозяйственная деятельность по купле- продаже товаров.

Появились целые торговые города, люди, жившие в которых ничего не производили, а только торговали товарами. Обычно такие города располагались на торговых путях. Появилась категория людей, для которых купля- продажа стала основным занятием- Купцы.

Дети рассказывают о Кузьме Минине.

Какие вы можете назвать преимущества торговли?

Ответ:

А)ускорение и облегчение обмена.

Б)получает наиболее широкое распространение,

В)удовлетворяется больше потребностей.

III. ИТОГ УРОКА:


-Ребята, а сейчас проведём блиц - турнир:


  • Для чего нужен обмен?


  • Что такое бартер?


  • Почему возникла необходимость создания денег?


  • Что такое деньги?


-Молодцы, ребята, отлично справились с заданием! Возьмите, пожалуйста, карточки. На них напечатаны русские пословицы и поговорки. Попробуйте объяснить их смысл:



Без денег торговать, как без соли хлебать.

Дружба дороже денег.

Денег много, да разума мало.

Здоровья на деньги не купишь.

Не в деньгах счастье.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

-Ребята, как вы думаете, всё ли можно купить за деньги?

- Нет, не всё. Дружбу, любовь, отношения между людьми, здоровье нельзя купить за деньги!


© 2010-2022