Урок «Стеклянный мир в романе Замятина «Мы». Урок по истории, обществознанию, литературе в 11 классе

"Описание материала: "Интегрированный урок по истории, обществознанию, литературе в 11 классе. "Урок разработан в рамках технологии «Учим детей мыслить критически» и интересен тем, что на основе анализа литературного романа и исторических источников определяется позиция человека в тоталитарном государстве. "Выбранная технология позволяет развить навыки сопоставления сравнительного анализа, умения осуществлять комплексный поиск. Переход к новому материалу осуществляется на парадоксальности предло...
Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок «Стеклянный мир в романе Замятина «Мы». Урок по истории, обществознанию, литературе в 11 классеПлан-конспект урока

Тема урока: «Стеклянный мир» в романе Е. Замятина «Мы»

Преподаватель: Авакян К.Э., учитель I квалификационной категории

Класс: 11 класс 3 группа

Дисциплина: обществознание, история, литература

Продолжительность урока: 90 минут

Цель урока: на основе анализа романа и исторических источников определить позицию человека в тоталитарном государстве

Задачи:

Образовательные: на основе литературного произведения и исторических источников осуществить комплексный анализ и предложить вариант решения проблемного вопроса

Развивающие: развить навыки сопоставления сравнительного анализа, развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск

Воспитательные: сформировать осознанное отношение школьников к режиму правления и роли человека в обществе, сформировать устойчивый интерес к предметам

Методы обучения: интерактивный, проблемный, частично - поисковый, дискуссионный, наглядно - иллюстративный, демонстрационный, ситуационного моделирования

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая

Тип урока: урок - проблема

Технические средства обучения:

1. Литературное произведение, исторические документы

2. Оборудование: компьютерный класс, доска, проектор, фильм

3. Дидактические средства: справочные материалы, презентация учителя

Ожидаемые результаты:

Личностные - развитие познавательного интереса к предметам, формирование личностных качеств, таких как гражданская позиция, самосознание

Метапредметные - формирование умений систематизировать, сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать полученную информацию

Предметные - усвоение предметных понятий тоталитаризм, культ личности

Этап урока

Содержание этапа урока

  1. Организационный момент

Цель - выделить метапредметное понятие «Система» и метапредметные признаки понятия:

  1. Наличие элементов

  2. Взаимозависимость элементов

  3. Динамичность элементов и системы

Методы - дискуссионный, информационный, интерактивный

Учащимся предлагается посмотреть на слайд и определить, что объединяет все изображения, представленные на слайде

Учащиеся размышляют и приходят к выводу, что все изображения объединяет понятие система.

Почему все это система?

Учащиеся определяют, что на всех изображениях есть общие признаки:

  1. в каждой системе есть элементы

  2. все элементы взаимосвязаны

  3. изменение элемента ведет к изменению системы

Назовите основные элементы общества как системы.

Какая система, на ваш взгляд наиболее сложная? Почему?


  1. Актуализация знаний, определение темы урока

Цель - представить сложность общественной системы, взаимодействие ее элементов.

Ожидаемый результат - учащиеся должны прийти к пониманию того, что общество - самая сложная из представленных систем, т.к. основным элементом общества выступает человек, специфика его деятельности, отношения между людьми.

Взаимодействие каких элементов представлено на слайде?

Урок «Стеклянный мир в романе Замятина «Мы». Урок по истории, обществознанию, литературе в 11 классе

Перед вами роман Евгения Замятина. Определите, взаимосвязь каких сфер мы можем представить в романе «Мы»?

Как, по-вашему, будет звучать тема сегодняшнего урока?

Дети формулируют тему

Урок «Стеклянный мир в романе Замятина «Мы». Урок по истории, обществознанию, литературе в 11 классе

Работа с эпиграфом урока.

Выдвижение гипотезы - предположите, какую систему описал в романе автор? Чем страшна эта система?

Определяются задачи урока - на примере романа определить позицию человека в тоталитарной системе

3. Усвоение новых знаний и способов действия. Анализ произведения

Цель - на основе системного анализа литературного произведения представить политическую систему Единого государства в романе Замятина и человека в этой системе.

Цели и задачи учителя - в условиях групповой деятельности учитель выступает фасилитатором.

Методы - проблемный, частично-поисковый, аналогии.

Опережающие задания для групп:

  1. Система органов управления и роль государства в системе

  2. Соотношение личного и общественного в Едином государстве

  3. Положение лидера

  4. Уровень контроля над различными сферами

  5. Способы и средства осуществления политической власти

  6. Доминирующая идеология

  1. Каким предстает в романе Единое Государство?

  1. С первых страниц романа человек попадает в мир перевернутой, наоборотной этики, извращающей традиционный смысл слов: «дикое состояние свободы», «математическое безошибочное счастье», «наш долг - заставить их быть счастливыми», «неомраченные безумием мысли лица», «самая трудная и высокая любовь - это жестокость», «вдохновение - это неизвестная форма эпилепсии», «душа тяжелое заболевание».

  2. «Никакой этой путаницы о добре и зле: все - очень просто, райски, по дестки просто. Благодетель, Машина, Куб, Газовый колокол, Хранители - все это добро, все это величественно, благородно, возвышенно, христиански чисто»

2. Как складывается в романе судьба человеческой личности?

  1. Тоталитарное государство внушает неустанно: общее выше отдельного, миллион больше единицы, тонна больше грамма

  2. Индивидуальность - болезнь: засоренный глаз, нарывающий палец, больной зуб - здоровый глаз, палец, зуб - будто их нет.

  3. Моральные постулаты ЕГ - человеческое начало - и есть главное препятствие на пути к счастью. Человека нужно преодолеть. Зато палачество окружено ореолом святости. Сочувствие и поклонение вызывает не тот, кто страдает, а тот, кто причиняет страдание.

  4. Проявление личного - преступление. Главная гражданская добродетель - управляемая безличность. Власть контролирует все слагаемые системы:

  • природа - «Нами введены в русло все стихии - никаких катастроф быть не может». «Мы построили Зеленую стену и изолировали свой машинный совершенный мир от безумного, безобразного мира деревьев, птиц, животных».

  • быт - Нумера живут в искусственном мире, созданном из стекла и бетона, едят синтетическую «нефтяную» пищу, одеты в юнифы

  • общественная жизнь - ЕГ нужны собрания, митинги, шествия, нужен управляющий энтузиазм Нумеров, чтобы всех связать коллективным палачеством, подчиняя гипнозу тоталитарных идей: долг и преступление не могут совпадать, Долг, отделенный от совести, сострадания, жалости, стал государственным чувством.

4. Рефлексия.

Цель - сопоставить политический режим в романе Замятина и политический режим Сталина.

Ожидаемый результат - провести аналогию между образом и реальным государством.

Составление синквейна, позволяющего систематизировать и классифицировать данные, сформировать чувство эмпатии.

Просмотр эпизода из фильма «Цирк» (1936г.)

Какие черты Единого Государства вы обнаружили при просмотре этого фильма?

Предполагаемый ответ - единая форма, масса, вождь…

Но почему лица на экране радостные и счастливые?

Так какое же оно - Единое Государство?

Урок «Стеклянный мир в романе Замятина «Мы». Урок по истории, обществознанию, литературе в 11 классе

Вывод - весь порядок Единого Государства убивает человеческий дух. Единое Государство - закрытое общество, идеальная бюрократическая система. Главное - стандартизация, уравнительность, всесильное «среднеарифметическое».

Но самое страшное то, что этот «стеклянный» мир оказался реальностью. Гений автора романа в том, что он смог предвидеть создание такого государства в нашей стране.

О каком государстве мы говорим? Тоталитарный режим Сталина.

5. Индивидуальные задания.

На основе предложенных исторических источников определите сходные черты «Стеклянного мира» и тоталитарного режима Сталина

  • унификация

  • идеологизация

  • массовые репрессии

Хотели бы вы жить в таком государстве?

Как называется система современного государства?

Она нам нравиться?

Что нам необходимо сделать, чтобы сохранить систему?

Домашнее задание

Творческое - составить буклет на тему: «Моя гражданская позиция»










Приложение 1.

Постановление ЦК ВКП(б) от 14 ноября 1938г. «О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском «Краткого курса истории ВКП(б)».

Даже буквари были инструментами для нужной ориентации для юного человека, входившего тогда в политический мир. Азы преподаваемой грамоты обязательно сочетались с базовыми политическими установками ВКП(б). Фактически это был самый краткий курс ВКП(б). Каждый урок завершался впечатываемыми в мозг лозунгами «НЕ КЛАНЯЙТЕСЬ КУЛАКАМ», «КОММУНА КУЛАКУ МУКА!» Психологически это был очень верный шаг. Во-первых, обучение велось в коллективах, оторванных от «классово чуждой среды». Во-вторых, овладение грамотой, как подкрепление к социализации, создавало перспективу успешности начинаемых партией преобразований.

Первые советские буквари воспитывали у детей не только готовность к подвигу, но и жертвенность. «Товарищ Ворошилов, я быстро подрасту и встану вместо брата с винтовкой на посту» - непременным элементом школьной образовательной программы была подготовка к будущей войне. Наряду с темой внешнего врага в учебниках обязательно присутствовала тема «врагов народа». Мысль об их существовании внедрялась в головы детей на уровне подсознания.



Приложение 2.

Из указа Президиума Верховного Совета СССР 21 февраля 1948г.

Обязать Министерство внутренних дел СССР всех отбывающих наказание в особых лагерях и тюрьмах шпионов, диверсантов, террористов, троцкистов, правых, меньшевиков, эсеров, анархистов, националистов, белоэмигрантов и участников других антисоветских организаций и групп и лиц, представляющих опасность по своим антисоветским связям и враждебной деятельности, по истечении сроков наказания направлять по назначению Министерства государственной безопасности СССР в ссылку на поселение под надзор органов Министерства государственной безопасности в районы Колымы на Дальнем Востоке, в районы Красноярского края и Новосибирской области, расположенные в 50 километрах севернее Транссибирской железнодорожной магистрали, в Казахскую ССР…






Приложение 3.

Постановление Политбюро ЦК ВКП (б) «Об использовании труда уголовных арестантов»

май 1929 г.

В этом же году в советском законодательстве появляется термин «исправительно-трудовой лагерь». Численность заключенных в лагерях начинает быстро расти: со 180 тыс. в середине 30-х до 510 тыс.к началу 1934 г. С конца 1932 г. силами заключенных началось строительство канала Москва-Волга и Байкало-Амурской магистрали. В последующие годы в Заполярье развернулось строительство Норильского никелевого комбината. В 1940 ГУЛАГ объединял 53 лагеря, 425 колоний - промышленных, сельскохозяйственных и иных, 50 колоний для несовершеннолетних, 90 домов младенца. К началу войны, лишь по официальным данным, в лагерях и колониях находилось 2,3 млн человек. Всего с 1930-1953 гг. в бараках лагерей и колоний побывало около 18 млн человек, из них пятая часть - по политическим мотивам. 786 тыс.из них было приговорено к расстрелу. Все годы существования ГУЛАГа власть с его помощью решала не только и не столько экономические, сколько политические проблемы. Бесчеловечная система подавления позволяла держать советский народ в слепом повиновении и страхе, уничтожать любые ростки оппозиционности и вольнодумства.



Приложение 4.

Строго регламентирующие не только поведение, но и мышление каждого своего члена, идеологизированные официальные организации были призваны с детства воспитывать человека в духе норм коммунистической морали.
По сути, каждая из них была лишь той или иной модификацией государственной идеологии для разных социальных групп. Так, наиболее привилегированным и почетным было членство в ВКП(б) (около 2 млн человек) и Советах (около 3,6 млн депутатов и активистов). Для молодежи существовал ВЛКСМ (комсомол) и пионерская организация. Для рабочих и служащих были профсоюзы, а для интеллигенции - союзы, зависящие от рода деятельности. Для достижения своей цели - «создания нового социалистического человека» - большевистское руководство встало на путь унификации культурной жизни, признавая только марксизм и «революционное искусство» и уничтожая проявления духовности. Этот процесс активизировался после окончания Гражданской войны, когда на смену военным фронтам пришел фронт идеологический. «Бойцов» этого фронта готовили специально созданные партией учебные центры: Коммунистическая академия, Институт красной профессуры, Коммунистический университет трудящихся Востока и др. Используя пропагандистские и насильственные методы, большевики осуществили разгром православной церкви. В 1917-1922 гг. были расстреляны тысячи священников, проводились кампании глумления над православными святынями, взрывались храмы, монастыри превращались в концентрационные лагеря и тюрьмы. Массовыми тиражами издавались антирелигиозные журналы: «Революция и церковь», «Безбожник» и др. Были созданы атеистические общественные организации («Союз воинствующих безбожников»).


© 2010-2022