Статья Снижение мотивации студентов к изучению вопросов экономики

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Снижение мотивации студентов к изучению вопросов экономики


Пикулева Надежда Петровна,

преподаватель первой квалификационной категории

ГБПОУ «Кудымкарское медицинское училище»



Кудымкарское медицинское училище второй год работает по Федеральным государственным образовательным стандартам, которые в отличие от предыдущих Государственных образовательных стандартов не подразумевают изучение вопросов экономики в рамках отдельной образовательной дисциплины [1],[3]. Теперь вопросы экономики включены в программу учебной дисциплины Обществознание, разработанной для образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих программы среднего (полного) общего образования [2]. В результате возраст студентов, знакомящихся с вопросами экономической теории и хозяйственной практики, снизился на два года. И сразу же было замечено, что мотивация к изучению данной дисциплины значительно снизилась.

Цель исследования: определить причины снижения мотивации студентов к изучению вопросов экономики.

Задачи: 1) провести опрос студентов 1-го и 3-го курса; 2) определить интересы студентов 1-го и 3-го курса к разным вопросам экономики; 3) сравнить результаты опроса студентов 1-го и 3-го года обучения; 4) определить способы решения данной проблемы.

Объект исследования: студенты 1-го и 3-го курса Кудымкарского медицинского училища отделения Сестринское дело.

Предмет исследования: причины снижения мотивации студентов к изучению вопросов экономики.

Методы исследования: изучение и анализ источников; наблюдение; опрос в форме анкетирования; анализ результатов наблюдения и опроса; ранжирование; сравнение; обобщение.

В ходе исследования было опрошено 80 респондентов - 40 студентов 1-го курса, изучающих экономику в рамках предмета Обществознание, и 40 студентов 3-го курса, изучающих экономику в рамках отдельной дисциплины. Были заданы вопросы: 1) Считаете ли вы необходимым изучение вопросов экономики студентами медучилища? Почему?; 2) Знание каких разделов экономики пригодится вам в дальнейшей жизни?; 3) Какие темы вы хотели бы изучить подробнее? Зачем? Отвечая на вопросы, можно было выбрать один или несколько ответов из предложенных вариантов или написать свой.

Изучив ответы респондентов, были получены следующие результаты:

1. Из 40 опрошенных третьекурсников считают необходимым изучение экономики 40 чел. (100%). Среди причин наиболее часто указывали следующее: будет легче понять экономику здравоохранения - 16; живу в стране, где развивается рыночная экономика, и хочу знать, почему происходят те или иные экономические явления и процессы - 11; хочу заняться своим бизнесом (например, открыть массажный или косметический салон) - 9 чел.; для общего развития - 7.

Из 40 опрошенных первокурсников считают необходимым изучение экономики 21 чел. (52,5%). Среди причин указывали следующее: для общего развития - 11; интересно, почему происходят те или иные экономические явления и процессы - 7; хочу заняться своим бизнесом - 3. 19 чел. (47,5%) дали отрицательный ответ, аргументируя его тем, что в жизни эти знания никогда не пригодятся.

2. На вопрос «Знание каких разделов экономики пригодится вам в дальнейшей жизни?» студенты 3-го курса дали следующие ответы: «Труд и заработная плата» - 37 (92,5%); «Предпринимательская деятельность» - 12 (30%); «Поведение фирмы в условиях монополии и конкуренции» - 9 (22,5%); «Издержки производства» - 8 (20%).

Студенты 1-го курса, давшие положительный ответ на первый вопрос, назвали следующие темы: «Труд и заработная плата» - 16; «Предпринимательская деятельность» - 5.

3. На вопрос «Какие темы вы хотели бы изучить подробнее?» третьекурсники отметили следующее: «Трудовое законодательство в области оплаты труда» - 31 (37,5%); «Расчет средней заработной платы» - 14 (35%); «Составление бизнес-плана» - 12 (30%). Причины отмечались следующие: желание заняться своим бизнесом либо осуществлять контроль расчета своей зарплаты в будущей трудовой деятельности.

Студенты первого курса особого интереса к каким-либо темам не выразили. Указывали следующее: «Циклические колебания экономики» - 5; «Фискальная политика государства» - 5; «Деньги, банки, инфляция» - 4; «Спрос и предложение» - 4; «Экономика семьи» - 3, и др. Самым популярным был ответ «Никакие» - 15 чел. (37,5%).

Наблюдения также показали, что студенты 3-го курса выказали больший интерес к практическим занятиям, на которых обсуждались проблемы безработицы и инфляции, проводились работы по расчету издержек фирмы, по расчету повременной, сдельной и средней заработной платы, осуществлялось знакомство с отдельными статьями 21-й главы Трудового кодекса РФ («Заработная плата»). На изучение вопросов экономики в курсе обществознания времени дается меньше, и практических занятий не предусмотрено, поэтому у студентов 1-го курса было меньше возможностей изучить данные вопросы в том объеме, в каком изучали их студенты третьего курса.

Возрастные особенности студентов-первокурсников также не дают им осознать в полной мере значимость экономики в их дальнейшей учебной и профессиональной деятельности. Исследования показывают, что их интересы рассогласованы, нет четкой направленности интересов и склонностей на профессию. Студенты 1-го курса больше ориентированы на экспериментаторский тип, они хотят попробовать себя в разных сферах. В то же самое время студенты 3-го курса желают свои знания и умения, полученные в процессе обучения, применить и организовать в практической деятельности [4].

Проведя исследование и проанализировав результаты, можно сделать следующие выводы: 1) Интерес и мотивация к изучению вопросов экономики у студентов 1-го курса медучилища ниже, чем у студентов 3-го курса; 2) Одной из главных причин снижения мотивации студентов к изучению экономики является снижение возраста обучающихся и, как следствие, возрастные особенности и рассогласованность интересов; 3) Интересы третьекурсников имеют более четкую направленность на профессиональную деятельность, на хозяйственную практику, поэтому они считают изучение вопросов прикладной экономики необходимым для своей дальнейшей учебы и будущей трудовой деятельности.

Таким образом, чтобы повысить мотивацию студентов 1-го курса к изучению экономики, необходимо учитывать их возрастные особенности. В силу того, что первокурсники ориентированы больше на экспериментаторский и социальный тип, необходимо теоретические занятия проводить в виде практикумов, деловых или ролевых игр, решения проблемных и ситуационных задач.

Список источников

1. Государственный образовательный стандарт СПО по специальности 0406 Сестринское дело (Утвержден приказом Министерства образования РФ от 21.01.2002 г. №02-0406-Б).

2. Разъяснения по реализации ФГОС среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных образовательных программ НПО или СПО, формируемых на основе ФГОС НПО и СПО /Научно-методический совет Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ «ФИРО», 2011 г.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт СПО по специальности 060501 Сестринское дело (Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 12 ноября 2009 г. №589).

4. Щербинина Т.П. Профессиональные интересы и склонности студентов медицинского училища: их соответствие требованиям профессионального обучения (на примере I и IV курсов сестринского отделения) /Единое образовательное пространство как фактор формирования и воспитания личности: Материалы 4-й Всероссийской студенческой научно-практической конференции. - Рязань, 2010.

© 2010-2022