- Преподавателю
- Обществознание
- Статья Оценивание знаний обучающихся на уроках обществознания при помощи тест-контроля
Статья Оценивание знаний обучающихся на уроках обществознания при помощи тест-контроля
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Рогозинникова Ю.В. |
Дата | 23.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ОЦЕНИВАНИЕ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ПРИ ПОМОЩИ ТЕСТ-КОНТРОЛЯ
Неоднократно отмечено, что в учебных заведениях, где контроль организован хорошо, всегда выше результаты обучения. Объективный контроль создаёт дополнительные стимулы в работе учителя, заставляет обучающихся глубже и серьёзнее изучать дисциплину, ориентирует их на самостоятельный поиск в получении информации. Таким образом, педагогический контроль выступает средством повышения качества обучения.
Среди факторов, формирующих современную ситуацию в сфере педагогического контроля, можно выделить главный - необходимость введения в практику обучения количественных методов оценки знаний обучающихся. Наиболее эффективным средством измерения, обеспечивающим объективность и сопоставимость оценок в процессе контроля, являются педагогические тесты [1].
Педагогический тест - это тест, цель которого измерение уровня усвоения определенных знаний, умений и навыков, предусмотренных учебной программой. Принципиальное отличие теста от привычного контроля - наличие эталона [2].
Закономерен вопрос:
-
где связь между педагогическим тестом и объективностью?
-
суть проблемы объективности?
В настоящее время, проблеме объективизации оценок в общеобразовательной школе придаётся особое значение. Данный факт можно объяснить попыткой реализовать на практике, в учебном процессе, идеи сотрудничества педагога и обучающегося. Последнее сочетание не случайно, так как необъективные оценки воспринимаются как несправедливые и являются главной причиной возникновения конфронтации в учебном процессе. Учащемуся гораздо труднее поставить под сомнение объективность тестовой оценки, при выставлении которой используются стандартизованные средства измерения, чёткие критерии.
В моем случае, внедрение тестовой формы контроля на уроках по обществознанию осуществлялось поэтапно. На первом этапе проводился текущий контроль. Цель последнего - ликвидация пробелов и коррекция знаний. Второй этап - итоговый тест. Он направлен на систематизацию и обобщение учебного материала.
Как показала практика преподавания, эффективность учебного процесса возрастает при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля. В этом случае используется домашняя тестовая работа, требующая более детальной проработки изучаемых тем.
Функции тестового контроля:
-
корректирующая (устранение недостатков в знаниях);
-
стимулирующая (проявляется в создании мотивов учения, в повышении ответственности за результаты своего труда);
-
обучающая (углубление имеющихся и усвоение новых знаний в процессе контроля);
-
развивающая (развитие внимания, памяти, мышления, эмоциональной и волевой сферы обучающихся) [3].
Таким образом, педагогические тесты открывают не только перспективные направления повышения качества обучения путём совершенствования системы контроля, но и усиливают мотивацию к обучению в условиях сотрудничества.
Список литературы
-
Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. М., 2002. - 125с.
-
Мещеряков, Б., Зинченко, В. Большой психологический словарь - М., 1996. - 263с.
-
Милевич, А.С. К вопросу о современных технологиях контроля знаний студентов// Современные проблемы науки и образования. - 2009. - №6 - С. 61-64.
Тест «Системное строение общества: элементы и подсистемы»,
вариант 1
-
Понятие «развитие», «взаимодействие элементов» характеризует общество как
-
динамичную систему;
-
часть природы;
-
весь окружающий человека материальный мир;
-
среду обитания.
-
Обществом в широком смысле называют
-
всех жителей государства;
-
группу людей, объединившихся для совместной деятельности;
-
окружающий мир в целом;
-
все способы взаимодействия людей и формы их объединения.
-
К элементам общества как системы можно отнести
-
территорию государства;
-
политические организации;
-
полезные ископаемые;
-
экологические зоны.
-
Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество является развивающейся системой.
Б. Общество как динамическая система характеризуется неизменностью частей и связей между ними.
-
верно только А;
-
верно только Б;
-
верны оба суждения;
-
оба суждения неверны.
-
Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество - часть материального мира.
Б. Общество включает в себя способы взаимодействия людей.
-
верно только А;
-
верно только Б;
-
верны оба суждения;
-
оба суждения неверны.
-
Примером влияния природных факторов на развитие общества является
-
возникновение первых очагов цивилизации в долинах крупных рек;
-
создание древнейшего памятника писаного права - законов Хаммурапи;
-
строительство пирамид в Древнем Египте.
-
Распад империи Карла Великого.
-
Связь всех сфер жизни общества
-
вытекает из целостности общества как системы;
-
достигается в ходе политической борьбы;
-
обеспечивается идеологической работой;
-
устанавливается законодательным путем.
-
Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?
А. Процессы, происходящие в одной сфере общественной жизни, как правило, не влияют на процессы, происходящие в других сферах.
Б. В разных сферах общественной жизни люди действуют различными способами и в разных формах.
-
верно только А;
-
верно только Б;
-
верны оба суждения;
-
оба суждения неверны.
-
Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?
А. Спад производства вызывает снижение уровня жизни большинства населения.
Б. Политическая власть может способствовать успешному экономическому развитию страны.
-
верно только А;
-
верно только Б;
-
верны оба суждения;
-
оба суждения неверны.
-
К основным функциям семьи как социального института относится
-
развитие научных знаний;
-
биологическое и социальное воспроизводство людей;
-
создание новых рабочих мест;
-
отбор, хранение и передача социокультурных образцов деятельности.
-
Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой социальные институты.
-
семья;
-
молодежь;
-
образование;
-
государство;
-
наука;
-
информатизация.
-
Характерной чертой западной цивилизации является
-
длительное сохранение традиционных правовых норм;
-
активное внедрение инновационных технологий;
-
низкая социальная мобильность;
-
слабость и неразвитость демократических ценностей.
-
Для современного постиндустриального общества характерна ведущая роль
-
добывающей промышленности;
-
обрабатывающей промышленности;
-
сельского хозяйства;
-
информации и информационных технологий.
-
Характерной чертой индустриального общества является
-
широкое использование внеэкономического принуждения к труду;
-
слабость и неразвитость демократических институтов;
-
преобладание коллективного сознания над индивидуальным;
-
преобладание частной формы собственности, рыночная экономика.
-
Верны ли следующие суждения о традиционном обществе?
А. Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективных начал над частными отличают традиционное общество.
Б. В традиционном обществе высоко ценятся индивидуальные особенности человека, поощряются инициатива и предприимчивость.
-
верно только А;
-
верно только Б;
-
верны оба суждения;
-
оба суждения неверны.
-
Реформа, в отличие от других форм социальных изменений,
-
затрагивает все сферы общественной жизни;
-
обычно осуществляется властью;
-
представляет собой резкие качественные изменения;
-
предполагает радикальное обновление социальных отношений.
-
Преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существования социальной структуры, - это
-
реформа;
-
контрреволюция;
-
эволюция;
-
революция.
-
Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?
А. Общественный прогресс представляет собой замену устаревших форм социальной организации новыми.
Б. Общественный прогресс представляет собой движение от менее совершенному к более совершенному.
-
верно только А;
-
верно только Б;
-
верны оба суждения;
-
оба суждения неверны.
-
Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением, двух представляют социальные изменения.
-
реформа;
-
система;
-
структура;
-
эволюция;
-
спад;
-
революция;
-
подъем.
-
При подготовке реферата о проблемах экономического роста студенты используют специальную литературу. В этой деятельности специальная литература является
-
субъектом деятельности;
-
объектом деятельности;
-
мотивом деятельности;
-
средствами деятельности.