Рабочая программа по обществознанию для 9 классов

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»



«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»

Протокол заседания МО Зам. директора по УВР Директор МКОУ «СОШ №8»

Учителей естественнонаучного цикла ___________Н.В. Сердюкова __________Л.В. Никулина

От________№______

___________Т.Н. Есаулова


Рабочая программа

по обществознанию

для 9 класса (базовый уровень)

1 час в неделю

Составила учитель истории

и обществознания:

А.С. Бочарова



с. Елизаветинское

2015


Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе:

  1. БУП -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.;

  2. Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

  3. Федеральной примерной программы основного общего образования по обществознанию, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

Актуальность:

Актуальность изучения общественных наук для современной жизни трудно оспорить. Будущим бизнесменам, политикам, государственным деятелям или просто гражданам нашей страны необходимы знания в области экономики, юриспруденции, социологии, политологии, этики, культурологии и философии. Основы этих социальных дисциплин нужны подрастающему поколению для их будущей успешной социализации в обществе. В курсе обществознания в 9 классе учащиеся будут изучать основы политологии, правоведения, культурологи.

Цели курса:

Курс направлен на осуществление компетентостного подхода в обучении обществознания, что предполагает формирование у учащихся информационно-коммуникативной компетентности, социально-мировоззренческой компетентности, гражданской компетентности, овладение комплексом общеучебных компетенций.

Задачи:

  • Развитие личности в период ранней юности, её духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально - гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в её потоке;

  • Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;

  • Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;

  • Овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;

  • Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно - бытовой деятельности.


Требования к результатам обучения и освоения содержания

курса обществознания в 9 классе.


Требования к уровню подготовки выпускников установлены стандартом и направлены на выявление и оценивание результатов освоения выпускниками обязательного минимума Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Содержание основного общего образования на базовом уровне по учебному предмету «Обществознание» представляет собой комплекс знаний, отражающих следующие объекты изучения: правовое регулирование социальных отношений, социальные отношения, духовно-нравственная сфера, внутренний мир и социализация человека. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных компетенций, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

  • исследование реальных связей и зависимостей;

  • умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

  • объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

  • отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;

  • передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики, адекватное восприятие языка средств массовой информации;

  • владение навыками редактирования текста

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  • участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: что произойдет, если...);

  • формулирование полученных результатов;

  • создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств;

  • пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

  • владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и принципам ведения диалога (диспута).

В программе по обществознанию определены самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися. Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • работу с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

  • критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

  • анализ современных общественных явлений и событий:

  • освоение типичных социальных ролей через участие обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т. п.);

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряем го поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

  • написание творческих работ по социальным дисциплинам.

Оснащенность учебного процесса.


Для организации учебного процесса, активной познавательной деятельности учащихся, контроля результатов обучения, подготовки к итоговой аттестации необходимо использовать комплект учебно-методических пособий для ученика и учителя.

Комплект учебных материалов для ученика


Учебники:

1. «Обществознание» 9 класс А.И. Кравченко (М: Русское слово, 2008г)

2. «Правоведение» 10-11 класс А.Ф. Никитин (М: Просвещение, 2007г)

3. Рабочая тетрадь для 9 класса М. Хромова (М: Русское слово, 2006г).

Справочная литература:

1. Мир человека: Хрестоматия для учащихся старших классов (М.1995г)

2. Хрестоматия по философии. П.С.Гуревич (М.1997г)

3. Большой толковый социологический словарь (М.,1999г)

4. Обществознание: Справочное пособие для абитуриентов А.И. Кравченко. М.Русское слово 2001г


Комплект учебных материалов для учителя

1. «Поурочные методические разработки 9 класс» Е.А.Певцова (М. Русское слово, 2005г)

2. Научно-методический журнал «Преподавание истории и обществознания в школе» 2010 год.

Критерии определения уровня усвоения обучающимися содержания предмета.

Для определения уровня усвоения учащимися 9 класса содержания предмета будут проведены контрольные работы: входная, рубежная, итоговая. В конце каждого раздела будут проводиться контрольные срезы. Таким образом контролируется уровень знаний, полученный учащимися по каждому из разделов.

Критериями для определения уровня усвоения учащимися 9 класса содержания предмета будут:

Анализ, объяснение:

  • понимать биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

  • выявлять тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

  • понимать необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизм правового регулирования;

  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

Работа с версиями, оценками:

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальны) норм, экономической рациональности;

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

  • успешное выполнение типичных социальных ролей; сознательное взаимодействие с различными социальными институтами;

  • совершенствование собственной познавательной деятельности;

  • решение практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

  • ориентировка в актуальных общественных событиях, определение личной гражданской позиции;

  • предвидение возможных последствий определенных социальных действий;

  • оценка происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

  • реализация и защита прав человека и гражданина, осознанное выполнение гражданских обязанностей;

  • осуществление конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Место учебного предмета «Обществознание» в Базисном учебном

(образовательном) плане

Предмет «Обществознание » изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 9 классе в общем объеме -34 часа, 1 час в неделю.

Содержание курса обществознание для 9 класса

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения.

В содержание обществознания в 9 классе входят 3 информационных блока: политическая сфера, человек и его права, духовная сфера. Важным элементом предмета « Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Раздел I. Политическая сфера (11ч)


Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей.

Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства, формы правления, территориально-государственное устройство Внутренние и внешние функции государства.

Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в РФ. Местное самоуправление.

Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Раздел II. Человек и его права (12ч)

Право и его роль в жизни общества и государства. Принципы права. Субъекты права.

Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства. Правовая информация.

Правоотношений как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношений. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности.

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.

Конституционные основы судебной системы РФ. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Милиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Гражданство. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Жилищные правоотношении.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей.

Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний. Пределы допустимой самообороны.

Раздел III. Духовная сфера (10ч)

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность.

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Формы культуры: массовая, народная, элитарная.

Виды искусства: живопись, архитектура, музыка, литература.

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование.





Календарно-тематическое планирование по курсу «Обществознание» 34 часа.

№ п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Дата

Понятия

Д/З

Тип урока

Методы урока

1.Политическая сфера (12 ч.)

1-2

Власть

2


Сила, власть, авторитет, иерархия

§ 1,

стр.5-11

Комбинированный

Лекция с элементами беседы.

3

Государство

1


Суверенитет

§2, стр. 12-20

Комбинированный

Лекция с элементами беседы, работа с текстом учебника

4

Национально-государственное устройство.

1


Сепаратизм

§3, стр. 20-28

Комбинированный

Лекция с элементами беседы.

5

Форма правления

1


Форма правления, монархия

§4, стр.29-37

Комбинированный

Лекция с элементами беседы, работа с текстом учебника

6

Промежуточный контроль

1


Ранее изученное

Термины и даты

Урок проверки знаний

Тестирование

7

Политические режимы

1


Авторитаризм, парламент

§5, стр.39-45

Комбинированный

Лекция с элементами беседы

8

Гражданское общество и правовое государство

1


Гражданство, тоталитаризм

§6, стр.46-54

Комбинированный

Лекция с элементами беседы, работа с текстом учебника

9-10

Голосование, выборы, референдум

2


Активное избирательное право, пассивное избирательное право, референдум

§7, стр.55-60

Комбинированный

Лекция с элементами беседы, работа с текстом учебника

11

Политические партии

1


Политическая партия, многопартийность

§8, стр.60-68

Комбинированный

Лекция с элементами беседы, работа с текстом учебника

12

Повторение по теме «Политическая сфера»

1


Ранее изученное

Термины и даты

Урок проверки знаний

Тестирование

2.Человек и его права (13 ч.)

13-14

Право в жизни человека. Понятие «право»

2


Социальные нормы, право, обязанность, норма права, правовая культура личности

§9, стр.70-81

Комбинированный

Лекция с элементами беседы, работа с текстом учебника

15

Закон и власть

Рк: Закон и власть на Ставрополье

1


Федеральное собрание, правительство

§10, стр.83-89

Комбинированный

Лекция с элементами беседы, работа с текстом учебника

16

Промежуточный контроль

1


Изученное ранее

Термины и даты

Урок проверки знаний

Тестирование

17

Конституция

1


Правовой статус человека,

§11, стр.90-96

Комбинированный

Лекция с элементами беседы

18

Право и имущественные отношения

1


Собственник, сделка, иск

§12, стр.97-101

Комбинированный

Лекция с элементами беседы

19

Потребитель и его права

1


Потребитель, исполнитель

§13, стр.102-105

Комбинированный

Лекция с элементами беседы

20

Трудовое право

1


§14, стр.106-110

Комбинированный

Лекция с элементами беседы, работа с текстом учебника

21-22

Семейное право

Права ребенка

2


Брачный контракт

§15, стр.110-116

Комбинированный

Лекция с элементами беседы, работа с текстом учебника

23-24

Правонарушения и виды юридической ответственности

2


Преступление, проступок

§16, стр.117-125

Комбинированный

Лекция с элементами беседы, работа с текстом учебника

25

Повторение по теме «Человек и его права»

1


Ранее изученное

Термины и даты

Урок проверки знаний

Тестирование

3.Духовная сфера (8 ч.)

26-27

Что изучает духовная сфера?

Что такое культура?

2


Культура, культурный комплекс, культурное наследие, культурные универсалии

§17, стр.127-135

Комбинированный

Лекция с элементами беседы, работа с текстом учебника

28

Культурные нормы

Рк: культурные нормы Ставропольского края

1


Привычки

§18, стр.136-143

Комбинированный

Лекция с элементами беседы, работа с текстом учебника

29

Итоговый контроль

1


Ранее изученное

Термины и даты

Урок проверки знаний

Тестирование

30

Формы культуры

1


Элитарная культура, субкультура, народная культура

§19, стр.144-153

Комбинированный

Лекция с элементами беседы, работа с текстом учебника

31

Религия

1


Миф, мифология

§20, стр.153-163

Комбинированный

Лекция с элементами беседы, работа с текстом учебника

32

Искусство

1


Художественная культура,

§21, стр.163-172

Комбинированный

Лекция с элементами беседы

33

Образование и наука

Рк: Образование и наука на Ставрополье

1


§22-23, стр.173-186

Комбинированный

Лекция с элементами беседы

34

Итоговое повторение по теме: «Духовная сфера»

1


Изученное ранее

Термины и даты

Урок проверки знаний

Тестирование


© 2010-2022