Пути повышения качества знания на уроках истории и обществознания

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пути повышения качества знаний на уроках истории и обществознания

Выступление на ШМО

Вокруг проблемы качества образования сегодня ведётся много споров. Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений. Каждый ищет её решения по-своему. Что вкладываем мы в это понятие, каких результатов ожидаем от своих усилий? Качество образования мы сводим сегодня к качеству обучения. Именно обученность ребёнка,вне зависимости от того, какой подход (знаниевый или компетентностный) признаётся оптимальным,провозглашается главным критерием качества образования. На обученность работают все виды контроля: стартовый, промежуточный, итоговый,включая ЕГЭ.

Школа была и остаётся обучающим учреждением,именно в обучении лежит сфера её зримой ответственности. От уровня подготовки человека зависит в конечном итоге, как его собственное будущее благополучие, так и качество жизни общества в целом. Современная информационная эпоха ещё больше обостряет задачу воспитания человека умелого и мобильного, способного успевать за стремительным развитием цивилизации.

Модель образования ХХ1 века - образовательное общество. Непрерывное образование - должно стать основой жизни человека, условием его профессиональной мобильности, развития потенциала, творческой жизни.

В центре качества образования - качество его содержания, качество воспитания человека. Ведущим в качестве содержания и в качестве воспитания факторами являются:

  • Математизация образования;

  • Формирование исторического самосознания и достоинства;

  • Непрерывное обучение национальной истории;

  • Формирование патриотической личности, укоренённой в национальных культуре и языке;

  • Формирование "личности долга", защитника Отечества;

  • Формирование уважения к труду, понимания труда как условия раскрытия творческой личности;

  • Установка на всестороннее, гармоничное, творческое развитие личности;

  • Повышение качества профессионального образования.

Одним из способов повышения качества знаний учащихся является организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования. Но мы не сможем добиться их выполнения, если будем относиться к уроку как к фрагменту жизни и превратим его в стихийный процесс.

Вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая организация этапов урока, взаимодействие между учителем и учащимися, реакция учителя на те или иные поступки учащихся, подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности и ТСО - всё это влияет на образовательный результат деятельности учащихся.

К сожалению, мало внимания, за недостатком времени, уделяется учителем самоанализу урока. Выявление недостатков урока и своевременная коррекция деятельности учителя - одно из необходимых условий его успешной деятельности на пути повышения качества знаний учащихся. При анализе урока важно обращать внимание как на методические аспекты (задачи урока, отбор содержания учебного материала, выбор методов и средств, форм обучения, организацию учебной деятельности и общения учителя с классом, место урока в системе обучения, рациональность избранной структуры урока), так и на продуктивность мотивации учения, рабочее настроение школьников на уроке, качество проживания урока.

Достичь качества знаний невозможно без системного изучения высших достижений в работе учителей и учащихся. В этом случае не обойтись без диагностики, причём такой диагностики, которая позволила бы наиболее полно оценить результаты обученности школьников, выявляя не только знания и уровни их усвоения, но и познавательные умения, развитие творческих способностей. Поставленную задачу можно попытаться решить посредством диагностики поуровневого усвоения знаний и умений.

Методика диагностики поуровневого усвоения знаний и умений широко применяется в школьной практике и предполагает принцип составления двухмерных заданий (на выявление знаний и умений одновременно) и их распределение по степени восходящей сложности:

  • На узнавание;

  • На запоминание;

  • На понимание;

  • На внутритемное обобщение;

  • На межтемное обобщение;

  • На межпредметное обобщение.

Положительным моментом в применении данной диагностики обученности является возможность для учителя проанализировать соответствие результатов усвоения знаний и умений учащимися на каждом уроке (по каждому заданию) тем учебным задачам, которые ставятся (или не ставятся) на уроках, и скорректировать задачи и технологии обучения.

Применяя данную методику в системе уроков, учитель вооружает учащихся средством саморегуляции процесса познания и усвоения. Так создаются внутренние механизмы повышения качества образования, его результативности.

Велика роль диагностики в коррекции педагогического процесса. (проведение пед.консилиумов в 1-х, 5-х,10-х классах). Результаты диагностики - это информация, необходимая при отборе учебных программ и педагогических технологий, нормировании домашних заданий без перегрузки учащихся. Диагностика помогает определить потенциальные возможности учащихся при комплектовании классов, решить вопрос о соответствии оценок, которые выставляет учитель в журнал за письменные и устные ответы, с помощью результатов независимой оценки знаний путём тестирования, а расхождение может составлять от 3 до 25%.

Для того чтобы успешно решать вопросы управления качеством образования, необходимо помнить, что образование - это процесс целостного развития растущего человека. При этом необходимо учитывать факторы, влияющие на развитие личности:

  1. Генетические факторы. Генетическая природа человека, как наиболее древняя и консервативная, в наименьшей степени поддаётся изменениям и, как правило, играет доминирующую роль.

  2. Социально-экономические факторы.

  3. Психолого-педагогические факторы, которые создают или не создают среду развития человека (престижность высоких результатов).

  4. Личностно-деятельностные факторы, которые влияют на социально-психологические новообразования в личности школьника, в формировании личностной и духовной зрелости растущего человека.

Общие показатели успешного обучения:

  1. Качество успеваемости - качество знаний, умений, навыков.

  2. Интерес к обучению, мотив ответственности, высокая мотивация достижения успеха, социально- нравственные ориентации.

  3. Бесстрессовое обучение, особенно в кризисные периоды развития.

  4. Стабильность здоровья учащихся.

  5. Удовлетворённость учителя своей работой.

Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных. Влияние на качество образования учащихся.

Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием повышения качества обучения, интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Важным является использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, активное внедрение информационно-коммуникативных технологий. Что предполагает использование в рамках урока интерактивной доски, компьютера, мультимедийного проектора, видеосистемы, которые позволяют внедрять в учебный процесс эти технологии. Это дает возможность разнообразить уроки, привлечь интерес ребят к своему предмету. Каждый учитель: выбирая технологию или ее элемент, должен иметь качественную характеристику ее использования, так называемый "сертификат безопасности для здоровья" - это совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные методы обучения, воспитания,развития задачами здоровьесбережения.

Образовательные технологии:

Технология

Результат использования технологии

Перспективы развития школы в связи с использованием технологии

Развивающее обучение.

Всестороннее гармоническое развитие личности ребенка, подготовка образовательной базы.

Формирование школьного компонента образования.

Проблемное обучение.

Разноуровневое обучение.

Разработка разноуровневых заданий.

Комплектование групп обучения в соответствии с индивидуальными возможностями.

Разработка разноуровневых заданий. Формирование практико-лабораторной базы обучения в соответствии с использованием принципа разноуровневого обучения.

Технология уровневой дифференциии на основе обязательных результатов

Отработка образовательных стандартов.

Предупреждение неуспеваемости.

Повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов образования.

Подготовка к экзаменам в новой форме - 9-еклассы, ЕГЭ - 11-е классы.

Развитие исследователь ских навыков.

Развитие исследовательских навыков в процессе обучения на одном уроке и в серии уроков с предыдущей презентацией результатов работы в виде:

реферата, доклада

Выступления на конференциях ( муниципальных, областных, студенческих).

Проектные методы обучения.

Достижение прагматических результатов, выход проектов за рамки предметного содержания, переход на уровень социально значимых результатов. Проекты социальной значимости

1. Сайт -один из способов получения информации. (информатика)- создание школьного сайта в Интернете.

Использование технологий:

- как представление обучающимся права решения социальных проблем в рамках возможностей школы,

- как практико-ориентированный курс на выбор будущей профессии с возможностью первичного погружения в будущую профессиональную деятельность.

Технология "Дебаты".

Развитие навыков публичных выступлений.

Выступление на конференциях учащихся.

Технология модульного и блочно-модульного обучения.

Усиление здоровьесберегающих аспектов предметного обучения.

Развитие использования технологии с последующей разработкой мониторинга.

Лекционно-семинарско-зачетная система.


Повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов образования. Усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения.

Повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов образования.

Усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения.

Технология игрового обучения: ролевых, деловых и других видов обучающих игр.

Коллективная система обучения.

Технология перспективно-опереж. обучения.

Обучения в сотрудничеств (командная, групповая).

Развитие взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей, реализация потребности в расширении информационной базы обучения. Разработка новых подходов к объяснению нового материала.

Формирование групп с индивидуальными планами обучения в процессе формирования профилей на 3 ступени образования. Запрос на расширение доступа в Интернет, увеличение библиотечного фонда, электронных учебников и тестов.

Информационно-коммуникационные технологии.

Использование:

- обучающих программ,
- электронных учебных изданий

Конструирование уроков с использованием информационно-коммуникационных обучающих средств.

Развитие навыка работы в Интернете.

Разработка учащимися обучающих презентаций.

Здоровьесберегающие технологии.

Повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов образования.

Усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения.

Повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов образования.

Усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения. Работа с детьми в группе здоровья.

Занятия физической культурой и спортом, здоровый образ жизни.

Технология дистанционного обучения.

Индивидуальная поддержка обучения детей-инвалидов.

Использование данной технологии в практике программы работы с детьми, длительно болеющими

Вариативность использования образовательных технологий дает положительную динамику в повышении качества образования учащихся и возможность прогнозировать положительные изменения.

Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуется индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации.

Таким образом, интерактивное обучение позволяет: развивать коммуникативные умения и навыки, приучать работать в команде, обеспечивать учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовать совместную деятельность.

Интерактивное обучение благодаря смене форм деятельности способствует, в известной мере, и релаксации, снятию нервной нагрузки.

Приступая к организации интерактивного обучения на уроках истории и обществознания, полезно учитывать следующие правила:

  1. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники (ученики).

  2. Надо позаботиться о психологической подготовке участников.

  3. обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах.

  4. Помещение для работы должно быть подготовлено с таким расчётом, чтобы всем участникам интерактива было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах.

  5. Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в самом начале занятия и постараться не нарушать их.

  6. Каждый участник семинара в группе должен знать свою роль, но в случае необходимости уметь заменить других.

Систематическое использование компьютера на уроке приводит к целому ряду важных последствий:

  • резко возрастает уровень использования наглядности на уроке;

  • повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке;

  • устанавливаются межпредметные связи с основами информатики и вычислительной техники;

  • появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и истории;

  • преподаватель, создающий или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительно сказывается на повышении уровня знаний учащихся;

  • изменяются к лучшему взаимоотношения учителя с учениками, далёкими от истории, особенно увлечёнными ПК; эти учащиеся начинают видеть в преподавателе «родственную душу»;

  • изменяется, особенно у учащихся среднего звена, отношение к ПК как дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой сфере человеческой деятельности.

Использование компьютера на уроке является сферой оптимизации труда учителя, способствует повышению интереса учащихся к предметам, расширяет возможности использования различных наглядных пособий, развивает навыки учащихся в работе с компьютером, даёт возможность разнообразить форму урока, возрастает возможность организовать проектную деятельность учащихся и т.д.

Работа в группах.

Такая форма познавательной активности школьников как работа в группах эффективна в процессе организации любого типа урока и создает благоприятные условия для приобретения новых знаний, умений и навыков, усвоения и обобщения их, воспитания учащихся и эффективна при использовании на уроках всех типов.

К благоприятным условиям следует отнести: продуктивность работы, т.к. коллективный разум способен решить многие проблемы быстрее и эффективнее; способность к диалогу, помощи и сотрудничеству; сплоченность; преобладание хорошего настроения; признание права иметь свое мнение каждому ученику. Общественное мнение, возникающее в группе, является стимулом в развитии познавательного интереса каждого ученика, т.к. коллектив оценивает участие каждого. Работа группы, ее внутренне самоуправление позволяет развивать самооценку учеников.

Существенно меняется роль учителя, использующего метод группового обучения. Учитель становится координатором, консультантом, советчиком. Во время выполнения заданий учитель наблюдает за работой команд, подходя поочередно к каждой группе, задает наводящие вопросы, требует прояснить отдельные моменты, рекомендует четче формулировать выводы. Но ни в коем случае, подойдя, к группе, нельзя подсказывать, диктовать, следует лишь направлять ее поиск.

Использование метода группового обучения на уроках обществознания весьма эффективно, если используется пусть небольшой социальный опыт самих учащихся.

Игра.

Следующий интерактивный метод, используемый на уроках - это игра. Игровые ситуации используются на разных этапах урока. Они предполагают активное творчество учащихся. Здесь требуется быстро придумать вопросы, сочинить телеграмму от имени исторического лица. Это такие игры, как «Спросите нас, как мы живем», «Расскажи мне о себе», «Подпиши телеграмму», «Я известная историческая личность». Игры помогают не только в достижение образовательных целей, но и в установлении добрых, неформальных отношений в классе. Игра дает возможность поставить ребенка в ситуацию успеха, а это является мощным средством стимулирования учебной деятельности, развитие познавательной активности. Во время игры иногда происходит как бы перераспределения лидерства в классе. Если на традиционных уроках преуспевает ученик, который много знает и умеет, то в игре победителем часто оказывается тот, «у кого больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации», кто не просто располагает «хорошей кладовой памяти», но может с умом воспользоваться ее богатством.

Мозговой штурм. Для разрешения проблемных задач и вопросов может быть использован такой прием, как «мозговой штурм». Ученики могут высказывать любые мнения, точки зрения, которые помогут выйти из тупиковой ситуации. Организация такой деятельности должна основываться на определенных правилах: на обдумывание решений конкретной проблемы выделяется маленький промежуток времени, не более 2 минут; предлагаемые способы разрешения ситуации нельзя критиковать, оценивать; отбираются и анализируются наиболее подходящие решения. Данный прием, познавательную самостоятельную активность делает максимальной.

Например при изучение темы «Банковская система РФ» перед учащимися ставится следующую проблему, которая звучит так: «Помещая деньги на банковский счет, в какой валюте вы будете их хранить - в рублях, в долларах или в евро?» Решение проблемы происходит в группах. Дети после обсуждения приходят к правильным выводам. Свои деньги, чтобы обезопасить себя от возможных рисков, нужно разделить на части и перевести в разные виды валют или купить золотые монеты. Знания, полученные на этом уроке, могут пригодиться ученикам в их самостоятельной жизни.

Метод «Развития критического мышления через чтение и письмо» базируется на трех стадиях «вызов - осмысление - рефлексия». На стадии вызова в сознании учеников актуализируются имеющиеся знания и представления о предмете изучения. Поскольку при этом сочетаются индивидуальная и групповая форма работы, деятельность школьников активизируется, формируется познавательный интерес. На стадии осмысления ученики вступают в контекст с новой информацией, систематизирует сведения, соотносятся их с собственными знаниями. На стадии размышления происходит целостное осмысление, обобщение и присвоение полученной информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу.

Написание синквейна и кластера.

На уроках истории и обществознания на этапе рефлексии, обобщения можно применять метод «Синквейна». Синквейн - это стихотворение, которое состоит из пяти строчек, написанное по определенным правилам. Для примера - синквейн, возможный при изучении темы «Английская буржуазная революция»

Революция

Буржуазная, промышленная

Требовать, изменять, применять

Революция - это коренной переворот в жизни общества

Если бы не было революций, то наша жизнь была скучной.

Синквейн, являясь простейшей стихотворной формой, тренирует способность искать и находить адекватные, точные и лаконичные слова, для выражения своей мысли, позволяет в художественной форме воспроизвести содержание занятия.

Кластер также дает возможность учителю получить «обратную связь» от каждого ученика. Уроки с использованием приемов данной технологии проходят живо и интересно. Например, оформление кластера по теме: «Средства массовой информации: между властью и гражданским обществом»

Пути повышения качества знания на уроках истории и обществознания

Мультимедийные уроки.

Формировать у учащихся информационную компетентность позволяет использование на учебных занятиях электронных учебников, электронных энциклопедий, медиатеки цифровых образовательных ресурсов, мультимедийных учебных пособий. Такие элементы социального опыта как практические умения, нормы поведения в типовых ситуациях передаются через демонстрацию образцов и упражнения электронных интерактивных тренажеров. Наглядность демонстрации, четкость комментариев и инструкций обеспечивают усвоение образцов поведения. Использование новых электронных средств обучения освобождает учителя от обязанности быть единственным источником знаний, он выступает инициатором проблемных вопросов, организатором самостоятельной работы учащихся и обсуждения ее результатов, консультантом, помогающим преодолеть текущие затруднения при работе с новыми средствами обучения.

Объяснение нового материала, сопровождаемое демонстрационным видеоматериалом, - основной источник информации для учеников. При этом использование электронной энциклопедии или электронного учебника в контексте рассказа учителя включает зрительное восприятие учеников в процесс усвоения материала, что очень важно для создания у них точного и целостного представления об изучаемом явлении. Основные дидактические возможности аудиозаписи - формирование звукового образа, источник информации. Особенно эффективны аудиозаписи при работе с персоналиями. Интерактивная карта выполняет основную дидактическую функцию - формирование наглядных представлений, источник информации, позволяющий получить самую разнообразную информацию о ходе исторических битв, военных походах и сражениях и т.д. Мультимедиалекция - источник информации, формирование наглядных представлений, повышение информационной плотности занятий за счет ускоренной подачи информации, обеспечение необходимой эмоциональной насыщенности учебного материала. Мультимедиалекции, интерактивные карты, схемы, таблицы, аудио и видеозаписи, интерактивный тренажер дают возможность использовать активные методы обучения и делают изучение курса истории и обществознания занимательным и увлекательным, активизируя познавательную деятельность учащихся на учебном занятии.

Дискуссия.

Другой формой обучения, которая может развивать умение логично, доказательно отстаивать свою точку зрения является дискуссия. Дискуссия - это беседа, организуемая ведущим, когда у участников по какой-либо проблеме имеются разные точки зрения. Например: «Смертная казнь: за или против?» Учащиеся приходят к различным выводам, каждый доказывает свои позицию. Выигрывают в результате такой работы все: каждый принимает участие, «пропускает» через себя иную точку зрении и, в конце концов, соглашаются, что лишать жизни человека ни при каких условиях нельзя, т.к. это естественное право и дано каждому человеку от рождения. Элемент дискуссии необходимо включать на всех этапах урока, ведь искусство дискуссировать, отстаивать свою точку зрения, исходя из собственного опыта, у наших учащихся развито еще слабо.

Поисковая деятельность.

Поисковая деятельность - это особый вид деятельности. Она позволяет учащимся внести свои, пусть и небольшой, но реальный вклад в развитие отечественной истории, приобрести набор знаний, умений и навыков, которые пригодятся им в будущем.

Это работа в рамках школьного музея. В результате бесед, опроса, интервьюирования и анкетирования непосредственных участников и очевидцев исторических событий, их родных собран интересный материал: фотографии, благодарственные письма и грамоты, письма с фронта, награды (ордена и медали) и другое. В процессе поисковой работы собрано большое количество экспонатов. Они очень тщательно изучаются и их помещают в определенные экспозиции. Многие экспонаты имеют историческую ценность, они дают посетителям разнообразную информацию, создают чувство контакта с отраженными в них событиями, явлениями, оказывают эмоциональное воздействие.

В результате идет обратная связь с посетителями. Равнодушных мало. Многие говорят, что у них тоже есть интересные вещи, и они готовы поделиться ими с музеем.

На базе школьной музейной комнаты проводились лекции, экскурсии, классные часы с различной тематикой, согласно программе и планам работы.

Экспозиции музея и их материалы постоянно используются при проведении классных часов, внеклассных мероприятий. Учащихся интересует различная тематика: государственная символика, краеведение и так далее. Но самая востребованная тема - это «Вклад новосельцев в Великую Победу!». Результатом этой работы является воспитание любви к своему родному краю и к нашей Великой Родине.

В рамках музея были организованы передвижные выставки, в сотрудничестве с ЦДТ. Посетители, изучая помещенную информацию, чувствуют свое присутствие в истории страны, понимая, что и от них зависит ЕЁ ВЕЛИКОЕ БУДУЩЕЕ!

Интерактивных форм проведения уроков достаточно много. Не следует слишком злоупотреблять даже самыми эффективными из них. При разумном сочетании разнообразных форм и традиционных уроков качество образования будет значительно выше.

Методика модульной системы основана на представлениях о том, что всякий урок должен способствовать как усвоению новой информации, так и формированию умений и навыков обработки этой информации. Таким образом, логично использовать блоковую (модульную) организацию подачи материала, а именно: лекция (урок изучения нового материала), семинар, исследование, лабораторная работа (уроки совершенствования знаний, умений, навыков), коллоквиум, зачёт (контрольные уроки, уроки учёта и оценки знаний и умений).

Модульная технология интересна и эффективна тем, что она позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические рецепты традиционной системы. Неотъемлемой частью модульной технологии является рефлексия, как один из компонентов учебной деятельности школьников. Что реально повышает уровень понимания и осмысления изучаемого материала. Модульная технология позволяет варьировать темпы прохождения материала и его структуру, то есть строится в соответствии с индивидуальными особенностями усвоения исторических знаний.

Модульная (блочная) организация подачи материала:

- лекция (урок изучения нового материала),

-семинар, исследование, лабораторная работа (уроки совершенствования знаний, умений, навыков),

- коллоквиум, зачет (контрольные уроки, уроки учета и оценки знаний и умений).

Существенные элементы модульной технологии:

- блочное (модульное) построение учебного материала;

- мотивация учебной деятельности на основе целеполагания;

- преобладание самостоятельной работы учащихся над документами на уроках истории;

- организация самоконтроля и внешнего контроля учебной деятельности на основе рефлексии ученика и учителя.

Традиционные методики преподавания применяются в репродуктивной образовательной модели, модульная технология способствует формированию творческой, самостоятельно мыслящей личности.

Приёмы повышения качества знаний

учащихся на уроках истории и обществознания.

Методические приёмы представляют собой совокупность приёмов преподавания , т.е. способов деятельности учителя и адекватных им способов деятельности учащихся. Под приёмами мы понимаем действия с предметами, а также словесные или письменно-графические действия. Приёмы, применяемые в методике модульного (блочного) обучения.

  1. Приёмы изучения фактического материала:

    • образное повествование, при котором главные исторические факты излагаются с использованием графической наглядности;

    • ролевая игра, при котором учащиеся получают роли участников исторических событий или деловые игры, где учащиеся получают роли современников и в процессе игры активно оппонируют друг другу.

  2. Приёмы изучения теоретического материала:

  • объяснение информации, которая должна быть усвоена в виде готовых понятий, суждений, умозаключений, оценок, выводов. Объяснение помогает убедительно показать внутренние связи и зависимости, смысл, сущность и значение исторических фактов и явлений (барщинное хозяйство, ремесленное производство, мануфактура, предпосылки феодальной раздробленности).

  • рассуждение применяется для выявления причинно-следственных связей, существенных черт понятий. Этот приём позволяет втянуть учеников в ход активной познавательной деятельности. Перед рассуждением обязательно ставится вопрос, который позволяет привлечь внимание учащихся к основному смыслу изучаемого материала. На каждый поставленный вопрос учитель даёт несколько альтернативных вариантов, сопоставляет факты и мнения. В результате последовательной постановки вопросов и ответов на логическую цепь вопросов учащиеся без труда осмысливают теоретическое содержание учебного материала.

Эти приемы наиболее доступны, когда учитель применяет такие средства обучения, как логические схемы, учебные памятки, рисунки, аппликации, текстовые таблицы, смысловые планы, диаграммы. По ходу объяснения учащиеся ведут записи в рабочих тетрадях. Им надо лишь изучаемый материал понять и запомнить.

Приёмы изучения хронологии:

  • основные даты связанные с главными фактами, например, первое упоминание о Москве (1147), Куликовская битва (1380);

  • опорные даты, способствующие временной локализации менее значимых, второстепенных фактов. Они необходимы для понимания внутренней связи и внутреннего смысла исторических явлений. Например, по отношению к основной дате 1380 опорными будут 1382 ( поход Тохтамыша ), 1389 ( начало правления Василия I );

  • «лента времени» способствует усвоению протяженности и размещению исторических событий во времени, а также помогает понять (особенно в младших классах) обратный счёт лет

( до н. э.). Например, 71 г.до н.э.- восстание Спартака и 1861г.- отмена крепостного права в России.

Пути повышения качества знания на уроках истории и обществознанияПути повышения качества знания на уроках истории и обществознанияПути повышения качества знания на уроках истории и обществознанияПути повышения качества знания на уроках истории и обществознанияПути повышения качества знания на уроках истории и обществознанияПути повышения качества знания на уроках истории и обществознания 776 71 0 1380 1861 1917

Пути повышения качества знания на уроках истории и обществознанияПути повышения качества знания на уроках истории и обществознанияПути повышения качества знания на уроках истории и обществознания

до новой эры новая эра

линия времени


  • хронологические комплексы способствуют временные отношения и датированные факты связывать в логические цепочки. Например, 1497,1550,1581,1649 - закрепощение крестьян;

  • календарь важнейших событий способствует изучению важнейших событий. Например, 1700,1703,1709,1714,1720,1721 - основные события петровской эпохи;

  • синхронистические таблицы способствуют взаимосвязанному изучению событий и явлений из всеобщей и отечественной истории. Например,

Европа

Россия

1648

1653

Предоставление лютеранам и кальвинистам свободы вероисповедания

Начало реформы патриарха Никона


  1. Приёмы работы с документом:

  • Документы повествовательно-описательного характера (летописи, хроники, мемуары, письма, описания путешествий) дополняют рассказ учителя, не требуют обязательного анализа;

  • Документы актового характера (грамоты, законы, указы, прошения, челобитные, росписи, договоры, статистические и следственные документы, программы, речи) дополняют рассказ учителя, однако требуют комментария или анализа;

  • Памятники художественного слова: произведения устного народного творчества (мифы, басни, песни, крылатые выражения). Например: миф о Тесее, гордиев узел, «Вот тебе бабушка и Юрьев день!», песнь о Роланде) дополняют и украшают рассказ учителя, создают яркие образы и картины прошлого, способствуют ощущению духа эпохи.

Все указанные группы документов учитель может включить в свой рассказ, если он передаёт сущность событий, хочет усилить эмоциональность в изложении материала. Отрывок должен быть небольшим, простым и понятным, легко восприниматься на слух. Незнакомые термины и понятия разъясняются.


  1. Приёмы использования художественной литературы:

  • Литературные источники - произведения, авторы которых являлись свидетелями или участниками описываемых событий. Эти источники способствуют познанию прошлого, однако их использование должно быть фрагментарно и заранее отобрано. Например, отрывки из книги «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева, «Путь русского офицера» А.И.Деникина, «Тихий Дон» М.А.Шолохова.

  • Историческая беллетристика - произведения об изучаемой эпохе, созданные писателями более позднего времени. Например, «Илиада» и «Одиссея» Гомера.

Использование художественной литературы помогает воссоздать картины быта, общественных отношений. Краткий пересказ художественного произведения и задание на выявление деталей, с тем чтобы ученики его обязательно прочитали, закрепляет, цементирует изученный материал.

Вообще, цитирование художественного произведения всегда у учащихся формирует яркий образ прошлого.


  1. Приёмы использования исторической карты:

  • При работе с картами следует учесть, что учащимся бывает сложно соотнести общую и тематическую карты. Поэтому на уроке в начале изучения темы следует иметь две карты, показывающей местоположение того или иного объекта (государства) на общей карте, например карте мира, а потом уже на тематической.

  1. Приёмы обучения по опорным сигналам:

  • опорные сигналы в графическом, рисуночном, словесном, буквенном отображении информации достаточно эффективно закрепляют в памяти учащихся изученный материал. Опорными сигналами (ОС), можно пользоваться, когда ученики получили знания по новой теме. Например, ОС по теме «Крестьянская война под предводительством Степана Разина»

Пути повышения качества знания на уроках истории и обществознания

Пути повышения качества знания на уроках истории и обществознания


  1. Приёмы проверки знаний и умений учащихся:

  • письменные: составление планов, таблиц, сочинения, письменные контрольные работы (чаще в виде тестов). Например:

Таблица. Сравнение политики Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского.

Юрий Долгорукий

Андрей Боголюбский

1. Главная политическая цель

Киевский престол; независимость собственного княжества

Укрепление Владимиро-Суздальской государственности; уничтожение Киева; единовластное правление

2. Тип освоения земель

Захват соседних княжеств; Создание новых городов и поселений

Укрепление городов княжества; грандиозное строительство во Владимире

3. Социальная опора

Суздальские бояре, своя дружина; Растущие городские сословия новых городов, верхушки купечества и ремесленников

Опора на город, городские сословия; роспуск старой дружины отца, удаление от престолов братьев

4. Направление внешней политики

Войны с Волжской Булгарией, противоборство с Новгородом

Походы на Киев, войны с Волжской Булгарией

Тест

  1. При Иване Грозном было введено:

а) опричнина;

б) местничество;

в) отмене Юрьева дня.


  1. Иван III окончательно захватил:

а) Казань;

б) Тверь;

в) Новгород.

3. Ливонская война велась с:

а) Речью Посполитой;

б) Ливонский Орденом;

в) племенами ливов.


  1. Максим Грек был:

а) греческим живописцем;

б) переводчиком и писателем;

в) другом Андрея Крупского.


5. Нестяжатели - это:

а) название ереси;

б) административная должность в Московской Руси;

в) одно из направлений в церкви.


6. Ермак известен как:

а) завоеватель Вятской земли;

б) первопроходец в Астрахань и Ногайское ханство;

в) покровитель сибирских народов.


7. «Домострой» - это:

а) название свода законов;

б) свод норм поведения, традиций и обычаев;

в) руководство по строительному делу.


8. Каково было название Московского государства в других

странах при Иване Грозном:

а) Русь;

б) Россия;

в) Московия.


  • устные: беседа по теме, рассказ у доски, устное тестирование, ответ по цепочке (повторение и закрепление терминов и понятий проводится в форме игры «Морской бой»: класс делится на три группы, по количеству рядов парт. Ученики называют свои корабли, используя свои знания из истории морских сражений, выбирают капитанов. По команде капитана начинается морское сражение (экипаж корабля стреляет по противнику, т.е. задаёт вопрос). Стрельба считается меткой, если противник не ответил на вопрос. Ученик, не ответивший на вопрос, выбывает из сражения. Побеждает корабль, сохранивший больше членов экипажа.

Игра пользуется у учащихся большой популярностью, принимается с энтузиазмом, особенно в 5-8 классах.

  • практические: ответ по картине, иллюстрации; обсуждение отрывков учебного кинофильма или кадров презентации

  1. Исследовательская работа учащихся по заданной теме: учащиеся, проявившие интерес к предмету, могут вести поисковую, исследовательскую работу - писать рефераты, доклады.

При закреплении материала можно предложить учащимся создать проект - компьютерную презентацию.

Класс разбит на группы, которые работают над созданием проекта по заданным схемам.

1 группа - Теоретики

Подбирают теоретический материал. Создают слайды.

2 группа - Историки

Подбирают исторический материал. Создают слайды

3 группа - Практики

Работают по карточкам, решают практический материал.

4 группа - Технические редакторы

В конце урока группы защищают созданные мини-проекты.

При изучении новой темы я провожу урок-лекцию с применением мультимедийной презентации. Это позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации.

Сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайдов позволяет сконцентрировать визуальное внимание на особо значимых моментах учебной работы.

После проведения такого урока я предлагаю учащимся выполнить буклет по данной теме.

Многослайдовые презентации эффективны на любом уроке вследствие значительной экономии времени, возможности демонстрации большого объема информации, наглядности и эстетичности. Для этого достаточно иметь один компьютер и мультимедийный проектор. Такие уроки вызывают познавательный интерес у учащихся к предмету, что способствует более глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышает творческие способности школьников.

Можно использовать презентацию для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса. При проверке домашнего задания обычно очень много времени уходит на воспроизведение чертежей на доске, объяснение тех фрагментов, которые вызвали затруднения.

Презентации удобно использовать и во внеклассной работе при проведении различных конкурсов, игр. Это и демонстрация портретов учёных, и рассказ об их открытиях, и иллюстрация практического применения знаний в жизни.

Использование ИТ дает возможность для:

· повышения мотивации обучения;

· индивидуальной активности;

· направленность на личность школьника;

· формирование информационной компетенции;

· свобода творчества;

· интерактивность обучения.

Совместная работа учителя и ученика на уроке делает этот урок интерактивным. Когда на первое место выдвигается личность учащегося его индивидуальные возможности и склонности.

Провозглашённый поворот в сторону гуманной, культуросообразной, социализированной личности наталкивается в первую очередь на недостаточно высокий нравственный уровень самого общества. Осуждение авторитарных способов обучения и воспитания далеко не всегда сочетается с разработкой и внедрением не просто новых, но - педагогически эффективных технологий. На повышение эффективности обучения истории и обществознания оказывает большое влияние внедрение принципов развивающего и разноуровневого обучения.

Многоуровневое обучение предполагает:

  • Учёт индивидуальных типологических особенностей учащихся (черт характера, способностей, темперамента);

  • Умение составлять психологическую характеристику детей (тип мышления, особенности памяти и др.);

  • Анализ имеющегося опыта школьников, накопленных ими знаний и умений;

  • Учёт направленности личности (потребностей, мотивов, ценностей).

Среди технологий, используемых для диагностики уровня подготовки учащихся, можно использовать следующий вид работы. В течение 8 - 10 минут школьники самостоятельно знакомятся с новым учебным текстом средней сложности и выполняют задания, направленные на воспроизведение текста, его понимание, применение знаний по образцу и в новых условиях.

Полученные результаты анализируются, на их основе определяется несколько уровней обучения. В дальнейшем для каждого из этих уровней готовится дифференцированный учебный материал, продумываются приёмы мотивации и стимулирования учебной деятельности, планируется самостоятельная работа на разных этапах урока, определяются формы контроля.

Успешной реализации разноуровневого обучения способствует добровольность выбора учеником уровня обучения, полное усвоение базового компонента образования, отношение к ученику как субъекту деятельности, наличие промежуточного дифференцированного контроля, использование разнообразных форм работы.

С технологией разноуровневого обучения хорошо сочетается технология развивающего образования. Суть технологии заключается в следующем: за каждым видом мыслительной деятельности стоят соответствующие учебные приёмы ( составление плана, сравнительных таблиц, определение понятия, пересказ и др.). задача состоит в том, чтобы научить школьников этапам работы, из которых складывается умственная деятельность. Причём необходимо соблюдать соответствие и последовательность всех проводимых операций с тем, чтобы сформировать умения учеников переносить данные приёмы в новую ситуацию, к новому источнику знаний. Таким образом, использование данной технологии позволяет направлять познавательную деятельность и умственное развитие школьников.

Система формирования приёмов и навыков включает следующие этапы:

  1. объяснение учителем приемов учебной работы и важнейших мыслительных операций;

  2. применение памяток-предписаний с перечнем конкретных шагов действий (по алгоритму);

  3. использование серии однотипных заданий с возрастающей сложностью при самостоятельной работе с источником;

  4. выход на самостоятельное составление и систематическое применение логических схем, позволяющих анализировать и характеризовать исторические явления, а также обобщать и систематизировать полученные знания.

Формирование мыслительных умений учащихся осуществляется последовательно по возрастным ступеням с 5 по 9 класс, в первом концентре. Во втором концентре, опираясь на созданную базу, можно работать с новыми источниками знаний с элементами исследования.

Мы не можем пройти мимо того факта, что новые образовательные технологии стремительно входят в нашу жизнь. И чем быстрее мы обратимся к ним, оценим их значение и выработаем методику их применения, тем более полноценным, познавательным, увлекательным будет учебный процесс, как для учащихся, так и для нас самих.

«Учитель всегда невольно стремится к тому,

чтобы выбрать самый для себя удобный

способ преподавания. Чем способ

преподавания удобнее для учителя,

тем он неудобнее для учеников.

Только тот образ преподавания верен,

которым довольны ученики.

Будем же искать, и примерять те способы

обучения, которыми будут довольны

ученики».

Л.Н. Толстой


© 2010-2022