Статья Искусство презентации как условие успешной защиты проекта

              Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности.  Завершающим этапом работы над учебным проектом является его презентация. На конкурсах любого уровня презентация проекта оценивается отдельно. При этом правильно выстроенная и эффектная презентация может существенно повлиять на мнение жюри. Конечно, можно нарабатывать опыт презентации методом «проб и ошибок», но это, во-первых, ...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Искусство презентации как условие успешной защиты проекта.

Арланова Елена Александровна, учитель обществознания ГБОУ СОШ с.Нижнеаверкино Похвистневского района Самарской области.

Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Завершающим этапом работы над учебным проектом является его презентация. На конкурсах любого уровня презентация проекта оценивается отдельно. При этом правильно выстроенная и эффектная презентация может существенно повлиять на мнение жюри. Конечно, можно нарабатывать опыт презентации методом «проб и ошибок», но это, во-первых, займет много времени, а во-вторых, неудачи в ходе презентации глубоко переживаются детьми. Успех в презентации ученического проекта, как показывает практика, зависит от того насколько грамотно проработаны такие детали, как самопрезентация, доклад презентации, электронная и стендовая часть презентации.

Самопрезентация - это процесс управления впечатлением о себе, которое личность демонстрирует окружающим. Важной составляющей самопрезентации является внешний вид. Поскольку защита проекта, как правило, проводится в форме научной конференции, более выгодно выглядит участник, придерживающийся делового стиля одежды, неуместны вечерняя, дискотечная и слишком откровенная одежда. Необходимо помнить, что на общее впечатление о выступающем влияют его невербальные проявления: осанка, мимика, жесты, интонация. Хоть и косвенно, но они свидетельствуют о уверенности, заинтересованности автора, о том насколько глубоко и основательно он знает то, о чем говорит. Ну и наконец, нужно помнить об эффекте первого впечатления, которое складывается в первые минуты выступления, поэтому важно уже во вступлении расположить к себе членов жюри и аудиторию, продемонстрировать свое уважение, обратиться к ним с приветствием. Вступление должно быть уверенным и лаконичным.

Бывает и так, что обучающийся в ходе презентации просто зачитывает портфолио проекта, то есть не видит разницы между текстом проекта и докладом. Доклад имеет ту же логику, что и работа над проектом, но важно помнить, что на защиту проекта дается не более десяти минут. Не следует выбиваться за временные границы, поскольку это утомляет аудиторию, а жюри понимает, что выступающий не способен структурировать материал, выделять главное, выражать свои мысли кратко и четко. Доклад включает в себя постановку проблемы, описание хода исследования, представление его результатов, формулирование выводов и рекомендаций. Поскольку на защиту проекта отводится очень мало времени, не стоит тратить его на изложение известных истин, на цитирование чужих мыслей. Безусловно, и автору проекта и руководителю хочется больше рассказать о проделанной работе, но при защите проекта оценивается не объем проделанной работы и не количество проработанных источников, а создание собственного интеллектуального продукта. Следовательно, работа должна быть изложена доступно, своими словами, как некоторое доказательство новой идеи. Даже если автор обладает совершенной памятью и выучил наизусть свой доклад, все равно в момент выступления текст доклада необходимо иметь под рукой. Минутное волнение может сбить с мысли и автор потеряет логику выступления. Необходимо уделить время для репетиции. Репетиция необходима, чтобы отследить временные затраты и внести связанные с этим коррективы. Репетиция позволяет отработать темп речи и интонацию. Нередко бывает так, что обучающийся обладающий высоким интеллектом, самостоятельно и глубоко мыслящий не умеет управлять своей речью. Его выступление проходит на одной ноте, монотонно. В этом случае руководителю проекта необходимо помочь обучающемуся правильно расставить интонацию. В своей педагогической практике я использую такой прием как маркировка. Вместе с обучающимся мы выделяем слова, словосочетания и предложения, которые нужно выделить интонационно. Следует порекомендовать обучающемуся поработать над репетицией доклада дома и даже перед зеркалом. В этом случае обучающийся имеет возможность непосредственно видеть себя со стороны, обратить внимание на свою позу, мимику лица, все это запоминается на уровне мышечной памяти и уже в ходе защиты не требует от ребенка дополнительных усилий.

Предварительная работа требуется и с электронной презентацией. Ее задача визуализировать материал доклада. При правильном распределении материала между устным докладом и электронной презентацией можно за отведенные десять минут больше рассказать и показать. Большой ошибкой является такая форма презентации, когда обучающийся просто последовательно читает содержание слайдов. В электронную презентацию следует помещать фотоматериалы, таблицы, схемы, диаграммы. Текст, содержащийся на слайде, обучающийся должен не читать, а комментировать. Электронная презентация, содержащая большой объем текстовой информации снижает ее значимость и интерес аудитории. Необходимо заранее определить, кто будет управлять в ходе защиты электронной презентацией. Дело в том, что если заранее не синхронизировать доклад обучающегося с электронной презентацией, то при защите складывается впечатление, что доклад и электронная презентация существуют отдельно друг от друга. Чтобы избежать такой ошибки, необходимо прописать в тексте доклада, на каком моменте выступления будет происходить смена слайдов и сделать копию для того, кто будет управлять презентацией. Безусловно, не стоит забывать и об общих правилах, предъявляемых к созданию презентаций. Вся презентация должна быть выдержана в едином стиле, на базе одного шаблона. В стилевом оформлении презентации не рекомендуется использовать более 3 основных цветов и более 3 типов шрифта. При выборе шрифта обратите внимание на то, что он должен легко читаться на большом расстоянии. Для заголовков рекомендуется выбирать шрифт размером не менее 32 и не более 50. Для основного текста размер шрифта должен быть не менее 18 и не более 32. Не следует загружать презентацию спецэффектами. Во-первых, излишняя анимация отвлекает слушателей от основного содержания слайда, а, во-вторых, не исключено то, что она на компьютере другой мощности будет зависать и тормозить.

Стендовую часть презентации необходимо подготовить, если это требуется и оценивается по условиям конкурса. Если это не оговаривается в положении конкурса, то выбор остается за автором и руководителем проекта. Как показывает практика, нет необходимости в обязательном порядке использовать и стендовую и электронную часть презентации. Использовать электронную презентацию намного удобнее, она вмещает большой объем информации, ее динамичность позволяет поддерживать интерес слушателей, не занимает много места, особенно, если на конкурс приходится добираться долго и на перекладных. Если же стендовая презентация является обязательной, то необходимо разумно распределить наглядную информацию о проекте между электронной и стендовой частью. Например, разместить на стенде результаты проекта, его продукт. Заранее необходимо продумать, как в ходе доклада обучающийся будет работать со стендом, в какие моменты своего выступления будет к нему обращаться. Это нужно отработать во время репетиций в движении, не стоит надеяться, что все получиться экспромтом во время выступления. Если проработать все выше перечисленные детали, то защита проекта обязательно произведет позитивное впечатление на слушателей и на жюри, а ребенок получит удовольствие от публичного выступления.

Литература:

1.Милютина И.А. Проблемы целеполагания и самопрезентации в проектной и исследовательской деятельности учащихся [Электронный ресурс] // Вопросы Интернет Образования: электронный научно-практический журнал. 2013. № 119. Режим доступа: vio.uchim.info/Vio_119/cd_site/articles/art_2_8.htm

2.Научно - методическое пособие для практического обучения руководителя проектной и исследовательской деятельности учащегося [Электронный ресурс] Режим доступа: cir.tgl.ru/content/rc/201

3.Принципы и правила создания учебных мультимедийных презентаций [Электронный ресурс] Режим доступа: nauka.sfedu.ru/danui/files/Article_Zenina.doc

© 2010-2022