Конспект урока по культуре общения на тему Язык мой - друг мой!

Раздел Обществознание
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по культуре общения

на тему:

«Язык мой - друг мой»

в 5 классе

Цели урока: 1).научить учеников простому анализу речевых ситуаций;

2). развивать навыки культуры общения и вырабатывать умение выбирать интонацию в устной речи;

3).воспитывать любовь и уважительное отношение к русскому языку, способствовать повышению уровня речевой культуры учащихся.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести,

Словом можно предать, и продать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

В.Шефнер

Ход урока.

1.Оргмомент (приветствие, цели урока).

2.Вступительное слово учителя.

Этот урок мы не случайно назвали «Язык мой - друг мой». У этого крылатого выражения есть, как известно, продолжение: «Язык мой - враг мой». Сегодня мы поговорим о том, как научиться умело пользоваться языком, чтобы он стал вашим другом и не стал вам врагом. Для этого вспомним древнегреческую легенду об Эзопе (два ученика рассказывают легенду):

1-ый ученик: Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подаёт только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка». Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

2-ой ученик: В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрёл к обеду самое худшее.

Эзоп пошёл опять покупать языки. Все удивились этому.

Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!»

Вопрос к классу: Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, что лучше языка на свете нет, в другом утверждает, что язык - это самое худшее, что есть на свете? Как вы понимаете такое противоречивое утверждение?(Ответьте, опираясь на басню).

Вывод учителя: Действительно, слово имеет большую силу. Слово может огорчить, развеселить, заставить задуматься или оставить равнодушным. Слово может утешить, но может и оскорбить, обидеть, словом можно человека поддержать в трудную минуту, а можно и довести до отчаяния.

Слово - это тот инструмент, которым человек может повлиять на другого. Поэтому прежде чем что-то сказать, обязательно надо подумать, так как «доброе слово лечит, а худое калечит». Проведём небольшой конкурс пословиц о слове и языке. Кто больше пословиц вспомнит, тот и выигрывает.

Слово не воробей: вылетит - не поймаешь.

Сердечное слово до сердца доходит.

Малое слово большую обиду творит.

Ласковое слово что весенний день.

От хорошего слова и камень добреет.

Худое слово и мёдом не запьёшь.

Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт.

Ласковым словом и камень растопишь.

Язык голубит, язык и губит.

Недоброе слово больней огня жжёт.

Пословицы, которые вы вспомнили, действительно доказывают, что «слово - дело великое, как говорил Лев Толстой. - Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти». И мудрый писатель советовал: «Берегись такого слова, которое разъединяет дюдей».

Учитель: Обратите внимание на эпиграф к уроку. Как вы понимаете эти строчки поэта В.Шефнера? Объясните их смысл. ( Ученики комментируют каждую строчку четверостишия, исходя из жизненного или читательского опыта).

Учитель: Как нужно понимать строку «Словом можно полки за собой повести»? Вспомните знакомое стихотворение М.Ю.Лермонтова («Бородино»). Как поэт описывает этот эпизод? (Ученик читает отрывок из стихотворения, начиная со слов «Полковник наш рождён был хватом…» до слов «Мы в Бородинский бой.») .

Учитель: Во время Великой Отечественной войны звучали как призыв те же слова. Вспомните, пожалуйста. («За Родину!», «За Родину-мать!», «За Москву!»).

Вывод: Таким образом, правильно выбранное слово заставит человека поверить другому быстрее, чем долгие убеждения. Однако, нельзя забывать и о другой стороне культуры общения между людьми. Важная часть культуры поведения - это вежливость. Какие слова чаще всего употребляются в речевом поведении?

Ученики: «Здравствуйте», «до свидания», «извините», «спасибо», «пожалуйста».

Учитель: Верно. Именно эти слова являются основными, базовыми. Исходя из этих слов, мы и выделяем четыре направления возникновения речевых ситуаций. Вспомните эти речевые ситуации. (Записываем их на доске).

Ученики: 1.Приветствие

2.Обращение с просьбой.

3.Умение благодарить.

4.Прощание (До свидания) .

Учитель: Мы с вами знаем, что приветствие должно иметь правильную форму. Что это значит?

Ученики: Нельзя путать обращения «Здравствуйте» и «Привет», то есть неправильное употребление этих слов может прозвучать как оскорбление.

Учитель: Что мы имеем в виду, говоря другому «Здравствуйте»?

Ученики: Мы прежде всего желаем человеку здоровья.

Учитель: А как, по-вашему, выглядит приветствие «Доброе утро» человеку, у которого зуб разболелся?

Ученики: Это будет для него насмешкой.

Учитель: Представьте ситуацию: ученик через проезжую часть улицы кричит учителю: «Здравствуйте, Игорь Николаевич!» Как вы оцените такую ситуацию?

Ученики: Это неправильное приветствие, потому что ставит учителя в неловкое положение.

Учитель: Словесная вежливость также должна быть уместной и соответствовать поведению говорящего. А каким тоном необходимо приветствовать?

Ученики: Приветствие произносится искренне, внятно, с улыбкой.

Учитель6 Кто должен приветствовать первым?

Ученики: Младший первый приветствует старшего. А руку первым подаёт старший.

Учитель: Какое бывает обращение?

Ученики: Обращение бывает уважительное и сердечное. Например, «Уважаемый Николай Алексеевич!» или «Дорогая Нина Петровна!»

Учитель: Чего нужно опасаться при обращении с просьбой?

Ученики: При обращении не стоит засорять речь несколькими формами сразу. Например, «Будьте добры, пожалуйста, закройте дверь». Нужно выбрать одно.

Учитель: А какими словами выражается благодарность?

Ученики: Словами «Спасибо», «Большое спасибо», «Благодарю».

Учитель: К чему, по-вашему, может привести неумение благодарить?

Ученики: Человек, не умеющий благодарить другого за помощь, может оказаться в одиночестве. С ним никто не будет дружить.

Учитель: Формы прощания тоже бывают разные. От чего это зависит?

Ученики: Это зависит от того, с кем прощаешься и на какое время расстаёшься. Например, учителю надо говорить «До свидания», а однокласснику мы говорим «Пока!»

Учитель: теперь проверим, насколько хорошо вы усвоили эти нормы поведения. Вы должны разыграть ту или иную речевую ситуацию.

Первая группа разыграет приветствие.

Вторая группа - обращение с просьбой.

Третья группа - умение благодарить.

Четвёртая группа - прощание.

(Пока группы готовятся к инсценировке, с остальными учениками мы вспоминаем шесть правил о том, как вести беседу.)

Ученики : 1.Выбери интересную тему.

2.Поменьше говори о себе.

3.Внимательно слушай собеседника. Не перебивай его.

4.Не говори громче собеседника.

5.Если тебя перебьют, молча выслушай возражение.

6.Разговариая, смотри на собеседника, не хватай его за руку, не тереби за

пуговицу, не хлопай по плечу.

Учитель: Теперь посмотрим и проанализируем речевые ситуации, подготовленные группами. (Ученики оценивают ситуации и называют ошибки, допущенные участниками инсценировок).

Учитель: Несколько учеников заранее должны были подготовить инсценировку на темы: 1).«Разговор двух учеников о трудностях домашнего задания».

2) «Разговор старосты и дежурного».

3). «Разговор учителя и ученика».

4). «В библиотеке».

Внимательно послушайте и найдите допущенные ошибки.

Ученики называют ошибки:

1).не принято говорить с набитым пищей ртом;

2).разговаривающие оба сидят или оба стоят (искл.: на уроке);

3).если разговор начался до твоего прихода, нежелательно в него вмешиваться;

4).нельзя делать вид, что не слышишь, если хочешь уйти от ответа на вопрос;

5).когда говорят взрослые, дети участвуют в разговоре только при обращении к ним;

6).нельзя говорить громко, если находишься в месте, где другие люди работают или читают, например, в читальном зале.

Учитель: Вспомните, пожалуйста, рассказы, в которых герои допускают ошибки в общении с другими.

Ученики: Например, в рассказе М.Зощенко «Золотые слова» дети перебивают взрослых, вмешиваются в их разговор без разрешения. А в рассказе К.Паустовского «Тёплый хлеб» мальчик Филька тоже нарушает речевое поведении, всем отвечает грубо: «Да ну тебя!». Герой рассказа В.Шергина «Рифмы» также невежливо обращается к человеку, который его подвёз на телеге, всячески его обзывает. Это очень некрасиво.

Учитель: Мы поговорили о нормах поведения во время беседы, а каких правил надо придерживаться во время выступления (монолога)?

Ученики: Здесь тоже можно назвать 6 правил:

1.Выделяйте главное в выступлении.

2.Соблюдайте нормальный темп речи.

3.Говорите не тихо и не громко (тембр).

4.Говорите выразительно.

5.Соблюдайте дикцию (отчётливость).

6.Речь должна быть правильной.

Учитель: Послушаем стихотворение А.Барто «Сильное кино». Почему девочка не поняла брата? (Ученик читает наизусть стихотворение).

Как правильно говорить: «Извиняюсь, я наступил вам на ногу» или «Извините, я наступил вам на ногу»?

Ученик: Правильная форма «Извините…»

Учитель: Верно, так как форма «извиняюсь» означает «извиняю себя», то есть «считаю нормальным, что я наступил вам на ногу». Послушаем отрывок из стихотворения «Тонкость выражений» Ю.Благова. О каких ошибках в нём говорится?

Ученик читает наизусть: …Двух гражданок городских

Слушал я при встрече,

Заурядные у них обороты речи,

Никаких таких примет,

Только многократно

Там, где надо, там, где нет,

Слышится обратно:

-Главк обратно ордер дал

Нашему соседу.

-А у нас большой скандал

был обратно в среду…

Я, бодрясь по мере сил,

У врача в передней

Ожидающих спросил:

«Кто из вас последний?»

И сейчас же был ответ

Выдан громогласно:

-В наши дни последних нет,

Я здесь крайний… Ясно?

Так сострил какой-то бас,

И не без успеха.

Ожидающие враз

Взвизгнули от меха.

Но сказал я в свой черёд

Со злорадством тайным:

-Хорошо смеётся тот,

Кто смеётся…крайним!

Учитель: Как вы оцените речь мальчика?

«Я, это, был в кино. Короче, прикольное кино. Ну, это, здорово. Он, короче, как даст ему, а он, это самое, значит, упал. А он , как бы, того, удрал. В общем, полный прикол.»

Ученики: Речь мальчика получилась небрежная, засорённая пустыми, ненужными словами.

Учитель: Таким образом, речь должна быть правильной и выразительной, то есть без слов- сорняков. Нельзя не сказать ещё об одном, о разговоре по телефону. Сначала послушайте несколько вариантов диалога по телефону, затем выберите один, наиболее правильный.

1 вариант:-Алло!

-Кто говорит?

2 вариант:-Алло!

-Мне Лену Иванову!

3 вариант:-Алло!

-Здравствуйте, можно Лену Иванову?

4 вариант:-Алло!

-Здравствуйте, вам звонит Таня Петрова(пауза). Попросите, пожалуйста,

к телефону Лену Иванову.

(Правильные варианты: 3, 4).

Учитель: По телефону говорить правильно даже взрослый умеет не всегда. При телефонном разговоре нужна своя культура. На ответ человека, который возьмёт трубку по вашему звонку, необходимо поздороваться и назвать себя, за исключением справочных телефонов, где нужно экономить время телефонистки. Разговор должен быть вежливым и кратким. Первый прощается и кладёт трубку тот, кто первым позвонил. А теперь обратите внимание на высказывания, которые лежат перед вами. Какое высказывание вы выбрали бы к сегодняшней теме в качестве эпиграфа?

1).Культура - это высокий уровень чего- нибудь, высокое развитие, умение.(Из словаря)

2).Культура общения - это культура речевого поведения, проявление общей культуры человека.(Из словаря).

3).В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. А.П.Чехов.

(Учащиеся выбирают подходящий эпиграф и записывают в тетрадь).

Домашнее задание: Объясните смысл выбранного высказывания и запишите ответ в тетради.


© 2010-2022