- Преподавателю
- Обществознание
- Урок по обществознанию 9 класс Правовой конституционный статус гражданина РФ
Урок по обществознанию 9 класс Правовой конституционный статус гражданина РФ
Раздел | Обществознание |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Муравьёва Р.А. |
Дата | 21.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Автор: Муравьёва Раиса Александровна, МОБУ «СОШ №46», г. Оренбург
Тема урока: «Правовой конституционный статус гражданина Российской Федерации»
(учебник Кравченко «Обществознание», 9 класс, §7)
Цель урока: развивать регулятивные УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование), коммуникативные УУД (умение работать в паре и группе), познавательные (работа с текстом Конституции) УУД
Оборудование урока: учебник А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой «Обществознание», 9 класс - М., «Русское слово», 2006 г., текст Конституции РФ.
Класс делится на 4 группы по 4 человека
Ход урока: 1. Оргмомент: Здравствуйте, садитесь! Сегодня у нас необычный урок, как вы уже успели заметить. Работать вы будете в группах.
1-я группа:
2-я группа:
3-я группа:
4-я группа: 1 минута
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Какие права граждан вы знаете?
На листочках индивидуально записывают все права, которые помнят
Затем в парах проверяют, дополняют список
Затем в группе формируют общий список
На всю работу - 2 минуты
Какие обязанности граждан вы знаете?
Работа учащихся организуется аналогично - 1 минута
Назовите общий список прав и обязанностей.
1-я группа называет, остальные проверяют, если нужно, дополняют список - 1 минута
Как вы думаете, все ли права и обязанности вы назвали?
(всего 40 прав и свобод, 6 конституционных обязанностей)
Сегодня на уроке мы это и выясним.
Запишите тему урока: «Правовой конституционный статус гражданина РФ»
Попробуйте сформулировать цели урока
Учащиеся формулируют цели:
-
Узнать, что такое правовой статус гражданина РФ.
-
Уточнить список прав и обязанностей.
Учитель записывает их на доске
2 минуты
Зачем важно знать права и обязанности?
Какие средства достижения целей можно выбрать? (т.е. где точнее всего записаны права и обязанности?)
Отвечают - 30 секунд
Надо поработать с Конституцией.
30 секунд
А почему не с учебником?
Конституция - это основной закон и первоисточник в данном случае. 30 секунд
Что будем выяснять по Конституции? В каком разделе Конституции будем искать? Как вы думаете, вы сможете в течение 5 минут это сделать?
Учащиеся отвечают
30 секунд
Что такое правовой конституционный статус гражданина РФ? С какого слова начать определение?
статус
Что такое статус? (учебник, с. 214)
Кто такой гражданин?
Гражданин - индивид, на политико-правовой основе связанный с определенным государством, что позволяет правоспособному гражданину, по отношению к другим гражданам и обществу (государству), иметь взаимные права, обязанности и, в их рамках, свободы.
Место человека в социальной структуре общества; положение человека в обществе
1 минута
Если затрудняются с определением «гражданин», то можно обратиться к учебнику с. 50 и вывести определение из понятия «гражданство»
Как вы думаете, что такое правовой статус личности?
Правовой статус личности - юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе. Правовой статус личности - совокупность прав и обязанностей
(учебник с. 209)
1 минута
Чтобы в полном объёме представить себе правовой конституционный статус каждого из нас как гражданина РФ, поработаем с главой 2 Конституции РФ. Определите, какие права и обязанности не назвали в начале урока?
Работают в течение 5 минут
Давайте проверим результаты вашей работы.
Почему не все права и обязанности вы смогли назвать в начале урока?
Отвечают на вопросы
1 - 2 минуты
Все права человека условно делятся на несколько групп: гражданские (личные), политические, экономические, социальные и культурные. Попробуйте назвать хотя бы по два-три примера для каждой группы.
Называют: экономические (на частную собственность, на труд, наследования и т.д.), социальные (пенсия, образование, мед.помощь), культурные (свобода творчества), личные (на жизнь, свободу и т.д.), политические (право избирать и быть избранным и т.д.) - 2 минуты
Что вы знаете о выборах? Как часто они проходят? Кого мы можем выбирать?
С какого возраста мы можем идти на выборы?
С какого возраста нас могут выбирать?
Отвечают в течение 2 минут
Затем смотрят Конституцию статьи 81, 97
1 - 2 минуты
Давайте запишем с вами принципы участия в выборах: 1) прямое избират. право, 2) равное избират. право, 3) всеобщее избират. право, 4) тайное голосование
Записывают - 2 минуты
Что значит активное избирательное и пассивное избирательное право?
Откройте учебник с. 55 - 56 и прочитайте об этом
1 минуту читают, отвечают
Что такое электорат?
Предположите, у какой известной вам партии электоратом будут предприниматели, а у какой - пенсионеры?
с.. 58 - 1 минута
с. 57 последние строчки 1 минута
Что такое референдум? Для чего он проводится?
Читают с. 59, отвечают
2 минуты
Подумайте над вопросом № 8 на с. 60
Отвечают в течение 1 минуты
Давайте подведём итог урока. Достигли мы с вами целей, поставленных в начале урока?
Так что же такое правовой статус гражданина?
Что ещё нового узнали на уроке?
1 минута
Рефлексия : Как вы сами оцениваете свою работу на уроке? Насколько быстро справлялись с заданиями? От чего это зависело? Все ли в группах работали одинаково?
2 минуты
На закрепление тесты к параграфу № 7
7-8 минут
д/з параграф 7 вопросы 4, 5, 7, Проблема на с. 60 + Практикум на с. 60
1 минута
Приложение:
Структура конституционного статуса личности
-
гражданство
-
правосубъектность,способность иметь и осуществлять своими действиями гражданские права и обязанности. Составляющими элементами правосубъектности являются правоспособность и дееспособность
-
основные права, свободы, законные интересы и обязанности
-
правовые принципы
-
гарантии правового статуса, в числе которых особое значение имеет юридическая ответственность
Основа правового статуса личности
Основу правового статуса личности составляют ее права, свободы, обязанности в единстве. Свобода личности является и ее правом.
Правовой статус личности закреплен в Конституции и основан на новой концепции прав человека. Он базируется в международно-правовых документах, которые устанавливают общие правовые стандарты прав и свобод личности, определяют тот уровень, ниже которого государство не может опускаться.
Конституционное выражение получили следующие принципы правового статуса личности: равноправие, неотчуждаемость прав и свобод, непосредственное действие прав и свобод, гарантированность прав и свобод, признание общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров, запрещение злоупотребления правами и обязанностями, запрет на незаконное ограничение конституционных прав и свобод