Сборник терминов по обществознанию. Блок-модуль Человек и общество

Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Термины по обществознанию.

Блок-модуль «Человек и общество».

  • Антропогенез - теория о происхождении человека.

  • Человек - высшая ступень развития живых организмов на Земле.

  • Индивид - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель природно обусловленных качеств.

  • Индивидуальность - неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающее непохожесть на других людей.

  • Личность - человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

  • Мировоззрение - целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

  • Догматизм - форма мышления и действия, характеризующаяся косностью, неподвижностью, стремлению к авторитарности.

  • Скептицизм - философское направление, использующее сомнение в познавательных возможностях мышления.

  • Убеждение - устойчивый взгляд на мир, идеалы и принципы, стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

  • Направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации.

  • Познание - процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом - получение нового знание об окружающем мире.

  • Субъект познания - носитель познавательной активности.

  • Объект познания - все, на что направлена познавательная деятельность субъекта.

  • Условия познания - материальные средства, используемые в познании, информация, социальная среда, условия труда и т.д.

  • Агностицизм - философское направление, которое полностью или частично отрицает возможность познания.

  • Скептицизм - философское направление, которое выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер.

  • Оптимизм - философское направление, которое утверждает принципиальную познаваемость мира.

  • Ощущение - отражение отдельных свойств предмета, явления процессы, возникающие в результате их непосредственного на органы чувств.

  • Восприятие - чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.

  • Представление - чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.

  • Понятие - мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления.

  • Суждение - мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении.

  • Умозаключение - мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.

  • Знание - результат познание действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.

  • Истина - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

  • Объективная истина - такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

  • Абсолютная истина - исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе.

  • Относительная истина - неполное, неточное знание.

  • Практика - целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.

  • Мышление - активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п.

  • Деятельность - способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.

  • Субъект деятельности - человек, осуществляющий деятельность.

  • Объект деятельности - предмет, процесс или явление, на которые направлена деятельность.

  • Мотив - совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности.

  • Цель деятельности - осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.

  • Действие - процесс, направленный на реализацию поставленной цели.

  • Игра - особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс - развлечение, отдых.

  • Общение - это вид деятельности, при котором происходит взаимодействие между людьми, заключающееся в обмене информацией, а также восприятии и понимании партнерами друг друга.

  • Учение - вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

  • Труд - вид деятельности, которая направлена на достижение практического полезного результата.

  • Творчество - вид деятельности, порождающий качественно нечто новое, никогда ранее не существовавшее.

  • Воображение - способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании.

  • Интуиция - знание, условие получения которого не осознаются.

  • Потребность - нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.

  • Разумные потребности - потребности, которые помогают развитию в человека его подлинно человеческих качеств.

  • Интерес - целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.

  • Необходимость - устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленная всем предшествующим ходом их развития.

  • Фатализм - мировоззренческая концепция, согласно которой процессы в мире починены господству необходимости.

  • Волюнтаризм - мировоззренческая концепция, признающая волю как первооснову всего сущего.

  • Свобода - умение познавать объективную необходимость и, опираясь на это познание, вырабатывать правильные цели, принимать и выбирать обоснованные решения и на практике воплощать их в действительность.

  • Общественные отношения - многообразные формы взаимодействия люде, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).

  • Институт общества - исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых - удовлетворение социальных потребностей.

  • Культура - исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

  • Элитарная культура - культура, которая создается привилегированной частью общества, либо по её заказу специальными творцами.

  • Народная культура - культура, которая создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.

  • Массовая культура - современная культура (концерты, поп-музыка, цирк и т.п.).

  • Субкультура - часть общей культура, система ценностей, присущая конкретной части общества.

  • Контркультура - оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре.

  • Наука - форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.

  • Парадигма - господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет ученым и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи.

  • Научное познание - особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

  • Научный факт - отражение объективного факта в человеческом сознании, т.е. описание посредством некоторого языка.

  • Эмпирический закон - объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.

  • Проблема - осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа.

  • Гипотеза - научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределённо, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании.

  • Теория - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

  • Метод - орудие, средство.

  • Наблюдение - целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования.

  • Эксперимент - исследование какого-либо явления путем активного воздействия на него при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении.

  • Анализ - процесс мысленного или фактического разложение целого на составные части.

  • Синтез - процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.

  • Индукция - путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям.

  • Дедукция - путь опытного изучения явлений, в ходе которого от общих положений совершается переход к отдельным фактам.

  • Аналогия - сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях.

  • Моделирование - воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения.

  • Абстракция - один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними в выделении какого-либо свойства или отношения.

  • Идеализация - мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности.

  • Формализация - уточнение содержание познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы составляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.

  • Математизация - использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определенные числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определенным математическим правилам.

  • Социальные науки - форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний об обществе.

  • Образование - один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.

  • Цель образования - приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение её культурного достояния.

  • Религия -

  1. вера в сверхъестественное;

  2. совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность;

  3. одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения духовных потребностей.

  • Культ - это вид религиозной деятельности, практически духовного освоения мира.

  • Тетемизм - поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику.

  • Анимизм - выражение веры в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы.

  • Церковь - социальный институт общества, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры, определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.

  • Искусство - практическая деятельность человека, направленная на освоение и созидание эстетических ценностей.

  • Предмет искусства - человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях.

  • Анималистический - изображение животных.

  • Мораль - форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.

  • Прогресс - направление развития по восходящей линии, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному.

  • Регресс - направление развития по низходящей линии, для которого характерен переход от высшего к низшему, от сложного к простому.

  • Реформа - степень усовершенствования, проводимых постепенно, через ряд каких-либо преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы.

  • Революция - коренное качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающих основы существующего социального строя.

  • Модернизация - процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.

  • Политический плюрализм- принцип устройства политической системы, предполагающий многообразие и свободное соревнование политических идей, партий и других институтов, наличие легально действующей оппозиции, различных политических субъектов и их конкурентную борьбу за власть в рамках закона.

  • Консенсус - согласованность взглядов и ориентаций двух и более социальных и политических субъектов, которая призвана находить свое выражение в их соответствующем взаимодействии при решении тех или иных вопросов общественно-политической жизни.

  • Глобальные проблемы - совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX века и от решения которых зависит существование цивилизации.

  • Глобализация - процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности.

© 2010-2022