- Преподавателю
- Обществознание
- Сборник терминов по обществознанию. Блок-модуль Человек и общество
Сборник терминов по обществознанию. Блок-модуль Человек и общество
Раздел | Обществознание |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Парфенов К.С. |
Дата | 29.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Термины по обществознанию.
Блок-модуль «Человек и общество».
-
Антропогенез - теория о происхождении человека.
-
Человек - высшая ступень развития живых организмов на Земле.
-
Индивид - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель природно обусловленных качеств.
-
Индивидуальность - неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающее непохожесть на других людей.
-
Личность - человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
-
Мировоззрение - целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
-
Догматизм - форма мышления и действия, характеризующаяся косностью, неподвижностью, стремлению к авторитарности.
-
Скептицизм - философское направление, использующее сомнение в познавательных возможностях мышления.
-
Убеждение - устойчивый взгляд на мир, идеалы и принципы, стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.
-
Направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации.
-
Познание - процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом - получение нового знание об окружающем мире.
-
Субъект познания - носитель познавательной активности.
-
Объект познания - все, на что направлена познавательная деятельность субъекта.
-
Условия познания - материальные средства, используемые в познании, информация, социальная среда, условия труда и т.д.
-
Агностицизм - философское направление, которое полностью или частично отрицает возможность познания.
-
Скептицизм - философское направление, которое выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер.
-
Оптимизм - философское направление, которое утверждает принципиальную познаваемость мира.
-
Ощущение - отражение отдельных свойств предмета, явления процессы, возникающие в результате их непосредственного на органы чувств.
-
Восприятие - чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.
-
Представление - чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.
-
Понятие - мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления.
-
Суждение - мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении.
-
Умозаключение - мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.
-
Знание - результат познание действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.
-
Истина - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
-
Объективная истина - такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
-
Абсолютная истина - исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе.
-
Относительная истина - неполное, неточное знание.
-
Практика - целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.
-
Мышление - активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п.
-
Деятельность - способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
-
Субъект деятельности - человек, осуществляющий деятельность.
-
Объект деятельности - предмет, процесс или явление, на которые направлена деятельность.
-
Мотив - совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности.
-
Цель деятельности - осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.
-
Действие - процесс, направленный на реализацию поставленной цели.
-
Игра - особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс - развлечение, отдых.
-
Общение - это вид деятельности, при котором происходит взаимодействие между людьми, заключающееся в обмене информацией, а также восприятии и понимании партнерами друг друга.
-
Учение - вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.
-
Труд - вид деятельности, которая направлена на достижение практического полезного результата.
-
Творчество - вид деятельности, порождающий качественно нечто новое, никогда ранее не существовавшее.
-
Воображение - способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании.
-
Интуиция - знание, условие получения которого не осознаются.
-
Потребность - нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.
-
Разумные потребности - потребности, которые помогают развитию в человека его подлинно человеческих качеств.
-
Интерес - целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.
-
Необходимость - устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленная всем предшествующим ходом их развития.
-
Фатализм - мировоззренческая концепция, согласно которой процессы в мире починены господству необходимости.
-
Волюнтаризм - мировоззренческая концепция, признающая волю как первооснову всего сущего.
-
Свобода - умение познавать объективную необходимость и, опираясь на это познание, вырабатывать правильные цели, принимать и выбирать обоснованные решения и на практике воплощать их в действительность.
-
Общественные отношения - многообразные формы взаимодействия люде, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).
-
Институт общества - исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых - удовлетворение социальных потребностей.
-
Культура - исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.
-
Элитарная культура - культура, которая создается привилегированной частью общества, либо по её заказу специальными творцами.
-
Народная культура - культура, которая создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.
-
Массовая культура - современная культура (концерты, поп-музыка, цирк и т.п.).
-
Субкультура - часть общей культура, система ценностей, присущая конкретной части общества.
-
Контркультура - оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре.
-
Наука - форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.
-
Парадигма - господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет ученым и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи.
-
Научное познание - особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
-
Научный факт - отражение объективного факта в человеческом сознании, т.е. описание посредством некоторого языка.
-
Эмпирический закон - объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.
-
Проблема - осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа.
-
Гипотеза - научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределённо, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании.
-
Теория - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.
-
Метод - орудие, средство.
-
Наблюдение - целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования.
-
Эксперимент - исследование какого-либо явления путем активного воздействия на него при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении.
-
Анализ - процесс мысленного или фактического разложение целого на составные части.
-
Синтез - процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.
-
Индукция - путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям.
-
Дедукция - путь опытного изучения явлений, в ходе которого от общих положений совершается переход к отдельным фактам.
-
Аналогия - сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях.
-
Моделирование - воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения.
-
Абстракция - один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними в выделении какого-либо свойства или отношения.
-
Идеализация - мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности.
-
Формализация - уточнение содержание познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы составляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.
-
Математизация - использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определенные числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определенным математическим правилам.
-
Социальные науки - форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний об обществе.
-
Образование - один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.
-
Цель образования - приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение её культурного достояния.
-
Религия -
-
вера в сверхъестественное;
-
совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность;
-
одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения духовных потребностей.
-
Культ - это вид религиозной деятельности, практически духовного освоения мира.
-
Тетемизм - поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику.
-
Анимизм - выражение веры в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы.
-
Церковь - социальный институт общества, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры, определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.
-
Искусство - практическая деятельность человека, направленная на освоение и созидание эстетических ценностей.
-
Предмет искусства - человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях.
-
Анималистический - изображение животных.
-
Мораль - форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.
-
Прогресс - направление развития по восходящей линии, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному.
-
Регресс - направление развития по низходящей линии, для которого характерен переход от высшего к низшему, от сложного к простому.
-
Реформа - степень усовершенствования, проводимых постепенно, через ряд каких-либо преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы.
-
Революция - коренное качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающих основы существующего социального строя.
-
Модернизация - процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.
-
Политический плюрализм- принцип устройства политической системы, предполагающий многообразие и свободное соревнование политических идей, партий и других институтов, наличие легально действующей оппозиции, различных политических субъектов и их конкурентную борьбу за власть в рамках закона.
-
Консенсус - согласованность взглядов и ориентаций двух и более социальных и политических субъектов, которая призвана находить свое выражение в их соответствующем взаимодействии при решении тех или иных вопросов общественно-политической жизни.
-
Глобальные проблемы - совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX века и от решения которых зависит существование цивилизации.
-
Глобализация - процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности.