• Преподавателю
  • Обществознание
  • Методические указания для студентов по подготовке к выполнению самостоятельных заданий по гуманитарным дисциплинам

Методические указания для студентов по подготовке к выполнению самостоятельных заданий по гуманитарным дисциплинам

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

13

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОБУ СПО ВО «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»







Методические указания для студентов по подготовке к выполнению самостоятельных заданий по гуманитарным дисциплинам




Для студентов специальностей

190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

151901 Технология машиностроения

260807 Технология продукции общественного питания

080114 Экономика и бухгалтерский учет

профессии

260807.01 повар-кондитер





Воронеж 2015

УДК 3(075.32)

Составитель: преподаватель Жеребятьева Е.Н.

Компьютерный набор и верстка выполнены Жеребятьевой Е.Н.

Воронеж, ГОБУ СПО ВО «ВГКПТЭиС», 2015, с.

Методическое пособие для студентов по подготовке самостоятельных заданий по гуманитарным дисциплинам (для специальностей: 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 151901 Технология машиностроения, 260807 Технология продукции общественного питания, 080114 Экономика и бухгалтерский учет и профессии 260807.01 повар-кондитер). Воронеж, «ВГКПТЭиС», 2015 - с.

Рецензент:



Издается по решению

научно-методического совета

ГОБУ СПО ВО «ВГКПТЭиС», 2015

© ГОБУ СПО ВО «ВГКПТЭиС», 2015

Содержание




ВВЕДЕНИЕ

Самостоятельная работа студентов (СРС) наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Для ее успешного выполнения необходимы планирование и контроль со стороны преподавателя. Самостоятельная работа - это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

СРС предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т.д.

Любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности. Две последние составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.

Преподаватель лишь организует познавательную деятельность студентов. Студент сам осуществляет познание. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации. Существуют различные виды индивидуальной самостоятельной работы - подготовка к лекциям, семинарам, лабораторным работам, зачетам, экзаменам, выполнение рефератов, заданий и т.д.

Самостоятельная работа способствует:

  • углублению и расширению знаний;

  • формированию интереса к познавательной деятельности;

  • овладению приемами процесса познания;

  • развитию познавательных способностей.

Она становится главным резервом повышения эффективности подготовки специалистов. Широкое использование методов самостоятельной работы побуждает к мыслительной и практической деятельности, развивает важные интеллектуальные качества человека, обеспечивает стремление к постоянному овладению знаниями и применению их на практике.

В связи с введением в образовательный процесс нового Государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации самостоятельной работы студентов.

Данное методическое пособие составлено для оказания помощи студентов при подготовке самостоятельной работы по гуманитарным дисциплинам


























ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ (РАЗВИТИЮ) УМЕНИЯ ДОКАЗЫВАТЬ

Доказательство состоит из аргументов (доводов), рассуждения и вывода.

1. Проанализируйте задание, уясните, что требуется доказать.

2. Определите вывод, который будете доказывать.

3. Определите источник, каким будете пользоваться для аргументации своих выводов.

4. Выделите существенные факты, подтверждающие ваш вывод, и систематизируйте их.

5. Логично выстройте свои доказательства, свяжите их с выводами.

6. Выясните, все ли аргументы исчерпаны.


ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ ПО ТРЕБОВАНИЮ К КАЧЕСТВУ РЕЧИ

1. Содержательность, т. е. правильное, глубокое, полное, конкретное освещение темы.

2. Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формирование выводов.

3. Богатство речи: образное и яркое выражение мыслей и

чувств путем использования различных языковых средств, выбора

точных слов, эпитетов и т. д.

4. Правильность и чистота речи.

5. Овладение стилем изложения, исторической терминологией.


ПАМЯТКА: КАК ЧИТАТЬ УЧЕБНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ЧТОБЫ ПРОЧИТАННОЕ ЛУЧШЕ ЗАПОМНИЛОСЬ

Метод повторения: прочитанный текст можно выучить наизусть. Простое повторение воздействует на память механически и поверхностно. Полученные таким методом знания легко забываются.

Метод кодирования: (более эффективен). По этому методу прочитанный текст необходимо подвергнуть большей, чем простое заучивание, обработке. Чтобы основательно обработать информацию и закодировать ее для хранения в памяти, надо произвести ряд мыслительных операций:

  • прокомментировать новые данные;

  • оценить их значение;

  • поставить вопросы;

  • сопоставить полученные сведения с ранее известными.


ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ УСТНЫХ ЗАДАНИЙ



  1. В начале, не открывая учебника, вспомнить то, что усвоил на занятии по теме домашнего задания;

  2. Внимательно прочитать текст целиком, рассматривая схему, чертеж, карту, рисунок;

  3. Вспомнить прочитанное, постараться запомнить главное;

  4. Выписать незнакомые даты, названия, имена;

  5. Для более глубокого усвоения материала полезно пользоваться справочниками, словари, соответствующими интернет-ресурсами;

  6. Ответить на вопросы в конце параграфа;

  7. Если задание трудное, составить для себя письменный план.


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ



  1. Просмотрите внимательно содержание блока по учебнику, материалу лекции и выпишите заголовки подразделов, название параграфов.

  2. Внимательно изучите каждый параграф (подраздел блока), выписывая из них основные понятия.

  3. Еще раз прочитайте текст с целью нахождения связей между понятиями и найдите в тексте или на основе умозаключений обобщающие понятия, термины.

  4. Найдите наиболее общие понятия, категории, объединяющие все содержание текста (не исключено, что это объединяющее понятие заключено в заголовках текста).

  5. Постройте логическую структуру, включающую выбранные вами понятия с учетом взаимодействия между ними.

  6. Если удастся найти обобщающие понятия и категории, то в результате построения логической схемы получится иерархическая структура (дерево).

  7. Если одни понятия вытекают из других, то можно установить причинно-следственные связи и построить логические цепочки.

  8. Сверьте полученную логическую структуру, прочитав текст еще раз, при необходимости уточните структуру.

Требования к составлению логических схем:

  • простота (минимальное количество схемных элементов и их связей);

  • целевая и смысловая значимость элементов и связей и их иерархическое расположение (основные, вспомогательные и т. д.);

  • наглядность схемы (цветовое решение и т. п.).


ПЛАН РАБОТЫ С ТЕКСТОМ


  1. Определить с какой целью дается учебный материал;

  2. Прочтите всю главу или параграф;

  3. Найдите в тексте главные положения;

  4. Проанализируйте главные положения;

  5. Сделайте выводы, связанные с целью изучения материала;

  6. Сделайте краткую запись.



ПЛАН РАБОТЫ С УЧЕБНИКОМ

Изучите:

  • титульную страницу учебника;

  • название;

  • фамилия автора;

  • издательство;

  • год издания

  • структуру оглавления;

  • разделы и главы учебника.





РЕКОМЕНДАЦИИ ДОКЛАДЧИКУ



  1. Выбрав тему доклада, уточните сроки его подготовки;

  2. Подготовить список литературы и план работы;

  3. Ознакомиться с литературой, определить главный источник, законспектировать его, составить план доклада;

  4. Читая литературу, делать выписки и размещать их по разделу плана;

  5. Не забывать обращаться к справочной литературе;

  6. Подготовить к выступлению наглядные пособия (презентации);

  7. Быть готовым ответить на вопросы и защищать свою точку зрения.


ПРАВИЛА КОНСПЕКТИРОВАНИЯ


  1. Внимательно прочитать текст, выделить главные мысли, составить план;

  2. Определить цель составления конспекта;

  3. Начинать конспектировать лишь тогда, когда понимаешь все произведение:

  4. Конспект следует начинать точным указанием фамилии автора, названия работы, выходных данных года издания;

  5. Конспект пишется от имени составителя;

  6. Выяснить все непонятные термины и слова;

  7. После каждой цитаты необходимо указывать страницу произведения.

Конспект - составляют для того, чтобы извлечь из каждой статьи самое существенное и записать; по этим коротким записям, не затрачивая времени на повторение чтение всех статей, возобновить в памяти наиболее важные положения, содержащиеся в прочитанном материале. Конспект может быть текстуальным и свободным.

Текстуальный конспект

  1. Прочитайте статью;

  2. Разделите ее части в соответствии с планом;

  3. Выделите фразы, содержащие основные мысли;

  4. Перечитайте только подчеркнутое (для логической связи добавляются связки, т.е вы получите «экстрат» содержания статьи);

Свободный конспект:

Это сжатая и связная передача своими словами текста и требует менее кропотливой работы, хотя успех ее зависит от владения речью и от детального усвоения прочитанных статей.

Методика конспектирования остается той же и при свободной форме, но формулировка основных мыслей требует вдумчивости.


КАК ГОТОВИТЬСЯ К СЕМИНАРУ


Семинар - это форма учебного процесса, представляющая собой коллективное обсуждение учащимися темы под руководством преподавателя.

  1. Внимательно прочтите тему и вопросы к занятию;

  2. Проверьте, есть ли дома необходимая литература, в случае необходимости, посетите библиотеку колледжа и или воспользуйтесь интернет-ресурсами;

  3. Прочтите указанную литературу, определите основной источник по каждому вопросу, делая выписки, нумеруя их пунктом плана, к которому они относятся;

  4. Оформляя выписки, не забудьте записать фамилию автора, название, год и место издания, страницу;

  5. Просматривая периодическую печать, делай выписки по теме семинара;

  6. Проверьте на все ли вопросы есть ответы;

  7. Запишите возникшие вопросы, подчеркните спорные положения в тексте

  8. Не откладываете подготовку семинара на последний день.


ИНСТРУКЦИЯ К РАБОТЕ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА


  1. Выбрать тему и вникнуть в ее суть;

  2. Подобрать соответствующую литературу, интернет-ресурсы и ознакомится с ними;

  3. Всей группой обсудить тему и разбить ее на логические компоненты (план проекта)

  4. Скорректировать план с консультантом (преподавателем) и распределить в группе для детального изучения;

  5. Выбрать основные понятия в виде схем, таблиц, диаграмм;

  6. Продумать художественное оформление проекта: музыкальное, изобразительное, литературное, мультемедийное;

  7. Выбрать вопросы для дискуссии;

  8. Предварительно оценить вклад в проект каждого членная группы.


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА

Слово «реферат», латинское по происхождению, означает краткое письменное изложение сущности какой-либо проблемы. Однако в современном понимании рефера - это не только переписка прочитанного, но и анализ, обобщение и аргументированное изложение собственной точки зрения на рассматриваемую проблему. Процесс написания реферата состоит из следующих этапов:

  1. Выбор темы и постановки проблемы;

  2. Сбор материала по выбранной теме;

  3. Составление плана;

  4. Работа над текстовой частью реферата;

  5. Оформление реферата.

На втором листе реферата дается план. Введение и заключение не номеруются. Основные пункты плана нумеруются римскими, подпункты - арабскими цифрами.

На титульном листе и плане номера страниц не проставляются, И, следовательно, введение начинается под номером 3.

Цитата, проводимая без изменения авторского текста, должна быть взята в кавычки, и иметь ссылку на источник.

Завершается реферат списком использованных источников и литературы при его написании. Он должен состоять не менее чем из пяти наименований. Не являющихся учебниками и учебными пособиями




ПАМЯТКА ПО НАПИСАНИЮ ЭССЕ

Эссе́ (из французского essai «попытка, проба, очерк», от латинского exagium «взвешивание») - прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, в котором автор выражает свою индивидуальную позицию, размышления по какому-либо вопросу. Главную роль в эссе играет не описание фактов, а выражение впечатлений, раздумий, ассоциаций. Тема эссе обычно формулируется в виде высказывания известного автора. Вам необходимо объяснить, как вы понимаете смысл высказывания, выразить свое отношение к нему, выявить разные аспекты смысла и противоречия в высказывании, аргументировать свою позицию с помощью теоретических положений и примеров из личного опыта и общественной жизни.

1. Определите смысл высказывания, ответив на вопрос: что хотел сказать автор?

2. Выявите основные аспекты проблемы, ответив на вопросы: Что можно противопоставить позиции автора в историческом, культурном, морально-этическом смысле? Возможны ли иные позиции, подходы к проблеме, трактовки понятий и образов, исключения из общего правила? Выберите аспект проблемы, который вы будете рассматривать подробно.

3. Сформулируйте свое отношение к высказыванию, ответив на вопросы: Согласен ли я с автором? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данному вопросу? Насколько высказывание актуально?

4. Определите термины, обобщения, закономерности, необходимые вам для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне.

5. Отберите факты, примеры из истории, современной общественной жизни и личного социального опыта, подтверждающие вашу позицию, ответив на вопрос: Какими конкретными фактами вы можете подтвердить свое мнение?

6. Составьте на черновике план вашего сочинения. Напишите текст эссе. Перечитайте его.

Пример работы с черновиком для эссе на тему высказывания И. Шерра: «Неравенство - такой же хороший закон природы, как и всякий другой».

1.Смысл высказывания

Автор считает неравенство людей естественным

2. Многоаспектность

Неравенство можно рассматривать в разных смыслах: психофизическое, социальное, правовое. Первое, действительно, естественно; о социальном можно спорить; требование равенства всех людей в правах - одна из основных ценностей современного мира.

3. Свое мнение

Можно согласиться с автором лишь частично. С одной стороны, есть разные виды неравенства. С другой стороны, социальное неравенство является не только источником развития человеческого общества, но и вызывает острые конфликты.

4. Основные обществоведческие понятия

Социальная структура общества, социальная дифференциация, социальная стратификация, критерии социальной стратификации, социальные слои, правовое государство, социальная справедливость.

5. Основные теории

Теория социальной стратификации П. Сорокина, идеи утопического социализма Т. Мора, Р. Оуэна, К. Маркса.

6. Примеры

Неудачные попытки построить общество всеобщего равенства в СССР. Резкое различие в уровне доходов высших и низших слоев современного российского общества. Социальные революция как последствия резкого социального неравенства.



© 2010-2022