Рабочая программа элективного курса по обществознанию Правовые аспекты современного общества (10 класс)

Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа

СООТВЕТСТВУЕТ

общим требованиям, требованиям федерального

государственного образовательного стандарта,

базисному учебному плану, целям и задачам гимназии

_______________________________________________

должность лица, проводившего экспертизу на предмет соответствия

«___»____________20___г.__________(____________)

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора гимназии № 83

от «___» ____________20___г.№______















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по обществознанию

10 класс «Правовые аспекты современного общества»

наименование предмета в соответствии с учебным планом



Класс

10_________

Уровень рабочей программы

общеобразовательный

Направленность рабочей программы

гуманитарная

Срок освоения

34 часа

Составитель рабочей программы

Балобанова Светлана Александровна

Учитель истории и обществознания высшей категории










ИЖЕВСК, 2015-2016 уч. г.


Пояснительная записка



Знания о правах и свободах человека являются одной из составляющих модернизации содержания образования. При изучении прав человека формируется система ценностей и установок человеческого поведения, приобретаются знания и умения, необходимые для самостоятельной жизни человека в обществе, воспитываются понимание человеческого достоинства, уважение к другим людям, толерантность, стремления к использованию ненасильственных средств разрешения конфликтов, развиваются чувство солидарности и стремление к сотрудничеству с другими людьми.

Изучение прав человека выполняет важные функции: философско-культурологическую, образовательно-правовую, психолого-развивающую, воспитательно-формирующую, коррекционную.

Наблюдаемое сегодня снижение уровня культуры юношей и девушек происходит в силу политических, экономических и социальных изменений в стране, из-за недостаточного воспитания в семье, гонки за знаниями в образовательных учреждениях, нестабильной обстановки в государстве и т.д. Задача общества - изменить это положение, по возможности показать молодым людям их со стороны, а также деловое начало, которое они могут в себе воспитать. Молодые люди должны понять, что жизнь не дает готовых рецептов - им придется не раз делать выбор в различных жизненных ситуациях и нести личную ответственность за него.

Данный курс предназначен для учащихся 10-х классов. Содержание программы базируется на знаниях, полученных на предметных уроках и жизненном опыте.

Содержание курса. Курс состоит из 2-х разделов: Раздел I «Юридические специальности» - 17 часов, дается в I полугодии, включает 9 тем - 17 уроков; Раздел II «Становление деловых качеств» - 17 часов, дается во II полугодии, включает 5 тем - 17 уроков. Весь курс рассчитан на 34 часа за год. Темы курса знакомят обучающихся с миром юридических профессий, правоохранительной деятельностью правовых органов РФ, полномочиями, функциями и обязанностями юридических служащих различных правовых служб. Обучающиеся в ходе элективного курса знакомятся с нормативно-правовой базой соответствующих компетентных служб и государственных органов РФ, Международной правовой системой, работают с нормативными документами.

Курс раскрывает вопросы делового этикета: как должен быть одет кандидат на вакансию, как должен держаться в ходе беседы, что говорить, на какие вопросы отвечать и какие - задавать самому, как входить в кабинет, каким тоном говорить, как сидеть и как выходить из кабинета, как писать заявление, составлять резюме и т.д.

Курс включает:

- практических работ: 4;

- контрольных работ: 2 за год (по разделам в полугодии - 1 итоговая работа)

- 6 уроков с применением ИКТ: фильм, презентации, работа с компьютером.

Методы работы: лекция, беседа, деловая игра, ИКТ, тесты, практикумы, контрольные работы.

Ожидаемый результат. Этот курс поможет молодым людям быть свободными в выборе своего жизненного пути, научит их правильно и грамотно вести деловые переговоры. Опыт, полученный молодыми людьми при изучении этого элективного курса, поможет им адаптироваться в сегодняшней нестабильной обстановке, сделает их социально активными и ответственными людьми, гибкими в условиях рыночных отношений.

Элективный курс позволяет формировать основы правовой культуры современного гражданина, помогает обучающимся сделать правильный выбор дальнейшего образования.


Содержание программы элективного курса

«Правовые аспекты современного общества»

Раздел I: «Юридические специальности» (17 часов)

Тема 1. Правоохранительные органы (1 час)

Определение. Принципы деятельности. Необходимые знания и умения. Личные качества. Профессиональная этика. ФЗ о полиции.

Тема 2. Нотариат (2 часа)

Права, обязанности, функции, ответственность нотариуса. Завещание. Договор хранения.

Тема 3. Адвокатура (2 часа)

Профессия адвокат. Полномочия. Оказание юридической помощи. Ответственность.

Тема 4. Суды РФ (2 часа)

Судья. Общие полномочия. ФЗ «О судебной системе РФ». Порядок представления о назначении судей. Полномочия судов. Срок полномочий судей. Оформление искового заявления. Виды исковых заявлений.

Тема 5. ОРД - Оперативно-розыскная деятельность (2 часа)

ОРД в РФ. Задачи ОРД. Принципы ОРД. Основания для проведения ОРД. Органы ОРД. Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) РФ. Основные понятия в УПК РФ. Дознаватель. Следователь. Подследственность. Порядок проведения дознания. ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Тема 6. Таможня (2 часа)

Таможенный кодекс РФ. Таможенные органы. Основные функции таможенных органов. Таможенный союз. Формы таможенного контроля. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств. Правомочия таможенных органов. Условия применения физической силы, специальных средств и оружия должностными лицами таможенных органов. Кодекс чести таможенника РФ.

Тема 7. ФСБ РФ (2 часа)

ФСБ и ее назначение. Направления деятельности органов ФСБ. Принципы деятельности ФСБ. Контрразведывательная деятельность. Борьба с терроризмом, преступностью. Разведывательная деятельность. Пограничная деятельность. Обеспечение информационной безопасности. Сотрудники органов ФСБ. Контроль за деятельностью органов ФСБ. Прокурорский надзор.

Тема 8. ФСКН РФ (2 часа)

Положение о ФСКН РФ. Задачи ФСКН РФ. Полномочия. Права. Положение о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Правовая основа прохождения службы в органах наркоконтроля. Специальные звания и должности сотрудников. Условия поступления на службу. Обязанности сотрудника. Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация сотрудников ФСКН. Присяга сотрудника. Вещевое обеспечение. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников ФСКН РФ.

Тема 9. Итоговое занятие. Защита презентаций по разделу «Юридические специальности» (2 часа)






Раздел II «Становление деловых качеств» (17 часов)

Тема 1. Этикет делового человека (1 час)

Этикет. Манеры. Привычки. Нравы. Вкусы, мода и увлечения. Ценности. Свобода как ценность. Кодекс чести. Верования и знания. Обычаи, традиции, обряд.

Тема 2. Законы общения делового мира (6 часов)

Человек, природа, культура. Сущность феномена культуры. Русский менталитет. Правила общения. Манеры поведения. Общение в коллективе. Концепция личности. Институт семьи и брака. Роли супругов в современной семье. Образование как фактор социализации. Социальная стратификация. Социальные конфликты. Гражданское общество.

Тема 3. Человек и закон (6 часов)

Права и обязанности. Личный и социальный статус. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.). Декларация прав ребенка (1959 г.). Конституция РФ. Правонарушения. Наследование имущества. Собственность. Договор. Политика и политические отношения. Конституционный строй РФ. Федерация. Президент. Человек и правовая культура. Экономика и ее роль в жизни человека. Рыночная экономика. Основы предпринимательства. Закон о защите прав потребителей. Правовые системы современности. Национальные, международные органы защиты прав и свобод личности. Правонарушения, виды правонарушений. Юридическая ответственность. Виды юридической ответственности. Правовая культура. Правовой нигилизм. Формирование правовой культуры.

Тема 4. Как устроиться на работу (2 часа)

Поиск работы. Объявления. Реклама. Переговоры. Собеседование. Переговоры по телефону. Резюме. На приеме у руководителя. Заполнение документа. Манера поведения. Самооценка деловых качеств.

Тема 5. Итоговое занятие. Мой компьютер и качества делового человека (защита презентаций) (2 часа)

Основы работы на компьютере. Открытие файла или создание папки. Microsoft Word. Составление документа. Построение таблицы. Схемы. Диаграммы. Рисование на компьютере. Уроки презентации. Создание слайда. Использование анимации. Перенос фото и картин. Завершение работы над презентацией. Гиперссылка.

Качества делового человека. Проект. Этапы работы. Мультимедийная презентация.

Итого: элективный курс за год: 34 часа.

Учебно-методическое обеспечение:

(список литературы)




  1. Аасамаа И. Как себя вести? Таллин, 1980.

  2. Акофф Р. Искусство решения проблем. М., 1982.

  3. Атватер И. Я вас слушаю… Советы руководителям как правильно слушать собеседника. М., 1985.

  4. Веснин В.Р. Основы менеджмента. М., 1996.

  5. Венедиктов Е.Е. О деловой этике и эстетике. М., 1994.

  6. Зеленский Я. Организация трудовых коллективов. Введение в теорию организации управления. М., 1971.

  7. Ковалевский С. Руководитель и подчиненный. М., 1973.

  8. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. М., 1997.

  9. Якока Л. Карьера менеджера. М., 1995.

  10. Гуревич Б.С. Человек и культура. М., 1998.

  11. Гуревич Б.С. Человек. М., 1995.

  12. Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы: учеб. пособие. М.: Дрофа, 2001.

  13. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Нивекс, Триада, 1992.

  14. Никитин А.Ф. Политика и право: учеб. пособие для 9-го кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 1995.

  15. Фрейнкман Е.Ю. Экономика и бизнес. Начальный курс. М.: Начала-пресс, 1994.

  16. Салыгин Е.Н., Салыгина Ю.Г. Обществознание, 10-11 кл. М.: Вентана Граф, 2008.

  17. Боголюбов Л.Н. Право, 10-11 кл. М.: Просвящение, 2008, профильный уровень.

  18. Василенкова О.А. Основы правовых знаний, 9-11 кл. М.: Издательский дом «Новый учебник», 2008.

  19. Нормативные документы: Всеобщая декларация; Конституция РФ 1993 г.; Конвенция о правах человека 1989 г.; ФЗ «О защите прав потребителей»; ФЗ о правоохранительной деятельности, ФСБ, ФСКН, о таможенных органах, судах РФ, адвокатуре, нотариате РФ., УК, УПК РФ.




Требования к обучающимся.



В ходе изучения элективного курса «Правовые аспекты современного общества» обучающиеся должны:

- Иметь представление: о разнообразии юридических профессий и специальностей;

- Обладать: основами правовой культуры, самооценкой деловых качеств;

- Знать: основные нормативно-правовые документы по правам человека, основы конституционного строя РФ, права и обязанности граждан;

- Нести: правовую ответственность;

- Владеть: навыками устной и письменной речи, нормами профессиональной и правовой этики, правилами общения, основами работы на компьютере;

- Уметь: составлять заявление в полицию, правоохранительные органы, исковое заявление, подать объявление, сделать рекламу, вести деловые переговоры, телефонные переговоры, заполнять документы, выполнять работу на компьютере, составлять документ, открыть файл, создать папку, построить таблицу, схему, диаграмму, подготовить и защитить презентацию с применением ИКТ, найти нужную информацию в Интернете;

- Выполнять: практические и контрольные работы в ходе изучения курса;

- Применять: полученные знания на практике.

Итогом завершения курса является защита обучающимися электронной презентации выбранной темы.




Контрольная работа, 10- 11 класс

Закон и право

  1. Комплекс отраслей права, регулирующих правовые отношения между гражданами и государством, его органами, называется…

  2. Комплекс отраслей права, регулирующих имущественные и иные отношения граждан и юридических лиц, защиту их индивидуальных интересов, называется…

  3. Из перечисленного правовым актом не является:

а) постановление правительства; б) решение профсоюзного комитета;

в) указ президента; г) приказ министра.

4. Из перечисленного к правоотношениям относится:

а) приход в гости по приглашению хозяев;

б) покупка телевизора в магазине;

в) ответ на вопрос прохожего о местоположении ближайшей остановки транспорта;

г) помощь упавшему в гололед человеку.

5. Из перечисленного источником права является:

а) решение общего собрания жильцов дома;

б) результаты социологического опроса;

в) действующее законодательства;

г) резолюция съезда общественных организаций страны.

6. К вопросам, определяемым трудовым договорам, не относится:

а) срок действия трудового соглашения;

б) размер труда;

в) взаимная ответственность сторон за выполнение соглашения;

г) гарантия неприкосновенности личности работника, указанная в законе.

7. Из перечисленного под понятие административный проступок попадает:

а) самовольное пользование водой из озера в промышленных целях;

б) кража общественного имущества;

в) неявка на государственный экзамен;

г) плохое выполнение служебных обязанностей.

8. Из перечисленного к юридическому определению понятия «преступление» не относится:

а) общественно опасное деяние;

б) деяние, осуждаемое обществом моралью;

в) деяние, запрещенное уголовным кодексом;

г) деяние, за которое уголовным кодексом предусмотрено наказание.

9. Отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления:

а) государственное право; б) гражданское право;

в) административное право; г) трудовое право.

10. Отрасль права, регулирующая имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения:

а) государственное право; б) гражданское право;

в) административное право; г) уголовное право;

11. Из перечисленного к семейному праву не относится:

а) о правоотношении, допущенном совершеннолетним сыном главы семейства;

б) о разделе трудовых сбережений между разводящимися супругами;

в) об условии заключения брака;

г) об ответственности родителей за воспитание ребенка.

12. Правовые нормы занимают особое место в системе социальных норм, поскольку:

а) их нарушение подвергается общественному суждению;

б) они закрепляются в законах, издаваемых государством;

в) они находят отражение в политических принципах;

г) они поддерживаются моральным сознанием верующих.

13. Примером правонарушения является:

а) мальчик не уступил в автобусе место инвалиду;

б) гражданин Н. оплатил коммунальные услуги через два дня после установленного срока;

в) ученик К. не поздоровался с учителем;

г) водитель М. превысил установленную скорость.

ЭКСПЕРТИЗА ЗНАНИЙ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ, 10- 11 класс. 1 вариант

ЧАСТЬ 1.

1. Какая из характеристик «восточного общества» неверна?

А. представление о верховном правителе как защитнике народа;

Б. значение личности подчиняется принципу коллективизма;

В. установка на покорение природы;

Г. государство стремится поставить под свой контроль духовную сферу общества.

2. Священность и божественность власти определяется прилагательным:

А. сакральная; Б. сакраментальная; В. легитимная; Г. синодальная.

3. Основными источниками понимания окружающего мира на ранней стадии догосударственного развития были:

А. законы; Б. мифы; В.религиозные нормы; Г. моральные нормы.

4. Первым источником философской мудрости Древней Индии стали:

А. саги; Б. эпосы; В. законы; Г. веды.

5. Аристотель считал, что опорой государства должны быть:

А. низшие слои общества; Б. средние слои общества; В. высшие слои общества; Г. философы

6. Автор тезиса: «Не государство существует ради человека, а человек живет ради государства».

А. Сократ; Б. Платон; В. Аристотель; Г. Эпикур.

7. Основное положение вероучения, обязательное для всех верующих, признаваемое непреложной истиной, не подлежащее критике:

А. догмат; Б. доктрина; В. теория; Г. аксиома.

8. Считается, что наиболее значительное влияние на становление этики буржуазии, «духа капитализма» оказала:

А. католическая церковь; Б. пуританская этика;

В. идеология эпохи Возрождения; Г. государственная идеология.

9. Догосударственное состояние общества рассматривалось как «война всех против всех» в трудах:

А. Т.Гоббса; Б. Дж.Локка; В. Ж.Ж.Руссо; Г. Ш.Монтескье.

10. К идеям социалистов-утопистов не относится:

А. поддерживается свободный творческий труд и равноправие;

Б. промышленное производство и сельское хозяйство должны развиваться на основе государственного планирования;

В. условием процветания государства является господство частной собственности;

Г. все созданные материальные блага должны распределяться по труду.

11. Автор труда «Об общественного договора»:

А. Т.Гоббса; Б. Дж.Локка; В. Ж.Ж.Руссо; Г. Ш.Монтескье.

12. В соответствии с марксистской теорией главной производительной силой любого общества являются:

А. люди, обладающие знаниями и трудовыми навыками;

Б. люди, обладающие частной собственностью;

В. люди, находящиеся на государственной службе;

Г. люди, относящиеся к наиболее революционному классу - пролетариату.

13. Одним из основателей технократизма является:

А. А.Смит; Б. Э.Бернштейн; В. Дж.Гэлбрэйт; Г. Ф.Энгельс.

14. Социалистом-утопистом не является:

А. Т.Кампанелла; Б. Т.Мор; В. Ф.Бэкон; Г. Р.Оуэн.

15. Какое суждение неверно?

А. О.Тоффлер считал, что аграрная революция дала начало цивилизованному этапу человеческой истории;

Б. У.Ростоу выделял 5 стадий общественно-исторического развития;

В. К.Маркс обосновал теорию, согласно которой человечество в своем развитии прошло четыре общественно-экономических формации;

Г. согласно теории А.Тойнби, «каждая цивилизация - это единый организм, имеющий свою систему ценностей, главными из которых являются религиозные».

16. Основные признаки так называемого традиционного общества:

А. преобладание сельского хозяйства в экономике; Б. сословно-классовая структура общества;

В. власть крупных земельных собственников; Г. все указанное верно;

17. К ценностям западной цивилизации не относится:

А. индивидуализм; Б. ориентация на изменение мира;

В. коллективизм; Г. предпочтение вещественных отношений.

18. Идею самобытности России, ее принципиального отличия от стран Западной Европы провозглашали:

А. славянофилы; Б. западники; В. социал-демократы; Г. кадеты;

19. К причинам многообразия форм общественной жизни относится:

А. различие природных условий; Б. историческая среда существования;

В. различие географических условий; Г. все вышеперечисленное; Д. верного ответа нет.

20. В экономической глобализации ведущую роль играет(ют):

А. транснациональные корпорации; Б. Всемирная торговая организация;

В. Международный валютный фонд; Г. Римский клуб.

ЧАСТЬ В.

21. Установите соответствие между классификациями и типами цивилизаций:

КЛАССИФИКАЦИЯ: ТИПЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ:

А. стадиальная теория цивилизаций; 1. традиционные и рационалистические;

Б. теория локальных цивилизаций; 2. аграрное, индустриальное, постиндустриальное;

В. по характеру мировоззренческих и ценностных 3. христианская, исламская, буддистская и т.д.

ориентиров.

22. Вставьте пропущенное понятие в тексте: «По мнению А.Смита, общественные связи между людьми устанавливаются на основе _____________________________________ с последующим обменом плодами труда».

23. Расположите последовательно пять стадий общественно-исторического развития по У.Ростоу:

А. эра «высокого массового потребления»;

Б. традиционное общество;

В. стадия зрелости;

Г. переходное общество;

Д. стадия «сдвига».

24. В основе официальной доктрины Российского государства в 19 веке лежала триада: _____________________

25. Соотнесите типы общества и их признаки:

ПРИЗНАКИ: ТИПЫ ОБЩЕСТВ:

1. иерархическая сословная структура общества; А. традиционное;

2. формирование крупной фабричной промышленности; Б. индустриальное;

3. развитие электронных средств связи; В. постиндустриальное.

4. распространение информационных технологий;

5. преобладание аграрной экономики;

6. формирование парламентских традиций.

ЧАСТЬ С.

26. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Экологический кризис как глобальная проблема современности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.










Составить кроссворд по курсу «Юридические специальности» не менее 10 слов, используя приведенные ниже термины и другие, относящиеся к данному курсу.

Юрист, юриспруденция, право, конституция, закон, законность, гуманизм, юрисконсульт, нотариат, нотариус, адвокатура, адвокат, прокурор, надзор, судья, иск, истец, ответчик, таможня, таможенник, госнаркоконтроль, оперуполномоченный, конспирация, наблюдение, досмотр, дознаватель, дознание, следствие, следователь, контрразведка, присяга…


Чем обычно занимаются юрисконсульты в бизнесе? Среди их основных функций и направлений деятельности:

- ведение договорной работы;

- обеспечение защиты прав и интересов организации;

- внутреннее нормотворчество (внутренние приказы, распоряжения, визирование проектов приказов);

- правовое воспитание внутри предприятия и повышение правовой культуры;

- работа с персоналом - вопросы материальной и дисциплинарной ответственности;

- правовое обеспечение безопасности - в частности от рейдерства.


Сами учащиеся российских юрфаков выделяют такие необходимые им качества:

- владение профессиональной речью;

- ответственность;

- общий и социальный интеллект;

- волевые, моральные качества;

- эмоциональная уравновешенность;

- наблюдательность;

- стремление к справедливости;

- мышление

Уровень самооценки - еще один важный критерий оценки не только самодостаточности личности, но и ее профессиональной пригодности. Разве может неуверенный в себе адвокат выступать перед аудиторией, часто настроенной к нему недоброжелательно? Способен ли судья грамотно вести тот или иной процесс, если комплексует по поводу своей внешности? «Судья - должность публичная, открытая и если претендент не готов к публичности, значит, он не готов к должности».


Критерии оценивания обучающихся:

- 5-бальная система;

- итоговый тест;

- защита презентации по выбранной теме (проект делового человека).

Оценки:

«5» - даны полные ответы, приведены аргументы в соответствии с вопросом и заданием, все задания выполнены верно, сделаны уровни А, В и С; в части А из 20 заданий допускается 1-2 ошибки, в части В из 5 заданий 1 ошибка, небольшая неточность в части С.

«4» - в части А допускается 3-5 ошибок, в части В 2 ошибки, начато выполнение задания части С, ответы даны верно.

«3» - выполнена ½ работы, в части А допускается 6-10 ошибок, часть В - верна ½ работы, часть С не выполнена.

«2»-«1» - более 50% работы выполнено неверно, часть А - допущено 11 и более ошибок, часть В - выполнены 1-2 задания, часть С не выполнена; материал не усвоен.







Лист дополнений и изменений,

внесенных в рабочую программу








































ЭКСПЕРТИЗА ЗНАНИЙ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ, 10-11 класс. 2 вариант

ЧАСТЬ 1.

1. Какая из характеристик «западного общества» неверна?

А. нацеленность на изменение, переустройство окружающего мира;

Б. установки человека на коллективную солидарность и неизбежность иерархического устройства;

В. стремление покорить природные силы;

Г. людей прежде всего волнует настоящее и будущее.

2. Установленный порядок обрядовых действий при совершении какого-либо религиозного акта называется:

А. ритуалом; Б. рутиной; В. саботажем; Г. сатурналией.

3. Понятие «даосизм» переводится:

А. учение о пути; Б. учение о благородном муже; В. учение о мире; Г. учение о Боге.

4. К «правильным» формам правления по Аристотелю не относится:

А. монархия; Б. аристократия; В. полития; Г. демократия.

5. Автор тезиса: «Собственность должна быть общей только в относительном смысле, а вообще частной».

А. Сократ; Б. Платон; В. Аристотель; Г. Конфуций.

6. Согласно греческой мифологии огонь людям подарил:

А. Нептун; Б. Прометей; В. Ахилл; Г. Геракл.

7. Объединение ремесленников по профессиям в Средние века назывались:

А. профсоюзами; Б. тред-юнионами; В. цехами, гильдиями; Г. корпорациями.

8. Сторонники строгого образа жизни, строгих нравов, объединение в религиозно-политическом движении английской и шотландской буржуазии в 16-17 вв., ставившие первоначальной целью «очищение» английской церкви от остатков католизма:

А. пуритане; Б. оппортунисты; В. догматики; Г. ортодоксы.

9. Идея разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и федеративную принадлежит:

А. Т.Гоббсу; Б. Дж.Локку; В. Ж.Ж.Руссо; Г. Ш.Монтескье.

10. Какая идея является общей для всех социалистических идей:

А. идея диктатуры пролетариата; Б. идея равенства; В. идея социалистической революции.

11. К.Маркс и Ф.Энгельс считали определяющим фактором в жизни общества:

А. духовную жизнь; Б. религию; В. материальное производство; Г. идеологию.

12. Утверждение «Главным источником богатства является труд» принадлежит:

А. Э.Бернштейну; Б. А.Смиту; В. А.Сен-Симону; Г. Вольтеру.

13. Какое положение является главным в теории технократизма:

А. неизбежность подчинения биологических, природных факторов в жизни общества компьютерной технике;

Б. необходимость распределения власти между специалистами производства и управления (менеджерами);

В. признание труда главным источником общественного богатства.

14. К научной школе философов-экзистенционалистов не относится:

А. Н.Бердяев; Б. М.Хайдеггер; В. Ж.Сартр; Г. К.Поппер.

15. Цивилизация - это:

А. социальная и культурная общность людей, которая опирается на едину. Систему основных духовных ценностей;

Б. социальная и культурная общность людей, которая опирается на обособление человека от природы;

В. социальная и культурная общность людей, которая опирается на удовлетворение социальных потребностей человека; Г. все суждения верны; Д. все суждения неверны.

16. Для информационного общества не характерен тезис:

А. информация становится доминирующей сферой воспроизводства общественной жизни;

Б. наблюдаются низкие темпы развития производительных сил;

В. преодолеваются пространственно-временные барьеры между людьми;

Г. информация превращается в самый ценный товар.

17. К основным ценностям восточной цивилизации не относится(сятся):

А. коллективизм; Б. скромность образа жизни, умеренный достаток вплоть до аскетизма;

В. следование традициям; Г. демократия.

18. В советский период в философской и исторической науке господствовал:

А. цивилизационный подход; Б. формационный подход;

В. экзистенциональный подход; Г. идеалистический подход.

19. Процесс проникновения западных духовных ценностей в культуру стран Востока называется:

А. урбанизацией; Б. индустриализацией; В. вестернизацией; Г. глобализацией.

20. В глобализации международной торговли ведущая роль принадлежит:

А. транснациональным компаниям; Б. Всемирной торговой организации;

В. Международному валютному фонду; Г. Римскому клубу.


ЧАСТЬ В.

21. Установите соответствие между типами цивилизаций и их характеристикой в соответствии с теорией А.Тойнби:

ТИПЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ: ХАРАКТЕРИСТИКА:

А. первичные 1. возникающие в ответ на «вызов», изменяющий условия

первоначального существования общества;

Б. вторичные 2. неразвитые, приспособленные к жизни только в определенных

географических условиях;

В.третичные 3. объединенные религиями цивилизации.

22. Форма производства, характерными чертами которой являлись господство ручного труда и детальное разделение труда в мастерской, называется __________________________________________________________ .

23. Расположите в иерархическом порядке варны (касты) Древней Индии:

А. шудры;

Б. вайши;

В. брахманы;

Г. кшатрии.

24. Вставьте пропущенное понятие: «По сравнению с моделью классического европейского Средневековья главной особенностью России на протяжении истории Московской Руси была сильная _____________________».

25. Установите формы социальных изменений и их характерные черты:

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ: СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ:

  1. быстрые скачкообразные перемены; А. эволюция

  2. качественное преобразование общественной системы; Б. революция

  3. слом старых порядков;

  4. постепенность изменений;

  5. органичное сочетание нового с традиционным.

ЧАСТЬ С.

26. Кокой смысл вкладывают обществоведы в понятие «мировые религии»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о мировых религиях.








Учебно-тематический план элективного курса

по обществознанию

«Правовые аспекты современного общества»


Дата проведения урока

Номер урока

Темы, разделы курса

Кол-во часов

Форма урока

Вид контроля

Примечания

1-17

Р.I «Юридические специальности»

17

ИКТ, практическая работа

Итоговый тест, презентация

1

Т.1 «Правоохранительные органы»

1

Лекция, практическая работа

Работа в тетради, заявление в ОВД

2-3

Т.2 «Нотариат»

2

Лекция, беседа

Устный опрос

4-5

Т.3 «Адвокатура»

2

Лекция, беседа

Устный опрос

6-7

Т.4 «Суды РФ»

2

Практическая работа

Проверочная работа, составление заявления

8-9

Т.5 «Оперативно-розыскная деятельность»

2

Лекция,

работа в тетради

Работа с документами

10-11

Т.6 «Таможня»

2

Лекция

Работа с документами

12-13

Т.7 «ФСБ»

2

Лекция, беседа

Работа в тетради

14-15

Т.8 «ФСКН»

2

Лекция, ИКТ, фильм

Презентация

16-17

Т.9 Итоговые занятия. Защита презентаций

2

ИКТ, урок-презентация, итоговая контрольная работа

Защита презентации, проекта

18-34

Р.II «Становление деловых качеств»

17

ИКТ, практическая работа

Итоговый тест, презентация

18

Т.1 «Этикет делового человека»

1

Лекция

Работа в тетради

19-24

Т.2 «Законы общения делового мира»

6

Лекция, беседа, практическая работа

Составление кодекса чести

25-30

Т.3 «Человек и закон»

6

Практическая работа в группе

Тест

31-32

Т.4 «Как устроится на работу»

2

Работа с нормативными документами

Составление резюме, портфолио

33-34

Т.5 Итоговые занятия. Мой компьютер и качества делового человека

2

ИКТ, урок-проект, урок-презентация

Защита проекта, презентации, итоговый тест, контрольная работа

1-34

Итого курс охватывает за год

34

Контрольных работ - 2 за год;

Практических работ - 4 за год;

ИКТ - 6 уроков

По полугодиям: 2 практических работы в полугодие

Элективный курс «Правовые аспекты современного общества».

Классы: 10 В, Г

Темы уроков

Номер урока

Правоохранительные органы.

1

Нотариат. Теория.

2

Нотариат. Практика.

3

Адвакатура. Теория.

4

Адвакатура. Практика.

5

Суды РФ. Теория.

6

Суды РФ. Практика.

7

Оперативно-розыскная деятельность. Теория.

8

Оперативно-розыскная деятельность. Практика.

9

Таможня. Теория.

10

Таможня. Практика.

11

ФСБ РФ. Теория.

12

ФСБ РФ. Практика.

13

ФСКН РФ. Теория.

14

ФСКН РФ. Практика.

15

Итоговое занятие по р. I "Юридические специальности". Теория.

16

Итоговое занятие по р. I "Юридические специальности". Защита презентаций.

17

Этикет делового человека.

18

Законы общения делового мира. Теория.

19

Законы общения делового мира. Портфолио.

20

Законы общения делового мира. Резюме.

21

Законы общения делового мира. Профэтика.

22

Законы общения делового мира. Способы общения.

23

Законы общения делового мира. Практика. Безопасный Интернет.

24

Человек и закон. Виды нормативно-правовых актов.

25

Человек и закон. Нормы Международного права.

26

Человек и закон. Признаки правового государства.

27

Человек и закон.

28

Человек и закон. Юридическая ответственность и её виды.

29

Человек и закон. Ответственность несовершеннолетних.

30

Как устроиться на работу.

31

Как устроиться на работу.

32

Итоговое занятие по р.II "Становление деловых качеств". Мой компьютер и качества делового человека.

33

Итоговое занятие. Защита презентаций по курсу.

34

Итого: элективный курс «Правовые аспекты современного общества» охватывает за год

34 ч.


© 2010-2022