- Преподавателю
- Обществознание
- Проект на тему Права ребенка
Проект на тему Права ребенка
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Авдеева Н.В. |
Дата | 19.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Ливны»
303852 Орловская область г. Ливны, ул. Октябрьская, 39 тел.:7-39-32
Проект
«Права и обязанности детей»
(На примере сказочных произведений,
кинофильмов и мультипликационных фильмов)
Выполнили:
ученики 9, 10 классов МОУ СОШ №2
Руководитель проекта:
учитель истории и права Авдеева Н.В.
2011/2012 г.
Инициативная группа
Группа юристов:
Котова Кира, Еремин Кирилл
Группа социологов:
Лукьянова Анастасия, Стахнюк Виктория
Клипмейкер и графический дизайн:
Котова Кристина
Социальные партнеры:
директор МОУ СОШ №2 Кожухова Т.И.,
социальный педагог Беличенко А.М.
Этапы реализации проекта
I.
Подготовка к работе над проектом
-
Выбор и актуальность проблемы
9-16.10
Лукьянова Анастасия, Виктория Стахнюк, Котова Кира, Еремин Кирилл, Котова Кристина
II.
Сбор, изучение и анализ информации
-
Изучить Декларацию прав ребёнка
-
Изучить Конвенцию о правах ребёнка
-
Изучить Конституцию и Семейный кодекс, а именно статьи, связанные с правами и обязанностями ребёнка и их родителей
-
Провести социологический опрос среди учащихся 1-4 классов на знание своих прав и обязанностей
-
Провести анализ банка данных по состоянию неблагополучных семей и детей групп риска в МОУ СОШ №2 (беседа с социальным педагогом Беличенко А.М.)
-
Провести выставку рисунков по теме: «Права и обязанности ребёнка в сказочных произведениях»
17.10 - 14.11
Лукьянова Анастасия, Стахнюк Виктория, Еремин Кирилл, Котова Кира
III.
Практический
-
Обработка, анализ полученной информации
-
Основные этапы решения проблемы
-
Создание видеоролика, иллюстрирующего права и обязанности детей на примере кинофильмов и мультипликационных фильмов.
-
Оформление проекта.
-
Защита проекта
15.11 - 18.01
Котова Кристина, Лукьянова Анастасия, Стахнюк Виктория, Котова Кира, Еремин Кирилл
Выбор проблемы и ее актуальность
В нашей стране действует Семейный кодекс, в котором определено, что ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства, защиту своих прав и законных интересов, на защиту от злоупотреблений со стороны родителей.
Кроме того, ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.
В Российской Федерации также действует Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В этом законе сказано, что «государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности».
Более того, права детей закреплены на международном уровне в таких документах как Декларация прав ребенка и Конвенция о правах ребенка.
Эти документы дают ребенку большие права. Однако, все эти законы, декларации, конвенции попросту не понятны основному герою - Ребенку, для которого и во имя, которого они создавались.
Основная причина этого - сложный юридический язык написания документа, а также недостаток правовой информации, адаптированной к возрастным особенностям детей.
На уроках права мы познакомились с Декларацией прав ребенка и с Конвенцией о правах ребенка, и у нас возник вопрос: знают ли младшие школьники о существовании этих важных документов и вообще о своих правах и обязанностях?
Множество вопросов, возникших в ходе уроков, только подчеркнули актуальность проблемы правового воспитания и образования школьников. Не надо быть взрослым, чтобы понимать, что правовую культуру нужно начинать воспитывать с раннего детства.
У нас возникла идея создать проект «Права и обязанности детей» (на примере сказочных произведений, кинофильмов и мультипликационных фильмов)
Цели и задачи проекта
Цель:
-
познакомить школьников с их правами и обязанностями.
Задачи:
-
Изложить этот сложный документ доступным языком для восприятия детьми
даже младшего школьного возраста. -
Представить информацию о правах и обязанностях детей наглядно, т.е. в рисунках, а затем и на примере кинофильмов и мультипликационных фильмов.
-
Способствовать формированию правовой культуры, общечеловеческих ценностей
-
Воспитывать уважение к правам и обязанностям
Исследование проблемы
Мы провели социологический опрос среди учащихся 1-7 классов нашей школы
Анализ банка данных неблагополучных
семей в МОУ СОШ №2 на 2011-2012 гг.
-
В нашей школе 12 семей (а это 17 детей), где родители злоупотребляют алкоголем и не справляются со своими обязанностями
-
40 детей состоят в «группе риска» - нарушают дисциплину, пропускают занятия, имеют неаттестацию по итогам учебного года
-
14 детей состоят на внутришкольном учете, 4 - на учете ПДН
Востребованность проекта
Мы проанализировали результаты социологического опроса и банк данных по состоянию «трудных» детей в нашей школе и выяснили, что школьники знают самые элементарные свои права и обязанности, но не знают о существовании международных документов о правах ребенка, в том числе о Конвенции, не знают, кто защищает их права.
А ведь младший школьник - это человек и гражданин, имеющий право знать правовые истины уже с первого класса. А также мы выяснили, что есть семьи, в которых родители не заботятся о своих детях, не защищают и тем более не думают о правовом воспитании, а наоборот, сами своим поведением и отношением ущемляют их права.
Для реализации нашего проекта необходимо только время, он не бюджетно-затратный, значит легко реализуемый в школе. Поэтому мы считаем, что наш проект востребован в нашей школе, так как это может повлиять на правовое воспитание учащихся школы № 2.
Пути решения проблемы
Юристы и социологи, изучив полученные данные и информацию, определили план наших действий.
-
Подготовить проект «Права и обязанности детей и подростков» (На примере сказочных произведений, кинофильмов и мультипликационных фильмов).
-
Провести конкурс рисунков среди учащихся 1-4 классов «Права и обязанности в сказочных произведениях».
-
Провести ряд внеклассных мероприятий в начальной и средней школе по ознакомлению учащихся с Конвенцией о правах ребенка.
-
Беседа с директором МОУ СОШ №2 Кожуховой Т.И. и предложение ввести предмет «Правоведение» во всех классах без исключения, начиная с начального звена.
-
Для родителей «трудных» детей проводить правовой ликбез, хотя бы один раз в месяц.
-
Для того чтобы дети знали больше о своих правах, родители должны об этом говорить, читать с детьми и объяснять, как можно поступать, а как нельзя; что правильно, а что нет.
Реализация плана действия
Над этим проектом мы работаем с 2009 года. Самым первым этапом реализации плана действий стала организация выставки рисунков учащихся 1-4 классов на тему «Права и обязанности в сказочных произведениях». В выставке приняли участие более 30 ребят. Для реализации следующего этапа нашего проекта в работу включилась клипмейкер, которая вместе с социологами и юристами дополнила сухой юридически сложный язык официального текста Конвенции понятными зрелищными сюжетами детских кинофильмов и мультипликационных фильмов. Задачей было создать наглядный пример отражения основных прав и обязанностей детей. Инициативная группа в лице участников проекта посещала внеклассные мероприятия с целью ознакомить школьников младшего и среднего звена с их основными правами и обязанностями в школе и дома, сопровождая рассказ зрелищным обучающим видеороликом.
Права и обязанности ребенка в картинках
Право на имя
Право на неприкосновенность жилища
Право на свободу мнения
Право на бесплатное образование
Право на свободу перемещения
Право на оказание бесплатной медицинской помощи
Право на отдых и досуг
Право не быть объектом жестокого обращения
Право на собственность
Право на защиту и любовь близких
Обязанность получить среднее образование
Обязанность заботиться о природе
Обязанность помогать своим родителям
Обязанность охранять культурное наследие, памятники архитектуры
Обязанность знать и соблюдать законы РФ
Обязанность состоять на военном учете и проходить подготовку к службе в армии
Права и обязанности ребенка на примере кинофильмов и мультипликационных фильмов
Органы по защите прав детей.
Результат.
В результате нашей работы мы получили следующие продукты деятельности над проектом:
-
Выставка рисунков на тему «Права и обязанности ребенка в сказочных произведениях»
-
Видеоролик, иллюстрирующий права и обязанности детей на примере кинофильмов и мультипликационных фильмов
-
Проведенные классные часы с целью разъяснения детям их основных прав и обязанностей в школе и дома
В перспективе.
Мы бы хотели создать в нашей школе молодежный комитет по защите прав учеников, который бы отслеживал состояние детей из неблагополучных семей и детей, находящихся в группе риска, а также проводил правовые ликбезы для родителей. Комитет, предположительно, будет состоять из 10 учеников 9-11 классов и одного взрослого куратора. В полномочия комитета будет входить рассмотрение проблемы ребенка и помощь в защите его прав. Предусматривается взаимодействие со школьным психологом и социальным педагогом, проведение тренингов и шефство. Поступление обращений к комитету будет обеспечиваться через «Ящик обращений» а также личных обращений в молодежный комитет по защите прав учеников. Вся работа комитета будет проводиться при поддержке и наблюдении взрослого куратора. Подобный комитет позволит ученикам решать конфликты, связанные с нарушением их прав в школе, и это будет удобно самим ученикам, так как они лучше понимают своих ровесников, чем взрослых. При возникновении более серьезных или опасных для ребенка нарушений его прав, комитет будет оказывать помощь в передаче проблемы органам опеки и попечительства, полиции.
Взаимодействие со школьным психологом и социальным педагогом
Заключение.
Этот проект оказался практически не ресурсозатратным. В любой школе можно провести подобную работу. Для этого лишь необходима группа учеников, действительно заинтересованных подобной деятельностью и поддержка со стороны учителей.
Очень важно объяснять детям их права и обязанности понятным для них языком. Каждый ребенок - полноправный житель нашей планеты, каждый ребенок - неповторимая личность, каждый ребенок - человек.
Нарушение прав детей - проблема, которую необходимо решать. Ребёнок практически не знает свои права, ему не хватает источников информации о них.
Сказочные произведения, хотя и являются фактическим вымыслом, но всё-таки содержат в себе правовые основы.
И не зря в народе существует такое понятие «Сказка ложь, да в ней намёк…», ведь сказка всего лишь вымысел, но действительно отражает права детей, стоит ребёнку её лишь прочитать, а взрослому объяснить.
Информация об участниках проекта
№ п./п.
Ф.И.О. участника
Класс
Дата рождения
Телефон
Домашний адрес
1
Ерёмин Кирилл Эдуардович
9 «В»
01.04.96 г.
7-62-73
Ул. Мира, д. 193 кв. 29
2
Котова Кира Вадимовна
10 «Б»
17.08.95 г.
3-19-01
Ул. Гайдара, д. 2 кв. 4
3
Котова Кристина Вадимовна
10 «Б»
17.08.95 г.
3-19-01
Ул. Гайдара, д. 2 кв. 4
4
Лукьянова Анастасия Владимировна
10 «Б»
21.03.95 г.
7-67-45
Ул. Гайдара, д. 10 кв. 112
5
Стахнюк Виктория Николаевна
10 «Б»
25.11.95 г.
______
Ул. Гайдара, д. 8 кв. 78
Приложения
35