- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа по обществознанию 11 класс
Рабочая программа по обществознанию 11 класс
Раздел | Обществознание |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сопов А.И. |
Дата | 20.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Станционная средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
На ШМО гуманитарного профиля:
Протокол № ____ от
«___»______20___г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР:
___________________/
Карпенко И. В. «___»________20___г.
«Утверждаю»
Директор:
____________________/
Ярошенко А. В.
Приказ № _____ от
«___»_________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По обществознанию
Класс: 11
Программу разработал учитель МКОУ «Станционная СОШ»: Сопов А. И.
Педагогический стаж работы 17 лет
Первая квалификационная категория
2013- 2015 учебный год
Структура документа
-
пояснительная записка;
-
цели и задачи;
-
содержание образования;
-
учебно-тематическое планирование;
-
формируемые знания и умения ученика;
-
формы контроля, критерии оценки знаний учащихся;
-
учебно-методический комплект
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования 1998 г., примерной программы по предмету «Обществознание», программы по обществознанию для учащихся 10-11 классов профильного уровня авторов Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой, А.Ю. Лазебниковой, обеспечивает выполнение требования обязательного минимумасодержания образования 1998 г., на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию (профильный уровень),реализуется в УМК рассчитана на 68 часов.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы.
Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей: развитие духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства.
Цели и задачи
Изучение обществознания в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Содержание образования
Человек и экономика
Экономика и экономическая наука. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда; их специфика.
Понятие экономического роста. Факторы роста. экстенсивный и интенсивный рост. Экономическое развитие. Экономический цикл. Понятие ВВП.
Рыночные отношения в современной экономике. Особенности современной экономики России. Экономическая политика РФ. Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России.
Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки.
Правовые основы предпринимательства. Организационно-правовые формы. Стадии государственной регистрации фирмы.
Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоговая система в Российской Федерации. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет. Государственный долг.
Банковская система. Роль Центрального банка в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в России.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.
Рациональное поведение потребителя и производителя.
Проблемы социально-политической и духовной жизни.
Свобода в деятельности человека. свобода и ответственность, характеристика особенностей свободного общества.
Общественное сознание. Сущность и особенности, структура общественного сознания. общественная психология и идеология. индивидуальное и общественное сознание.
Политическое сознание. Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения. Политический экстремизм. Политический статус личности. Политическое участие. Политическое поведение. Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в РФ. Роль СМИ в политической жизни общества. Влияние СМИ на позицию избирателя во время предвыборных кампаний. Политический процесс. Избирательная кампания в РФ. Законодательство РФ о выборах.
Политическая элита и политическое лидерство. Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Законодательное регулирование деятельности партий в РФ. Человек в политической жизни.
Демографическая ситуация в современной России. Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
Религиозные объединения и организации в РФ. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.
Человек и закон
Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации. Гражданство в РФ. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину. Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба.
Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы.
Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности. Неимущественные права: честь, достоинство, имя.
Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.
Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Трудовое законодательство РФ. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.
Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции.
Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения.
Конституционное судопроизводство. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Основные нормы социального страхования и пенсионная система
Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Учебно-тематическое планирование
№ урока
Дата
Тема урока
Домашнее задание
Количество часов по теме
Раздел I. Человек и экономика
1
Экономика как наука
§1
1
2
Экономика: наука и хозяйство.
§1
1
3
Экономический рост и развитие.ч1
§2
1
4
Экономический рост и развитие.ч2
§2
1
5
Рыночные отношения в экономике.ч1
§3
1
6
Рыночные отношения в экономике.ч2
§3
1
7
Фирмы в экономике.ч1
§4
1
8
Фирмы в экономике.ч2
§4
1
9
Правовые основы предпринимательской деятельности.ч1
§5
1
10
Правовые основы предпринимательской деятельности.ч2
Р. К. Предпринимательство в Тульской области.
§5
1
11
Слагаемые успеха в бизнесе.ч1
§6
1
12
Слагаемые успеха в бизнесе.ч2
§6
1
13
Экономика и государство.ч1
§7
1
14
Экономика и государство.ч2
§7
1
15
Финансы в экономике.ч1
§8
1
16
Финансы в экономике.ч2
§8
1
17
Занятость и безработица.ч1
Р. К. Занятость и безработица в Тульскойобласти.
§9
1
18
Занятость и безработица.ч2
§9
1
19
Мировая экономика.ч1
§10
1
20
Мировая экономика.ч2
§10
1
21
Человек в системе экономических отношений.ч1
§11
1
22
Человек в системе экономических отношений.ч2
§11
1
23
Повторительно-обобщающий урок по теме: Человек и экономика
Повторить §1-§11
1
Раздел II. Проблемы социально-политической и духовной жизни
24
Свобода в деятельности человека.ч1
§12
1
25
Свобода в деятельности человека.ч2
§12
1
26
Общественное сознание.ч1
§13
1
27
Общественное сознание.ч2
§13
1
28
Политическое сознание.ч1
Р. К. Политическая жизнь Тульской области
§14
1
29
Политическое сознание.ч2
§14
1
30
Политическое поведение.ч1
§15
1
31
Политическое поведение.ч2
§15
1
32
Политическая элита.
§16
1
33
Политическое лидерство.
§16
1
34
Демографическая ситуация в современной России
Р. К. Демографическая ситуация в Тульскойобласти.
§17
1
35
Проблемы неполной семьи.
§17
1
36
Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.ч1
§18
1
37
Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.ч2
Р. К. Религиозные объединения и организации в Тульской области
§18
1
38
Повторительно-обобщающий урок по теме: Проблемы социально-политической и духовной жизни
Повторить §12-§18
1
Раздел III. Человек и закон
39
Современные подходы к пониманию права.ч1
§19
1
40
Современные подходы к пониманию права.ч2
§19
1
41
Гражданин Российской Федерации.ч1
§20
1
42
Гражданин Российской Федерации.ч2
§20
1
43
Экологическое право.ч1
§21
1
44
Экологическое право.ч2
Р. К. Экологические проблемы в Тульской области
§21
1
45
Гражданское право.ч1
§22
46
Гражданское право.ч2
§22
1
47
Семейное право.ч1
§23
1
48
Семейное право.ч2
§23
1
49
Правовое регулирование занятости и трудоустройства.ч1
§24
1
50
Правовое регулирование занятости и трудоустройства.ч2
§24
1
51
Процессуальное право: гражданский процесс.
§25
1
52
Процессуальное право: арбитражный процесс.
§25
1
53
Процессуальное право: уголовный процесс ч1
§26
1
54
Процессуальное право: уголовный процесс ч2
§26
1
55
Административная юрисдикция.
Р. К. Развитие социальных отношений в Тульской области
§27
1
56
Конституционное судопроизводство.
§27
1
57
Международная защита прав человека.ч1
§28
1
58
Международная защита прав человека.ч2
§28
1
59
Повторительно-обобщающий урок по теме: Человек и закон
Повторить §19-§28
1
60
Человек и закон в современном обществе
§29
1
61
Взгляд в будущее.
§29
1
62
Повторительно-обобщающий урок по теме: Человек в современном обществе
63
Итоговое повторение
1
64
Итоговое повторение
1
65
Итоговое повторение
1
66
Итоговое повторение
67
Резерв
1
68
Резерв
1
69
Резерв
1
70
Резерв
1
Формируемые знания и умения ученика
В результате изучения истории ученик должен
понимать биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
знать тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
Понимать необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
знать особенности социально-гуманитарного познания.
уметь характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
уметь анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
уметь объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
уметь раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
уметь осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
уметь оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
уметь формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
уметь подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
уметь применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
использовать приобретенные знания и умениядля успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами; совершенствования собственной познавательной деятельности; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации; решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности; ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции; предвидения возможных последствий определенных социальных действий; оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Формы контроля, критерии оценки знаний учащихся
Контроль успеваемости учащихся - это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
Выявление и изменение - это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.
Формы учета: оценка(оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл, символика (флажки, звездочки, игрушки и т.п.).
Критерии оценки знаний учащихся таковы:
глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается - тремя баллами;
наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
Учебно-методический комплект
Обществознание. 11 класс : учебник для общеобразовательных учреждений : базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, А. И. Матвеев и др.]; под ред. JI. Н. Боголюбова [и др.]; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - 7-е изд. - М. : Просвещение, 2012.
Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществознанию,2007
Программа курса «Обществознание 10-11 классы» / Л.Н.Боголюбов. - М.: «Просвещение», 2008
Диванова Р.И. Тесты «Обществознание» М., «Дрофа», 2012
«Обществознание. Нетрадиционные уроки»,
«Обществознание 8-11 классы».Учебноеэлек-е из-е, -М.: «Новый диск», 2003
Лазебникова А.Ю., Калачева Е.Н., Демидов Б.В. Поурочные методические разработки по обществознанию: 10-11 классы. -М.: Издательство «Экзамен», 2005. - 320 с.
Лазебникова А.Ю. Современное школьное образование. Вопросы теории и методики. - М.: Школа-Пресс, 2000. - 160 с.
Лазебникова А.Ю., Бранд М.Ю. Уроки обществознания в 11 кл.: Методическое пособие- М.: Дрофа, 2012. - 288 с.
Лазебникова А.Ю., Котова О.А. ЕГЭ 2005. Поурочное планирование. Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. - М.: Издательство «Экзамен», 2013. - 160 с.