Основы Православной культуры Крыма. Программа и поурочное планирование курса по выбору

Программа курса по выбору Основы православной культуры Крыма Опыт ознакомления старшеклассников с курсом по выбору "Основы православной культуры Крыма" по программе профессо­ра Титовой Т. И., протоиерея Александра Якушечкина в общеоб­разовательных учебных заведениях Крым показал, что пред­мет вызвал интерес школьников, их родителей, педагогов и желание продолжить его дальнейшее изучение и преподавание. Курс позволияет учителям социально-гуманитарных, филологи­ческих дисциплин, предметов художест...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа курса по выбору

Основы православной культуры Крыма

Пояснительная записка

Опыт ознакомления старшеклассников с курсом по выбору "Основы православной культуры Крыма" по программе профессора Титовой Т. И., протоиерея Александра Якушечкина в общеобразовательных учебных заведениях г. Феодосии показал, что предмет вызвал интерес школьников, их родителей, педагогов и желание продолжить его дальнейшее изучение и преподавание.

Курс позволил учителям социально-гуманитарных, филологических дисциплин, предметов художественно-эстетического цикла, в основном, преподающих "Основы православной культуры Крыма", существенно расширить рамки школьных учебников; более глубоко раскрывать содержание разделов государственных программ, созвучных разделам курса "Основы православной культуры Крыма".

Применение таких форм и методов организации учебной деятельности школьников как школьная лекция, эвристическая беседа, домашнее сочинение, размышление, музыкальный лекторий, историко-культурный вечер способствовало усилению воспитательной направленности урока, установлению атмосферы сотрудничества между учителем и учеником, приобщению к истокам духовности.

Без привития любви к малой Родине невозможно воспитать чувства патриотизма, гордости за Отечество, выработать четкую гражданскую позицию. Широкое использование краеведческого материала, проведение экскурсий по историческим местам, знаменательным для истории Крыма и его православной культуры, посещение Феодосийского музея древностей, Национальной картинной галереи И.К. Айвазовского, храмов, соборов, монастырей

Феодосийского региона и Крыма способствовали развитию интереса к изучению истории малой Родины, воспитанию чувства сопричастности к актуальным проблемам прошлого и современности, активизации исследовательской деятельности учащихся.

Таким образом, в процессе преподавания курса реализуются следующие цели:

  1. Всемерное содействие формированию и развитию целостного жизнеутверждающего мировоззрения, духовно-нравственных ценностей, толерантного отношения к носителям различных верований и культур, что особенно актуально в условиях Крыма, воспитанию учащегося - будущего гражданина-патриота, настроенного на творческое созидание;

  2. Обогащение, интеграция, актуализация знаний по истории Украины и всемирной истории, русской, украинской, зарубежной литературе, географии, курсам "Мировая художественная культура", "Человек и общество", "Человек и мир";

  3. Понимание истоков православной культуры, формирование интереса к истории Православия, осмысление их роли в жизни родного города, Крыма, влияния на современную жизнь общества в целом, а также осознание роли и места Крыма в истории Отечества;

  4. Знакомство с основными православными понятиями и представлениями о человеке, цели его жизни, месте в обществе;

5) Раскрытие смысла и содержания православного искусства (архитектура, иконопись, музыка, литература); введение в круг основных православных праздников с определением их тесной связи с народным искусством, творчеством, традициями;

6) Актуализация проблем сохранения памятников православной культуры Крыма и возрождения духовности в гражданском обществе.

Предлагаемый проект представляет собой вариант программы, предназначенной, прежде всего, для учащихся, завершающих обучение в школе II (9 класс) и III (11 класс) ступеней. Он приемлем как вариант программы второго года обучения до выработки единой Концепции изучения курса "Основы православной культуры Крыма" в общеобразовательных учебных заведениях Автономной Республики Крым.

Программа углубляет и расширяет представление учащихся по таким ключевым аспектам как:

  • православное воззрение на место человека в мире (т. 2);

  • Православная церковь как Единая, Святая, Соборная и

Апостольская (т. 3);

- роль Библии в жизни современного человека (т. 5).

Более детально учащиеся знакомятся с богослужебной культурой (т. 4), книгами (т. 6), особенностями церковно-певческого искусства (т. 8), искусства колокольного звона (т. 9), иконописью (т. 10), устройством и культурой поведения в православном храме (т. 12). Считаем целесообразным выделение отдельной темой темы "Молитва" (т. 13) в связи с особой ролью, которую она играет в формировании духовной культуры и жизни индивидуума.

В условиях разрушения традиционных ценностей, негативных проявлений деидеологизации общества, глобализации в духовной сфере особенно актуальными являются вновь изучаемые темы, посвященные православной культуре межличностных взаимоотношений юношества (т. 14), раскрытию основ духовной безопасности (т. 17).

В условиях многонационального и многоконфессионального Крыма, постоянно развивающихся контактов со странами ближнего и дальнего зарубежья приобретает особое значение тема № 16 "Современная конфессиональная картина мира, России, Крыма".

Кроме традиционных, учителям рекомендуется широко применять интерактивные и личностно-ориентированные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса, такие как: диалог, дискуссия, урок-путешествие, урок "открытых мыслей", семинар, диспут, музыкально-литературный праздник и др. Обязательно использование первоисточников, просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание аудиозаписей.

Подведение итогов изучения курса возможно в форме защиты индивидуального, группового проекта, исследования, выполнения практического творческого задания.

На уроки, занятия целесообразно приглашать искусствоведов, научных сотрудников музеев, галерей, преподавателей музыкальных и художественных школ, представителей духовенства, психологов и других специалистов (по мере необходимости).

Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год). Часы, выделенные на изучение тем, могут быть перераспределены по усмотрению учителя.



Список рекомендуемой литературы

1. Аверкий (Таушев), архиепископ. Семь Вселенских Соборов.-

М., СПб. 1996. - 144 с.

  1. Александр (Семенов-Тян-Шанский), епископ. Православный катехизис- М., 1990.- 128 с.

  2. Бородина А.В. Основы православной культуры. - М., Покров,

2003.- 288 с.

4. Глушак А.С. и др. Крым христианский. - Севастополь, 1996. -

148 с.

5. Дворкин А. Десять вопросов навязчивому незнакомцу. Изд-во

Московской Патриархии, 1998. - 48 с.

  1. Живов В.М. Святость. Словарь. - М.: Гнозис, 1994. - 112 с.

  2. Записки по предмету Закона Божия. - К., 1993,- 264 с.

  3. Зеньковский В. Апологетика.- Рига, 1992. -262 с.

  4. Киево-Печерский патерик. - Любое издание


  1. Кин М. Мир христианства. - Харьков, 2003. - 240 с.

  2. Кин М. Религии мира. - Харьков, 2003. - 240 с.

  3. Круглый год. - М., 1989.- 496 с.


  1. Основы православной культуры Крыма. - Симферополь, 2004.- 320 с.

  2. Православие как оно есть (Православие. Еретики. Черная магия). - Запорожье, 1994.- 322 с.

  3. Смысл и значение православно-христианского ежедневного богослужения. -Брест, 1994. -110 с.

  4. Учебник богослужения.- М., 1993.- 236 с.


  1. Что необходимо знать каждой девочке. - М., Даниловский благовестник, 2000. - 256 с.

  2. Что необходимо знать каждому мальчику. - М., Даниловский благовестник, 1998. - 224 с.

19. Цветков А. П. Религиоведение. - Симферополь, 2004.



Календарно-тематическое планирование уроков курса

"Основы православной культуры Крыма"

в 10 классе

№п/п

Дата план.

Дата факт

Кол-во часов

Тема урока

Содержание урока

1

Введение. Россия - наша Родина. Моя Родина - Крым.

Россия, Крым = Родина = Отечество, патриотизм, государственная символика.

2

Культура и религия в Крыму

Человек и культура. Своеобразие русской культуры. Российские традиции. Взаимосвязь культуры и религии. Религия - источник русской культуры.

Основные термины и понятия: религия, духовность, культурные традиции, памятники культуры.

3

Человек и Бог в Православии

Что значит быть православным человеком. Бог - Творец всей вселенной. Дары Бога человеку. Человек - образ и подобие Бога. Среди всех живых существ только человек обладает разумом и творческой способностью.

4

Православная молитва

Возникновение молитвы. Суть молитвы. Появление первых апостолов. Апостолы - последователи Христа. Благодать и святость. Как люди становятся святыми.

5

1

Понятие о Православной Церкви как Годиной, Святой, Соборной и Апостольской

Представления о Соборах. Символ веры. Понятие о Священном Писании и Священном Предании. Святость и святые в Православии.

6-7

2

Понятие о богослужении и богослужебной культуре

Порядок церковного богослужения. Суточный, недельный, годовой круг их происхождение. Отражение богослужебного круга Православной Церкви в жизни общества.

8

1

Библия и ее роль в жизни современного человека

Место Библии в мировой истории, философии, культуре. Библейские мотивы в произведениях украинских, русских, крымских писателей, ученых. Декалог и заповеди блаженств - идеал и морально-нравственная, правовая основа современного общества.

9-10

2

Понятие о богослужебных книгах

Типикон, Часослов, Минеи, "Жития святых", Киево-Печерский патерик. Традиции семейного чтения богослужебных книг. Свт. Димитрий Ростовский. Свт. Петр Могила.

11-13

3

Церковно-славянский язык как хранитель и источник духовной лексики, язык специального назначения

Основные сведения о церковно-славянской азбуке, знаках препинания, надстрочных знаках, цифрах. Особенности чтения и письма. Духовная лексика в русском и украинском языке, в творчестве великих русских и украинских писателей.

14-16

3

Церковно-певческое искусство

Церковное пение как составная часть богослужения. Осмогласные церковные распевы (знаменный, постовой, столповой). Партесное пение. Певческая капелла. Церковное творче¬ство великих русских и украинских композиторов. "Таврический благовест". Народные жанры. Постовые песни. Духов¬ные стихи, канты, их известные исполнители.

17

1

Колокольный звон в церковно-общественной жизни

Из истории колокольного дела. Знаменитые колокола. Виды колокольных звонов. Благовест, его особенности. Трезвон, перезвон, перебор, другие виды звонов. Влияние колокольно¬го звона на музыкальную культуру Украины, России, Крыма.

18-19

2

Икона и иконопись

Изобразительные законы и художественные средства право¬славного иконописного искусства. Типы икон. Иконографи¬ческие сюжеты. Великие иконописцы. Создание икон как особый духовный вид творчества. Особо почитаемые иконы Украины, Крыма. Фрески и мозаики.

20-21

2

Православные храмы и монастыри Крыма

Роль храма и монастыря в церковно-общественной жизни. Основные архитектурные стили: русско-византийский, барокко, классицизм, ампир и др. Восстановление храмов и монастырей, современное храмовое зодчество в Крыму.

22-23

2

Вы посещаете храм...

Строение храма. Храмовая утварь: символика и предназна¬чение. Облачения священнослужителей. Правила поведения в храме.

24

1

Молитва

Молитва как особое психологическое, духовное и душевное состояние человека. "Отче наш" как образец молитвы.

25-26

2

Православная культура межличностных отношений юношества

Культура общения. Черты характера, необходимые для пол¬ноценного общения. Нравственные основы взаимоотноше¬ний юношей и девушек. Мужественность и женственность. Духовные, нравственные и психологические основы сдержан¬ности чувств и переживаний. Духовная природа любви. Не¬обходимость глубокой проверки своих чувств.

27-28

2

Православная культура семьи и семейных отношений

Понимание духовно-нравственной и правовой основы брака.

Венчание и Крещение как Таинства Церкви. Основные фун¬кции семьи - рождение и воспитание детей. Необходимость душевного, умственного и физического труда в создании се-мьи и сохранении благополучного семейного климата. Традиции семейного досуга. Соотношение духовных и материальных потребностей. Самобытность каждого дома.

29-30

2

Современная конфессиональная карта мира, России, Крыма

Государство и религия в России на современном этапе. Толерантность, веротерпимость, приоритет общечеловеческих ценностей как основа межнациональных отношений в Крыму.

31-32

2

Основы духовной безопасности

Современные деструктивные культы, тоталитарные секты, оккультные занятия и причины их распространения. Телевидение, музыка, кинематограф, компьютер, компьютерные игры и духовное здоровье молодежи.

33

1

Культурно-исторические судьбы Крыма

34

1

Итоговое занятие


© 2010-2022