- Преподавателю
- Обществознание
- Программа учебной дисциплины Философия
Программа учебной дисциплины Философия
Раздел | Обществознание |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гайдабрус Л.М. |
Дата | 15.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы философии»
Рабочая программа дополнительной учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС)
Разработчик:
Гайдабрус Любовь Михайловна, преподаватель ГБОУ СПО ПО ПМПК отделение строительства
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
1.1. Область применения программы:
Программа учебной дисциплины «Основы философии» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальностям СПО.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы философии» относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин: ОГСЭ.00, ОГСЭ.01.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-
основные категории и понятия философии;
-
роль философии в жизни человека и общества;
-
основы философского учения о бытии;
-
сущность процесса познания;
-
основы религиозной, научной и философской картин мира;
-
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
-
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 64 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часа;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
-
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
64
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
в том числе:
лабораторные занятия
-
практические занятия
-
контрольные работы
-
курсовая работа (проект)
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
16
в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа (работа над материалом учебника, конспектом лекций, выполнение индивидуальных заданий)
подготовка рефератов по темам:
16
Итоговая аттестация: - дифференцированный зачет в 4 семестре (группа 12ост19)
-
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение. Философия как наука, ее смысл, функции и роль в обществе
Содержание учебного материала
2
2
Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни
Философия как учение о мире в целом, как мышление об основных идеях мироустройства
Соотношение философии, науки, религии и искусства. Мудрость и знание
Основной вопрос философии. Язык философии
Самостоятельная работа студента: изучение лекционного материала, материала учебника, работа с источниками: Хрестоматия по истории философии. В 3 т. - М.: Владос, 2000 , т. 1, введение. Использование Интернет-ресурсов
2
Раздел 1. Основные идеи истории мировой философии от античности до новейшего времени
17
Тема 1.1. Философия античности и Средних веков
Содержание учебного материала
7
1
1
1
2
Древнеиндийская философия: Веды, ортодоксальные и неортодоксальные философские школы. Буддизм.
Древнекитайская философия: конфуцианство, даосизм, легизм и моизм
Античная философия: от мифа к Логосу, Гераклит и Парменид, Сократ и Платон, система Аристотеля, Демокрит и Эпикур, киники, стоики и скептики
Общая характеристика средневековой философии: Философия и религия, патристика (Августин) и схоластика (Фома Аквинский). Спор номиналистов и реалистов в средние века
Философия эпохи Возрождения. Натурфилософия. Дж. Бруно, Г. Галилей. Утопия Т. Мора.
Практические занятия:. Философия эпохи Возрождения.
2
Самостоятельная работа студента: изучение лекционного материала, материала учебника, работа с источниками: Хрестоматия, т. 1, с. 15-23, подготовка индивидуальных сообщений. Использование Интернет-ресурсов
2
Самостоятельная работа студента: Философия эпохи Возрождения: подготовка индивидуальных сообщений; работа с источниками и дополнительной литературой Использование Интернет-ресурсов
2
Тема 1.2. Философия Нового и новейшего времени
Содержание учебного материала
10
1
1
1
1
1
2
1
Философия Нового времени. Эмпиризм и рационализм. Спор сенсуалистов (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк) и рационалистов (Р. Декарт, Б. Спиноза, В.Г. Лейбниц)
Философия агностицизма.Субъективный идеализм (Дж. Беркли) и агностицизм (Д. Юм) Нового времени
Марксизм как философское течение. Диалектический материализм. Формационный подход к истории. Классовая борьба как двигатель исторического процесса.
Выдающиеся философы нового времени. Немецкая классическая философия (И. Кант, Г. В.Ф.Гегель). Немецкий материализм и диалектика (Л. Фейербах и К. Маркс)
Философские взгляды Ф. Ницше: понятие воли и нового мирового порядка.
Основные тенденции западной философии 20 века. Постклассическая философия второй половины XIX - начала XX века (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, С. Кьеркегор, А. Бергсон):позитивизм, иррационализм, прагматизм, экзестенциализм, герменевтика, структурализм и постструктурализм
Сравнительный анализ русских философских школ: исихаизм, атомизм М. В. Ломоносова, спор западников и славянофилов, материализм Н.Г. Чернышевского, философия народничества, философия истории Данилевского, русский космизм и религиозная философия. Взгляды советских философов.
Практические занятия: Сравнительный анализ философских школ и направлений Х1Х - ХХ века.
2
Самостоятельная работа студента: подготовка индивидуальных сообщений: работа с источниками и дополнительной литературой Использование Интернет-ресурсов
4
Раздел 2. Человек- сознание - познание
16
Тема 2.1. Человек как главная философская проблема
Содержание учебного материала
7
1
1
1
1
Идея и образ человека в философии. Философия о происхождении и сущности человека. Человек как дух и тело. Основные отношения человека: к самому себе, к другим, к обществу, к культуре и к природе. Антропоцентризм, гуманизм, деятельностный подход.
Важнейшие понятия философской антропологии. Человек как живая система. Социальное и биологическое в человеке. Среда существования человека.
Человек - индивид - личность. Человек как биосоциальное существо. Свобода в деятельности человека. Жизненный путь человека. Фатализм
Смысл жизни и призвание человека. Проблема смерти и бессмертия,добра и зла. Духовные ориентиры человека.
Практические занятия: Ценности и ценностные ориентации человека в мире.
1
Практические занятия: Соотношение понятий человек, индивид, личность.
1
Практические занятия: Как я представляю свое призвание в жизни
1
Тема 2.2. Проблема сознания
Содержание учебного материала
2
1
1
Проблема сознания в истории философии. Философия о происхождении и сущности сознания. Три стороны сознания: предметное сознание, самосознание и сознание как поток переживаний (душа) Психофизическая проблема в науке и философии, ее современная интерпретация.
Сознание как высшая форма отражения. Сознание, мышление, язык Сознание и бессознательное. Основные идеи психоанализа 3. Фрейда. Теория архетипов К. Юнга. Современная цивилизация и психическое здоровье личности
Самостоятельная работа студента: изучение лекционного материала, материала учебника,работа с источниками: Хрестоматия, т.2. с.105-107, подготовка сообщений по теме «Проблема бессознательного в трудах З.Фрейда», «Коллективное бессознательное К.Юнга», вопросы № 12,13 Использование Интернет-ресурсов
2
Тема 2.3. Учение о познании
Содержание учебного материала
7
Понятия бытия, его смысл и значение. Формы проявления бытия. Категории бытия: материя, пространство, время. Случайность, возможность и действительность.
1
2
1
Сущность, природа и содержание познания. Как человек познает окружающий мир? Спор сенсуалистов, рационалистов и агностиков о природе познания. Единство чувственного и рационального в познании. Формы познавательной деятельности
Движение познания. Понятие истины. Истина и заблуждение. Абсолютная и относительная истина. Субъективность истины.
Практические занятия: Научное и вненаучное познание
2
Практические занятия: Природа и сущность познания
1
Самостоятельная работа студента: изучение лекционного материала, материала учебника, работа с источниками: Хрестоматия т. 1, с. 215-217 Использование Интернет-ресурсов
2
Раздел 3 Философская картина мира
12
Тема 3.1. Духовная жизнь человека
Содержание учебного материала
4
1
1
Философия и научная картина мира. Основные категории научной картины мира: субстанция, материя, пространство, время, движжение. Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе
Философия и религия. Исторические типы взаимоотношений человеческого и божественного. Богочеловек или человекобог? Религия о смысле человеческого существования. Значение веры в жизни современного человека. Противоречия между религиями и экуменическое движение. Кризис религиозного мировоззрения.
Философия искусства. Искусство как феномен, организующий жизнь. Талант и гений, соотношения гения и гениальности. Гений - совершенный человек. Психологическое и визионерское искусство. Кризис современного искусства. Дегуманизация искусства. Искусство в эпоху постмодерна
1
Практические занятия: Основные категории научной картины мира: сопоставление различных философских направлений.
1
Самостоятельная работа студента: изучение лекционного материала, материала учебника, работа с источниками: Хрестоматия, т. 2, с.167-173, работа с дополнительной литературой, подготовка индивидуальных сообщений по теме « К вопросу о теории большого взрыва», «Новости науки» Использование Интернет-ресурсов
2
Тема 3.2 Социальная жизнь.
Содержание учебного материала
8
2
Философия истории. Философские концепции исторического развития: концепции однолинейного прогрессивного развития (Г.В.Ф. Гегель, К.Маркс), концепции многолинейного развития (К. Ясперс, А. Вебер), циклического развития (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин)
Русская философия об исторической самобытности России. П.Я.Чаадаев о судьбе России. Западники и славянофилы о русской истории. Проблема «конца истории»
Философия культуры. Теории происхождения культуры. Культура и культ. Человек в мире культуры. Культура и цивилизация. Внешняя и внутренняя культура. Массовая культура и массовый человек. Культура и контркультура. Основные контркультурные движения. Кризис культуры и пути его преодоления. Культура и природа
2
Философия и глобальные проблемы современности. Кризис современной цивилизации: гибель природы, перенаселение, терроризм, нищета развивающихся стран. Создание мировой системы хозяйства. Попытка глобального регулирования социальных и экономических основ жизни человечества. Борьба за права человека. Наука и ее влияние на будущее человечества. Философия о возможных путях будущего развития мирового сообщества
2
Практические занятия: Философия и прогнозы будущего современной цивилизации.
1
Практические занятия: Философская картина мира.
1
Самостоятельная работа студента: подготовка индивидуальных сообщений: работа с источниками и дополнительной литературой. Использование Интернет-ресурсов
2
Контрольные работы: итоговое тестирование
1
Всего:
64
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. -репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
-
Условия реализации программы учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин; мастерских не требует; лабораторий не требует.
Оборудование учебного кабинета: количество столов и стульев по количеству студентов.
Технические средства :обучения:интерактивная доска, ноутбук, экран.
Оборудование мастерской и рабочих мет мастерской не предусмотрено.
Оборудование лабораторий и рабочих мест лабораторий не предусмотрено.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Губин В.Д. Основы философии. Учебное пособие. Для студентов средних специальных учебных заведений. - М.: ТОН, 1999.
Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии. Для средних специальных учебных заведений. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006
Зеленов Л.А., Владимиров А.А. Основы философии. Для средних специальных учебных заведений. Гуманитарный издательский центр «Владос». М., 2000
Губин В.Д. Философия /7 Я познаю мир. Детская энциклопедия. Для учащихся старших классов, школ, лицеев и гимназий. - М.: Олимп, 1999.
Хрестоматия по истории философии. В 3 т. - М.: Владос, 2000.
Дополнительные источники:
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов. - М: Мысль, 1979.
Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. Серия ЖЗЛ. - М: Молодая гвардия, 1993.
Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? // Что такое философия. - М. Наука, 1991.
Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. // Эстетика. Философия культуры. - М: Искусство, 1991.
Паскаль Б. Мысли. - М., Изд-во имени Сабашниковых. 1995.
Сорокин ПА. Кризис нашего времени. // Человек. Цивилизация. Общество. - М, Изд-во политической литературы, 1992.
Толстой Л. Н. Путь жизни. - М.: Высшая школа, 1994.
Чаадаев П.Я. Философические письма. // Статьи и письма. - М.: Современник, 1989.
Франк С.Л. Смысл жизни. // Духовные основы общества. - М: Республика. 1992.
Фромм Э. Искусство любить. - М.: Педагогика, 1990.
-
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения семинарских занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, презентаций, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
-
ориентироваться в общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы, смысле жизни.
Экспертная оценка выполнения индивидуальных или групповых заданий, исследований, презентаций по результатам поиска и анализа материалов, рекомендуемых учебных изданий, Internt-ресурсов, дополнительной литературы.
Устный опрос. Экспертная оценка умения решать логические ситуативные задачи.
Тестирование.
Знания:
-
основных категорий философии
Устный опрос.
Экспертная оценка умения решать логические ситуативные задачи.
Тестирование.
-
роль философии в жизни человека и общества
Экспертная оценка выполнения индивидуальных или групповых заданий, интеллект карт, исследований, презентаций,
умения использовать информационно-коммуникационные технологии в учебной деятельности.
Экспертная оценка умения решать логические ситуативные задачи.
Тестирование.
-
основы научной, философской и религиозной картин мира
Экспертная оценка умения анализировать, сравнивать виды мировоззрения.
Экспертная оценка умения решать логические ситуативные задачи.
-
основы философского учения о бытии
Устный опрос.
Экспертная оценка выполнения индивидуальных или групповых заданий, исследований, презентаций, умения использовать информационно-коммуникационные технологии в учебной деятельности:
Экспертная оценка умения решать логические ситуативные задачи.
Тестирование.
-
сущность процесса познания
Устный опрос.
Экспертная оценка выполнения индивидуальных или групповых заданий, исследований, презентаций (по результатам поиска и анализа материалов, рекомендуемых учебных изданий, Internt-ресурсов, дополнительной литературы):
Экспертная оценка умения решать логические ситуативные задачи.
Тестирование.
-
условия формирования личности, свобода и ответственность за сохранение жизни, культуры, окружающей среды
Устный опрос:
Экспертная оценка выполнения индивидуальных или групповых заданий, исследований, презентаций (по результатам поиска и анализа материалов, рекомендуемых учебных изданий, Internt-ресурсов, дополнительной литературы):
- понятие «ноосферы» - его сущность и структура.
Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий
Экспертная оценка выполнения индивидуальных или групповых заданий, исследований, презентаций (по результатам поиска и анализа материалов, рекомендуемых учебных изданий, Internt-ресурсов, дополнительной литературы):
Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники, технологий в медицине.
Итоговое тестирование по всем разделам программы дисциплины.
-
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных и практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Обучающийся должен уметь:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
Обучающийся должен знать:
основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий
Текущий контроль: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, контроль выполнения индивидуальных заданий. Итоговый контроль: экзамен.