Программа учебной дисциплины Философия

Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы философии»




Рабочая программа дополнительной учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС)





Разработчик:

Гайдабрус Любовь Михайловна, преподаватель ГБОУ СПО ПО ПМПК отделение строительства







ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

1.1. Область применения программы:

Программа учебной дисциплины «Основы философии» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальностям СПО.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Основы философии» относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин: ОГСЭ.00, ОГСЭ.01.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные категории и понятия философии;

  • роль философии в жизни человека и общества;

  • основы философского учения о бытии;

  • сущность процесса познания;

  • основы религиозной, научной и философской картин мира;

  • об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

  • о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента 64 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часа;

самостоятельной работы обучающегося 16 часов.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

64

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:


лабораторные занятия

-

практические занятия

-


контрольные работы

-

курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:


внеаудиторная самостоятельная работа (работа над материалом учебника, конспектом лекций, выполнение индивидуальных заданий)

подготовка рефератов по темам:

16

Итоговая аттестация: - дифференцированный зачет в 4 семестре (группа 12ост19)


  1. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения


1

2

3

4

Введение. Философия как наука, ее смысл, функции и роль в обществе

Содержание учебного материала

2

2

Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни

Философия как учение о мире в целом, как мышление об основных идеях мироустройства

Соотношение философии, науки, религии и искусства. Мудрость и знание

Основной вопрос философии. Язык философии

Самостоятельная работа студента: изучение лекционного материала, материала учебника, работа с источниками: Хрестоматия по истории философии. В 3 т. - М.: Владос, 2000 , т. 1, введение. Использование Интернет-ресурсов

2

Раздел 1. Основные идеи истории мировой философии от античности до новейшего времени

17

Тема 1.1. Философия античности и Средних веков

Содержание учебного материала

7

1

1

1

2

Древнеиндийская философия: Веды, ортодоксальные и неортодоксальные философские школы. Буддизм.

Древнекитайская философия: конфуцианство, даосизм, легизм и моизм

Античная философия: от мифа к Логосу, Гераклит и Парменид, Сократ и Платон, система Аристотеля, Демокрит и Эпикур, киники, стоики и скептики

Общая характеристика средневековой философии: Философия и религия, патристика (Августин) и схоластика (Фома Аквинский). Спор номиналистов и реалистов в средние века

Философия эпохи Возрождения. Натурфилософия. Дж. Бруно, Г. Галилей. Утопия Т. Мора.

Практические занятия:. Философия эпохи Возрождения.

2

Самостоятельная работа студента: изучение лекционного материала, материала учебника, работа с источниками: Хрестоматия, т. 1, с. 15-23, подготовка индивидуальных сообщений. Использование Интернет-ресурсов

2

Самостоятельная работа студента: Философия эпохи Возрождения: подготовка индивидуальных сообщений; работа с источниками и дополнительной литературой Использование Интернет-ресурсов

2

Тема 1.2. Философия Нового и новейшего времени

Содержание учебного материала

10

1

1

1

1

1

2

1

Философия Нового времени. Эмпиризм и рационализм. Спор сенсуалистов (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк) и рационалистов (Р. Декарт, Б. Спиноза, В.Г. Лейбниц)

Философия агностицизма.Субъективный идеализм (Дж. Беркли) и агностицизм (Д. Юм) Нового времени

Марксизм как философское течение. Диалектический материализм. Формационный подход к истории. Классовая борьба как двигатель исторического процесса.

Выдающиеся философы нового времени. Немецкая классическая философия (И. Кант, Г. В.Ф.Гегель). Немецкий материализм и диалектика (Л. Фейербах и К. Маркс)

Философские взгляды Ф. Ницше: понятие воли и нового мирового порядка.

Основные тенденции западной философии 20 века. Постклассическая философия второй половины XIX - начала XX века (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, С. Кьеркегор, А. Бергсон):позитивизм, иррационализм, прагматизм, экзестенциализм, герменевтика, структурализм и постструктурализм

Сравнительный анализ русских философских школ: исихаизм, атомизм М. В. Ломоносова, спор западников и славянофилов, материализм Н.Г. Чернышевского, философия народничества, философия истории Данилевского, русский космизм и религиозная философия. Взгляды советских философов.

Практические занятия: Сравнительный анализ философских школ и направлений Х1Х - ХХ века.

2

Самостоятельная работа студента: подготовка индивидуальных сообщений: работа с источниками и дополнительной литературой Использование Интернет-ресурсов

4

Раздел 2. Человек- сознание - познание

16

Тема 2.1. Человек как главная философская проблема

Содержание учебного материала

7

1

1

1

1

Идея и образ человека в философии. Философия о происхождении и сущности человека. Человек как дух и тело. Основные отношения человека: к самому себе, к другим, к обществу, к культуре и к природе. Антропоцентризм, гуманизм, деятельностный подход.

Важнейшие понятия философской антропологии. Человек как живая система. Социальное и биологическое в человеке. Среда существования человека.

Человек - индивид - личность. Человек как биосоциальное существо. Свобода в деятельности человека. Жизненный путь человека. Фатализм

Смысл жизни и призвание человека. Проблема смерти и бессмертия,добра и зла. Духовные ориентиры человека.

Практические занятия: Ценности и ценностные ориентации человека в мире.

1

Практические занятия: Соотношение понятий человек, индивид, личность.

1

Практические занятия: Как я представляю свое призвание в жизни

1

Тема 2.2. Проблема сознания

Содержание учебного материала

2

1

1

Проблема сознания в истории философии. Философия о происхождении и сущности сознания. Три стороны сознания: предметное сознание, самосознание и сознание как поток переживаний (душа) Психофизическая проблема в науке и философии, ее современная интерпретация.

Сознание как высшая форма отражения. Сознание, мышление, язык Сознание и бессознательное. Основные идеи психоанализа 3. Фрейда. Теория архетипов К. Юнга. Современная цивилизация и психическое здоровье личности

Самостоятельная работа студента: изучение лекционного материала, материала учебника,работа с источниками: Хрестоматия, т.2. с.105-107, подготовка сообщений по теме «Проблема бессознательного в трудах З.Фрейда», «Коллективное бессознательное К.Юнга», вопросы № 12,13 Использование Интернет-ресурсов

2

Тема 2.3. Учение о познании

Содержание учебного материала

7

Понятия бытия, его смысл и значение. Формы проявления бытия. Категории бытия: материя, пространство, время. Случайность, возможность и действительность.

1

2

1

Сущность, природа и содержание познания. Как человек познает окружающий мир? Спор сенсуалистов, рациона­листов и агностиков о природе познания. Единство чувственного и рационального в познании. Формы познавательной деятельности

Движение познания. Понятие истины. Истина и заблуждение. Абсолютная и относительная истина. Субъективность истины.

Практические занятия: Научное и вненаучное познание

2

Практические занятия: Природа и сущность познания

1

Самостоятельная работа студента: изучение лекционного материала, материала учебника, работа с источниками: Хрестоматия т. 1, с. 215-217 Использование Интернет-ресурсов

2

Раздел 3 Философская картина мира

12

Тема 3.1. Духовная жизнь человека

Содержание учебного материала

4

1

1

Философия и научная картина мира. Основные категории научной картины мира: субстанция, материя, пространство, время, дви­жжение. Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе

Философия и религия. Исторические типы взаимоотношений человеческого и божественного. Богочеловек или человекобог? Религия о смысле человеческого существо­вания. Значение веры в жизни современного человека. Противоречия между религиями и экуменическое движение. Кризис религиозного мировоззрения.

Философия искусства. Искусство как феномен, организующий жизнь. Талант и гений, соотношения гения и гениальности. Гений - совершенный человек. Психологическое и визионерское искусство. Кризис современного искусства. Дегуманизация искусства. Искусство в эпоху постмодерна

1

Практические занятия: Основные категории научной картины мира: сопоставление различных философских направлений.

1

Самостоятельная работа студента: изучение лекционного материала, материала учебника, работа с источниками: Хрестоматия, т. 2, с.167-173, работа с дополнительной литературой, подготовка индивидуальных сообщений по теме « К вопросу о теории большого взрыва», «Новости науки» Использование Интернет-ресурсов

2

Тема 3.2 Социальная жизнь.

Содержание учебного материала

8

2

Философия истории. Философские концепции исторического развития: концепции одноли­нейного прогрессивного развития (Г.В.Ф. Гегель, К.Маркс), концепции многолинейного развития (К. Ясперс, А. Вебер), циклического развития (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин)

Русская философия об историче­ской самобытности России. П.Я.Чаадаев о судьбе России. Западники и сла­вянофилы о русской истории. Проблема «конца истории»

Философия культуры. Теории происхождения культуры. Культура и культ. Человек в мире культуры. Культура и цивилизация. Внешняя и внутренняя культура. Мас­совая культура и массовый человек. Культура и контркультура. Основные контркультурные движения. Кризис культуры и пути его преодоления. Культура и природа

2

Философия и глобальные проблемы современности. Кризис современной цивилизации: гибель природы, перенаселение, терроризм, нищета развивающихся стран. Создание мировой системы хо­зяйства. Попытка глобального регулирования социальных и экономических основ жизни человечества. Борьба за права человека. Наука и ее влияние на будущее человечества. Философия о возможных путях будущего развития мирового сообщества

2

Практические занятия: Философия и прогнозы будущего современной цивилизации.

1

Практические занятия: Философская картина мира.

1

Самостоятельная работа студента: подготовка индивидуальных сообщений: работа с источниками и дополнительной литературой. Использование Интернет-ресурсов

2

Контрольные работы: итоговое тестирование

1

Всего:

64

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. -репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

  1. Условия реализации программы учебной дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин; мастерских не требует; лабораторий не требует.

Оборудование учебного кабинета: количество столов и стульев по количеству студентов.

Технические средства :обучения:интерактивная доска, ноутбук, экран.

Оборудование мастерской и рабочих мет мастерской не предусмотрено.

Оборудование лабораторий и рабочих мест лабораторий не предусмотрено.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Губин В.Д. Основы философии. Учебное пособие. Для студентов сред­них специальных учебных заведений. - М.: ТОН, 1999.

Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии. Для средних специальных учебных заведений. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006

Зеленов Л.А., Владимиров А.А. Основы философии. Для средних специальных учебных заведений. Гуманитарный издательский центр «Владос». М., 2000

Губин В.Д. Философия /7 Я познаю мир. Детская энциклопедия. Для учащихся старших классов, школ, лицеев и гимназий. - М.: Олимп, 1999.

Хрестоматия по истории философии. В 3 т. - М.: Владос, 2000.

Дополнительные источники:

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих филосо­фов. - М: Мысль, 1979.

Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. Серия ЖЗЛ. - М: Мо­лодая гвардия, 1993.

Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? // Что такое философия. - М. Наука, 1991.

Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. // Эстетика. Философия культуры. - М: Искусство, 1991.

Паскаль Б. Мысли. - М., Изд-во имени Сабашниковых. 1995.

Сорокин ПА. Кризис нашего времени. // Человек. Цивилизация. Обще­ство. - М, Изд-во политической литературы, 1992.

Толстой Л. Н. Путь жизни. - М.: Высшая школа, 1994.

Чаадаев П.Я. Философические письма. // Статьи и письма. - М.: Совре­менник, 1989.

Франк С.Л. Смысл жизни. // Духовные основы общества. - М: Респуб­лика. 1992.

Фромм Э. Искусство любить. - М.: Педагогика, 1990.







  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения семинарских занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, презентаций, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

  • ориентироваться в общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы, смысле жизни.

Экспертная оценка выполнения индивидуальных или групповых заданий, исследований, презентаций по результатам поиска и анализа материалов, рекомендуемых учебных изданий, Internt-ресурсов, дополнительной литературы.

Устный опрос. Экспертная оценка умения решать логические ситуативные задачи.

Тестирование.

Знания:

  • основных категорий философии

Устный опрос.

Экспертная оценка умения решать логические ситуативные задачи.

Тестирование.

  • роль философии в жизни человека и общества

Экспертная оценка выполнения индивидуальных или групповых заданий, интеллект карт, исследований, презентаций,

умения использовать информационно-коммуникационные технологии в учебной деятельности.

Экспертная оценка умения решать логические ситуативные задачи.

Тестирование.

  • основы научной, философской и религиозной картин мира

Экспертная оценка умения анализировать, сравнивать виды мировоззрения.

Экспертная оценка умения решать логические ситуативные задачи.

  • основы философского учения о бытии

Устный опрос.

Экспертная оценка выполнения индивидуальных или групповых заданий, исследований, презентаций, умения использовать информационно-коммуникационные технологии в учебной деятельности:

Экспертная оценка умения решать логические ситуативные задачи.

Тестирование.

  • сущность процесса познания

Устный опрос.

Экспертная оценка выполнения индивидуальных или групповых заданий, исследований, презентаций (по результатам поиска и анализа материалов, рекомендуемых учебных изданий, Internt-ресурсов, дополнительной литературы):

Экспертная оценка умения решать логические ситуативные задачи.

Тестирование.

  • условия формирования личности, свобода и ответственность за сохранение жизни, культуры, окружающей среды

Устный опрос:

Экспертная оценка выполнения индивидуальных или групповых заданий, исследований, презентаций (по результатам поиска и анализа материалов, рекомендуемых учебных изданий, Internt-ресурсов, дополнительной литературы):

- понятие «ноосферы» - его сущность и структура.

Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий

Экспертная оценка выполнения индивидуальных или групповых заданий, исследований, презентаций (по результатам поиска и анализа материалов, рекомендуемых учебных изданий, Internt-ресурсов, дополнительной литературы):

Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники, технологий в медицине.

Итоговое тестирование по всем разделам программы дисциплины.


  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных и практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Обучающийся должен уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

Обучающийся должен знать:

основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий

Текущий контроль: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, контроль выполнения индивидуальных заданий. Итоговый контроль: экзамен.



© 2010-2022