Формирование антикоррупционной культуры у учащихся на уроке «Человек. Общество. Право»

Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования акимата Жамбылской области

24 гимназия города Тараз










Формирование антикоррупционной культуры у учащихся

на уроке «Человек. Общество. Право»


Класс: 10 А

Дата проведения: 19.11.2015 г.

Автор: учитель экономики и права

Семенова Елена Алексеевна














Тараз 2015 год

Тема: Формирование антикоррупционной культуры у учащихся

на уроке «Человек. Общество. Право»

Цель урока: сформировать у учащихся антикоррупционное мировоззрение и воспитать негативное отношение к коррупции.

Задачи:

  1. Развитие антикоррупционной культуры у обучающихся на уроке «Человек. Общество. Право »

  2. Дать характеристику понятий «коррупция», «коррумпированность», познакомить с формами проявления коррупции, ее последствиями.

  3. Расширять кругозор учащихся, развивать основы поисковой деятельности, формировать собственное мировоззрение на проблемы современного общества, развитие антикоррупционного сознания;

Тип урока: изучения нового материала.

Форма проведения: Панорамный - урок

План урока.

I. Организационный момент.

  1. Переход к формированию новых знаний. Сообщение цели урока.

  2. Работа над новой темой.

    1. Понятие коррупции.

    2. Виды коррупции.

    3. Борьба с коррупцией.

  3. Закрепление изученного материала.

Здравствуйте уважаемые коллеги и гости нашем семинаре. Я Семенова Елена Алексеевна учитель экономики и права Гимназии № 24.Тема моей сегодняшней работы звучит так: Формирование антикоррупционной культуры у учащихся на уроке «Человек. Общество. Право»

Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев говорит, что, несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция, по-прежнему, серьёзно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов. Она препятствует национальной экономике, вызывает в казахстанском обществе серьёзную тревогу и недоверие к государственным институтам, создаёт негативный имидж Казахстана на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности РК. Это означает, что тема противодействия коррупции сегодня является одной из центральных в РК и мировом сообществе в целом… ( из интервью Президента Казахстана журналисту телеканала «Хабар»)(просмотр фрагмента фильма «С Назарбаевым о главном...» )

Согласно утвержденным НОМ Республики Казахстан типовых правил от 23 августа 2012г. №1080. Внесены изменения и дополнения согласно приказу Министра образования и науки от 18 июня 2015 года № 393

В предмете «Человек. Общество. Право» предусмотрено изучение ряда тем, способствующих формированию компонентов антикоррупционного сознания у учащихся.

  1. Человек - ячейка общества.

  2. Взаимоотношения человека с другими людьми.

  3. Культура общения.

  4. Уважение к чужому мнению.

  5. Человек - создатель и носитель культуры. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах

В школе в ходе воспитательных бесед со школьниками, проведение внеклассных мероприятий на тему «коррупция» и «антикоррупция», закладывается положительное отношение к «хранителям порядка, формируется образец моральных качеств, общечеловеческих ценностей, к которому необходимо стремится. Главное понятие здесь «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что такое честность?», «Что такое справедливость?». На своих уроках я использую различные методы работы.

Ход урока.

I. Организация класса - Любое занятие начинается с Орг. момента.

II. Объявление темы и цели урока.

Что бы подвести детей к теме урока можно воспользоваться несколькими методами

  1. Метод - мозговой штурм учащиеся читают отрывок из произведения.

Можно использовать для анализа отрывки из произведения Гоголя Н. В. «Ревизор.

Задание - Прочтите внимательно отрывок из произведения:

«… Да, если спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном заведении, на которую пять лет тому назад была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что она начала строиться, но сгорела. Я об этом и рапорт представлял. А то, пожалуй, кто-нибудь, позабывшись, сдуру скажет, что она и не начиналась!»

Задаем наводящие вопросы.

- Из какого произведения данный отрывок? Кто автор произведения? (Гоголь «Ревизор»)

- О чем идет речь в отрывке? (растрате, злоупотребление должностными полномочиями, хищение госбюджета)

- Кто из героев произведения говорит эти слова? (Городничий)

- Законно ли городничий поступил? Почему?

По инициативе Организации Объединенных Наций 9 декабря признан - Международным денем по борьбе с коррупцией.

Вот и сегодня на уроке предметом нашего изучения будет понятие под названием «коррупция». Мы раскроем содержание данного понятия, его проявления, последствия в современном обществе и меру наказаний за проявление коррупционной деятельности.

Игра «Снежный ком»

- слепим «снежный ком» о понятии «коррупция». Какие ассоциации возникают у вас со словом «коррупция»? (взятка, подкуп, обман, мошенничество).

- Вот что говорит об этом понятии этимологический словарь:

Коррупция (от лат. corruptio) означает подкуп, подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц.

Коррумпировать (лат. corrumpere), т.е. подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами.


  1. Метод подведения ребят к теме урока можно использовать, метод Поиска.

Задание «Найди свою половинку»: тексты пословиц делятся на две логически законченные части: например, «Неправедно пришло» - «неправедно и ушло». Каждая половинка пословицы выписывается на отдельный лист бумаги. Все листки перемешиваются. Учащиеся выбирают листки и ищут ребят со вторыми половинками своих пословиц. Найдя друг друга, они садятся вместе. Озвучивают все сложившиеся половицы.

Материалы для учителя закрепляющий тематику народным фольклором

Пословицы и поговорки

  1. Нажитое грехом не устроит дом.

  2. Закон - что дышло, куда повернёшь, туда и вышло.

  3. Лучше бедность, да честность, нежели прибыль и стыд.

  4. Не ходи к воеводе с одним носом, ходи к нему с приносом.

  5. У кого в пальцах вязнет, у того руки нечисты.

  6. Честные глаза в бок не глядят.

  7. Злато не горит, да многое творит.

  8. От поблажки и воры плодятся.

  9. Золотой молоток железные ворота прокуёт.

  10. Искав чужого, своё потеряешь.

  11. Захочешь добра, подсыпь серебра.

  12. Чёрного кобеля не отмоешь добела.

  13. Суд, что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет.

  14. Судьям то и полезно, что в карман полезло.

  15. Всяк подьячий любит калач горячий.

  16. В суд ногой - в карман рукой.

  17. Земля любит навоз, лошадь овес, а воевода принос.

  18. Подкупленного судью на том свете за ребра вешают.

  19. Что мне законы, коли судьи знакомы.

  20. Кто взял - на том один грех, кто дал - на том сто.

  21. С нашего брата взятки гладки - не дам ничего.

  22. Не подмажешь - не поедешь.

  23. Суд прямой, да судья кривой.

  24. С переднего крыльца отказ, а с заднего - милости просим!

  25. Утиного зоба не накормишь, судейского кармана не наполнишь.

  26. Вор виноват, а подьячий мошне его рад.

  27. Наши правы, а сто рублей дали.

  28. Возьми на калачи, да только делом не волочи!

После того как ребята выполнили задание учителю можно с ними побеседовать.

Беседа: можно вывести (на слайд вопросы)

О каком социальном явлении идёт речь? Насколько современны пословицы, созданные много лет назад? Можно ли встретить героев этих половиц в наши дни? Позволяют ли пословицы и поговорки определить суть и причины взяточничества?

Если мы хотим продолжить свою работу по группам, то можно воспользоваться следующим методом работы (4 группы по 5-6 человек). Поделить учащихся на группы предполагается следующим образом.

Задание: провести ценностный анализ поговорок и пословиц. Проанализировать и распределить их по соответствующим сферам коррупции (можно вывести на слайд таблицу).

Органы власти

Судебная система

Повседневная жизнь

Хозяйственная жизнь


Занять свои места.

Следующий этап нашего занятия называется - Стадия осмысления

История появления понятия Коррупция.

Первое упоминание о коррупции и, соответственно, борьбе с ней можно отнести ко второй половине IV в. до н.э., когда Урукагина - царь древнего шумерского города Лагаша на территории современного Ирака - реформировал государственное управление, дабы пресечь многочисленные злоупотребления своих чиновников и судей. Однако борьба с коррупцией в Древнем мире обычно не приносила желаемых результатов, особенно в восточных деспотиях. По мнению автора древнеиндийского трактата "Артхашастра", "легче угадать путь птиц в небесах, чем уловки хитроумных чиновников". Своего апогея коррупция достигла в эпоху упадка античности в Римской империи - и стала одной из причин ее крушения. Само слово "коррупция" имеет латинское происхождение - "corrumpere" (растлевать, портить, повреждать).

Рассказ учителя.

Проблема необходимости борьбы с коррупцией стала очевидной уже в нач. 90х гг. Во 2-ой половине 20в. коррупция все больше начала становиться международной проблемой, приобретая массовый характер. Самые опасные формы коррупции квалифицируются как уголовные преступления. К ним относятся растрата (хищение) и взятки. Растрата состоит в расходе ресурсов, доверенных должностному лицу, в личных целях.

Выводим на слайд понятие «Коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами».

Характерные черты коррупции - работа на ассоциации


Ученики (если затрудняются, то вместе с учителем) выделяют характерные черты коррупции:

- противоправность;

- двусторонний сговор о противоправных действиях;

- наличие фактов сговора, продажности и связанных с ним злоупотреблений;

- стремление получить незаконные выгоды и преимущества.

Задание: составить кластер по теме «Виды коррупции».


Формирование антикоррупционной культуры у учащихся на уроке «Человек. Общество. Право»Формирование антикоррупционной культуры у учащихся на уроке «Человек. Общество. Право»

Законодательные акты регулирующие коррупцию

  1. Закон Республики Казахстан от 2 июля 1998 года № 267-I « О борьбе с коррупцией» (с изменениями и дополнениями Постановлением Правительства по состоянию на 29.12.2014 г.)


  1. Антикоррупционная стратегия Республики Казахстан на 2015-2025 годы

  2. Концептуальные основы воспитания

  3. Рабочая группа по вопросам антикоррупционного образования.

Борьба с коррупцией

Сообщение учащегося «Из истории борьбы с коррупцией»

В истории человечества сохранилось немало сведений о том, как боролись правители с коррупцией. Первое из подобных сведений относятся ко второй половине IV века до н. э., когда борьбу с коррупцией вел Урукагина, шумерский правитель города-государства Лагаша. Но, несмотря на борьбу с коррупцией, которая велась на протяжении существования человечества, победить ее практически нигде не удавалось. Обычно удавалось лишь снизить уровень наиболее опасных преступлений. Причин тому было много, и они зависели от конкретных исторических особенностей развития государства, но одной из них было то, что вплоть до Нового времени повсеместно в мире, в том числе и в Западной Европе, нормой поведения было подношение дорогих подарков, по сути взяток, самим правителям, которые, к тому же рассматривали государственную казну как свою собственную. Таким образом, получалось, что правители сами делали то, против чего боролись, и вся борьба с коррупцией фактически сводилась к борьбе с конкурентами-чиновниками, которые тоже брали взятки и тем самым посягали на царское имущество. В период Нового времени в Европе все более широко распространилась теория общественного договора, получившая свой логически завершенный вид в XVII-XVIII вв. Согласно этой теории государство возникло как продукт сознательной деятельности людей, как результат некоего договора между ними. По этому договору у тех, кто возглавляет государство и простых граждан складывается ряд взаимных прав и обязанностей, которые подразумевают и взаимную ответственность за их выполнение. Граждане обязаны выполнять законы, принятые государством, которое, в свою очередь, обязано соблюдать и защищать права граждан, предусмотренные законом. В случае злоупотребления властью граждане вправе расторгнуть договор, вплоть до свержения тех, кто так поступает. Теория общественного договора, демократическая по своему содержанию, имела огромное значение для последующего развития политической системы европейских государств и объективно нанесла удар по коррупции. Данная концепция нарушала традиционное религиозные представления о происхождении власти, якобы данной избранным людям «от бога» и поэтому имевшим моральное право употреблять ее по своему усмотрению. Она утверждала, что народ содержит правительство, которое должно неукоснительно соблюдать и защищать права граждан. В европейских государствах по требованию населения в XVIII-XIX вв. были осуществлены либеральные реформы, закреплявшие положение о том, что государственная власть должна существовать для блага подданных, и чиновники должны неукоснительно соблюдать законы, а, следовательно, и не брать взяток. Например, в принятой в 1787 году Конституции США прямо говорилось о том, что получение взятки является одним из тех преступлений, за которые Президенту США может быть объявлен импичмент. Таким образом, общество начало получать возможность действенно влиять на качество работы бюрократического аппарата. По мере дальнейшей демократизации политических систем европейских государств, благодаря существованию реальной многопартийной системы, целой сети различных общественных организаций, занимающихся защитой прав населения, уровень коррупции в развитых странах в течение XIX-XXI веков заметно уменьшился по сравнению с другими странами в различных частях мира. Вместе с тем, следует констатировать, что окончательно победить коррупцию развитым странам не удалось.

В Китае наказания для коррумпированных чиновников весьма суровы, независимо от занимаемого положения и должности. Но видимо в стране с таким огромным населением это больше необходимость и носит показательный характер. В прошлом году был осужден 39-летний Хуан Гуанюй, самый богатый человек Китая, основатель крупнейшей в стране розничной сети по торговле электро-техникой, личное состояние которого оценивалось в 6,3 миллиарда долларов. Он был признан виновным во взяточничестве, использовании инсайдерской информации и заключении незаконных сделок и приговорен к 14 годам тюремного заключения и штрафу 600 млн. юаней (около 88 млн. долларов). Ярким показательным примером борьбы с коррупцией в Китае был открытый судебный процесс над министром по продовольствию и лекарствам, который завершился смертным приговором. Перед смертью в газете «China Daily» было опубликовано его «Письмо раскаяния», где уже бывший министр призывает не стремиться к большой власти тех людей, которые делают это из корыстных побуждений, а если уж кто решил стать руководителем высокого ранга, воспитывать в себе чувство ответственности.

Виды юридической ответственности за коррупцию в Республике Казахстан

Вид

ответственности

За что наступает

Кто возлагает

В каких формах реализуется

Уголовная

За преступления

Суд

Меры наказания указаны в ст. 44 УК РК (лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества и т.д.)

Административная

За административные проступки

Административные комиссии, суды, органы внутренних дел, таможенные органы и т.д.

Предупреждение, штраф, лишение специального права, административный арест

Гражданско-правовая

За нарушение договорных обязательств имущественного характера, причинение имущественного внедоговорного вреда

Суд, административный орган

Полное возмещение вреда, штраф

Дисциплинарная

За дисциплинарные проступки

Уполномоченное на то лицо

Выговор, увольнение

В завершение урока рекомендуем провести блицтурнир.

Класс подразделяется на команды, участники должны назвать определяемое понятие. На обдумывание ответа дается 1 мин. Отвечает команда, представитель которой первым поднял руку.

Определения

  1. Собрание законов, статей_____(кодекс).

  2. Применение к правонарушителю компетентными государственными органами санкции правоохранительной нормы _____ (ответственность).

  3. Неправомерное удержание или невозвращение чужого имущества, вверенного виновному _____(присвоение).

  4. Предписание, устанавливающее порядок чего-либо,______(правило).

  1. Защищенность от всяких посягательств______(неприкосновенность).

  2. Система общеобязательных норм __________(право).

  3. Своеволие___________(произвол).

  4. Решение суда________(приговор).

  5. Меры, применяемые к правонарушителю и влекущие для него определенные неблагоприятные последствия,__________(санкция).

  6. Заключение под стражу_____________(арест).

  7. Денежное взыскание, мера материального воздействия, применяемая в случаях и порядке, установленных законом или договором, _____(штраф).

  8. Принимаемые должностным лицом материальные ценности за выполнение или невыполнение, в интересах давшего взятку, действия, которое это лицо должно было или могло совершить в силу своего служебного положения,_______(взятка).

  9. Одно из преступлений против собственности, выраженное в требовании передать чужое имущество или право на имущество либо совершить другие действия имущественного характера под угрозой применения насилия или уничтожения или повреждения чужого имущества ________(вымогательство).

  10. Приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием___________(мошенничество).

  11. Общественно опасное явление в сфере политики или госуправления, выражающееся в умышленном использовании лицами, осуществляющими функции представителей власти, а также находящимися на государственной службе, своего служебного положения для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно выражающееся в подкупе этих лиц,________(коррупция).

Завершая свой урок мне бы хотелось что бы вы послушали что о коррупции говорят ученики и какие пути решения они предлагают.

На своих занятиях я предлагаю несколько видов оценивания:

1 Оценка по шаблону

2. Рефлексия - обратная связь.

Спасибо за внимание.


© 2010-2022