Педагогический проект «Технология проблемного урока»

Педагогический проект «Технология проблемного урока»                                                            Нет ничего нового под солнцем,                                                          но есть кое -  что старое, что мы не знаем.                                                         Лоренс Питер, американский педагог    В чем заключается главная задача учителя? «Вся суть и весь дух нынешней российской системы образования, - твердят нам, - подготовить ученика к ЕГЭ, выиграть с ним...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогический проект

«Технология проблемного урока»

Нет ничего нового под солнцем,

но есть кое - что старое, что мы не знаем.

Лоренс Питер, американский педагог

В чем заключается главная задача учителя? «Вся суть и весь дух нынешней российской системы образования, - твердят нам, - подготовить ученика к ЕГЭ, выиграть с ним все олимпиады, заполнить его мозг теорией по своему предмету, не задумываясь о практической составляющей этих знаний».

Я же считаю, что главная задача педагога - научить самостоятельно познавать мир, привить интерес к жизни, то есть помочь человеку стать счастливым. Мы часто говорим: «Найти свое место в жизни». Но как найти это место, если мы практически не знаем этой жизни. А потому её надо постоянно изучать (наблюдать, думать, анализировать, искать ответы в книгах) и получать удовольствие от познания. Тогда и становишься счастливым. В науке это называют когнитивными эмоциями.

Перед учеником множество дорог. И педагог может быть для ребенка просто «дорожным указателем», направляя школьника по верному пути, или «гидом», рассказывая об особенностях маршрута. Но интереснее и полезнее стать старым другом на пути познания мира. А чтобы быть хорошим другом-наставником, мало только знать дорогу. Надо уметь развести огонь, построить мост, очистить родник… Да мало ли что еще понадобится на пути. Поэтому мне - учителю - необходимо постоянно учиться и самосовершенствоваться самой, чтоб быть способной в любой ситуации дать необходимый совет.

Однажды мне в руки попала очень интересная книжка кандидата психологических наук, доцента - Елены Леонидовны Мельниковой. «Проблемный урок или как открывать знания с учениками»; а тут еще и 1 сентября разговоры о стандартах второго поколения и комплекты учебников по истории написанные авторским коллективом под руководством Д.Д.Данилова развивающей образовательной системы «Школа 2100».

Все это помогло мне поставить перед собой цель: изучить и освоить технологии проблемного урока, его структуру и приемы создания проблемной ситуации. Исходя из цели были поставлены следующие задачи:

1.Сопоставить этапы и звенья проблемного и традиционного изучения нового материала;

2.Понять сущность проблемного урока и его структуру;

3.Научить самостоятельно создавать для обучающихся проблемные ситуации.

Итак, чтобы понять в чем же суть проблемного урока, я сопоставила этапы и звенья урока изучения нового материала проблемного и традиционного.

Педагогический проект «Технология проблемного урока»

Из представленной таблицы мы видим, что проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний. Это значит, что обучающийся проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения - на этапе введения в знание; выражение решения и реализацию продукта - на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний. При этом, в отличие от научного творчества, ученик формулирует учебную проблему, открывает субъективно новое знание и выражает его в простых формах.

Следующий мой шаг- это освоение технологий проблемного урока. В соответствии с этапами урока в ней два самостоятельных блока: методы введения знаний и воспроизведение знаний. Однако, они абсолютно неравноценны, ибо проблемное введение материала требует от учителя значительно больших усилий, чем организация творческого проговаривания. Таким образом, первоначально пришлось научиться ставить учебную проблему и искать ее решения, потом рассмотреть методы введения знаний в целом и, конечно же, творческое воспроизведение знаний.

Так, когда же возникает на уроке проблемная ситуация? Конечно, если у класса появился эмоциональный отклик: ученики широко распахивают глаза и открывают рты, задумчиво почесывают затылки и недоуменно смотрят на учителя. И по реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два больших типа: «с удивлением» и «с затруднением».

Педагогический проект «Технология проблемного урока»

Эмоциональное переживание возникает у школьника в определенный момент урока - при столкновении с противоречием. Причем, не с каким угодно, а вполне конкретным (здесь надо учитывать, что противоречие противоречию рознь). Во - второй колонке дается список противоречий и показывается, какие из них вызывают чувство удивления, а какие - затруднение учеников. В третьей колонке подробно расписаны приемы создания проблемной ситуации- -те самые действия, которыми учитель может намеренно вживить противоречие в ткань урока. Рассмотрим это на практике.

Итак, проблемная ситуация с удивлением. В ее основу можно заложить разные противоречия. Первая - противоречие между двумя (или более) положениями создается двумя приемами.

Прием 1. Самый простой: учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.

Урок истории в 11 классе по теме «Сталинградская битва - начало коренного перелома в ходе второй мировой войны»

Учитель: В 1942 году произошло событие, которое военные историки называют переломным, потому что оно оказало влияние на весь дальнейший ход второй мировой войны. Западные исследователи считают таким событием битву у Эль - Аламейка (Африка). Отечественные историки утверждают, что таким событием была Сталинградская битва (СССР, река Волга).

В этом примере вы видите предъявление двух противоречивых теорий. Ученики испытывают удивление (возникает проблемная ситуация).

Прием 2 чуть сложнее предыдущего, потому что учителю требуется столкнуть разные мнения своих учеников, а не предъявлять ребятам чьи - то чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание по новому материалу. Возникший в результате разброс мнений обычно вызывает у школьников реакцию удивления.

Возьмем тему урока в 5 классе « Эллада против «царя царей».

Решаем проблемную задачу: Почему греки смогли победить в Греко - персидских войнах?

Приводить примеры можно до бесконечности.

Так вот, проблемная ситуация создана: обучающиеся лоб в лоб столкнулись с противоречием и испытывают острое чувство удивления или затруднения. Хорошо. Но мало. Из проблемной ситуации надо еще достойно выйти. И не куду - нибудь погулять, а к учебной проблеме! А для этого предстоит проделать с классом определенную мыслительную работу, которая заключается в осознании противоречия и формулировании проблемы. И вот здесь, на выходе из проблемной ситуации, как говорится, возможны варианты:

- заостряет противоречие и формулирует проблему сам учитель;

- осознают противоречие и ставят проблему сами ученики;

-говорить вместе с обучающимися подталкивая при этом их мысль.

Продолжение урока «Сталинградская битва»

Учитель

Ученик

применяет прием 1

проблемная ситуация

- Вижу, вы удивлены. Почему? (побуждение к осознанию противоречия).

-Потому что есть две разные теории по поводу коренного перелома (осознание противоречия).

-Значит, какой вопрос у нас возникает? (побуждение к формулированию проблемы).

-Кто из ученых прав? Какая из битв стала коренным переломом? (учебная проблема как вопрос).

Так, что на итоге формулирования учебной проблемы педагог действует по обстоятельствам, выбирая ту стимулирующую фразу, которая больше подходит. После создания проблемной ситуации учитель, не ожидая милостей от учеников, разворачивает побуждающий диалог. А в диалоге, как известно, говорят две стороны. Так что в ответ на стимулирующую реплику учителя школьники предлагают свои формулировки учебной проблемы. И здесь, высший учительский пилотаж заключается в терпимом, принимающем отношении к мыслям обучающихся, которые порой не всегда будут безупречно --- красиво -грамотно оформлены.

Необходимо так же добавить, что часто на уроках бывают такие ситуации, когда обучающиеся долго - долго высказывают ошибочные догадки, а правильная так и не появляется. В этом случае не грех простимулировать рождение решающей гипотезы подсказкой. В конечном итоге ученики все равно ощутят плоды самостоятельной победы, а это порождает очень важный инструмент урока - мотив к познанию, получению знаний.

В заключение хочется сказать, что успех использования проблемного метода зависит от заинтересованной позиции педагога и внутренней мотивации обучающихся. Считаю, что главным результатом использования технологии проблемного обучения является то, что выпусник ориентируется в современных ценностях и обретает опыт творческой деятельности.

Литература

  • Е.Л. Мельникова. Проблемный урок или как открывать знания с учениками. - М., 2006 г.

  • М.М. Поташник, М.В. Левит. - Как подготовить и провести открытый урок (современная технология), Педагогическое общество России. - М., 2011 г.

  • М.М. Поташник. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. - М., 2010 г.

  • Д.Б. Эльконин. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., Международная педагог. академия, 1995 г.



© 2010-2022