- Преподавателю
- Обществознание
- Урок по обществознанию Защита Отечества
Урок по обществознанию Защита Отечества
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дубинина Е.Е. |
Дата | 09.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Лопазновская основная общеобразовательная школа
Открытый урок на тему:
Автор: учитель истории и обществознания
Дубинина Елизавета Егоровна
с. Лопазное
Сладковский район
2016 год
Тема урока "Защита Отечества".
Цели урока:
-
Обучающие:
-
показать средство нравственного, эстетического, патриотического воспитания;
-
развивать и стимулировать интерес учащихся
-
закрепить и систематизировать знания и понятия долга, обязанности перед обществом;
-
-
Развивающие:
-
развитие умения практически применять полученные знания;
-
развитие связной устной речи, умение сравнивать и рассуждать, обобщать, делать выводы;
-
развитие слухового и зрительного восприятия, устойчивости внимания.
-
-
Воспитательные:
-
воспитание культуры общения;
-
воспитание гражданской осознанности;
-
воспитание коммуникативной культуры, умение работать в группе, оценивать себя и своих товарищей.
-
Задачи:
-
Учебные:
-
интеграция знаний и формирование целостных представлений о прошлом, используя знания, полученные на уроках истории;
-
закрепление и повторение понятий, умение пользоваться ими в речи;
-
закрепление знаний о долге, обязанности;
-
-
Воспитательные:
-
прививать любовь к Родине, ее истории, языку;
-
духовно-нравственное развитие учащихся;
-
воспитание чувства уважения и почитания к нашему прошлому.
-
Оборудование:
-
презентации и сообщения учащихся;
-
федеральный закон «О воинской службе и военной обязанности»;
-
Конституция РФ;
-
Текст присяги.
Опережающее задание: подготовка сообщения учащегося с презентацией «Создание армии в России»
Методические приёмы: комментированное чтение, анализ эпизодов, беседа по вопросам, работа в группах.
Эпиграф:
Победи себя и ты станешь, непобедимым.
А.В. Суворов
ХОД УРОКА
Оргмомент
Цель урока: познакомиться с понятиями долг и обязанность, военная присяга.
Сегодня на уроке мы имеем с вами возможность продолжить разговор о Гражданине и его обязанностях. Какой смысл вы вкладываете в слово «гражданин»? (Соблюдает законы, имеет права и обязанности, пользуется защитой государства, участвует в управлении государства, готов защищать Родину.)
Составляют синквейн со словом «Гражданин» (ученик возле интерактивной доски)
3 прил.: достойный, ответственный, активный
2 гл.: уважает, защищает
1 предлож. из 4 слов: Гражданин защищает свою Родину.
1 сущ.: патриот.
- Итак, вы составили ёмкое и лаконичное стихотворение о гражданине. Теперь вам знакомо понятие гражданин.
Ребята, давайте вспомним:
- Как называется основной закон государства? (Конституция)
- Какие главные обязанности граждан России вы знаете? (Платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, защищать Отечество)
- Давайте обратимся к тексту конституции и прочитаем статью № 59 , параграф №1 (Чтение вслух)
- Почему слова «долг» и «обязанность» стоят рядом? Чем долг отличается от обязанности?
- С ответом вам поможет письмо Межевалова Геннадия, вашего ровесника, который в трагический момент наступления немецких войск под Сталинградом осенью 1942 г. написал заявление в одну из местных комсомольских ячеек:
Читает выразительно ученик:
«Мне 14 лет, но я очень прошу вас послать меня на защиту нашего родного города… Прошу зачислить меня в разведку. Я обязуюсь бить врага до последней капли крови. Мать согласна».
- Долг этого мальчика вы видите в чём? (Защищать своих близких, свой город, знакомых, друзей)
- Его кто-то заставляет? (Нет, он сам рвётся на фронт, все его одноклассники тоже нацелены на это.)
- Почему мать согласна отпустить мальчика, ведь ему 14 лет, как вам? (Военное время, вся жизнь отдана защите от врагов.)
- А это обязанность? (Нет, ведь ему 14 лет. Перед государством.)
Долг - это нравственная категория, т.е. ответственность человека перед своей совестью и перед обществом, своими близкими людьми. Человек совершает добровольный поступок, который характеризует его как достойного гражданина.
Обязанность - это юридическая (правовая) норма, поддерживается силой государства. За нарушение нормы следуют санкции (меры воздействия).
Вы знаете, ребята, что война - это огромная беда для любого народа. Но, к сожалению, войны происходят на протяжении всей человеческой истории. Учёные подсчитали, что за последние 5000 тысяч лет произошли около 14 тысяч войн. Каждое государство имеет свою армию, чтобы в случае необходимости отстоять свою свободу и независимость.
- Давайте проведём путешествие в прошлое и узнаем, как возникла «регулярная армия» в России.
- А сейчас посмотрите презентацию, которую подготовил ученик нашего класса о создании регулярной армии в России. (Презентация ученика - 5 слайдов)
- Итак, менялись исторические эпохи, менялась и армия. Какой урок можно извлечь из истории создания армии в России? (Армия должна соответствовать своему времени, задачам, которые необходимо решать. Она должна быть организованной и вооружённой)
- Какой должна быть регулярная армия?
- А сейчас, давайте, посмотрим на 2 фотографии 1941 г. На них изображены два различных военных формирования. Предположите, как они называются и в чем между ними разница?
Вы, наверное, слышали о различных родах и видах войск, военных специальностях. Давайте отдохнём немного, расправим спины и попробуем составить логические цепочки. Логическая цепочка должна состоять из 4 картинок.
Картинки на доске.
-
Вид(род) войск.
-
Военная техника, соответствующая виду войск.
-
Военная специальность, соответствующая виду войск.
-
Флаг(эмблема) данного вида (рода войск.)
Цепочки собирают представители от 3 рядов на демонстрационной доске.
- Спасибо, вы правильно составили логические цепочки. Молодцы!
Хорошо, ребята, вы немного отдохнули, а теперь вернемся к понятию «Воинская обязанность». Откроем папки и прочитаем Федеральный закон «О военной службе и воинской обязанности». Читаем ст.1. п.1 (ученица). Итак, мы с вами раскрыли это понятие.
Вопросы:
- Какова роль женщины в защите Отечества?
- Где работали в годы войны? (В годы войны вместе с мужчинами воевали: были лётчицами, разведчицами, также работали медсёстрами, в тылу стояли возле станка вместо ушедших на войну мужчин)
Ребята, посмотрите на интерактивную доску и ответьте: Какой воинский ритуал изображен на фотографии? (Воинская присяга). Военнослужащие, впервые поступившие на военную службу приводятся к присяге перед государственным флагом России и Боевым знаменем воинской части.
- Вот как об этом событии написал поэт Максим Петраков. (Читает ученица)
- Какие эмоции вы испытали, слушая Аллу? (Гордость отца за сына, ответственность перед страной, восторженность.)
- Можно ли испытывать гордость, будучи военным?
Выводы:
Также на уроке, мы узнали о важнейшей обязанности гражданина перед Родиной и раскрыли смысл понятия « воинская обязанность».
Рефлексия
Ребята обратите внимание на главный суворовский принцип. Читаем. Как вы понимаете слова великого полководца. Как вы можете уже сейчас подготовить себя к исполнению воинской обязанности. (учиться в школе, заниматься спортом, участвовать в соревнованиях и конкурсах, воспитывать в себе определенные качества)
Наши пожелания
- С вашей помощью мы создали «дерево», состоящее из главных качеств защитника Отечества, настоящего мужчины.
- И пусть эти качества дают зрелые плоды, приносящие пользу людям.
Домашняя работа: параграф 4 до стр. 47