- Преподавателю
- Обществознание
- Календарно-тематическое планирование по обществознанию 8-9 класс
Календарно-тематическое планирование по обществознанию 8-9 класс
Раздел | Обществознание |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тамразян С.Д. |
Дата | 18.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Календарно-тематическое планирование 8 класс
№
п/п
Раздел,
тема урока.
Кол-во часов
Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования
НРК
Форма контроля
Тип
урока
Практическая часть
ИКТ на уроке
Домашнее задание
1
Вводное занятие
1
Знакомство со структурой курса. Требования к ведению рабочих тетрадей.
Вводное занятие.
2
Глава Ι. Общество и человек.
Общество как форма жизнедеятельности людей
1
Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе.
Фронтальный опрос
Урок изучения нового материала, лекция
Работа с понятиями урока
§ 1, составить характеристику сфер общества
3
Взаимодействие человека, природы, общества
1
Природа как предпосылка выделения общества и человека. Влияние НТП на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Экологические программы и защита окружающей среды.
Понятийный диктант, индивидуальный опрос
Урок - проблемная беседа.
Работа с текстом учебника
ЦОР №6
Урок 1
Презентация «Человек, природа, об-во»
§ 2, сообщения на тему «Экологическая ситуация на Ю.У»
4
Взаимодействие общества и природы в регионе
1
Взаимодействие общества и природы в регионе. Экологическая ситуация в Новосибирске
НРК
Проверка творческой работы
Урок - семинар
Работа с дополнительной литературой
____
5
Типология обществ
1
Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, Возникновение государства.
Индивидуальный опрос
Урок - путешествие во времени.
Работа с текстом учебника
§ 3, составить кластер «Типология обществ»
6
Социальный прогресс и развитие общества
1
Социальный прогресс и ускорение истории. Реформы и революции. Прогрессивные и регрессивные реформы.
Фронтальный опрос.
Урок изучения нового материала
Работа с текстом учебника
§ 4, практикум
7
Личность и социальная среда
1
Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании человека. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях ее становления.
Индивидуальный опрос
Урок - проблемная беседа.
Работа со схемами в учебнике
§ 5, практикум
8
Биологическое и социальное в человеке. Потребности человека
1
Сущность и иерархия потребностей. первичные и вторичные потребности. Процесс возвышения потребностей. Роль духовных потребностей.
Фронтальный устный опрос.
Урок - проблемная беседа
Работа в группах с дополнительным материалом
§ 6, вопросы и задания к параграфу
9
Социализация и воспитание индивида
1
Содержание и стадии процесса социализации. Воспитание и социализация: сходство и различие. Составные элементы воспитания, последствия недостаточного воспитания в семье.
Решение проблемных ситуаций.
Урок - изучения нового материала
Работа с дополнительным материалом
§ 7, проведение исследования , заполнение таблицы
10
Общение
1
Общение как социально - психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома.
Индивидуальный опрос
Урок - лекция с элементами дискуссии.
Заполнение таблицы «Основные формы общения»
ЦОР №6
Урок 3
§ 8, подготовка к обобщающему уроку
11
Обобщающий урок по теме:
«Общество и человек»
1
Основные сферы и строение общества. Влияние общества на природу и его последствие. Основные типологии обществ. Социальный и научно-технический прогресс.
Понятийный диктант, работа по карточкам, тестирование
Урок обобщения и систематизации знаний.
Понятийный диктант, работа по карточкам, тестирование
____
12
Глава ΙΙ. Экономическая сфера
Что такое экономика и ее роль в жизни общества
1
Влияние экономики на поведение людей, основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Человеческие ресурсы и их разновидности. Понятие структуры экономики. Фирмы и рынок - основные институты современной экономики.
Фронтальная беседа
Урок изучения нового материала
Заполнение таблицы «Основные ресурсы экономики»
ЦОР №6
Урок 6
§ 9, подготовить сообщение по теме «Экономика челябинской области»
13
Экономика Новосибирской области
1
Современное состояние экономики региона. Основные отрасли промышленности. Занятость трудоспособного населения
НРК
Проверка творческой работы учащихся
Урок- семинар
Сообщения учащихся
Подготовить инд. сообщение на тему «История денег»
14
Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов, деньги
1
Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Начальная цена и прибыль в бизнесе.
Индивидуальная работа
Урок - практикум с элементами лекции.
Работа с материалом учебника
§ 10 заполнить таблицу «Деньги»
15
Спрос и предложение
1
Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Цена как регулятор спроса и предложения.
Проверка практической работы
Урок изучения нового материала
Работа с основными понятиями
§ 11, вопросы и задания к параграфу
16
Рынок, цена, конкуренция, рыночный механизм
1
Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство.
Индивидуальный опрос
Урок - практикум.
Работа с текстом учебника
§ 12, выучить основные понятия
17
Предпринимательство и его организационно-правовые формы
1
Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике.
Понятийный диктант
Урок-исследование, закрепление знаний.
Анализ текста «Маленький принц»
ЦОР №6
Урок 15
§ 13, вопросы к параграфу
18/
19
Роль государства в экономике
2
Экономическая роль государства. поддержание государством общественных институтов. Способы воздействия государства на экономику. Налоги как источник доходов федерального правительства. Прямые и косвенные налоги.
Фронтальный опрос
Урок - изучения нового материала
Составление характеристики экономических систем, функций государства
ЦОР №6
Урок 7
§ 14, вопросы и задания к параграфу
20
Бюджет государства и семьи
1
Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний долг. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия.
Тестирование
Урок - лекция
Составление схемы «Бюджет государства»
§ 15, вопросы и задания к параграфу
21
Труд. Заработная плата и стимулирование труда, налоги, безработица
1
Сущность и виды труда. Заработная плата и индивидуальный доход. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь безработным.
Фронтальный устный опрос, практическая работа.
Урок - проблемная беседа.
Работа с текстом учебника.
§ 16, подготовится к обобщающему уроку
22
Обобщающий урок по теме:
«Экономическая сфера общества»
1
Повторить и обобщить знания учащихся по теме «Экономическая сфера общества»
Понятийный диктант, тестирование, решение задач.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Тестирование, работа с понятиями.
____
23/
24
Глава ΙΙΙ. Социальная сфера.
Социальная структура общества. Социальная роль
2
Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека.
Урок изучения нового материала
Работа с текстом учебника
ЦОР №6
Урок 36, 37
§ 17, вопросы и задания к параграфу
25
Социальная структура населения НСО
1
Население региона. Формирование этнического состава региона. Этнокультурные процессы и этническая политика
НРК
Фронтальный опрос
Урок - лекция
Работа с дополнительной литературой
Подготовить сообщение о народностях региона
26
Социальная стратификация
1
Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения. Социальное расслоение. Классы как основа стратификации. Историческое происхождение и типология классов.
Индивидуальный опрос
Урок изучения нового материала
Работа с текстом учебника и дополнительной литературой
§ 18, вопросы и задания к параграфу
27
Богатые
1
Неравенство: богатство и бедность. определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. Средний класс и приличествующий образ жизни.
Фронтальный опрос
Урок - размышление.
Работа с текстом учебника
§ 19, вопросы и задания к параграфу
28
Бедные
1
Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных, масштабы, уровень и порог бедности. Колебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум.
Фронтальная беседа
Урок - проблемная беседа
Работа с текстом учебника
§ 20, вопросы и задания к параграфу, основные определения
29/
30
Этнос: нации и народности (этнические группы)
2
Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Формирование нации и её отличительные черты.
Понятийный диктант, Индивидуальный опрос
Урок - проблемная беседа.
Анализ фрагмента худ. произведения.
§ 21, заполнить таблицу «Признаки этноса»
31/
32
Межнациональные и межконфессиональные отношения
2
Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления.
Проверка практической работы
Проблемный урок, практикум.
Работа с текстом учебника
§ 22 сообщения на тему «Межнациональные отношения»
33
Социальный конфликт и пути его разрешения
1
Предмет, субъекты, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Формы конфликта. Классификация конфликтов по способам его протекания. Способы решения конфликтов.
Индивидуальный опрос
Урок - проблемная беседа.
Заполнение таблицы «Конфликты в обществе»
§ 23, сообщения «Конфликты в мире» по материалам СМИ
34
Семья, как малая группа
1
Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Эволюции форм семьи. Причины повод и мотивы развода.
Проверка практических заданий
Изучение нового материала
Работа с текстом учебника
ЦОР №6
Урок 4,5
§ 24, подготовка к обобщающему уроку
35
Обобщающий урок по теме:
«Социальная сфера»
1
Повторение и обобщение знаний учащихся по разделу «Социальная сфера»
Фронтальный опрос
Урок - зачёт
Работа по вопросам
______
36
Итоговое повторение
1
Фронтальный опрос
Работа по вопросам
_______
Всего:
36
3
Календарно - тематическое планирование 9 класс.
№
п/п
Раздел,
тема урока.
Кол-во часов
Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования
НРК
Форма контроля
Тип
урока
Практическая часть
ИКТ на уроке
Домашнее задание
1
Вводный урок
1
Знакомство со структурой курса. Требования к ведению рабочих тетрадей.
Вводный урок
2
Глава Ι. Политическая сфера
Власть
1
Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Борьба за власть.
Урок изучение нового материала
Работа со схемой «Власть»
§ 1, вопросы и задания к параграфу
3\4
Государство
2
Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины появления государства.
Индивидуальный опрос
Комбинированный урок
Работа с учебником. Составление схемы государство
§ 2, вопросы к параграфу. Инд. сообщение «ЕС»
5
Национально-государственное устройство
1
Объединение о отделение наций. Национально-освободительные войны и межнациональные конфликты. Централизованное и национальное государство, его сходство и различие.
Понятийный диктант, индивидуальный опрос
Урок объяснение, рассуждение.
Работа с таблицами и схемами
§ 3, вопросы устно
6
Новосибирская область - субъект федерации
1
Новосибирская область как субъект РФ. Организация государственной власти.
НРК
Индивидуальный опрос
Урок - проблемная беседа
Работа с дополнительным материалом
Сообщение
7
Формы правления
1
Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Природа и сущность республики. Сочетание законодательной и исполнительной властей.
Проверка творческих сообщений
Урок изучения нового материала
Работа с текстом учебника
ЦОР №2
Урок 19
§ 4, зад.1, 2 письменно.
8
Местное самоуправление в регионе
1
Характеристика местного самоуправления в регионе. Органы государственной власти
НРК
Фронтальный опрос
Комбинированный
Работа с дополнительной литературой
Составить схему «Местное самоуправление»
9
Политические режимы
1
Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и сущность авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Структура парламента.
Индивидуальный опрос, проверка письменной работы
Обзорная лекция, закрепление знаний.
Работа со схемой и материалом учебника
§ 5, вопросы и задания к параграфу
10
Гражданское общество и правовое государство
1
Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение.
Тестирование
Лекция-информация, закрепление знаний.
Составление схемы «Политические режимы»
ЦОР №6
Урок 11
ЦОР №2
Урок 14
§ 6, составить сравнение тоталитарного и демократического государства
11
Голосование, выборы, референдум
1
Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Роль референдума в политической жизни.
Фронтальный опрос
Урок изучения нового материала
Работа с материалом учебника
ЦОР №2
Урок 24
§ 7, выучить основные понятия
12
Политические партии
1
Определение и признаки политических партий. Понятие о политической программе партии. Функции политических партий. Классификация политических партий.
Понятийный диктант
Урок -изучение нового материала.
Составление схемы «Политические партии»
§ 8, практикум
13
Обобщающий урок по теме:
«Политическая сфера общества»
1
Природа и формы проявления политической власти. Возникновение и функции государства. Формы правления, их типология и взаимопревращение. Политические партии и их роль в современной России.
Проверка практической работы, тестирование
Урок обобщения и систематизации знаний.
Тестирование, работа с понятиями
___
14/
15
Глава ΙΙ. Человек и его права.
Право
2
Сущность и признаки понятия «Гражданин». Начало эпохи прав человека. Высшие проявления гражданственности.
Фронтальный опрос
Урок- проблемная беседа
Работа со схемой «Право»,
материалом учебника
ЦОР №6
Урок 10
§ 9, практикум письменно
16/
17
Власть и закон
2
Гражданин и государство: взаимные права и взаимные обязанности. Сущность права. Право как мера свободы и ответственности. Виды правонарушений и правовой ответственности. Соотношение права и закона.
Понятийный диктант, проверка письменной работы
Урок - изучения нового материала
Работа с дополнительной литературой
ЦОР №2
Урок 17
§ 10, составить схему «Государственная власть»
18
Конституция России
1
Конституция - закон высшей юридической силы. Основы конституционного строя России. Основные цели государства, лежащие в основе конституционных норм. Структура документа.
Тестирование
Урок - лабораторная работа.
Работа с текстом конституции РФ
ЦОР №6
Урок 12
ЦОР №2
Урок 16
§ 11, заполнить таблицу «Основные конституционные права и обязанности»
19
Право и имущественные отношения
1
Участники имущественных отношений. Виды договоров. Изменение имущественных прав граждан. Право собственности. Арбитражный суд.
Фронтальный опрос
Урок - проблемная беседа.
Решение ситуативных задач
§ 12, составить кластер «Право и имущ. отношения»
20
Потребитель и его права
1
Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. понятие физического и юридического лица. Право собственности на имущество. Сделка и договор. Потребитель и его права.
Индивидуальный опрос
Изучение нового материала, решение ситуаций.
Работа с текстом учебника
ЦОР №2
Урок 47
§ 13, выучить основные понятия
21
Труд и право
1
Правовое регулирование трудовых отношений. кодекс законов о труде РФ. Трудоустройство и его регулирование. Заключение трудового договора, расторжение контракта. Защита детского труда.
Понятийный диктант, практическое задание
Частично поисковый урок - практикум.
Работа с текстом ТК РФ и конституции РФ
ЦОР №2
Урок 49
§ 14, вопросы и задания к параграфу
22
Право, семья, ребенок
1
Потребность человека в семье. Правовые основы семейно-брачных отношений. Принципы обеспечения в семье прав ребенка.
Фронтальный опрос
Урок изучения нового материала
Работа с текстом учебника. Решение ситуативных задач
ЦОР №6
Урок 16
§ 15, заполнить таблицу «Права ребёнка»
23/
24
Преступление
2
Формы совершения преступления. Три признака преступления. Умысел или неосторожность. Соучастники преступления. Причины совершения преступления. Разнообразие мер воздействия. Дознание и следствие. Основные виды наказания.
Индивидуальный опрос
Урок - проблемная беседа.
Работа с основными понятиями урока.
ЦОР №2
Урок 31-33
§ 16, практикум
25
Обобщающий урок по теме:
«Человек и его права»
1
Право и правонарушение. Основы конституционного строя РФ. Права человека и их защита. Права и обязанности подростка.
Проверка практического задания, понятийный диктант, решение ситуативных задач
Урок обобщения и систематизации знаний.
Работа с понятиями, практические задания
___
26
Глава ΙΙΙ. Духовная сфера.
Что такое культура
1
Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, её состав и структура. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии.
Фронтальная беседа
Урок изучение нового материала
Работа с дополнительным текстом
§ 17, практикум зад 2.
27
Культурные нормы
1
Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жизни. Привычки и манеры. Молодежная мода. Церемония и ритуал. Санкции как регулятор человеческого поведения. Культурная относительность норм.
Индивидуальный опрос
Урок - проблемная беседа
Составление схемы «Культурные нормы»
§ 18, сообщения по индивидуальным темам
28
Формы культуры
1
Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной культуры. отличительные черты народной культуры. Массовая культура, ее появление и средства распространения.
Проверка творческого задания
Урок - путешествие
Работа с дополнительным материалом
§ 19, сообщение по индивидуальным темам
29
Религия
1
Различные определения религии, ей значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Вероучение в мировых религиях.
Проверка творческого задания
Урок - семинар
Работа с дополнительным материалом
ЦОР 1
Россия верующая
§ 20, сообщение по индивидуальным темам
30
Искусство
1
Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие.
Проверка творческих заданий
Урок - семинар
Работа с дополнительным материалом
§ 21, заполнить схему «Искусство»
31
Образование
1
Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения и формы усвоения знаний. государственной и частное образование. Общее и специальное образование. Правовые основы школьного образования
Фронтальный опрос
Урок - проблемная беседа.
Работа с материалом учебника и доп. литературой
§ 22, задания к параграфу
32
Наука
1
Роль науки в современном обществе. Классификация наук. Школа как способ приобщения к наукам. Структура. Функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий.
Индивидуальный опрос, решения ситуативных задач
Урок - изучения нового материала
Работа с материалом учебника
§ 23, сообщения на тему «Культурная жизнь региона»
33
Культурная жизнь Новосибирска
1
Учреждения культуры региона. Культурная жизнь региона
НРК
Проверка творческих заданий
Урок - семинар
Работа с дополнительными источниками материала
Подготовка к обобщающему уроку
34
Обобщающий урок по теме
«Духовная сфера общества»
1
Сущность и строение культуры. Наука и образование в современном российском обществе. Искусство, его виды и место в жизни человека.
Понятийный диктант, работа по карточкам, тестирование
Урок обобщения и систематизации знаний.
Тестирование, работа с основными понятиями
_____
Всего:
34
3