Рабочая программа по обществознаию

Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально - гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного време...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 42


Рассмотрено на МО учителей Согласовано Утверждаю

истории Зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШ № 42

Протокол №___ ______________ ________________

от________2015

_________2015 г. ______2015 г.


Рабочая учебная программа

по обществознанию.

6,8,9 классы.

Год разработки-2015

«Программы общеобразовательных учреждений . Обществознание.6-11 классы». Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова, «Просвещение», 2008.

1.Обществознание. 6 класс : учеб, для общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012.

2.Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой;- М.: Просвещение, 2013.

3. Обществознание. 9 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений / Л.Н.Боголюбов, А.И.Матвеев, Е.И.Жильцова и др. М., 2014.

Программу составила

Соколовская Н.Е., учитель истории

I квалификационная категория



р.п. Решетиха, 2015 год

Пояснительная записка.

Разработка рабочей программы велась на основе авторской программы: «Программы общеобразовательных учреждений 6-11 классы». Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова, «Просвещение», 2008 г.

Данная программа отражает содержание обществоведческого курса, ядром которого является обязательный минимум содержания обществоведческого образования для основной школы.

Рабочая программа по обществознанию ориентирована на комплект учебников:

1.Обществознание. 6 класс : учеб, для общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов

[и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования,

изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012.

2.Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой;- М.: Просвещение, 2013.

3. Обществознание. 9 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений / Л.Н.Боголюбов, А.И.Матвеев, Е.И.Жильцова и др. М.: Просвещение, 2014.

Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально - гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

Цели программы:

- создание условий для социализации личности;
- формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
- формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
- содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.

Задачи программы:

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия важной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, критического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

-воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

-освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

-овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

-формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного курса «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 139 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе в 6, 7, 8 классах по 35 ч.,в 9 классах-34 ч. из расчета 1 учебный час в неделю.

Предусматривается выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов.

Первый этап (6 класс) носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.

Открывается курс темой «Человек», в которой рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого (тема «Семья») до самого общественно значимого (тема «Родина»). Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. Тема «Труд» включает необходимые азы экономических знаний в сочетании с показом общественного значения труда и качеств, связанных с отношением к труду и его результатам. Тема «Добродетели» посвящена нравственным качествам человека, тесно связанным с важнейшими понятиями морали: добро как благо; доброта и благородство как качества человека; зло и способность человека противостоять ему.

Второй этап (7-9 классы) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.

В 7 классе первой изучается тема, которая показывает специфику отношений в ближнем социальном окружении (тема «Ты и другие люди»).

Тема «Человек и закон» представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определенной мере упорядоченных знаний о роли социальных норм, в том числе правовых, в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и отдельно о правах ребенка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки к выполнению воинского долга.

Тема «Человек и экономика» дает представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики - производства, в процессе которого реализуется ее важнейшая роль в обществе - создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики - потребителей и производителей.

Тема «Человек и природа» раскрывает нравственные и правовые аспекты отношения к природе.

В 8 классе курс включает четыре темы. Первая - «Человек и общество» - дает представление о соотношении биологического и социального в человеке, значимости социализации личности. Тема вводит ученика в круг проблем современного общества и общественных отношений.

Следующая тема курса - «Сфера духовной культуры» - вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии.

Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия высокой степени обобщенности, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики - экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (производители, потребители). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам: роли государства в экономике, безработице, международной торговле.

Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальный статус, социальная роль, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе.

В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика и социальное управление» дает обобщенное представление о государственной власти, о возможностях участия граждан в управлении делами общества.

Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объем учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Одна часть уроков отводится вопросам теории права, другая - отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ.

На заключительных уроках с опорой на знания по истории характеризуются социальные изменения и их формы. Рассматриваются основные проблемы современного мирового развития.

На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом «История» и другими учебными дисциплинами.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

-умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

-владение такими видами публичных выступлений, как высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

-выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности, на уроках и в доступной социальной практике, рассчитанных на:

- использование элементов причинно-следственного анализа;

-исследование несложных реальных связей и зависимостей;

-определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

-выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

-поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках разного типа;

-перевод информации из одной знаковой системы в другую(из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

-объяснение изученных положений на конкретных примерах;

-оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, следование в повседневной жизни этическим и правовым нормам, выполнение экологических требований;

-определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование
компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Курс призван помочь выпускникам основной школы сделать осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Требование к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать
· биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
· тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
· необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
· особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
· характеризовать
основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
· анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
· объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
· раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
· осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
· оценивать
действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
· формулировать
на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
· подготовить
устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
· применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
· совершенствования собственной познавательной деятельности;
· критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
· решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
Формы организации образовательного процесса:

Коллективные, групповые, индивидуальные, внеклассные

Распределение учебного материала в 6 классе.

Наименование раздела

Количество

часов

1.

Введение

1

2.

Человек

8

2

Семья

5

3

Школа

4

4

Труд

5

5

Родина

6

6

Добродетели

4

Повторение

2

Итого

35

Распределение учебного материала в 7 классе.

Наименование раздела

Количество

часов

1.

Введение

1

2.

Человек среди людей

5

3.

Человек и закон

13

4.

Человек и экономика

10

5.

Человек и природа

4

Повторение

1

Резерв

1

Итого

35

Распределение учебного материала в 8 классе.

Наименование раздела

Количество часов

1

Личность и общество.

4

2

Сфера духовной культуры

9

3

Экономика

13

4

Социальная сфера.

5


Повторение

3


Резерв

1


Итого

35


Распределение учебного материала в 9 классе.

Наименование раздела

Количество часов

1

Политика и социальное управление

10

2

Право

23


Резерв

1


Итого

34


Календарно-тематическое планирование по обществознанию. 6 класс.

Наименование раздела программы и кол-во часов на раздел. Тема урока

Дата

Тип урока

Основные понятия

Требования к уровню подготовки обучающихся

Домашнее задание

1

Введение.


Изучение нового материала

Обществознание, семья, РФ, конституция, патриот,

Знать значение термина «обществознание». Иметь представление о связи обществознания с другими науками. Уметь объяснять, почему нужно изучать общество, характеризовать некоторые общественные процессы.

Прочитать введение

2

Раздел 1. Человек

(8 час.)

Человек родился


Изучение нового материала

Гуманность, человек, наследственность, предки, инстинкт, эмоции, биологические признаки

Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни. Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека.

Знать определение понятий, высказывать свое мнение, работать с текстом учебника

§1

3.

Человек-личность.


Комбинированный

Личность, сознание, индивидуальность, деятельность, сильная личность.

Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность». Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности.

§ 2

4

Особый возраст: отрочество


Комбинированный

Отрочество, подросток.

Мечта, самостоятельность,

Дисциплинированность,

дружба

Описывать отрочество как особую пору жизни. Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости

§3

5 -6

Познай самого себя


Комбинированный

Потребность, труд,

общение, учение, игра.

Самосознание

Самооценка

Способности

Гений

призвание

Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя.

Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику. Сравнивать себя и свои качества с другими людьми. Приводить примеры проявления различных способностей людей.

§4


7

Человек и его деятельность


Комбинированный

Деятельность

Труд, цель

Игра

Общение

учение

Характеризовать деятельность человека, ее отдельные виды. Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности. Выявлять условия и оценивать качества собственной успешной деятельности. Уметь высказывать свою точку зрения.

§ 5

Задание стр. 54 - 3, 6, 7

8

Что человек чувствует, о чем размышляет


Комбинированный

Биологические потребности

Духовные потребности

Социальные потребности

Суждение, эмоции

Духовный мир

умозаключение

Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер. Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств.

§6

9

Повторение темы «Человек».


Повторение

Основные понятия темы

Обобщение и систематизация материала.

Знать основные положения урока.

Уметь:- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

- высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные;

- работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач


10

Раздел 2. Семья

(5 часов)

Семья - ячейка общества


Изучение нового материала

Семья, брак, сирота, права ребенка, домочадцы, авторитет

Показывать на примерах меры государственной поддержки семьи. Сравнивать двухпоколенные и трехпоколенные семьи. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов. Выражать собственную точку зрения на значение семьи.

§ 7

11 - 12

Семейное хозяйство


Комбинированный

Комфорт, хозяин, трудолюбие, рачительность, экономика, потребности, ограниченность

Характеризовать совместный труд членов семьи. Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя.

Описывать собственные обязанности в ведении семейного хозяйства.

§ 8

13

Делу время, потехе час


Комбинированный

Свободное время, физкультура, хобби, филателия, фонотека,

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени. Описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития.

§ 9

14

Повторение

темы «Семья»


Повторение

Основные понятия темы

Обобщение и систематизация материала.

Знать основные положения темы. Уметь:- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;- высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные;- работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач




15 - 16

Раздел 3. Школа

(4 часа)

Профессия - ученик


Изучение нового материала

Школа, образование, алгоритм, ученик

Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом. Описывать ступени школьного образования.

§10

17

Одноклассники, сверстники, друзья


Комбинированный

Сверстник, одноклассник, фамилия, дружба

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека. Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями.

§11


18

Повторение темы «Школа»


Повторение

Основные понятия темы

Обобщение и систематизация материала.

Знать основные положения урока.

Уметь:- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

- высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные;

- работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.




19

Раздел 4

Труд

(5 часов)

Труд - основа жизни


Изучение нового материала

Труд, услуги, товар, заработная плата

Богатство

меценат

Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества. Характеризовать особенности т руда как одного из основных видов деятельности человека. Различать материальную и моральную оценку труда.

§12


20 - 21

Труд и творчество


Комбинированный

Творчество, труд, мастер, шаблон

Ремесленник,

Искусство, фантазия,

Различать творчество и ремесло. Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров.

§13


22

На пути к жизненному успеху


Комбинированный

Образ жизни, профессия, целеустремленность

Знать, что сопутствует успеху в жизни, как добиться успеха в чем-либо. Уметь объяснять, в чем человек видит свое счастье, можно ли в работе видеть смысл жизни; анализировать, делать выводы

§14

23

Повторение темы

«Труд».



Повторение

Основные понятия темы

Знать основные положения по теме урока. Уметь давать определение понятий; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; выполнять творческие задания





24

Раздел 5

Родина

(6 часов)

Что значит быть патриотом


Изучение нового материала

Родина, Российская Федерация, герб, область, край, республика, патриот, патриотизм, субъект

Знать, что такое федерация и субъект

Российской Федерации; почему русский язык является государственным в Российской Федерации.

Уметь объяснять значения понятий; ориентироваться в общественной обстановке; проявлять социальную ответственность за свои мысли и поступки

§15 Подготовка сообщений по государственным символам

25

Символика России


Комбинированный

Герб, гимн, флаг, скипетр, держава, ООН

Описывать основные государственные символы РФ. Знать текст гимна РФ. Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвященных государственным символам России. Составлять собственные информационные материалы о Москве.

§16

26 - 27

Гражданин - Отечество достойный сын

Комбинированный

Гражданин, демократия, референдум, выборы, обязанности, ополчение, Отечество,

присяжные заседатели

Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин». Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. Называть основные обязанности граждан РФ. Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей.

§17

28

Мы - многонациональный народ


Комбинированный

Национальность, конституция, малые народы, фольклор, национальная культура

Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия. Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей.

§18

29

Повторение темы «Родина».


повторение

Основные понятия темы

Обобщение и систематизация материала.

Знать основные положения урока.

Уметь:- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

- высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные;

- работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.






30

Раздел 6.

Добродетели (4 часов)

Человек славен добрыми делами


изучение нового материала

Добро, мораль, нравственность, правозащитник, Библия, золотое правило морали

Характеризовать и иллюстрировать примерами проявления добра. Приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали. Оценивать в реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали.

§19

31

Будь смелым


Комбинированный

Страх, Фобос, фобия, смелость, мужество

На конкретных примерах дать оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла.

§20

32

Что такое человечность


Комбинированный

Гуманизм, нравственность, старость, поколение, шедевр

Раскрывать на примерах смысл понятия «человечность». Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках. На примерах конкретных ситуаций оценивать проявления внимания к нуждающимся в нем.

§21

Рассказ о бабушке, дедушке. «Что тебе известно об их жизни?»

33

Повторение темы «Добродетели».


Повторение

Основные понятия темы

Обобщение и систематизация материала.

Знать основные положения урока.

Уметь:- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

- высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные;

- работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач


34 - 35

Итоговое повторение


Повторение

Основные понятия курса

Знать основные положения курса.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать

собственную точку зрения или обосновывать известные; использовать приобретенные знания для решения познавательных задач и творческих заданий


Календарно-тематическое планирование по обществознанию 8 класс.

Наименование раздела программы и кол-во часов на раздел.

Тема урока

Дата

Тип уроков

Характеристика деятельности обучающихся

Планируемые результаты

Домашнее задание

1

Тема 1.

Личность и общество.

4 ч.

Быть личностью

изучение

нового материала

Составлять сравнительную таблицу. Объяснять основные понятия. Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия личность. Выявлять и сравнивать признаки, характеризующие человека как индивида, индивидуальность, личность. Описывать агенты социализации, оказывающие влияние на личность.

Различать биологическое и социальное в человеке, характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в человеке. Приводить примеры основных видов деятельности человека

§1, зад., стр. 13 1-5,

2

Общество как форма жизнедеятельности людей

Комбиниро-ванный урок

Работа со схемой, работа с текстом учебника, дать определение понятий, характеризовать качества человека.

Схемы: «Основные сферы жизни общества»,

Выделять существенные признаки общества

Называть сферы общественной жизни и характерные для них социальные явления

Показывать на конкретных примерах взаимосвязь основных сфер жизни общества

§2, задания

3

Развитие общество

Комбиниро-ванный урок

Знать основные положения раздела; уметь анализировать, делать выводы., обосновывать свою точку зрения. Выделять главное. Знать суть эволюционного развития общества, закономерности общественных изменений, противоречия и перспективы в развитии человечества Раскрыть смысл понятия «общественный прогресс». Привести примеры прогресса и регресса в обществе

Уметь анализировать позиции исследователей по вопросу взаимодействия и взаимовлияния общества и человека;

характеризовать особенности общества, Знать понятия и термины: человек, личность, социум, мировоззрение, сферы общества, глобализация

§3 вопросы

4

Глобальные проблемы современности.

Комбиниро-ванный урок

Выполнение заданий по разграничению понятий.

решение познавательных и практических задач.

Схема «Глобальные проблемы человечества»

Использовать элементы причинно- следственного анализа при характеристике глобальных проблем. Знать: проявления глобальных проблем человечества, методы их решения Приводить примеры единства и многообразия мира. Характеризовать глобальные проблемы современного человечества.

Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос,

Записи в тетради, сообщения

5

Тема 2. Сфера духовной культуры

8 ч.

Сфера духовной жизни

Изучение нового материала

Различать и описывать явления духовной культуры.

Характеризовать духовные ценности российского народа.

Характеризовать духовную жизнь человека и общества, развитие духовной культуры в современной России.

§4, задания

Словарь

6

Мораль

Комбиниро-ванный урок

Объяснять роль морали в жизни общества. Характеризовать основные принципы морали.

Характеризовать моральную сторону различных социальных ситуаций.

Знать понятия и термины темы, уметь давать оценку высказываниям и поступкам с точки зрения морали

§ 5 вопросы

7

Долг и совесть

Комбиниро-ванный урок

Разъяснять высказываний, уметь анализировать, работать с текстом. Знать сущность понятий долг и совесть, их роль в жизни человека.

Знать понятия и термины темы, уметь выделять связь человека с другими людьми, высказывать собственную точку зрения, опираясь на законы морали

§ 6, вопросы и задания

8

Моральный выбор. Свобода и ответственность

Комбиниро-ванный урок

Высказывать собственные суждения, работать с документами. Приводить примеры морального выбора.

Давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей. Знать понятия и термины темы,

§7. вопросы и задания

9

Объективные обязанности и моральная ответственность

Комбиниро-ванный урок

Высказывать собственные суждения, работать с документами. Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации

уметь определять и действовать в соответствии с моральными нормами, критически анализировать собственные поступки и помыслы

§7 вопросы

10

Образование

Комбиниро-ванный урок

Знать основные положения урока. Уметь анализировать понятия урока.

Понятия: образование, закон, конвенция.

Оценивать значение образования в информационном обществе. Извлекать информацию о тенденциях в развитии образования из различных источников. Характеризовать с опорой на примеры современную образовательную политику РФ.

§8 вопросы

11

Наука, ее значение в жизни современного общества.

комбинированный урок

Раскрывать сущность научного познания. Определять роль научных исследований в современном мире. Выполнение заданий по разграничению понятий. Характеризовать науку как особую систему знаний. Сформулировать нравственные принципы труда ученых

Знать понятия и термины темы, уметь определять отличительные черты науки от других систем, роль науки в современном обществе

§9 вопросы

12

Религия как одна из форм культуры

Комбиниро-ванный урок

Давать определение религии. Знать функции религии. Перечислять основные виды религиозных организаций. Составление таблицы.

Знать понятия и термины темы. Уметь выделять особенности религии. Аргументировать собственную точку зрения, опираясь на обществоведческие знания

§ 10, вопросы и задания

13

Сфера духовной культуры

Урок повторения

решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации

Знать понятия и термины раздела, уметь анализировать источник, выделять связи между явлениями

С.82-83

14.

Тема З. Экономика

13 ч.

Экономика и ее роль в жизни общества

Изучение нового материала

Характеризовать экономику, её структуру, роль в жизни общества. Структура экономики.

Понятия: экономика, ресурсы, потребность, благо, стоимость.

Раскрывать роль экономики в жизни общества.

Объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов. Различать свободные и экономические блага.

§11 вопросы

15

Главные вопросы экономики

Комбиниро-ванный урок

Называть основные вопросы экономики, модели экономических систем. Понятия: рыночная экономика, смешанная экономика, командная экономика.

Описывать и иллюстрировать примерами решения основных вопросов участниками экономики

§12 вопросы

16

Модели экономических систем

Комбиниро-ванный урок

Составление сравнительной таблицы.

Уметь характеризовать понятия, сравнивать модели экономических систем

Знать основные вопросы экономики, функции и модели экономических систем

§12, с.95-99

17

Собственность.

Комбиниро-ванный урок

Объяснять смысл понятия «Собственность».

Характеризовать и конкретизировать примерами формы собственности. Называть основания для приобретения права собственности .анализировать конкретные практические ситуации.

Схема «формы собственности в РФ»

Называть формы собственности. Уметь защищать права собственности Уметь высказывать свою точку зрения, опираясь на обществоведческие знания, знать термины и понятия темы

§13, вопросы и задания.

18

Рыночная экономика

Комбиниро-ванный урок

характеризовать рынок, рыночную экономику;

- называть основные функции цены;

- сравнивать

понятия конкуренция, монополия, олигополия

Характеризовать рыночное хозяйство, условия функционирования рыночной экономической системы.

Описывать действие рыночного механизма формирования цен на товары и услуги.

§14, вопросы и задания, записи.

19

Производство- основа экономики

Комбиниро

ванный урок

- сравнивать понятия: товар

и услуги; Знать понятия и термины: факторы производства, разделение труда, специализация, товар, услуги

Различать товары и услуги как результат т производства. Называть и иллюстрировать примерами факторы производства, исследовать несложные практические ситуации.

§15, вопросы и задания

20

Предпринимательская деятельность

Комбиниро-ванный урок

приводить примеры предпринимательской деятельности;

- характеризовать предпринимательскую этику;

- высказывать суждения о роли малого бизнеса.

Работа с понятиями терминами: предпринимательство, бизнес, механизм получения прибыли в бизнесе, менеджер, предприниматель, наемный работник, риск в бизнесе. Схема «Формы предпринимательства» на основе текста стр.128-131

Сравнивать различные организационно- правовые формы предпринимательской деятельности. Объяснять преимущества и недостатки малого бизнеса. Выражать свое отношение к проблеме соблюдения морально- этических норм в предпринимательстве.

§16, вопросы и задания

21

Роль государства в экономике

Комбиниро-ванный урок

называть способы воздействия государства на экономику;

- сравнивать государственное и рыночное регулирование экономики.

Работа с понятиями и терминами: государство, экономическая роль государства, налоги, источник доходов государства, налогообложение, прямые и косвенные налоги, подоходный и прогрессивный налог

Характеризовать экономические функции государства.

Описывать различные формы вмешательства государства в рыночные отношения. Различать прямые и косвенные налоги, смысл понятия «государственный бюджет».

§17, вопросы и задания

22

Распределение доходов

Комбиниро-ванный урок

Объяснять сущность деятельности государства по распределению доходов.

Основные понятия: социальные программы, социальная программа.

Называть основные источники доходов граждан. Раскрывать причины неравенства доходов населения. Объяснять необходимость перераспределения доходов. Иллюстрировать примерами государственной меры социальной поддержки населения

§18, вопросы и задания

23

Потребление

Комбиниро-ванный урок

Знать и уметь применять на практике основные положения закона РФ «О защите прав потребителя».

Характеризовать бюджет семьи, основы защиты прав потребителей

Работа с основными понятиями и терминами темы

Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов.

Характеризовать виды страховых услуг, предоставляемых гражданам.раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей.

§19

вопросы и задания

24

Инфляция и семейная экономика

Комбиниро-ванный урок

характеризовать причины инфляции. Работа с понятиями и терминами: государственный бюджет, бюджет семьи, доходы и расходы, внешний и внутренний долг, дефицит бюджета

Различать номинальные и реальные доходы граждан. Показывать влияние инфляции на реальные доходы и уровень жизни населения. Называть и иллюстрировать примерами формы сбережения граждан.

Объяснять связь семейной экономики с инфляционными процессами в стране.

.§20, вопросы и задания.

25

Безработица, ее причины и последствия

Комбиниро-ванный урок

называть нормы правового регулирования трудовых отношений, нормы трудовой этики;

- объяснять понятие «занятость» и причины безработицы.

Работа с понятиями и терминами: труд, заработная плата, безработица, рабочая сила, занятость, страхование безработицы

Называть и описывать причины безработицы. Различать экономические и социальные последствия безработицы. Объяснять роль государства в обеспечении занятости.

§21.

Записи в тетради.

26

Мировое хозяйство и международная торговля

Комбиниро-ванный урок

приводить примеры межд.торговли, опираясь на факты, знать понятия и термины мировое хозяйство, МВФ, ВТО, ЕС, межд.разделение труда, протекционизм, валютный курс

Называть причины формирования мирового хозяйства.

Описывать реальные связи между участниками международных экономических отношений. Характеризовать влияние международной торговли на развитие мирового хозяйства.

Раскрывать смысл понятия «обменный валютный курс»

§22

вопросы и задания, т

27

Экономическая сфера

Урок повторения

объяснять роль экономики в жизни общества;

- характеризовать сущность

и структуру экономики;

- приводить примеры действия государства на экономику.

Работа с понятиями и терминами: рыночная экономика, государственное регулирование экономики, социальные программы

Знать основные вопросы урока. Знать основные понятия и вопросы раздела

С.178-181

28

Тема 4. Социальная сфера

5 ч.

Социальная структура общества

Комбиниро-ванный урок

объяснять и характеризовать сущность социальной структуры;

- называть основные социальные нормы;

- сравнивать пути решения социальных конфликтов; выделять в тексте оценочные суждения

Работа с понятиями и терминами: предмет конфликта, субъекты, повод, причины, цель, масштаб, формы конфликта, типичный конфликт,

Выявлять и различать различные социальные общности и группы. Раскрывать причины социальной неравенства.

Приводить примеры различных видов социальной мобильности. Характеризовать причины социальных конфликтов, используя межпредметные связи, материалы СМИ, показывать пути их разрешения.

§23 вопросы и задания,

29

Социальные статусы и роли

Комбиниро-ванный урок

Характеризовать социальный статус и социальные отношения;

- выделять в тексте оценочные суждения о социальном статусе. Работа с понятиями и терминами: социальная группа, социальные отношения

Называть позиции, определяющие статус личности. Различать предписанные и достигаемые статусы.. Описывать основные социальные роли подростков.

§24

вопросы и задания,

30

Нации и межнациональные отношения

Комбиниро-ванный урок

приводить примеры больших и малых социальных групп, их взаимодействия; находить в учебной литературе оценочные суждения

о национальных проблемах.

Работа с понятиями и терминами этнос, этническое самосознание, семья, род, клан, племя, народность, нация, взаимодействие народов, этноцентризм, национальная нетерпимость, толерантность

Конкретизировать примерами из прошлого и современности значение общего исторического прошлого, традиций и сплочении народа.

Характеризовать противоречивость межнациональных отношений в современном мире. Объяснять причины возникновения межнациональных конфликтов и характеризовать возможные пути их разрешения

§25вопросы и задания, тест

31

Отклоняющееся поведение

Комбиниро-ванный урок

Уметь выделять опасные формы отклоняющегося поведения, причины их. Знать основные понятия и термины темы Составление схемы «Ответственность несовершеннолетних»

Объяснять причины отклоняющегося поведения. Оценивать опасные последствия наркомании и алкоголизма для человека и общества.

Оценивать социальное значение здорового образа жизни.

§26, вопросы и задания

32

Повторение темы «Социальная сфера».

Урок повторения

называть основные направления социальной политики на современном этапе российского общества; характеризовать социальные отношения

Знать основные вопросы раздела

вопросы и задания

33

Повторение темы «Духовная культура общества».

Урок повторения

Выполнение заданий по разграничению понятий

Систематизация учебного материала

Анализ проблемных ситуаций

Знать основные вопросы курса.

Вопросы и задания

34

Повторение темы «Государство и экономика».

Урок повторения

решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации .Анализ проблемных ситуаций

Знать основные вопросы курса.

Вопросы и задания

35

Резерв


Календарно-тематическое планирование по обществознанию. 9 класс.

Наименование раздела программы и кол-во часов на раздел.

Тема урока

Дата

Тип урока

Основные понятие

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Домаш-нее задание

1

Раздел 1.Политика и социальное управление.

10 ч.

Политика и власть

Изучение

нового

материала

Политика, политическая власть, власть

Понятие «политика». Соотношение понятий «власть» и «политика». Роль политики в жизни общества. Что входит в сферу политики. Сущность любой власти. Особенности политической власти. Влияние средств массовой информации на политическую жизнь

Знать соотношение понятий «власть» и «политика», сущность любой власти, ее роль в жизни общества.

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Умение анализировать, обобщать, делать выводы, выполнять проблемные задания

§ 1

2-3

Государство

Комбиниро-ванный

Государство, суверенитет, форма правления, монархия, республика, унитарное и федеративное государство, гражданство.

Происхождение государства. Признаки государства. Внутренние и внешние функции государства. Виды республик: президентская, парламентская. Монархия абсолютная и конституционная. Государства унитарные и федеративные. Понятие «гражданство». Взаимосвязь прав и обязанностей

Знать теории происхождения государства, предпосылки его появления, функции, формы

Уметь описывать основные политические объекты, выделяя их существенные признаки, работать с текстом учебника, с презентацией, выделять главное, заниматься проектной деятельностью

§2 учить

записи в тетради

4

Политические режимы

Комбиниро-ванный

Тоталитаризм, террор, тоталитарный режим, фашизм, авторитаризм, авторитарный режим, оппозиция, демократия: прямая и представительная. Конституция

Понятие «политический режим. Основные виды политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический. Способы удержания власти в тоталитарном обществе. Способы обеспечения подконтрольности власти в условиях демократии. Развитие демократии в современном мире.

Знать сущность политических режимов

Описывать и давать характеристику основным политическим объектам, выделяя их существенные признаки Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы

§3

5-6

Правовое государство

Комбиниро-ванный

Правовое государство, разделение властей, законодательная, исполнительная и судебная власти, категорический императив, Конституционный, арбитражный суд

Понятие правового государства. Идея соединения силы и справедливости в правовом государстве. Власть в правовом государстве. Принципы (признаки) правового государства.

Знать признаки и сущность правового государства.

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Умение анализировать, обобщать, делать выводы, выполнять проблемные задания

§4 учить записи в тетради

7

Гражданское общество и государство

Комбиниро-ванный

Гражданское общество, муниципальная собственность, Общественная палата

Понятия «общество» и «гражданское общество». Основные признаки гражданского общества. Роль гражданского общества в отношении личности и государства. Общественные организации - основа гражданского общества. Различия между государственным и местным самоуправлением. Формы осуществления местного самоуправления

Знать причины появления гражданского общества, его признаки и особенности.

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Умение анализировать, обобщать, делать выводы, выполнять проблемные задания

§5

8

Участие

граждан

в политической жизни

Комбиниро-ванный

Выборы, избирательное право, референдум, митинг, цензура, политический экстремизм

Выборы и референдум - возможность влияния на политику. Способы воздействия на власть в демократическом обществе. Степень и оправданность ограничения политических свобод. Условия сознательного участия человека в политической жизни. Сущность и проявления политического экстремизма

Знать факторы, определяющие степень участия в политической жизни страны, способы воздействия на власть в демократическом обществе.

Уметь анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы, участвовать в дискуссии. Описывать и давать характеристику основным политическим объектам, выделяя их существенные признаки Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы

§6

9

Политические партии и движения

Комбиниро-

ванный

Общественно-политические движения, политическая партия, оппозиция, многопартийность

Причины возникновения общественно-политических движений и их сущность. Признаки политической партии. Многопартийность

Знать причины возникновения, признаки и особенности партий.

Уметь работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии.

§7

10

Повторение

по теме «Политика»

Уурок повторения

Основные понятия темы

Политика и власть. Государство. Политические режимы. Правовое государство и гражданское общество. Участие граждан в политической жизни. Политические партии и движения

Знать основные положения темы «Политика»

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать, участвовать в дискуссии, высказывать и отстаивать свое мнение

Повт.

§1-7

11

Право

Изучение нового материала

Право, естественное право, категорический императив, норма права, закон, подзаконный акт, отрасль права, институты права

Смысловые значения понятия «право». Основные назначения права в обществе. Естественное право. Норма права. Отличительные особенности нормы права. Виды законов. Система законодательства. Право и закон.

Знать смысловое значение понятия права, особенности норм права

Использовать приобретенные знания для первичного сбора и анализа информации Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать

§8

12

Правоотношения и субъекты права

Комбиниро-

ванный

Правоотношение, субъекты правоотношений: физические и юридические лица, правоспособность, дееспособность

Элементы правоотношений. Сущность и особенности правоотношений. Смысл понятий «субъекты правоотношений», «объекты правоотношений». Субъективное право. Участники правоотношений. Понятия «Дееспособность» и «правоспособность».

Знать элементы правоотношений их сущность и особенности.

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать, участвовать в дискуссии, решать проблемные

§9

13-14

Правонарушения и юридическая ответственность

Комбиниро-

ванный

Правонарушение, противоправность, вина, неосторожность, умысел, проступок, юридическая ответственность, презумпция невиновности

Признаки правонарушения. Виды правонарушений. Формы вины: неосторожность, умысел. Преступление и проступок. Виды юридическая ответственности: уголовная,

административная, дисциплинарная, гражданская.

Знать признаки правонарушений, их виды, формы вины

Уметь работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии

§10

15

Правоохранитель-ные органы

Комбиниро-

ванный

Правоохранительные органы, народные заседатели, судья, суд присяжных, прокуратура, адвокатура, нотариат

Государственные правоохранительные органы: функции, цели и задачи. Принципы правосудия. Суд. Прокуратура. Адвокатура. Специфика работы нотариата.

Знать функции, цели и задачи правоохранительных органов

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать, участвовать в дискуссии, решать проблемные

§11

16-17

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ

Уроки - практикумы

Уроки - практикумы

Конституция, ценности, плюрализм, многопартийность статус человека и гражданина.

Конституция - закон вышей юридической силы. Базовые ценности Конституции: нравственные, ценности демократии, ценности патриотизма, ценности международного сотрудничества, ценности социального мира. Основные задачи Конституции. Конституционный строй современной России. Принципы конституционного строя. Основы статуса человека и гражданина.

Знать основные положения Конституции РФ, принципы основного закона жизни.

Использовать приобретенные знания для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей Умение работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии

§12,13

Учить записи в тетради

18-20

. Права и свободы человека и гражданина

Уроки - практикумы

Достойное существование, естественные права, ООН, права и свободы, судебная система, Уполномоченный по правам человека

Права человека - высшие ценности человеческой цивилизации. Что такое права человека. Естественные и неотчуждаемые права человека. Общечеловеческие правовые документы. Классификация прав, закрепленные в Конституции РФ. Юридические гарантии и система защиты прав человека. Права ребенка

Знать, что права являются высшей ценностью человека, классификация прав человека.

Уметь сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать. Умение работать с текстом Конституции, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии

§14,15

21-22

Гражданские правоотношения

Комбиниро-

ванный

Имущественные отношения, собственность, гражданское право, договор, сделки, гражданская дееспособность, потребитель, сертификат качества

Сущность гражданского права. Особенности гражданских правоотношений. Договоры и сделки. Гражданская дееспособность несовершеннолетних. Защита прав потребителей.

Знать сущность, признаки и особенности гражданских правоотношений

Использовать приобретенные знания для общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах Умение работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии

§16

23-24

Право на труд. Трудовые правоотношения

Комбиниро-

ванный

Трудовые правоотношения, трудовой договор, трудовая книжка, социальное партнерство, профсоюз, дисциплина труда

Что означает право на труд. Трудовые правоотношения. Трудовой договор - основа трудовых правоотношений. Права и обязанности работников. Значение дисциплины труда. Льготы для совмещающих работу с учебой.

Знать основы трудовых правоотношений.

Уметь работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии Уметь анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы

§17

25

Семейные правоотношения

Комбиниро-

ванный

Семья в социальном плане, брак, фиктивный, гражданский, церковный браки, брачный договор

Суть юридических понятий семьи и брака: фактическое и юридическое понимание. Предпосылки возникновения семьи. Условия и порядок заключения брака. Сущность и особенности семейных правоотношений. Правоотношения супругов, родителей и детей. Законные и договорный режим имущества супругов

Знать основы семейных правоотношений

Решать познавательные и практические задачи на изученный материал. Умение составлять таблицы, работать с текстом учебника, работать в малых группах, составлять таблицу, проводить сравнительный анализ

§18

26

Административные правоотношения

Комбиниро-

ванный

Административное право, административные правоотношения,

административные

правонарушения.

Что такое административное право. Понятие и черты административного правоотношения.

Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Знать основы административных правоотношений

Решать познавательные и практические задачи на изученный материал. Умение составлять таблицы, работать с текстом учебника, работать в малых группах, составлять таблицу, проводить сравнительный анализ

§19

27-28

Уголовно-правовые отношения

Комбиниро-

ванный

Уголовное право, преступление, общественная опасность, противоправность, виновность, необходимая оборона, подстрекатель, пособник, исполнитель, соучастники

Что такое уголовное право. Особенности уголовно-правовых отношений. Понятие преступление. Признаки преступления. Квалификация преступлений. Преступление в соучастии. Обстоятельства, исключающая уголовную ответственность: необходимая оборона, крайняя необходимость.

Знать основы уголовно-правовых отношений

Решать познавательные и практические задачи на изученный материал Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы

§20

29

Социальные права

Комбиниро-

ванный

Социальная политика, ипотека, кредит, социальные пенсии, пенсионный фонд

Понятие «социальное государство». Социальная политика государства. Условия для успешного решения социальных задач. Социальные права граждан РФ: право на жилище, на социальное обеспечение, на охрану здоровья

Знать социальные права граждан РФ, особенности и сущность социальной политики.

Уметь работать с текстом учебника, работать в малых группах, составлять таблицу, проводить сравнительный анализ

§21

30

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

Комбиниро-

ванный

Конфликт, международное гуманитарное право, военные преступления

Предпосылки создания международного гуманитарного права. Принципы и сущность международного гуманитарного права. Методы и средства ведения войны, запрещенные международным гуманитарным правом. Особенности и значение международного гуманитарного права.

Знать основы международного гуманитарного права

Уметь работать с текстом учебника, документами, работать в малых группах, составлять таблицу, проводить сравнительный анализ, отвечать на проблемные вопросы

§22

31

Правовое регулирование отношений в сфере образования

Комбиниро-

ванный

Единый государственный экзамен, образование, дополнительные образовательные услуги

Сущность правового регулирования в сфере образования. Многоуровневое законодательство в сфере образования. Сущность права на образование. Гарантии государства в праве на получение образования.

Знать основы правового регулирования в сфере образования

Решать познавательные и практические задачи на изученный материал. работать с текстом учебника, работать в малых группах, составлять таблицу, проводить сравнительный анализ

§23

32

Повторение по теме «Право»

Урок повторения

Основные понятия по теме

Право и его роль в жизни общества и государства. Правоотношения и юридическая ответственность. Конституция РФ . Основы конституционного строя. Права и свободы человека. Отрасли права: гражданское, административное, семейное, международное гуманитарное, трудовое. Правовое регулирование отношений в сфере образования

Знать теоретические и практические основы темы «Право»

Объяснять взаимосвязи изученных правых объектов Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы

33

Итоговое повторение

Урок повторения

Основные понятия курса

Виды законов. Система законодательства. Право и закон.

Правоотношения и субъекты права. Отрасли права. Источники права. Права и свободы человека. Конституция РФ

Умение обобщать и систематизировать материал. Решать познавательные и практические задачи, проводить сравнительный анализ, работать с текстом учебника, со схемой.

34

Резерв


Учебно-методический комплекс.

Учебники.

1. Л.Н. Боголюбов. Обществознание. 6 класс. Москва, «Просвещение» 2009 г.

  1. Л.Н. Боголюбов. Обществознание.7 класс. Москва, «Просвещение» 2008 г.

  2. Л.Н. Боголюбов. Обществознание. 8 класс. Москва, «Просвещение» 2013 г.

  3. Л.Н. Боголюбов. Обществознание. 9 класс. Москва, «Просвещение», 2014 г.

Методические пособия.

  1. Обществознание. 6 класс. Поурочные планы по учебнику Л.Н.Боголюбова.

  2. А.В. Поздеев. Поурочные разработки по обществознанию к УМК Л.Н. Боголюбова. 7 класс.

  3. Обществознание. 8 класс. Поурочные планы по учебнику Л.Н.Боголюбова.

  4. Обществознание. 9 класс. Поурочные планы по учебнику Л.Н.Боголюбова.

  5. Т.П. Бегенеева. Поурочные разработки по обществознанию 10 класс.

  6. Обществознание в таблицах. 10-11 классы.

  7. Обществознание. Схемы, таблицы.

  8. С.В. Краюшкина. Тесты по обществознанию. 10 класс.

  9. С.Н. Дыдко. Контрольные и проверочные работы по обществознанию 9 класс.

  10. Конституция РФ.

  11. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. 7 класс. Москва «ВАКО»2013.

  12. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. 8 класс. Москва «ВАКО»2014.

  13. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. 9 класс. Москва «ВАКО»2015.

  14. Тесты по обществознанию 6 класс.(раздаточный материал)

Технические средства обучения

1.компьютер

2.мультимедийный проектор

3. экран

Презентации.

7 класс.

Человек и закон.

  1. Что значит жить по правилам.

  2. Конституционные обязанности человека и гражданина.

  3. Почему важно соблюдать законы.

  4. Защита Отечества.

  5. Что такое дисциплина.

  6. Виновен-отвечай.

  7. Кто стоит на страже закона.

Человек и экономика.

  1. Экономика и её основные участники.

  2. Золотые руки работника.

  3. Производство: затраты, выручка, прибыль.

  4. Виды и формы бизнеса.

  5. Обмен, торговля, реклама.

  6. Деньги и их функции.

  7. Экономика семьи.

Человек среди людей.

  1. Отношения между людьми.

  2. Ты и твои товарищи.

  3. Почему нужно быть терпимым.

Человек и природа.

  1. Воздействие человека на природу

8 класс.

Личность и общество.

  1. Быть личностью.

  2. Развитие общества.

Сфера духовной культуры

  1. Сфера духовной жизни.

  2. Мораль и право.

  3. Долг и совесть.

  4. Моральный выбор.

  5. Образование.

  6. Наука в современном обществе.

Экономика.

  1. Экономика и её роль в жизни общества.

  2. Главные вопросы экономики.

  3. Собственность.

  4. Предпринимательство.

  5. Потребление.

Социальная сфера.

  1. Социальная структура общества.

  2. Социальная мобильность

9 класс.

Политика.

  1. Политика и власть.

  2. Государство.

  3. Участие граждан в политической жизни.

  4. Политические партии и движения.

Право.

  1. Правоотношения и субъекты права.

  2. Правонарушения и юридическая ответственность.

  3. Правоохранительные органы.

  4. Основы конституционного строя.

  5. Гражданские правоотношения.

  6. Административное право.

  7. Уголовно-правовые отношения.

  8. Социальные права.

Видеоролик.

  1. Демократические выборы.


© 2010-2022