Открытый урок по обществознанию на тему Подросток в группе (7 класс)

Раздел Обществознание
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Подросток в группе. Урок обществознания в 7 а классе.

Подготовила и провела 12.12.2013 г.

учитель истории МБОУ СОШ с. Кудеевский

Трегубова Наталья Ивановна

Цель урока :

Познакомить учащихся с классификацией групп, составляющих общество.

Задачи:

1. подвести учащихся к важности создания общепринятых норм и правил общения;

2.Развивать умение работать в группе, высказывать свою точку зрения,

анализировать и делать выводы, моделировать различные жизненные ситуации,

принимать индивидуальные и коллективные решения.

3. Способствовать воспитанию толерантности, уважительного отношения к иной точке зрения, потребности правильного выбора своего места в среде подростков.

Оборудование:

1. Мультимедийная установка.

2. Презентация «Подросток в группе»

3. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений /А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. - 13-е изд.- М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011.

4. Раздаточный материал.

5. Мультфильм «Дюймовочка».

Основные понятия:

Малая группа, групповое давление, конформизм.

План урока

1.Понятие «малая группа». Признаки.

2.Понятие «групповое давление». Виды группового давления.

3.Конформизм.

Ход урока.

1.Организация начала урока.

Добрый день, ребята. Приятно вас видеть на уроке. Я думаю, что у нас с вами сложится атмосфера взаимопонимания и уважения. Призываю вас к сотрудничеству. Будьте открытыми, не бойтесь высказывать свое мнение, суждение, не бойтесь ошибаться. Мы с вами учимся, а познавать новое , неизведанное очень интересно. Я надеюсь, что занятие наше будет успешным.

2.А сейчас обратите внимание на экран (изображения с малыми группами: семья, класс, спортивная секция и др.) ( Слайд 1)

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? ( О группах, в которые входит человек).

Да, действительно, тема нашего урока «Подросток в группе». ( Слайд 2) Цель нашего урока познакомиться с классификацией групп, составляющих общество.

В ходе нашего урока предлагаю решить проблемное задание (Слайд 3)

• Какое из утверждений кажется вам более верным? Обоснуйте свое мнение.

1. Группа подавляет личность и способности подростка.

2. Только в группе подросток проявляет свои способности и таланты.

(Высказывание учащихся)

3. Изучение нового материала.

3.1. Понятие «малая группа».

Почти у каждого из нас есть свой круг общения. Это наши приятели в классе, друзья, живущие с нами в одном дворе и т.п. В психологии такую группу людей называют малой группой. Попробуйте дать определение понятию « Малая группа».

(Работаем в группах)

Малая группа- это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены определенным видом деятельности и находящиеся в непосредственном личном общении.

(Показ слайда «Малая группа» Признаки малой группы) (Слайд 4)

Один человек может состоять сразу в нескольких группах.

(Приведите пример: ( семья, на работе, танцевальный кружок, волейбол, плавание,).

На экране вы видите цветок (Слайд 5), у которого центром является любой из вас, а лепестки это малые группы, в которые вы входите. Каждый лепесток имеет соприкосновение с вами. Попробуем мысленно удалить лепестки - цветок перестанет быть цветком. Любой из вас перестанет быть самим собой, потеряв связь с близкими людьми. Как вы думаете, какую роль играет малая группа в жизни человека?

(Рассуждения детей) Можно обратиться к самим детям, которые тоже на уроке находятся в группе: какие у них ощущения (им комфортно в группе, легче, спокойнее или нет)

Считается, что малая группа помогает человеку реализовать одну из важнейших потребностей - потребность во взаимодействии с себе подобными, избавляет от чувства одиночества, дает ощущение защищенности.

Работа с учебником. Интересные факты: стр.81 прочитать вслух. ( Высказывания учащихся).

3.2 . Понятие «групповое давление». Виды группового давления. (Слайд 6)

Благодаря своей сплоченности группа может навязать отдельному человеку такие правила поведения, поступки и требования, с которыми он, возможно, не согласен, но которым вынужден подчиняться. Как называется такое явление? (Это явление в науке называется групповым давлением.)

Испытывали ли вы когда-нибудь на себе групповое давление? (Ответы учащихся).

(На столах лежит памятка, по которой дети работают).

1. Кто оказывал на вас давление?

2. При каких обстоятельствах это было?

3. Как вы поняли, что на вас оказывают групповое давление?

4. Какие чувства вы при этом испытывали?

5. Как вы вышли из данной ситуации?

Уже по вашим рассказам можно предположить, что существуют различные виды группового давления.

Посмотрите на слайд, где представлены те способы оказания давления, которые наиболее часто используются в компании сверстников. Давайте их рассмотрим.

(Слайд 7)

1. Лесть

2. Шантаж

3. Уговоры

4. Угрозы, запугивания

5. Насмешки

6. Похвала

7. Подкуп

8. Призыв «делай как мы!»

9. Обман

(Объясните значение этих слов)

(Отработка навыков распознавания группового давления) Обращение к ситуациям для разыгрывания.

Каждая группа по очереди разыгрывает предложенные ситуации.

Задача остальных: определить, какие виды группового давления использовались.

Ситуации для разыгрывания:

1. После игры в футбол старшие ребята говорят Коле, что он молодец, отлично играет, вообще, свой парень и предлагают отметить окончание игры и успешно забитые Колей голы тем, что пойдут и выпьют пива.

2. Ребята, под угрозой расправы, требуют у Саши денег (он должен принести их из дома).

3. Одноклассники уговаривают Иру пойти к ней домой, чтобы поиграть на её новом компьютере.

Мы рассмотрели основные виды группового давления, и вы поняли, что с таким явлением нам часто приходится сталкиваться в жизни.

3.3.Конформизм.

Давайте посмотрим фрагмент из мультфильма по сказке Г. А. Андерсена «Дюймовочка» и прокомментировать ситуацию. (демонстрация мультфильма)

Мы довольно часто не можем противостоять групповому давлению и уступаем, вовсе не желая этого. Такое явление в психологии получило название конформизма. (Слайд 9 )

Конформизм -это склонность человека уступать под влиянием давления со стороны другого человека или группы людей.

Как вы думаете, кто чаще всего подвергается групповому давлению?

(чаще всего - это люди с заниженной самооценкой).

Какие черты личности помогают противостоять групповому давлению?

(уверенность в себе, знания, умение постоять за себя, устремлённость, стойкость, храбрость и т.д.)

Считается, что умение отказаться от ненужных вам предложений, сказать «нет», если на вас оказывается групповое давление, признак психологически здоровой личности, самодостаточной.

Понятно, что в реальной жизни не так-то просто принять решение. Однако можно заранее обдумать, какие приёмы можно было бы использовать для того, чтобы отказаться от навязчивых предложений.

Я предлагаю вам поработать в группах и предложить наиболее приемлемые примы отказа . (Обсуждение, высказывания учащихся. )

Приемы отказа: (Слайд 10 )

1. Выбрать союзника

2. Сменить тему

3. «Продинамить»

4. «Задавить интеллектом»

5. Упереться

6. Обходить стороной

Таким образом, на наше мнение и поступки группа оказывает большое воздействие.

Мы с вами снова возвращаемся к проблемному вопросу: (Слайд 11)

• Какое из утверждений кажется вам более верным? Обоснуйте свое мнение.

1. Группа подавляет личность и способности подростка.

2. Только в группе подросток проявляет свои способности и таланты.

(Ответы учащихся)

Работа с учебником Практикум на стр.84.

  1. В какие группы вы входите? Назовите качества личности, которые ценятся в этих группах.

  2. Подумайте, в каких случаях подросток может противостоять групповому мнению (например, мнению одноклассников).

Выводы.

Большинство людей в разных ситуациях проявляет себя по-разному: в каких-то случаях подчиняются общему мнению, в каких-то упорно отстаивают свою точку зрения.

У каждой из этих позиций есть свои плюсы и минусы. Идя на компромисс с окружающими, ты можешь избежать спора, конфликта. К тому же, в этом случае на тебя ложится меньшая ответственность - принятое решение не лично твоё, но принадлежит всей группе, но позиция вечного соглашательства лишает возможности проявлять свою индивидуальность, и зачастую лишает уважения со стороны окружающих.

Отстаивая свою точку зрения, ты рискуешь оказаться непонятым, вызвать раздражение. Противопоставляя собственное мнение мнению большинства, ты тем самым берешь на себя ответственность, но в тоже время ты имеешь возможность почувствовать собственную значимость, свою внутреннюю силу, не потеряв уважения к самому себе.

Нужно знать, где и когда придерживаются общего мнения, и когда отстаивать свою точку зрения.

4.Подведение итогов. Что узнали нового? Решили ли проблему урока?

5. Рефлексия.

Большое спасибо всем! Как вы себя на данный момент чувствуете? (смайлики)

Выставление оценок.

6.Домашнее задание: (Слайд 12) Изучить § 11,12 .Выполнить практикум.

Тест «Познай себя».

Как к вам относятся окружающие?

  1. Бывает ли так, что человек вам не понравился с первого взгляда?

а) часто б) иногда в) никогда

  1. Если с вами заговорит незнакомый человек, сделаете ли вы вид, что не замечаете его?

а) часто б) иногда в) никогда

  1. Когда кто-то рассказывает вам что-нибудь «по секрету», держите «язык за зубами»?

а) часто б) иногда в) никогда

  1. Обращаются ли к вам за помощью или советом?

а) часто б) иногда в) никогда

  1. Обращаясь к людям, вы отказываетесь выслушать то, что волнует их, ради обсуждения своих собственных проблем?

а) часто б) иногда в) никогда

  1. Позволяете ли вы говорить критичным тоном, с сарказмом (насмешкой) или с нотками агрессии?

а) часто б) иногда в) никогда

  1. Если у вас что-то не получается, вы пытаетесь переложить свою вину на кого-нибудь другого?

а) часто б) иногда в) никогда

  1. Когда вы встречаете нового человека в доме или в классе, вы пытаетесь первым завести знакомство?

а) часто б) иногда в) никогда

  1. Если друзьям срочно понадобилась ваша помощь, вы, не раздумывая, бросаете свою работу, домашние дела и занятия, чтобы помочь им?

а) часто б) иногда в) никогда

© 2010-2022