Методическая разработка урока обществознания

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока обществознания

(учебник: Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов, А. И. Матвеев, Е. И. Жильцова и др. ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012).

Тема: «Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ».

Цель урока: сформировать представление учащихся о Конституции РФ как документе высшей юридической силы.

Задачи урока:

  1. Образовательная: раскрыть сущность Конституции РФ как основного закона страны, имеющего высшую юридическую силу, и основ конституционного строя РФ.

  2. Развивающая: сформировать умение извлекать информацию из источников, раскрывать теоретические положения на конкретных примерах.

  3. Воспитательная: создать условия для понимания ценностей демократии, воспитания и уважения к закону.

  4. Коррекционная: развитие устной речи.

Форма урока: урок изучения нового материала.

Приемы деятельности учителя: беседа, рассказ, объяснение, размышление, руководство познавательной деятельностью учащихся, применение средств наглядности.

Развитие умений и навыков учащихся: учатся переносить знания в новые ситуации, выполнять проблемные задания, аргументировать свою точку зрения, делать выводы, развивают коммуникативные умения, высказывают оценочные суждения.

Основные понятия и термины: Конституция.

Оборудование урока: классная доска, мел, учебник, тетрадь, Конституция 1993 г., магниты, 2 схемы, карточки с заданиями.

Оформление доски: тема урока, схемы.

Практическое значение изучаемой подтемы состоит в том, что она является важнейшей в формировании правовых знаний учащихся, их правовой компетентности и демократической политической культуры. Осознанное усвоение базовых знаний по теме лежит в основе формирования гражданственности, готовит учащихся к решению жизненных проблем, к активному выполнению социальной роли гражданина. Изучение темы создает условия для теоретического рассмотрения обыденных явлений и ситуаций, учит защищать демократические ценности, свои права и свободы.

Домашнее задание: проработать текст § 12 - 13 (стр. 103 - 110), проанализировать фрагмент проекта Конституции Н. Муравьева рубрики «Документ» и определить, какие ценности лежат в его основе.

Индивидуальные опережающие задания: подготовить исторические справки на темы «Этапы развития Конституции» и «История конституций СССР и Российской Федерации».

На изучение материала отводится 4 урока.

Ход урока

I. Организационный момент. (2 мин.)

II. Изучение нового материала. (25 мин.)

План (1-й урок):

  1. Общая характеристика Конституции РФ.

  2. Этапы развития Конституции.

  3. Конституция как закон высшей юридической силы.

1. Вспомните, какими словами начинается Конституция нашей страны?

Нужно ли изучать Конституцию? Почему?

По данным социологических опросов, с содержанием Конституции знакомы лишь 35% опрошенных. При этом примерно каждый второй участник опроса (53%) признался, что не знает основных положений российской Конституции, а 12% затруднились оценить свою осведомленность в данном вопросе (опрос фонда «Общественное мнение» «Отношение к Конституции» от 13 декабря 2007 г. представлен в виде диаграммы). Вывешивается на доску. Рис. 1

О чём, по вашему мнению, свидетельствуют результаты опроса? Есть ли взаимосвязь между знанием Конституции и уровнем правовой культуры личности, общества? между знанием Конституции и особенностями политической жизни нашей страны?

Откройте учебник на стр. 103. Давайте вместе прочитаем вводный раздел к нашему параграфу. Читают. Как вы понимаете высказывания «Конституция РФ - главный нормативный акт…»; «Конституция выражает систему идей, воззрений на государственное и общественное устройство»? Записывают определение Конституции. Конституция (от лат. constitutio - устройство) - Основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

2. Выступления учащихся, подготовивших опережающие задания (исторические справки).

- Определите, какой конституции соответствует приведенное положение. На доску вывешивается лента времени (рис. 2) и таблица (рис. 3).

- Какие Конституции называют «конституциями первого поколения»? (Ответ: самые первые конституции.)

- Закончите фразу: «Конституции бывают кодифицированные, или писаные, и … или …». (Ответ: «некодифицированные, или неписаные».)

- Исправьте ошибки в тексте (у учащихся на столах лежат заранее приготовленные карточки):

«Первые конституции появились в ходе ликвидации абсолютных монархий. Они утверждали юридическое равенство людей, подчиняли власть закону, преобразовывали гражданство в подданство. Единственным источником власти признавалось государство. Первой кодифицированной конституцией была конституция Англии. Новейшие конституции принимаются в конце XIX в. Они утверждают принципы верховенства власти и правового государства». (Ответ: ошибочные положения выделены курсивом.)

Физкультминутка (3 мин.)

3. Практическая работа с разделом §12 - 13 «Закон высшей юридической силы» и Конституцией РФ.

Задания (у учащихся на столах лежат заранее приготовленные карточки):

  1. Охарактеризуйте структуру Конституции РФ. На основании названий глав и разделов Конституции РФ подтвердите положения учебника о задачах Конституции.

  2. На основании информации в разделе учебника объясните, почему Конституцию принято называть основным законом государства.

  3. Найдите в учебнике положения, которые раскрывают тезис «Конституция - закон высшей юридической силы».

  4. Прочитайте преамбулу Конституции. Докажите, что в основе Конституции лежит система ценностей (в случае затруднения обратитесь к разделу учебника).

  5. На основании статьи 2 Конституции РФ определите высшую ценность нашего общества. Объясните, как характеризует наше государство и общество это признание.

Итак, с учетом новых знаний, полученных на уроке, как вы понимаете высказывание «Конституция выражает систему идей, воззрений на государственное и общественное устройство»?

III. Закрепление изученного на уроке. (5 мин.)

- Что такое Конституция? Каково ее значение?

IV. Подведение итогов урока. (5 мин.)

- Ребята, какую пользу вы извлекли из данного урока?

Выставление отметок.












Приложения


Рис. 1

Методическая разработка урока обществознания


Рис. 2

Методическая разработка урока обществознания


Рис. 3

Конституции СССР, РСФСР, РФ (год принятия)


Положение Конституции

1993

Конституция РФ, утверждающая верховенство закона и принципы правового государства

1918

Впервые в истории утвердила основы государства диктатуры пролетариата

1977

Конституция СССР периода «развитого социализма»

1978

Конституция РСФСР периода «развитого социализма»

1924

Первая Конституция СССР

1925

Первая Конституция РСФСР как союзной республики в составе СССР

1936

Конституция «победившего социализма»

1937

Конституция РСФСР, закреплявшая победу социализма

История Конституций СССР и РФ

Конституция в нашей стране появилась только в XX веке, хотя проекты ее создания были известны задолго до этого.

Так, первой конституцией (ее называют «протоконституцией») было Соборное уложение 1649 года - кодекс законов, принятых Земским собором и утвержденных царем Алексеем Михайловичем. Конституция 1918 года - первая советская Конституция - Конституция РСФСР (в ее основу легла «Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа») закрепила победу рабочих над буржуазией и установление диктатуры пролетариата. В этом названии отразилось неравное положение граждан нового государства. Многих прав были лишены священнослужители, сотрудники жандармерии, собственники. Конституция провозгласила небывалый набор социально-экономических прав «трудящихся». В 1924 году принимается другая конституция, закрепившая отношения между гражданами и новым союзным государством СССР. В 1925 году принята Конституция РСФСР - республики в составе СССР. Идеологические установки на строительство светлого будущего для своих граждан нашли отражение в конституциях 1936 года и 1977 года. Первая из них провозглашала победу социализма в стране, а вторая констатировала так называемый «развитой социализм». Это были политические документы. Инакомыслящие преследовались. В 1937 и 1978 годах появились новые Конституции РСФСР. Последняя Конституция РСФСР, «конституция развитого социализма», действовала до октября 1993 года. 12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации.

Этапы развития Конституции

Конституция - одно из важнейших достижений демократии.

В настоящее время конституцию имеют почти все страны мира, за исключением нескольких абсолютных монархий стран Персидского залива.

Современное понимание конституции стало складываться в XVII - XVIII вв., в период буржуазно-демократических революций. Первые конституции принято называть конституциями «первого поколения». Их появление было следствием ликвидации абсолютных монархий. Принятие конституции способствовало последовательному утверждению демократии. Единственным «источником власти» признавался народ. Возникла выборная власть, прежде всего представительная (парламент). Подданство было преобразовано в гражданство, провозглашено равенство граждан перед законом. Власть была подчинена закону.

Конституции принято делить на писаные (кодифицированные) и неписаные (некодифицированные).

В 1689 году парламент Англии принял «Билль о правах», ограничивавший власть короля и гарантировавший права и свободы парламента.

Первая писаная конституция была издана в 1787 году в США. А в 1789 году в нее были внесены первые 10 поправок («Билль о правах»).

Через несколько лет после США писаные конституции появились в Европе - в Польше (1789), Франции (1791), Испании (1812), Норвегии (1814) и в других странах.

Однако большинство конституций «первого поколения» в первоначальном виде просуществовали недолго и позднее были существенно изменены.

Подавляющее большинство конституций «второго поколения» было принято во второй половине XX в. Их отличал более высокий уровень демократических принципов, на которых должен основываться общественный и государственный строй.


© 2010-2022