Урок обществознания в 10 классе по теме «Война как глобальная проблема человечества: Философия и экономика войны»

Урок по т. «Война как глобальная проблема человечества: Философия и экономика войны» предназначен как для учителей обществознания, так может использоваться и в качестве дополнительного материала для самих учащихся. В ходе урока затрагиваются такие вопросы как понятие и классификация войн, их причины. Это является актуальным в наше время, так как современное общество хранит память о прошедшей Второй мировой войне, а постоянно вспыхивающие на планете вооруженные конфликты делают эту тему особенно ...
Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

- 19 - урок "Война как глобальная проблема человечества: Философия и экономика войны" Малёва Л.Е.


Тема: «Война как глобальная проблема человечества:

Философия и экономика войны»

(урок обществознания в 10 классе)

Цели урока: 1) выявить особенности войны как глобальной проблемы человечества, а также ее грабительскую сущность;

2)антигуманную направленность нацистского режима на оккупированных территориях во время Второй мировой войны;

3) продолжить развитие навыков работы с историческими источниками, схемами и таблицами;

4) формирование толерантного мышления с точки зрения современного общества.

План

  1. Понятие войны. Война как глобальная проблема человечества.

  2. Экономическая политика Германии на завоеванных территориях и положение населения в этих территориях.

  3. Экономические итоги Второй мировой войны.

  4. Политика и нравственность.

Оборудование урока:

  1. Карта "Вторая мировая война"

  2. раздаточный материал: пакет документов для учащихся (отрывок из романа А.Рыбакова "Тяжелый песок"; приказ начальникам лагерей, приказ евреям г. Киева)

  3. в/ф. "Список Шиндлера"

Форма урока: комбинированный.

Тема "Война как глобальная проблема человечества" входит в школьные учебники обществознания в качестве обязательной. Это является актуальным в наше время, так как современное общество хранит память о прошедшей Второй мировой войне, а постоянно вспыхивающие на планете вооруженные конфликты делают эту тему особенно важной. В то же время необходимо актуализировать и нравственные аспекты происхождения проблемы. В данном случае я считаю оправданным в качестве иллюстративного примера использовать материал, касающийся Германии как наиболее поддающийся анализу. Цели Германии в учебных пособиях ограничены единственной фразой "стремление завоевание мирового господства и жизненного пространства для немецкой нации". Поэтому считаю необходимым в ходе урока выделить: во-первых, нравственный аспект проблемы: положение населения на оккупированных территориях, во-вторых, экономический аспект: использование ресурсов территорий для Германии. Так как цели Германии во второй мировой войне определили ее поведение на оккупированных территориях и отношение к местному, особенно еврейскому и славянскому населению.

 Война и мир - такие же естественные антиподы, как добро и зло, жизнь и смерть, свобода и рабство. Вместе с тем это спутники человечества с первобытной эпохи. Понятия "война" и "мир" переплелись в человеческом сознании столь неразрывно, что воспринимаются как две стороны одной сущности, извечная неразделенная и неразрешимая глобальная проблема.

Основная цель урока: рассмотрение феномена войны как глобальной проблемы человечества. В качестве основной задачи нам необходимо будет, во-первых, вскрыть антигуманный характер войны, ее безнравственность, как с политической, так и с экономической точки зрения; во-вторых, проследить, как теория превосходства одной нации над другой и попытка решить свои проблемы за счет гибели целого, ни в чем не повинного народа, приводит к войне на самоуничтожение, приводит к геноциду, Холокосту; и, в-третьих, дать оценку войне с точки зрения нравственности.

В справочнике "Великая Отечественная война 1041-1945 гг. читаем: "ВОЙНА - организованная вооруженная борьба между различными государствами или общественными классами для достижения определенных целей насильственным путем." Еще более краткое определение войны дал немецкий военачальник Х1Х в. Клаузевиц: "Война - это продолжение политики другими средствами".

(Учащимся можно дать опережающее задание подобрать материал об общих потерях человечества в ходе прошедших локальных и мировых войн.)

Почему же так сложилось? Почему люди воюют? Ведь еще в древности сложилась поговорка, не потерявшая своей актуальности и сегодня: "Кто хочет наслаждаться миром должен готовиться к войне". Вроде бы понятно: худой мир лучше доброй ссоры. Однако, по приблизительному подсчету ученых, в истории человечества разного рода военные конфликты вспыхивали в среднем три раза в год, а их общее число за 5 тысячелетий приближается к 15 тысячам. Масштабы войн разрастались с течение времени, и минувший ХХ в. дал наиболее наглядное тому подтверждение. После окончания Второй мировой войны в локальный войнах второй половины ХХ в. погибло около 40 млн. человек, а свыше 30 млн. стали беженцами. Особый трагизм военным столкновениям минувшего века придает постоянный рост жертв среди мирных граждан. Если в Первой мировой войне гражданское население составило 5% от общего числа потерь, а во Второй мировой войне - половину, то в ходе войны во Вьетнаме и в первые годы военных действий Российской армии в Чечне - более 2/3. С позиций биологического подхода и с учетом этой ужасающей статистики война выглядит столь же обычным состоянием отношений, что и мир.

В философии есть несколько основных точек зрения на природу и источники войны. Так, многие мыслители связывали и связывают военные конфликты между организованными группами людей и народами с человеческой природой - биологическими и психологическими наклонностями Homo sapiens, его врожденным желанием главенствовать над себе подобными и вытекающей отсюда агрессивностью. Знаменитая фраза английского философа XVII в. Томаса Гоббса "человек человеку волк" (homo homenuc lupus est) стала нарицательной и произносится уже как народная мудрость. "Мы находим в природе человека, - писал Томас Гоббс, - три основные причины войны: во-первых, соперничество; во-вторых, недоверие; в-третьих, жажда славы". Однако наряду с биологическим (называемым еще антропологическим и социал-дарвинистским) объяснением войны в науке давно сложилось понимание их социальной обусловленности, иными словами, зависимости от особенностей общественного развития, политической системы стран-участниц конфликта, межгосударственных отношений. Основной доминантой всякого развития являются возникновение и преодоление противоречий. Если социальные, политические, экономические, идеологические, религиозные противоречия между странами и сообществами (чаще всего соседними) обостряются до такой степени, что их не удается преодолеть путем переговоров, согласования, взаимных уступок, выработки договоренностей (т.е. политическим, мирным путем), вооруженное столкновение становится лишь вопросом времени и любой частный вопрос может послужить поводом к нему.

Давайте обратимся к документу и попробуем сопоставить две точки зрения на войну и на цели и средства ее ведения (в качестве примера используются высказывания Гегеля1 и Л.Н.Толстого2):

Гегель: "Война сохраняет здоровую нравственность народов в их дифференциации по отношению к определенностям, к их привязанностям и укоренению подобно тому, как движение ветра предохраняет озера от гниения, которое грозит им при длительном затишье, так же как народам - длительный или тем более вечный мир".

Л.Н.Толстой: "Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну… Цель войны - убийство, орудие войны - шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, навязываемые военными хитростями".

Как относятся к войне представители разных философских школ? Какая точка зрения на данную проблему вам ближе? Может ли быть вообще война справедливой?

В войне решается судьба и объем укорененности в реальности сложного коллективного проекта, дающего смысл существованию народа или цивилизации - как в малом, так и в великом. Всегда приходит момент, когда на эту культурную форму обрушивается враг, желающий ее надломить, раскрошить, переварить, присвоить. Или наоборот, всегда приходит момент, когда сила, мощь и переизбыток внутренней энергии требуют выхода. А осуществиться это может лишь за счет другого. "Чем цивилизованнее становились народы, тем больше они проявляли свою воинственность", - заметил английский историк Экхард3.

Социальные и межгосударственные противоречия могут носить разный по остроте, длительности и числу противоборствующих сторон характер. Соответственно по этим принципам классифицируются войны. По числу стран-участников они делятся просто на двусторонние и многосторонние. С точки зрения масштабности можно выделить мировые войны, континентальные, региональные, гражданские. Отметим, что, согласно одной из классификаций, все войны, кроме мировых, относятся к локальным. Мировые войны отличаются, прежде всего, своими масштабами. Если в Первую мировую войну было вовлечено 38 государств, то во Вторую мировую уже 61 государство и 80% населения земного шара. Возникнув как результат империалистических стремлений государств, как стремление к экономическому переделу мира на сферы влияния и захват колоний, эти войны поставили вопрос об отношении к населению оккупируемых государств. И еще одно отличие мировых войн - это совпадение по времени с бурным расцветом науки и техники. В результате воевавшие страны как бы соревновались друг с другом, вводя в действие все новые виды вооружения, обладавшие огромной разрушительной силой, и новые средства массового уничтожения противника. Социальная гармония отвергалась, война рассматривалась как высшее героическое проявление человеческих сил.

В отношении природы и целей конфликта различают захватнические, религиозные, войны, освободительные - с другой.

Классификация войн фиксируется учащимися в тетради в виде схемы. Учащиеся (поскольку это 11класс) способны привести примеры таких войн.




Урок обществознания в 10 классе по теме «Война как глобальная проблема человечества: Философия и экономика войны»Урок обществознания в 10 классе по теме «Война как глобальная проблема человечества: Философия и экономика войны»

Говоря о причинах войн, можно назвать и четвертую причину: стяжательство, стремление к материальным приобретениям и обогащению. Порой эти стремления доводились до абсурдного состояния. А.Розенберг в своей книге "Мифы ХХ в." пропагандировал право немцев на "генетическую" избранность, превозносил культ силы, нетерпимость, национальный эгоизм. "Идея национальной морали, безусловно, стоит выше идеала любви к ближнему", - утверждал Розенберг. Война в расовых теориях германских военачальников рассматривалась как нечто вроде "очистительной психотерапии", пробуждающей людей от спячки. И решать проблемы своего государства предполагалось за счет уничтожения населения покоряемых стран. Война неизбежно должна была приобрести тотальный характер.

Так уже в 1934 г. в беседе с Раушнингом Гитлер говорил: "Нам надо будет изыскать методы депопуляции. Если Вы спросите меня, что я подразумеваю под депопуляцией, я отвечу, что это уничтожение целых расовых единиц. Именно это я намерен осуществить. Природа жестока; поэтому мы также должны быть жестоки. Если я могу послать цвет немецкой нации в ад войны без малейшего сожаления по поводу того, что будет пролита драгоценная немецкая кровь, то я, конечно, вправе уничтожить миллионы людей низшей расы, которые размножаются, как паразиты".4 Эти слова попали на благодатную почву. Они отражали квинтэссенцию господствующей немецкой философии того времени. Немцы были подготовлены к положительному восприятию таких идей своими философами и идеологами.

С этого момента начинается планомерная реализация экспансионистских планов. Но делаться это должно было с выгодой для германского народа.

Как человек готов пойти на преступление, даже на убийство ближнего ради материальной выгоды, так и сообщества людей (государства, империи, союзы государств) начинают войны с целью овладения территорией и использования ее ресурсов. Нередко в истории итогом войны были наложение контрибуции на побежденную сторону или элементарное разграбление. Эти мотивы обычно прикрывались ценностями, идейными декларациями, но не меняли главных целей агрессивных военных акций, были ль то Крестовые походы или колониальные завоевания.

В мировой философской и военной мысли накоплен достаточно обширный и богатый материал по проблемам войны и мира. Считается, что война всегда является делом коллективным, всегда направленным на какую-то общую цель - либо на сохранение народа или государства, либо на увеличение их мощи, их пространств, их жизненных регионов. Но все эти типы войны связаны с понятием уникальности культурной формы, так как именно конкретная и особенная культурная форма делает народ народом, а государство государством. В войне решается судьба и объем укорененности в реальности сложного коллективного проекта, дающего смысл существованию народа или цивилизации - как в малом, так и в великом.

 Самым страшным, без преувеличения, испытанием для всего человечества стала Вторая мировая война. В ней, как в черном кривом зеркале отобразились все пороки людей и государственных лидеров стран-агрессоров. Она явила собой миру квинтэссенцию зла, с одной стороны, и стремления к справедливости, с другой. Долгих шесть лет шло к миру человечество. Все стремления Гитлера выразились в его словах, которые можно было бы взять нашим антиэпиграфом к уроку.

Чтобы ты ни увидел полезного для немецкого народа, вцепись в него как ищейка, изыми и… доставь в Германию.

Из речи Гитлера.

Прежде чем мобилизовать миллионы людей на войну против других стран А. Гитлер провел мощнейшую, успешную PR-кампанию. В нее прямо или косвенно были вовлечены университеты, СМИ, школы и госучреждения. Ему удалось внушить толпе, что отдельный человек - ничтожество, что он не имеет права на свою точку зрения, если она не совпадает с позицией руководителей государства. А позиция руководства изначально исходила из идеи благополучия немецкой нации. На одно из первых мест, Гитлер ставил экономические проблемы существования Третьего рейха. Однако еще в конце Х1Х в. (во время франко-прусской войны 1870-1871 гг.) известнейший немецкий математик Лейбниц призывал всех немцев забыть о своих эгоистических интересах и подчинить всю экономическую жизнь требованиям войны. Это уже была идея экономически «тотальной» войны. Положение Германии особенно трудное, поскольку она расположена в центре Европы, и если она не будет единой, она может стать яблоком раздора для соседей… Если тогда экономическая доктрина строилась на необходимости создания единой Германии, то войны ХХ в. исходили из несколько иных приоритетов и предпосылок.

С первого дня существования Третьего рейха внушалось, что будущие войны будут вестись ради жизненно-важных интересов страны, ради "высших нравственных идеалов"; что войны - не действие безличного государства, а совершенная необходимость для Родины, а значит, личное дело каждого ее гражданина. В ход, как во все трудные времена, шла идея о равенстве народа не только перед законом, но и с точки зрения экономики. Требования были стары как мир: перераспределение материальных ресурсов. Источниками материальных "богатств" были избраны менее защищенные с военной точки зрения государства (такие как Бельгия, Дания, Польша или Югославия) и отдельные группы населения в самой "экономически бедной" Германии (источником зла был назван еврейский народ, для него эта война станет катастрофой, Катастрофой).

Уже в 1938 г. власти Германии приняли решение лишить всех евреев их имущества и денежных средств и потребовать от них выплаты "контрибуций" в размере 1 млрд. немецких марок. Из 39 тыс. предприятий, принадлежавших им предприятий к 01.04.39. власти конфисковали 75%.Через несколько дней после вторжения в Польшу Ф.Ландфрид записал в своем дневнике 05.09.39.: "Мы извлекли в экономическом отношении уроки из проигранной мировой войны… Сегодня у нас есть экономический Генеральный штаб, которого нам не хватало в 1914 г. Мы знаем, что не сможем выиграть войны в военном отношении, если проиграем ее в экономическом". К этому времени германское правительство четко сформулировало и оформило основные цели своей политики. И сердцу немецкого солдата были близки три заповеди фюрера: онемечивание, выселение, истребление, вбиваемые пропагандой.

За счет кого же планировалось решать экономические проблемы Германии? В качестве таких народов были выбраны славяне ("те, кого слишком много"), цыгане ("свободолюбивые и вольные", не поддающиеся "перевоспитанию") и евреи (как "обладающие богатством").

Именно они стали первыми в списке на уничтожение. После аншлюса Австрии конфискованное у еврейского населения имущество составляло 10 млрд. марок. Распоряжением правительства от мая 1943 г. евреи Румынии должны были до сентября 1943 г. уплатить налог в сумме 100 млн. марок. А словацкое правительство взяло на себя обязанность по расходам на депортацию евреев и еще выплачивает немецкому правительству за каждого депортированного 500 немецких марок. На предыдущих уроках в 9, 10 классе мы уже говорили о Холокосте с точки зрения его безнравственности.

Завоевать страну - это только начало покорения. Для второй, решающей стадии необходима не храбрость, а экономический расчет. Гитлер говорил: "Нужда не знает слова нельзя". Так, руководствуясь экономическими целями французские, чехословацкие, бельгийские, голландские заводы были превращены не только в поставщиков вооружения для вермахта. Реконструировали их производственные мощности такие образом, что теперь каждый завод мог выпускать только определенные детали, отправляемые затем на сборку в Германию. Оборудование, применявшееся ранее для выработки завершенной продукции, разбросали по всей Европе, специализируя предприятия на изготовлении только какой-либо одной детали, одной части механизма. Таким образом происходило не только включение предприятий в экономику Германии, но и лишение их экономической независимости.

Учащиеся могут предположить, что в том случае, если государство попытается выступить против подобной экономической политики Германии, то с экономической точки зрения его ждет крах.

Еще до начала вторжения в Польшу Герман Геринг призывал немцев потуже затянуть пояса, говоря о необходимости развития военной промышленности. "Пушки вместо масла" стало девизом немецкой экономики. Расчет строился на том, что после захвата восточноевропейских государств именно они будут обеспечивать Германию всем необходимым. Так на середину 1943 г. на 1 месте по обеспечению Германии продовольствием стоят оккупированные территории СССР: в зерне - 9,1%, мяса - 10%, жирах - 13,8%.5 Но необходимо было обеспечивать продовольствием и население оккупированных территорий в таком объеме, чтобы население могло существовать на грани выживания. По мнению германского руководства, правильно организовать недостаток продовольствия - это больше, чем выигранное сражение. Целые армии полицейских не смогут подавить сопротивление столь успешно, как делает это голод, лишающий людей физических и моральных сил для сопротивления. Армия-победительница способна изъять лишь национальные сокровища побежденных государств. А ведь на руках у населения остаются огромные ценности, доступ к которым военными средствами исключен. Чтобы правильно, равномерно и справедливо распределять ограниченные запасы продовольствия между всеми слоями населения оккупированных стран существовала карточная система. Распределение продовольствия и продуктовых карточек строилось с таким расчетом, чтобы создавать искусственный дефицит продовольствия и возвращать его населению уже посредством так называемого черного рынка. Таким образом изымались припрятанные людьми ценности, не применяя насильственных средств, на основании полной добровольности. Однако эти правила не распространялись на местных дельцов черного рынка, их беспощадно расстреливали, чтобы обрести симпатии голодающего населения. Чем нарушались этические и моральные нормы.

Работа с документом (приказ евреям г. Киева).

__________________________________________________________________

"Все жиды г. Киева и его окрестностей должны явиться в понедельник 29 сентября 1941 г. к 8 часам утра на угол Мельниковой и Доктриневской улиц (возле кладбища).

Взять с собой документы, деньги, а также теплую одежду, белье и пр.

Кто из жидов не выполнит этого, будет найден в другом месте, будет расстрелян.

Кто из граждан проникнет в оставленные жидами квартиры и присвоит себе вещи будет расстрелян."

Что в данном документе вызывает настороженность? Почему евреи поверили оккупационным властям? На кого, прежде всего, было рассчитано предупреждение о запрете занимать освобожденные дома? Почему?

__________________________________________________________________

Из оккупированных и "союзных" территорий выкачивались и природные ископаемые: нефть, руда, уголь столь необходимые германской военной промышленности. На конец февраля 1944 г. по подсчетам графа Шверина фон Крозина (министра финансов Германии) общие поступления от платежей, покрывающих "оккупационные расходы" составили приблизительно 40 млрд. марок (это около 12 млрд. долларов). К концу войны поступления от оккупационных обложений достигли 60 млрд. марок (или 15 млрд. долларов). Всего, согласно оценкам американцев, Германия получила в виде контрибуции с покоренных государств 104 млрд. марок (26 млрд. долларов).6

Франция ежегодно платила 20 млн. франков оккупационных издержек Германии. В 1940 г. Франция перевела 9,3% своего ВНП в Германию, а в 1943 г. - уже 31,3%.7

Протекторат Богемия и Моравия должен был ежегодно выплачивать Германии военную контрибуцию в размере 2 млрд. крон (14,2 млн. фунтов стерлингов). Под контролем германских монополий оказалось более 3000 металлургических, машиностроительных и электротехнических заводов, сотни шахт, химических и текстильных предприятий, значительное количество предприятий кожевенной, пищевой и других отраслей промышленности. Доля немецкого капитала составила 100% в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, 90% - в добыче угля и производстве цемента, 30-40% в химической промышленности, 100% - в бумажной промышленности Чехословакии.

По данным министерства хозяйства Германии, из 400000 т нефти, добывавшейся в среднем за год на территории генерал-губернаторства (Польша), 120000 т выделялось для заводов, выпускавших военную продукцию для Германии, 70000 т шло на обеспечение потребностей немецких войск, находившихся на территории Украины и Прибалтики, 170000 т нефти отправлялось в Германию. Только примерно 40000 т жидкого топлива оставалось для нужд Польши.

В результате интенсивного вывоза польского леса в Германию площадь лесных массивов к середине 1944 г. по равнению с 1939 г. сократилась примерно на 40%. В 1943 г. вся созданная на территории генерал-губернаторства продукция оценивалась в 4 млрд. злотых; при этом в Германию было отправлено товаров на 3 млрд. злотых.

По официальным румынских данным, в течение 1941-1943 гг. в Германию было вывезено 7,3 млн. т нефти, покрывая не менее 1/3 потребностей германского рейха в горючем.

В Чехословакии немецкие власти изъяли золотовалютный запас протектората: 23 т золота были вывезены в Рейхсбанк.

Не остались в стороне от германской политики тотального экономического выкачивания средств и так называемые союзники Германии: Болгария, Румыния, Венгрия. На содержание немецких войск, дислоцированных на территории Болгарии, ежегодно тратилось около 3,6 млрд. левов (примерно 100 млн. марок). В связи с этим бюджет военного министерства Болгарии с 1940 по 1944 г. вырос в 7 раз.

Цены на товары, поставлявшиеся в Румынию в 1942 г., поднялись по сравнению с 1939 г. на 50-150%. Содержание немецких войск на румынской территории в 1941-1944 гг. обошлось Румынии в 67 млрд. леев. По требованию Германии правительство М.Антонеску выплачивало пенсии семьям 40 тыс. румынских немцев, призванных в германских вермахт.

В августе 1942 г. на одном из совещаний руководящих немецких должностных лиц в оккупированных областях с участием высших чиновников Германии Г.Геринг заявил, что если кому-нибудь в этой войне и придется голодать, то голодать должны не немцы, а население оккупированных районов.

Из общего объема продовольственных товаров, производившихся на территории Варшавского генерал-губернаторства, только 9,6% германскими властями выделялось на нужды местного населения; 36,1% польского продовольствия отправлялось в Германию; остальное получали немецкая армия, полиция и администрация.

Раскручивалась и инфляция. Денежный рынок Болгарии наводнялся банкнотами и казначейскими билетами. С конца 1939 по 1944 г. их масса выросла в 17 раз. При этом количество товаров на рынке сокращалось, а цены быстро увеличивались. Если принять уровень 1939 г. за 100 %, то к 1944 г. индекс нормированных оптовых цен увеличился до 345,2% а нормированных розничных цен - до 379,9%; цены на черном рынке (а многие продукты можно было достать только там) за этот же период выросли в 10 - 15 раз.

По уровню инфляции генерал-губернаторство опережало все страны Европы. Быстро падал курс злотого. В 1938 г. доллар на Варшавской бирже стоил 5,3 злотого, а в ноябре 1943 г. - 460 злотых.8

По мере ликвидации мелких и средних предприятий в польской промышленности, ремесленном производстве и торговле (в течение 1943 и 1944 гг.) германские власти создавали заводы-комбинаты, отраслевые объединения, занятые производством военной продукции. Те же ремесленные предприятия, которые продолжали работать, были привлечены к производству товаров для германской армии.

В целом на территории генерал-губернаторства было ликвидировано около 60 тыс. ремесленных мастерских; число торговых предприятий составило к середине 1944 г 25% от уровня 1939 г., причем количество предприятий оптовой торговли уменьшилось почти в 10 раз. Число действовавших промышленных предприятий к середине 1944 г. составляло лишь 20% от довоенного уровня.

Сразу же после оккупации Польши немецкой армией начинается процесс ариизации промышленности, т.е. изъятия предприятий из владения евреев и поляков. Разобрать этот момент можно, используя отрывок из фильма С.Спилберга "Список Шиндлера" (фрагмент с "передачей предприятия" и "наймом" варшавских евреев для работы на предприятии).

Учащиеся отмечают, что передача предприятия происходит на первый взгляд на законных основаниях, без особого принуждения. Таким образом, оккупационные власти сохраняют в начале войны видимость соблюдения норм права и морали.

Однако по мере развития военных успехов Германии, продвижения в глубь Восточной Европы и после вступления на территорию СССР, Германия изменяет политику и тактику на оккупированных территориях. От ее заверений в соблюдении норм международного права не остается и следа. Расширяется количество создаваемых гетто, проводится политика их полного уничтожения. Очень образно жизнь гетто от его создания до полного уничтожения показана в романе Анатолия Рыбакова "Тяжелый песок". На уроке возможна работа с отрывком из этого романа:

"<…> Зачем их пригнали сюда, они начали догадываться, когда немного отдышались от бега, успокоили детей, осмотрелись и в темноте, в предрассветной морозной дымке увидели сооруженные между деревьями сторожевые вышки с приставленными к ним лестницами, на вышках - солдат с пулеметами, увидели вокруг поляны эсэсовцев и полицаев с автоматами и в проходах между группами тоже солдат и полицаев с автоматами и собаками… Восемьсот человек были окружены, были в ловушке, были в капкане. Штальбе, педантичный школьный учитель, хорошо продумал и хорошо организовал свою первую акцию уничтожения. В соседних городках и селах акции уже были проведены, Штальбе тщательно изучил опыт боевых коллег, коллеги своим опытом с ним щедро, бескорыстно, по-товарищески, по-рыцарски поделились, ничего не утаили, ни достижений, ни ошибок, и Штальбе лично руководил акцией, стоя на веранде, окруженный своим штабом, и с удовлетворением наблюдал, как четко выполняется его план. Главное - это точный график для исполнителей и быстрота, не дающая жертвам опомниться. <…>

Затем первой группе приказали раздеться догола и сложить одежду на край поляны: обувь отдельно, верхнее платье отдельно, нижнее белье отдельно.… И так как люди не выполняли приказа, понимали, что каждое их движение каждый снятый ботинок, стянутый рукав - шаг к яме, шаг к смерти, и сидели на снегу оцепенев, то опять пошли в ход ругань, хлысты, нагайки, приклады, собаки; поляна пришла в движение, люди выли, кричали <…> и в ответ опять хлысты, нагайки, приклады, брань, собачий лай; кто-то бросился в лес и упал застреленный - отсюда не убежишь; мужчины и женщины кидались на эсэсовцев, пытались вырвать оружие, боролись, кусались; и тогда по приказы Штальбе эсэсовцы отступили в цепь автоматчиков, окруживших поляну, цепь дала залп по толпе, толпа заметалась, с вышек застрочили пулеметы, поляна обагрилась кровью, и люди упали на землю. И прижались к земле…

Наступила тишина, нарушаемая только автоматными очередями и пистолетными выстрелами; люди молчали, пришел их последний час, ничто их не спасет, они подходили ко рву семьями, прощались друг с другом, матери обнимали детей, отцы успокаивали сыновей, старики и старухи бормотали молитвы, вознося их богу, который и на этот раз не пришел им на помощь. Это была не тишина оцепенения. Это была тишина мужественного прощания с жизнью, презрения к смерти, презрения к убийцам, только хлопали выстрелы, трещали автоматы, лаяли собаки и с веранды в рупор раздавались команды Штальбе. <…>

Дома на Прорезной вместе с жалким скарбом были проданы жителям окрестных деревень. К сожалению и к стыду нашему, нашлись охотники купить дома и имущество невинно загубленных.

Одежду и белье расстрелянных привезли на швейную фабрику, обувь на обувную фабрику, рассортировали, почистили и пустили в продажу через немецкий магазин. Разбирая эти вещи, работницы фабрик узнавали одежду и обувь своих родных и знакомых.

Юденрату Штальбе предъявили счет в сумме восьми тысяч рублей за патроны и прочие расходы, понесенные властями во время акции."

Анатолий Рыбаков. Тяжелый песок. 1975-1977 гг.

Вопрос учащимся: Как в данном отрывке проявляется экономическая политика германского командования?

Только ли немецкое руководство должно нести ответственность за преступления, совершенные на оккупированной территории?

Через несколько месяцев после нападения на СССР Гитлер заявил: "на территории, население которой работает сейчас непосредственно на нас, живет более 250 млн. человек, а на территории, население которой косвенно работает в Европе на войну уже сейчас живет более 350 млн. человек".

Широкое применение получил насильственный труд военнопленных и узников различных лагерей, особенно в угольных шахтах, металлургической промышленности и на лесоразработках. В результате этих мер удельных вес иностранных рабочих в германской экономике резко возрос и на отдельных предприятиях достигал 30% от численности всех занятых. Одним из наиболее крупных "потребителей" иностранной рабочей силы была фирма Крупа (на сентябрь 1944 г.) на нее работало 75 тысяч.

По официальным данным на март 1943 г. иностранных рабочих имелось в Берлине - 240 тыс., Эссене - 35 тыс., Дрездене - 25 тыс., в Вуппертале - 12600 человек. Всего на территории Германии на июнь 1944 г. было занято 5736412 человек. Во всей германской промышленности в наивысший период использования работало около 500 тыс. заключенных. Лишь на предприятиях концерна "ИГ Фарбениндустри" - около 370 тыс. узников. По официальным данным германского Министерства хозяйства на территории рейха работало 3654тыс. иностранцев, в т.ч. из СССР, генерал-губернаторства, Франции, Нидерландов, Югославии и других государств. Иностранные рабочие по подсчетам историков и экономистов составляли 13,5% занятых в промышленности и сельском хозяйстве. Доход от использования их труда составил около 70 млн. марок, т.е. приблизительно годовой доход Германии накануне Второй мировой войны.

Есть и экономические расчеты содержания военнопленных и заключенных, а также доходность их содержания. При средней дневной норме на содержание больного в немецких марках 3.50 следует, что: годовая экономия в немецких марках составила 88543980 марок. Учитывая, что данное число больных могло бы прожить 10 лет, сэкономлено в немецких марках 885439800, т.е. эта сумма, соответственно, была сохранена после дезинфекции 70273 лиц, проведенной до 01.09.41.9

Ежедневная плата за аренду

Вычеты на одежду

Вычеты на питание

Полученная в итоге сумма

6 марок

0,1 марки

0,6 марок

5,3 марки

При средней продолжительности жизни рабочего 9 месяцев: 530 Х270 = 1431 марок.

Прибыль при рационализации использования труда:

  1. золотые коронки

  2. одежда

  3. ценности

  4. деньги

за вычетом стоимости кремации - 2 марки

средняя прибыль - 200 марок

общая прибыль по истечении 9 месяцев - 1631 марка

дополнительная прибыль от использования костей и пепла

Всего в 1944 г. СС продало промышленникам около 0,5 миллиона заключенных и получило за это 50 миллионов марок.10

Концерн "ИГ Фарбен" платил СС по 3 марки в день за каждого неквалифицированного рабочего, по 4 марки - за квалифицированного, 1,5 марки за детей. Работоспособность заключенных не превышала 75%.11 Стоимость рабочих менялась в зависимости от "успехов" германской армии на фронтах. Так, если в начале войны за труд заключенных частные предприниматели платили органам СС в доход государства по 1-2 марки за человека, то с весны 1943 г. эта цена поднялась до 4 марок за чернорабочего и 6 марок за квалифицированного заключенного.

Пропускная способность лагерей значительно увеличилась, когда началось массовое поступление евреев и была введена специальная техника умерщвления. Здесь свое слово сказали крупные фирмы, которые поставляли оборудование и химикаты. И достижения в этой области были столь значительны, что позволило председателю данцигского сената Раушнингу обратиться к фюреру с вопросом, нет ли у него намерения истребить сразу всех евреев. Но Гитлер ответил: "Нет. Тогда бы мы должны были снова кого-то искать. Существенно важно всегда иметь перед собой осязаемого противника, а не голую абстракцию". В условиях объявления тотальной войны, это, конечно, уже не имело значения. Так как появился новый "материал". И были созданы крупные концентрационные лагеря с колоссальной пропускной способностью и почти неограниченными возможностями.

В ход шло абсолютно всё: конфискованные вещи (одежда и ценности), женские волосы, кожа, кости, которые использовались в качестве удобрения для полей. Существовала огромная экономия на питании. Как это ни цинично может прозвучать, но даже за смерть заключенного его родственники должны были заплатить. В среднем один заключенный приносил доход в 1631 марку.

Так, например, на территории Освенцима после его освобождения Советскими войсками было обнаружено 115063 детских костюмчика, тюки с женскими и мужскими волосами. Сопровождать рассказ учителя можно отрывками из фильма "Список Шиндлера", где идет описание жизни заключенных в Освенциме. Они были упакованы в особые пакеты с обозначением веса и подготовлены к отправке в Германию. Их оказалось 7 тыс. кг. Экспертная комиссия установила, что срезаны они были у 140 тыс. женщин. Позднее была обнаружена секретная директива Управления СС по использованию женских волос:


"Секретно г. Ораниенбург, 6 августа

Главное административно- 1942 г.

хозяйственное управление СС

Касается: использования срезанных волос.

Комендантам концлагерей

Арб., Ау., Бу., Да., Фло., Гр., Ро.,

Маут./Гу., На., Ни., Ной., Рав.,

Сакс., Штутг., Мор., СС - спецлагерь Хинценрт.

Начальник Главного административно-хозяйственного управления СС на основании представленного ему доклада приказал, чтобы все срезанные человеческие волосы, добытые в концлагерях, было соответствующим образом использованы.

Человеческие волосы перерабатываются в промышленный войлок и пряжу. Из расчесанных и срезанных женских волос вырабатываются для команд подводных лодок ступни чулок из волосяной пряжи и для служащих имперских железных дорог чулки из волосяного войлока.

Поэтому приказываю, чтобы волосы заключенных женщин после произведенной дезинфекции были сохранены. Стриженые волосы мужчин-заключенных должны использоваться, начиная с 20 мм длины.

Предусматривается использование волос, добытых во всех лагерях, путем учреждения особой производственной установки в одном из концлагерей. Более точное указание по сдаче собранных волос будет дано особо. О количестве ежемесячно собранных волос (женские волосы отдельно от мужских) должны сообщаться сюда сведения 5-го числа каждого месяца, начиная с 5 сентября 1942 г.

Глюкс, бригаденфюрер СС

и генерал-майор войск СС".12

Одним из способов уничтожения узников была система так называемого питания. Особо фашисты подходили к решению этого вопроса, когда имелись в виду советские люди. Генеральный имперский уполномоченный по рабочей силе Заукель требовал: «Всем мужчинам давать такое количество пищи и выделять такого вида помещения под жилье и относится к ним таким образом, чтобы это стоило нам наименьших затрат при максимальной их эксплуатации». Руководствуясь таким указанием, работники германского министерства снабжения создали специальные эрзацпродукты для советских людей. В одном из писем чиновников этого министерства читаем: «Опыты изготовления для русских специального хлеба показали, что наиболее выгодную смесь можно получить из 50% ржаных отрубей, 20% выжимок сахарной свеклы, 20% целлюлозной муки, и 10% муки, изготовленной из соломы и листьев…»13

Военнопленным выделялось в сутки по 214 г т.к. «русского хлеба». Суточное питание содержало приблизительно 515 ккал, или 1/7 необходимого для нормального существования человека количества калорий. Не зря немецкий исследователь Роберт Курц называл концентрационные лагеря "негативными фабриками". Не многие промышленные предприятия работали с такой продуманной эффективностью и точностью, как эти заводы "индустрии смерти", перерабатывавшие тех, кого нацисты считали "человеческим мусором", в кожаные изделия, удобрения и запасы золота. Всего к концу второй мировой войны на территории Третьего рейха действовало 1100 концлагерей, некоторые из которых были непосредственно предназначены для уничтожения евреев, из 18 миллионов заключенных лагерей погибли 12 млн. человек.

В окружении своей свиты Гитлер откровенно заявлял: «Какое это счастье для правительства, когда люди не мыслят. Мышление необходимо только для того, чтобы дать или выполнить приказ».

Почему же во вполне культурной Германии, которую во всем мире того времени считали образцовой в плане порядка и закона государстве могло быть рождено такое чудовище? Как могло такое произойти, что в центре Европы были созданы самые страшные лагеря смерти, эти "негативные фабрики"? Может быть, в некоторой степени ответ можно найти в западной германской философии, в работах Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля.

Здесь можно возвратиться к отрывкам из документов на стр. 3 и еще раз уже на новом уровне проанализировать цитаты.

Необычайно широкие масштабы в период Второй мировой войны приобрели принудительный вывоз в Германию рабочей силы из оккупированных и союзных государств, в т.ч. из стран Центральной и Юго-Восточной Европы. И мобилизация населения для работы на военных предприятиях на территории этих стран. К концу сентября 1944 г. численность иностранных рабочих и военнопленных составила свыше 26% всей рабочей силы, занятой в хозяйстве Германии.14

За годы оккупации из Чехословакии было вывезено в Германию 750 тыс. человек.15

Такие образом, экономика Германии строилась на тотальном уничтожении и использовании материальных средств оккупированных территорий. Даже страны-сателлиты должны были со временем стать не только сырьевым придатком Германии, но и разделить участь Польши, Югославии, Чехии.

Вопрос учащимся: Могла ли Германия выиграть эту войну? Почему?

Так как учащиеся знакомы с событиями и итогами Второй мировой войны, они отмечают, что Германия не могла победить в войне, так как человеконенавистническая политика Германии не могла не вызвать сопротивления в тех странах, которые входили в ее "зону влияния". Постепенно развивается патриотическое движение в странах-сателлитах, огромного размаха достигает партизанское движение, движение Сопротивления на оккупированных территориях. Война превратилась в освободительную. Материальный ущерб от войны был ошеломляющим.

Учитель может привести такие факты.

Война дорого обошлась также странам агрессорам. Их правители пренебрегали жизнями и благополучием своих соотечественников ради реализации своих безумных, античеловеческих планов. Гитлера и его партеров по кровавой бойне интересовало не благополучие немцев, а осознание господства во всем мире, подчинения своей воле. Он предполагал, что от имени большинства населения только фюрер распоряжался жизнью, имуществом и будущим каждого жителя Земли.

В войне сама Германия потеряла 4,5 млн. человек, из которых 1 млн. были гражданскими жителями. Япония потеряла 2 млн. человек, Италия - около 500 тысяч. В Хиросиме, после того, как авиация США впервые применила атомное оружие, погибло 80 - 100 тыс. человек. По самым приблизительным подсчетам человечество в этой войне потеряло около 60 млн. людских жизней. Человеческая цена Второй мировой войны не поддается описанию в монетарном выражении. Мы не можем оценить цену жизни. Тем не менее уверенно можно сказать, что затраты войны значительно превышают капитализацию всего фондового рынка мира.

Вторая мировая война потребовала огромных финансовых расходов, которые по оценкам специалистов составили 1117 млрд. долларов; страны антигитлеровской коалиции затратили 695 млрд. долларов. Германия и ее союзники - 422 млрд.16

В указанную сумму, потраченную Германией на осуществление е агрессивных планов, по-видимому, не включены расходы, которые выпали на долю стран, вынужденных за счет своих бюджетов финансировать нацистские авантюры.

Материальный ущерб, понесенный Польшей за годы войны и оккупации, оценивался в 50 млрд. долларов (по курсу 1939 г.), или 628 долларов в расчете на душу населения. В стране было уничтожено свыше 38% национального богатства.17

Общий ущерб, понесенный Румынией от "сотрудничества " с Германией, исчисляется суммой, равной 12 годовым бюджетам государства.18

Венгрия потеряла 40% национального достояния.

Практически полностью было разрушено хозяйство Югославии. Было уничтожено 36% мощностей промышленных предприятий, 52% железных дорог страны, более 820000 зданий. Во время войны погибло примерно 10% населения страны. Общий ущерб, понесенный югославской экономикой, оценивается в 47 млрд. долларов (в ценах 1938 г.).19

Основные моменты рассказа учителя записываются учащимися в тетради в форме таблицы:

Государство

Источники финансирования

германской армии

Понесенные потери в ходе Второй мировой войны

Германия и сателлиты

Оккупированные территории Европы

Вопрос учащимся: может ли война, направленная на разрушение, на захват территорий быть справедливой?

Учащиеся способны отметить, что войну можно принять только в виде парадокса, только как великую трагедию, которая никогда не обходится без смерти и горя, Государство должно служить всем людям, а не только ее правителям, что история не знает ни одного примера, когда бы оккупация страны длилась достаточно длительное время. Экономика, рассчитанная на удовлетворение потребностей лишь одной группы населения или одного народа, основанная на попрании всех мыслимым нравственных норм обречена на крах. И нельзя сваливать ответственность за геноцид целых народов лишь на нескольких человек, ответственность за это должен нести весь народ. Еще до окончания Второй мировой войны было принято решение о денацификации Германии, как страны агрессора. По этому положению Германия до сих пор выплачивает денежные компенсации людям, которые вынуждены были работать на гитлеровское правительство в качестве военнопленных, узников концентрационных лагерей и рабочих-переселенцев.

Как бы то ни было, нет-нет, да и забьет тревожный колокол войны. Нет-нет, да и потянет свежей кровью пронзительный ветер, безошибочно угадываемый теми, кто более всего настроен воевать. Война имеет начало и конец, как исторический период. Но своей неизбежностью, своей повторяемостью, постоянством своих глубинных онтологических причин, она превосходит историю, подчиняет ее себе.

Но не следует относиться к человеческой истории слишком пессимистично: все же каждые два года из трех ней были мирными. И самое главное: параллельно с ростом разрушительности войн росло и число сдерживающих их факторов. Это и общественная мораль, и коллективный инстинкт самосохранения, и коллективный разум человечества, которые воплощаются в политике государств, межгосударственных организаций.

Если попытаться оценивать мировые войны бесстрастно, условно оставив в стороне морально-этические категории, то нельзя не заметить, что эти войны явились порождением оформившейся индустриальной цивилизации, многие процессы внутри которой в ХХ в. приобрели всемирный характер. Но если глобальность большинства из этих процессов положительно сказалась на укреплении цивилизации, то "глобальность" войны чревата ее полным уничтожением. К сожалению, под влиянием мировых войн идея вседозволенности, возможности "переступить грань" довольно глубоко проникла в массы.

Закончить урок можно словами А.Эйнзиделя: "…Война это самое неразумное, что можно себе представить. Каждый, кто содействует ей советом или делом, должен рассматриваться как преступник по отношению к человечеству"20. Сунь-Цзы говорил, что "война - это путь обмана", а можно добавить и самообмана. В годы Второй мировой войны погибло 65 млн. человек, из них 6 млн. евреев (каждый 11-й погибший), половина из них жила на территории СССР. Нельзя искать "крайние" народы или нации в решении собственных проблем, иначе когда-нибудь и та нация, к которой принадлежишь ты, может также стать крайней в списке на уничтожение. Холокост не должен повториться!!!

Домашнее задание: написать эссе, используя документы и цитаты урока.

1 Цит. по: Проблемы войны и мира. М., 1967, с. 87.

2Толстой Л.Н. Война и мира. Т. 4, ч.2, гл. XXV.

3Цит. по: Ерасов Б.С. Общие критерии дихотомного сопоставления социокультурных оснований Запада и Востока. Обзор. Стр. 310-311. //Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. М., 1999.

4 Гурулев С.А. Еще раз о расизме, нацизме и их идеологе А.Розенберге. //Вопросы истории, №5, 2006, стр. 69.

5 Там же, с. 625.

6 Ширер У. Взлет и падение Третьего рейха. М., 1991, т. 1. С. 333.

7 Фишер В. Европа: экономика, общество и государство. 1914 - 1980. М., 1999, с. 286.

8 Носкова А.Ф. Разорение экономики Польши гитлеровской Германией 1939-1944. М., 1971, с. 202, 214.

9 Из доклада, найдено в замке Хартхейм. /Цит. по: Мельников Д.Е., Черная Л.Б. Империя смерти. Аппарат насилия в нацистской Германии 1933-1945 гг. М., "Политиздат", 1987, с.170.

10 Там же. С. 296.

11 Семиряга М.И. Коллаборационизм: Природа, типология и проявления в годы Второй мировой войны. М., 2000, с. 553.

12 Кузьмин С.Т. Сроку давности не подлежит. М., 1985, стр.118 - 119.

13Цит. по: Нюрнбергский процесс над главными немецкими преступниками. Сб. мат. В 7 т. Т 1. с 138).

14 История Второй мировой войны. 1939-1945 гг. Т.12: Итоги и уроки второй мировой войны. М., 1982 с. 195.

15 Там же, с .195.

16 История Второй мировой войны. 1939-1945 гг. Т.12: Итоги и уроки второй мировой войны. М., 1982 с. 147.

17 Там же, с. 151, Носкова А.Ф. Указ. соч. С. 226.

18 История Румынии нового и новейшего времени. С.259.

19 Экономическая история социалистических стран /Под ред. В.А.Жамина. М., 1985, с. 343; История стран Центральной и Юго-Восточной Европы ХХ в. /Под ред. А.В.Фадеева, М., 1997. С История стран Центральной и Юго-Восточной Еврпы ХХ в. 47 млрд. орог страны, более 820000 зданий. очей силы, занятой в хозйстве. 146

20 Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. М., 1989. с. 151.

© 2010-2022