Конспект урока по финансовой грамотности 6 класс

Раздел Обществознание
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«средняя школа № 40

Дзержинского района Волгограда»











Методическая разработка занятия

по теме « Доходы и расходы»

5- 6 классы














Выполнила: Тихомирова Т.Б.

учитель истории и обществознания

стаж работы 26 лет,

высшая квалификационная категория







Волгоград, 2015

Пояснительная записка к занятию по теме «Доходы и расходы».

В настоящее время важность финансового образования значительно возросла по двум основным причинам:

1. ответственность и риск принятия решений, которые могут оказывать серьезное влияние на жизнь и будущее, передаются от государства гражданам;

2. финансовые услуги становятся все более разнообразными, что означает, что потребителям необходимо делать трудный выбор из широкого выбора вариантов.

Актуальность проблем программы финансовой грамотности школьников обусловлена как радикальными изменениями в политической и экономической жизни страны, так и отсутствием единства в понимании места данного раздела экономики как учебной деятельности в школьном образовании.

Исходя из концепции современной школы, можно выделить следующие основные цели занятий по финансовой грамотности:

- формирование базового уровня экономической и финансовой грамотности, необходимого для ориентации и социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни общества, а также для профессиональной ориентации выпускников;

- формирование культуры экономического мышления: выработка адекватных представлений о сути экономических явлений и их взаимосвязи, умения выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам, обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций;

- выработка практических навыков принятия ответственных финансовых и экономических решений как в личной, так и в общественной жизни.

Реализация поставленных целей направлена на воспитание молодых людей, которые:

- будут ответственными гражданами своей страны;

- смогут максимально эффективно использовать свои возможности на благо и себя и общества;

- будут инициативны, активны, самостоятельны в принятии решений;

- смогут мыслить системно, объективно, заменяя эмоциональные

суждения объективным и обоснованным анализом;

- будут ориентированы на самообразование и развитие своей личности.

Методическая разработка занятия «Доходы и расходы» предназначена для учащихся 5-6 классов общеобразовательных школ.

Цель занятия: познакомить учащихся с понятиями «доходы и расходы».

Задачи:

  1. Рассмотреть понятие «семейный бюджет» и источники его формирования.

2 Познакомить учащихся с основными статьями доходов и расходов семьи.

3 Формировать бережное отношение к семейному и личному бюджету.

4 Развивать умения работать в группе.

5 Способствовать экономическому воспитанию школьников на основе полученных знаний

При проведении занятия используются следующие методы: наглядный, частично - поисковый, практический.

Формы работы разнообразные: индивидуальная, групповая, фронтальная

При проведении занятия используются ЭОР.

Данное занятие является одним из цикла занятий по финансовой грамотности.

Планируемые результаты: Учащиеся узнают составляющие семейного бюджета; основные источники доходов и расходов семьи.

Технологическая карта занятия по теме «Доходы и расходы»

Ф.И.О. учителя: Тихомирова Т.Б.

Тема занятия

«Доходы и расходы»

Цель занятия

Познакомить учащихся с понятиями «Доходы и расходы» и его составляющими.

Задачи

  1. Рассмотреть понятие «семейный бюджет» и источники его формирования.

  2. Познакомить учащихся с основными статьями доходов и расходов семьи.

  3. Формировать бережное отношение к семейному и личному бюджету.

  4. Развивать умения работать в группе.

  5. Способствовать экономическому воспитанию школьников на основе полученных знаний.

Планируемые результаты

Учащиеся узнают составляющие семейного бюджета; основные источники доходов и расходов семьи.

Формы и методы

Методы: наглядный, частично - поисковый, практический.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Основные понятия и термины

Домашнее хозяйство, семейный бюджет, доходы и расходы семьи.

Оборудование

ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация.

Этап

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Сообщение темы и целей занятия. Мотивация познавательной деятельности.

Подготовка к активному и осознанному усвоению нового материала. Показ практической значимости и постановка познавательной задачи.

(Слайд 2).

«В каждой семье есть мечты, и есть планы,

Чтоб их исполнить, помни о главном:

Четко просчитывать нужно доходы, Соизмерять только с ними расходы.

В жизнь воплотишь самый дерзкий проект,

Если рассчитан точно бюджет».

Проанализируйте данное выражение.

Жизнь семьи складывается из множества мелочей, но ничто так не влияет на ее достаток и благополучие, как содержание в порядке семейной кассы, т.е. умение и привычка учитывать денежные средства семьи.

Учащиеся анализируют данное выражение, выражают свое представление о таких понятиях как «доходы» и « расходы».


2. Изучение нового материала.

Дать конкретные представления о таких понятиях как «доходы», «расходы», «семейный бюджет».


1. Учащимся предлагается разделиться на группы. Каждая группа представляет семью, в которой представлены разные члены семьи.

(например, 1 группа- мама, папа, ребенок. 2группа- мама, папа, бабушка, сын- студент и т.п. )

Каждая группа в ходе самостоятельной работы должна выделить источники дохода «своей» семьи.

2. Обобщение ответов учащихся.

(Слайд 3)

Та сумма, которая находится сейчас в распоряжении семьи - это доход семьи, т.е. зарплата, прибыль, доходы от собственности, проценты, социальные выплаты

3. На что тратится доход семьи?

Расходы - деньги, которые тратят члены одной семьи за определенный срок.

Расходы-затраты денежных средств в семье, бывают двух видов: обязательные и произвольные

(Слайд 4).

Прежде всего, осуществляются обязательные расходы, которые нам необходимы для нормального существования и которые мы обязаны осуществить по закону.

- Что относится к обязательным платежам?

- А что относится к произвольным затратам семьи?

4. Каждая семья планирует свои доходы и расходы.

Роспись доходов и расходов на определенный период называется бюджет.

Учащиеся выполняют задание.

Затем озвучивают результат.





Учащиеся отвечают на вопрос.



Учащиеся называют обязательные расходы семьи. (Самые необходимые расходы - это расходы на питание, оплата жилья и коммунальных услуг).

Отвечают на вопрос, приводят примеры.

3. Первичное закрепление изученного.

Организовать работу в группах. Обнаружить и устранить пробелы.

Я предлагаю вам деловую игру

« Расходы и доходы семьи».

Задание №1 (Слайд 5)

Учитель называет статьи доходов и расходов, учащиеся определяют категорию:

Коммунальные услуги, электроэнергия, стипендия, плата за телефон, покупка продуктов питания, плата за детский сад, пенсия, поход в театр, покупка хозяйственных принадлежностей, пособие по безработице, транспортные расходы , зарплата .

Задание №2 (Слайд 6)

Рассчитайте расходы семьи за месяц

Учащиеся работают с калькуляторами Питание - 15 000 руб

Квартплата и коммунальные услуги / свет, газ / - 2800 руб

Хозяйственно- бытовые нужды - 500 руб

Прочие нужды / лекарства, театр, кино / - 1000 руб

Затраты на одежду -4000руб

Транспортные расходы - 2000руб

Всего: 25 300р.

Задание №3 (Слайд 7)

Посчитайте, чему равны доход и расход семьи, если

Зарплата папы и мамы- 25 000 рублей

Истратили на продукты- 11 000 рублей

Заплатили за квартиру, свет, телефон- 3000 рублей

Пенсия бабушки- 8 000 рублей

Заплатили за ремонт холодильника- 700 рублей

Купили подарок сыну- 2000 рублей

Доход: 33 000р. Расход: 16 700р.


Учащиеся работают в группах.

Представляют ответы от каждой группы.

4. Подведение итогов.

Поблагодарить учащихся за работу на занятии

В ходе нашего занятия мы выяснили, что каждая семья составляет бюджет на месяц с учетом доходов. Это позволяет контролировать трату денег, помогает выбирать самое необходимое, тем самым экономить средства.


2


© 2010-2022