Тест по обществознанию в формате ЕГЭ по теме Cоциальная сфера жизни общества

Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА»

Часть 1

1. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

СО­ЦИ­АЛЬ­НАЯ МО­БИЛЬ­НОСТЬ

ВИДЫ МО­БИЛЬ­НО­СТИ

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА

...

Пе­ре­ход из одной со­ци­аль­ной груп­пы в дру­гую, рас­по­ло­жен­ную на том же уров­не

Вер­ти­каль­ная

Пе­ре­ме­ще­ние к по­зи­ци­ям с более вы­со­ким или более низ­ким пре­сти­жем, до­хо­дом и вла­стью

2. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

1) го­су­дар­ствен­ная пре­мия

2) по­хваль­ная гра­мо­та

3) ап­ло­дис­мен­ты

4) по­зи­тив­ные санк­ции

5) по­вы­ше­ние в долж­но­сти

3. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют по­ня­тие «этнос».

1) пер­вич­ная груп­па

2) ис­то­ри­че­ская па­мять

3) мо­нар­хия

4) тер­ри­то­рия

5) на­род­ность

6) язык

Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щие» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

4. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке при­ме­ры, ил­лю­стри­ру­ю­щие при­ме­не­ние не­фор­маль­ных по­зи­тив­ных санк­ций, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Учи­те­лю школы была при­сво­е­на выс­шая ква­ли­фи­ка­ци­он­ная ка­те­го­рия.

2) Од­но­класс­ни­ки по­хва­ли­ли Р. за под­го­тов­ку му­зы­каль­но­го ве­че­ра.

3) В. по­лу­чил первую пре­мию на кон­кур­се мо­ло­дых ис­пол­ни­те­лей.

4) Л. по­лу­чил сте­пень кан­ди­да­та ме­ди­цин­ских наук.

5) Вы­ступ­ле­ние тан­це­валь­ной груп­пы на юби­лее школы со­про­вож­да­лось бур­ны­ми ап­ло­дис­мен­та­ми.

6) Из­вест­ный врач был на­граждён ор­де­ном «За за­слу­ги перед Оте­че­ством».

5. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между со­бы­ти­я­ми и свя­зан­ны­ми с ними ви­да­ми со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

СО­БЫ­ТИЯ

ВИДЫ СО­ЦИ­АЛЬ­НОЙ МО­БИЛЬ­НО­СТИ

А) учи­тель школы на­зна­чен ее ди­рек­то­ром.

Б) до­цент ка­фед­ры по­лу­чил долж­ность про­фес­со­ра.

В) стар­ший ме­не­джер пе­ре­шел ра­бо­тать на дру­гое пред­при­я­тие.

Г) ин­же­нер пе­ре­ехал ра­бо­тать и жить в дру­гой город.

1) вер­ти­каль­ная

2) го­ри­зон­таль­ная

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

А

Б

В

Г

6. Сту­дент ра­бо­та­ет над ре­фе­ра­том о вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти. Какие при­ме­ры из пе­ре­чис­лен­ных ниже он может рас­смот­реть в своей ра­бо­те? (За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми эти при­ме­ры ука­за­ны.)

1) пе­ре­ход че­ло­ве­ка с долж­но­сти ря­до­во­го школь­но­го учи­те­ля на долж­ность ди­рек­то­ра школы

2) пе­ре­ход че­ло­ве­ка из ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных ра­бо­чих («синих во­рот­нич­ков») в пред­ста­ви­те­ли сред­не­го клас­са («белые во­рот­нич­ки»)

3) смена про­фес­сии отца на дру­гую про­фес­сию

4) отток ра­бо­чей силы из про­из­вод­ства в сферу об­слу­жи­ва­ния

5) рост числа людей, ра­бо­та­ю­щих в не­сколь­ких ме­стах

6) до­сти­же­ние че­ло­ве­ком вы­со­ко­го по­ло­же­ния в об­ще­стве бла­го­да­ря служ­бе в армии.

7. Ана­ли­тик ком­мер­че­ско­го банка А. уехал из Моск­вы в Париж на двух­лет­нюю ста­жи­ров­ку в из­вест­ной фран­цуз­ской фи­нан­со­вой ком­па­нии. А. будет во Фран­ции ра­бо­тать в той же долж­но­сти, что и в Москве, по­лу­чать при­мер­но такую же зар­пла­ту. Вы­бе­ри­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти, от­но­ся­щи­е­ся к дан­но­му при­ме­ру, и за­пи­ши­те эти цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1)ин­ди­ви­ду­аль­ная

2)вос­хо­дя­щая

3)ми­гра­ция

4)го­ри­зон­таль­ная

5)нис­хо­дя­щая

6)меж­по­ко­лен­ная

8. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ви­да­ми норм и их ха­рак­те­ри­сти­ка­ми: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ НОРМ

ВИДЫ НОРМ

А) пра­ви­ла, со­хра­ня­ю­щи­е­ся на про­тя­же­нии веков и ука­зы­ва­ю­щие, как вести себя в по­все­днев­ной жизни

Б) де­таль­ные пра­ви­ла веж­ли­во­го по­ве­де­ния

В) пра­ви­ла, ре­гу­ли­ру­ю­щие по­ве­де­ние кон­крет­ной со­ци­аль­ной груп­пы или ор­га­ни­за­ции

Г) пра­ви­ла, обя­за­тель­ные для ис­пол­не­ния и опи­ра­ю­щи­е­ся на силу го­су­дар­ствен­но­го при­нуж­де­ния

1) эти­кет

2) кор­по­ра­тив­ная

3) норма закон

4) обы­чай

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

А

Б

В

Г

9. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке при­ме­ры, ил­лю­стри­ру­ю­щие при­ме­не­ние фор­маль­ных по­зи­тив­ных санк­ций, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1)К. при­сво­и­ли зва­ние «За­слу­жен­ный учи­тель РФ».

2)Кол­ле­ги по­хва­ли­ли С. за хо­ро­шо вы­пол­нен­ный до­клад.

3)В. по­лу­чил на за­во­де пре­мию за своё изоб­ре­те­ние.

4)Л. при­сво­е­на сте­пень док­то­ра фи­зи­ко-ма­те­ма­ти­че­ских наук.

5)Вы­ступ­ле­ние уче­ни­ков 10 клас­са на празд­ни­ке «По­след­не­го звон­ка» вы­зва­ло ап­ло­дис­мен­ты.

6)Офи­це­ру-под­вод­ни­ку при­сво­и­ли оче­ред­ное во­ин­ское зва­ние.

10. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке ис­то­ри­чес кие формы эт­но­са и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) семья

2) племя

3) на­род­ность

4) об­щи­на

5) го­су­дар­ство

11. В сто­ли­це од­но­го из ев­ро­пей­ских го­су­дарств про­жи­ва­ет семья, со­сто­я­щая из су­пру­гов и двоих детей. Муж и жена ра­бо­та­ют в ре­клам­ном биз­не­се, сов­мест­но ре­ша­ют все во­про­сы жизни семьи. Еже­год­но, вме­сте с детьми они об­суж­да­ют во­про­сы ор­га­ни­за­ции лет­не­го от­ды­ха, при­ни­ма­ют ре­ше­ния о при­об­ре­те­нии всех круп­ных по­ку­пок.

Ука­жи­те в при­ве­ден­ном пе­реч­не ха­рак­тер­ные при­зна­ки семьи, опи­сан­ной в за­да­нии.

1) де­мо­кра­ти­че­ская

2) пат­ри­ар­халь­ная

3) парт­нер­ская

4) нук­ле­ар­ная

5) мо­но­гам­ная

12. Среди жи­те­лей го­ро­да Т. про­во­дил­ся опрос, в ходе ко­то­ро­го ре­спон­ден­там было пред­ло­же­но от­ве­тить на во­прос: «Как давно Вы ре­гу­ляр­но поль­зу­е­тесь какой-либо биб­лио­те­кой?» Ре­зуль­та­ты опро­са в % от числа опро­шен­ных пред­став­ле­ны на диа­грам­ме.

Тест по обществознанию в формате ЕГЭ по теме Cоциальная сфера жизни общества

Какие вы­во­ды можно сде­лать на ос­но­ва­нии по­лу­чен­ных дан­ных? За­пи­ши­те

цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Более по­ло­ви­ны опро­шен­ных сту­ден­тов поль­зу­ют­ся какой-либо биб­лио­те­кой менее трёх лет.

2) Доля пен­си­о­не­ров, поль­зу­ю­щих­ся биб­лио­те­кой более трёх лет, яв­ля­ет­ся наи­боль­шей среди всех ка­те­го­рий опро­шен­ных.

3) Треть школь­ни­ков за по­след­ние три года ре­гу­ляр­но поль­зо­ва­лась биб­лио­те­кой.

4) Наи­боль­ший стаж ре­гу­ляр­но­го поль­зо­ва­ния биб­лио­те­кой имеют ра­бо­та­ю­щие люди.

5) Доля пен­си­о­не­ров, поль­зу­ю­щих­ся биб­лио­те­кой от года до трёх лет, мень­ше, чем доля пен­си­о­не­ров, не поль­зу­ю­щих­ся биб­лио­те­кой во­об­ще или поль­зу­ю­щих­ся ей менее года.

6) Доля школь­ни­ков, поль­зу­ю­щих­ся биб­лио­те­кой, мень­ше, чем доля поль­зу­ю­щих­ся биб­лио­те­кой сту­ден­тов.

13. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке при­ме­ры, ил­лю­стри­ру­ю­щие при­ме­не­ние фор­маль­ных по­зи­тив­ных санк­ций, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1)К. при­сво­и­ли зва­ние «За­слу­жен­ный учи­тель РФ».

2)Кол­ле­ги по­хва­ли­ли С. за хо­ро­шо вы­пол­нен­ный до­клад.

3)В. по­лу­чил на за­во­де пре­мию за своё изоб­ре­те­ние.

4)Л. при­сво­е­на сте­пень док­то­ра фи­зи­ко-ма­те­ма­ти­че­ских наук.

5)Вы­ступ­ле­ние уче­ни­ков 10 клас­са на празд­ни­ке «По­след­не­го звон­ка» вы­зва­ло ап­ло­дис­мен­ты.

6)Офи­це­ру-под­вод­ни­ку при­сво­и­ли оче­ред­ное во­ин­ское зва­ние.

14. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между про­яв­ле­ни­я­ми спо­соб­но­стей че­ло­ве­ка и при­ро­дой этих спо­соб­но­стей: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

СПО­СОБ­НО­СТИ ЧЕ­ЛО­ВЕ­КА

ПРИ­РО­ДА СПО­СОБ­НО­СТЕЙ

А) к сов­мест­ной про­из­вод­ствен­ной де­я­тель­но­сти

Б) при­ни­мать и усва­и­вать пищу

В) к чле­но­раз­дель­ной речи

Г) к вос­про­из­ве­де­нию рода

Д) со­зда­вать ду­хов­ные цен­но­сти

1) био­ло­ги­че­ская

2) со­ци­аль­ная

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

A

Б

В

Г

Д

15. Сту­дент ра­бо­та­ет над ре­фе­ра­том о вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти. Какие при­ме­ры из пе­ре­чис­лен­ных ниже он может рас­смот­реть в своей ра­бо­те? (За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми эти при­ме­ры ука­за­ны.)

1) пе­ре­ход че­ло­ве­ка с долж­но­сти ря­до­во­го школь­но­го учи­те­ля на долж­ность ди­рек­то­ра школы

2) пе­ре­ход че­ло­ве­ка из ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных ра­бо­чих («синих во­рот­нич­ков») в пред­ста­ви­те­ли сред­не­го клас­са («белые во­рот­нич­ки»)

3) смена про­фес­сии отца на дру­гую про­фес­сию

4) отток ра­бо­чей силы из про­из­вод­ства в сферу об­слу­жи­ва­ния

5) рост числа людей, ра­бо­та­ю­щих в не­сколь­ких ме­стах

6) до­сти­же­ние че­ло­ве­ком вы­со­ко­го по­ло­же­ния в об­ще­стве бла­го­да­ря служ­бе в армии.

16. В ходе со­цио­ло­ги­че­ско­го опро­са ре­спон­ден­там раз­ных воз­раст­ных групп пред­ла­га­лось от­ве­тить на во­прос: «Что важ­нее всего в мо­ло­до­сти?». По­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты (в % от числа от­ве­чав­ших) пред­став­ле­ны в виде диа­грам­мы.

Тест по обществознанию в формате ЕГЭ по теме Cоциальная сфера жизни общества

Какие вы­во­ды можно сде­лать на ос­но­ва­нии дан­ных диа­грам­мы? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Ре­спон­ден­ты в воз­расте 18-24 лет счи­та­ют, что в мо­ло­до­сти в рав­ной сте­пе­ни важно и по­жить в своё удо­воль­ствие, и со­здать семью.

2) Наи­боль­шая доля ре­спон­ден­тов в воз­расте стар­ше 55 лет счи­та­ют, что в мо­ло­до­сти самое важ­ное - со­здать семью.

3) Рав­ные доли ре­спон­ден­тов в воз­расте 25-39 лет и стар­ше 55 лет счи­та­ют, что в мо­ло­до­сти важ­нее всего сде­лать ка­рье­ру.

4) Воз­мож­ность по­жить в своё удо­воль­ствие в мо­ло­до­сти выше всех оце­ни­ли люди в воз­расте 25-39 лет.

5) Каж­дый де­ся­тый ре­спон­дент в воз­расте 40-54 лет счи­та­ет, что важ­нее всего по­жить в своё удо­воль­ствие.

17. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между функ­ци­я­ми семьи и их про­яв­ле­ни­я­ми: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ПРО­ЯВ­ЛЕ­НИЯ ФУНК­ЦИЙ СЕМЬИ

ФУНК­ЦИИ СЕМЬИ

А) рас­пре­де­ле­ние се­мей­ных обя­зан­но­стей

Б) сов­мест­ное про­ве­де­ние до­су­га

В) пла­ни­ро­ва­ние се­мей­но­го бюд­же­та

Г) пе­ре­да­ча тра­ди­ций и цен­но­стей

Д) сня­тие пси­хо­ло­ги­че­ских на­гру­зок

1) ре­кре­а­ци­он­ная

2) хо­зяй­ствен­но-эко­но­ми­че­ская

3) вос­пи­та­тель­ная

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

А

Б

В

Г

Д

18. Граж­да­нин Н. со­здал объ­еди­не­ние, со­сто­я­щее из 10 ланд­шафт­ных ди­зай­не­ров. Боль­шин­ство вхо­дя­щих в него людей - дру­зья, вме­сте обу­чав­ши­е­ся в ин­сти­ту­те.

Вы­бе­ри­те в при­ве­ден­ном ниже спис­ке при­зна­ки со­ци­аль­ной груп­пы, ил­лю­стри­ру­е­мые дан­ным при­ме­ром, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) про­фес­си­о­наль­ная

2) малая

3) не­фор­маль­ная

4) ре­фе­рент­ная

5) услов­ная

19. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но опре­делённой бук­вой.

(А) Кон­фликт­ная си­ту­а­ция - это си­ту­а­ция, объ­ек­тив­но со­дер­жа­щая явные пред­по­сыл­ки для кон­флик­та, про­во­ци­ру­ю­щая враж­деб­ные дей­ствия, про­ти­во­сто­я­ние. (Б) Ана­лиз кон­флик­тов по­ка­зы­ва­ет, что для того, чтобы

кон­фликт стал ре­аль­ным, не­об­хо­дим ин­ци­дент. (В) Из­вест­ны слу­чаи, когда им ста­но­вил­ся не­лест­ный отзыв о лич­ных ка­че­ствах кого-либо из участ­ни­ков. (Г) Пси­хо­ло­ги уста­но­ви­ли, что люди, склон­ные со­зда­вать кон­фликт­ные си­ту­а­ции, не­га­тив­но вли­я­ют на пси­хо­ло­ги­че­ский кли­мат в семье, тру­до­вом кол­лек­ти­ве. (Д) Важно в любой си­ту­а­ции пы­тать­ся

раз­ре­шить про­ти­во­ре­чия, не до­пус­кая воз­ник­но­ве­ния и эс­ка­ла­ции кон­флик­та.

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста имеют

1) фак­ти­че­ский ха­рак­тер

2) ха­рак­тер оце­ноч­ных суж­де­ний

3) ха­рак­тер тео­ре­ти­че­ских утвер­жде­ний

За­пи­ши­те в таб­ли­цу под бук­вой, обо­зна­ча­ю­щей по­ло­же­ние, цифру, вы­ра­жа­ю­щую его ха­рак­тер.

A

Б

В

Г

Д

20. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

«Со­ци­аль­ный ста­тус обыч­но опре­де­ля­ет­ся как по­ло­же­ние ин­ди­ви­да или _______ (А) в со­ци­аль­ной си­сте­ме, име­ю­щее спе­ци­фи­че­ские для дан­ной си­сте­мы при­зна­ки. Каж­дый со­ци­аль­ный ста­тус об­ла­да­ет опре­делённым _______ (Б).

Все со­ци­аль­ные ста­ту­сы можно под­раз­де­лить на два ос­нов­ных типа: те, ко­то­рые пред­пи­сы­ва­ют­ся ин­ди­ви­ду _______ (В) или груп­пой не­за­ви­си­мо от его спо­соб­но­стей и уси­лий, и те, ко­то­рые _______ (Г) до­сти­га­ет сво­и­ми соб­ствен­ны­ми уси­ли­я­ми. Кроме них су­ще­ству­ет огром­ное мно­же­ство не­основ­ных, вре­мен­ных ста­ту­сов. Та­ко­вы ста­ту­сы пе­ше­хо­да, про­хо­же­го, па­ци­ен­та, сви­де­те­ля, участ­ни­ка де­мон­стра­ции, за­ба­стов­ки или толпы, чи­та­те­ля, слу­ша­те­ля, те­ле­зри­те­ля и т. д. Права и _______ (Д) но­си­те­лей таких ста­ту­сов часто никак не ре­ги­стри­ру­ют­ся. Они во­об­ще труд­но опре­де­ли­мы, ска­жем, у про­хо­же­го. Но они есть, хотя вли­я­ют не на глав­ные, а на вто­ро­сте­пен­ные черты _______ (Е), мыш­ле­ния. Так, ста­тус про­фес­со­ра опре­де­ля­ет очень мно­гое в жизни дан­но­го че­ло­ве­ка. А его вре­мен­ный ста­тус про­хо­же­го или па­ци­ен­та? Ко­неч­но же, нет.»

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово (сло­во­со­че­та­ние) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз. Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что в спис­ке слов боль­ше, чем вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков.

Спи­сок тер­ми­нов:

1) лич­ность

2) пре­стиж

3) идеал

4) груп­па

5) ав­то­ри­тет

6) по­ве­де­ние

7) об­ще­ство

8) ин­ди­ви­ду­аль­ность

9) обя­зан­но­сти

В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, обо­зна­ча­ю­щие про­пу­щен­ные слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой номер вы­бран­но­го Вами слова.

A

Б

В

Г

Д

Е

Часть 2

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 21-24.

В со­вре­мен­ной ев­ро­пей­ской куль­ту­ре обост­рил­ся ин­те­рес к лич­но­сти, са­мо­иден­ти­фи­ка­ции, к со­ци­аль­ным ме­ха­низ­мам фор­ми­ро­ва­ния лич­но­сти.

Важ­ней­шим спо­со­бом ста­нов­ле­ния лич­но­сти яв­ля­ет­ся со­ци­а­ли­за­ция ин­ди­ви­да, про­цесс усво­е­ния ин­ди­ви­дом не­об­хо­ди­мо­го для жизни в дан­ном об­ще­стве со­ци­о­куль­тур­но­го опыта.

В со­дер­жа­тель­ном и фор­маль­ном плане со­ци­а­ли­за­ция за­ви­сит от типа куль­ту­ры, к ко­то­рой при­над­ле­жит ин­ди­вид. Так, на­при­мер, в пер­во­быт­но-об­щин­ном, ан­тич­ном, фе­о­даль­ном, бур­жу­аз­ном об­ще­ствах су­ще­ству­ют осо­бые ме­ха­низ­мы, ре­гу­ли­ру­ю­щие про­цес­сы вхож­де­ния ин­ди­ви­да в опре­де­лен­ный кол­лек­тив. При­ми­тив­ная хо­зяй­ствен­ная де­я­тель­ность и ста­тич­ность куль­ту­ры в тра­ди­ци­он­ном об­ще­стве, низ­кая про­дол­жи­тель­ность жизни стан­дар­ти­зи­ро­ва­ли про­цесс со­ци­а­ли­за­ции, сводя его в ос­нов­ном к об­ря­ду ини­ци­а­ции, сим­во­ли­зи­ру­ю­щей на­ступ­ле­ние для под­рост­ка со­ци­аль­но­го взрос­ле­ния и от­вет­ствен­но­сти. Си­сте­ма вос­пи­та­ния ос­но­вы­ва­лась на вклю­че­нии под­рас­та­ю­ще­го по­ко­ле­ния в сов­мест­ную де­я­тель­ность стар­ших, важ­ней­шим ме­ха­низ­мом со­ци­а­ли­за­ции были ре­ли­ги­оз­ные ри­ту­а­лы, а в более позд­них об­ще­ствах - ре­ли­ги­оз­ные школы.

Кроме того, про­цесс со­ци­а­ли­за­ции в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни за­ви­сит от клас­со­вой, со­слов­ной при­над­леж­но­сти ин­ди­ви­да. В про­цес­се со­ци­а­ли­за­ции про­ис­хо­дит при­сво­е­ние со­ци­аль­ных норм и цен­но­стей опре­де­лен­ной эпохи в ка­че­стве мо­ти­вов ин­ди­ви­ду­аль­но-лич­ност­но­го по­ве­де­ния, ос­но­вы лич­ност­ных вы­бо­ров.

Зна­чи­мым спо­со­бом со­ци­а­ли­за­ции как в до­ин­ду­стри­аль­ных об­ще­ствах, так и в со­вре­мен­ных куль­ту­рах яв­ля­ет­ся семья.

В со­вре­мен­ных раз­ви­тых стра­нах со­дер­жа­ние со­ци­а­ли­за­ции ра­ди­каль­но пе­ре­осмыс­ли­ва­ет­ся. В новых ме­ня­ю­щих­ся усло­ви­ях не­об­хо­ди­мы мо­биль­ные ме­ха­низ­мы со­ци­а­ли­за­ции, спе­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты со­ци­а­ли­за­ции. Таким ин­сти­ту­том стала пре­жде всего си­сте­ма об­ра­зо­ва­ния.

(Г.Г. Ки­ри­лен­ко)

21. В чем автор видит про­яв­ле­ние стан­дар­ти­за­ции про­цес­са со­ци­а­ли­за­ции в тра­ди­ци­он­ном об­ще­стве? Какой ме­ха­низм со­ци­а­ли­за­ции был для этого об­ще­ства важ­ней­шим?

22. Чем от­ли­ча­ют­ся ме­ха­низ­мы со­вре­мен­ной со­ци­а­ли­за­ции от со­ци­а­ли­за­ции, су­ще­ство­вав­шей в тра­ди­ци­он­ном об­ще­стве? С опо­рой на текст, зна­ния курса и со­ци­аль­ный опыт ука­жи­те три от­ли­чия.

23. Автор пишет: «Про­цесс со­ци­а­ли­за­ции в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни за­ви­сит от клас­со­вой, со­слов­ной при­над­леж­но­сти ин­ди­ви­да». С опо­рой на зна­ния и со­ци­аль­ный опыт кон­кре­ти­зи­руй­те это суж­де­ние с по­мо­щью трех при­ме­ров осо­бен­но­стей со­ци­а­ли­за­ции пред­ста­ви­те­лей раз­лич­ных со­ци­аль­ных групп.

24. От каких двух групп яв­ле­ний от­ли­ча­ют­ся, по мне­нию ав­то­ра, яв­ле­ния со­ци­аль­ные?

=======================================================================

25. Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «на­ци­о­наль­ная по­ли­ти­ка»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния, со­дер­жа­щие ин­фор­ма­цию о на­ци­о­наль­ной по­ли­ти­ке.

26. С опо­рой на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и лич­ный со­ци­аль­ный опыт смо­де­ли­руй­те кон­крет­ную си­ту­а­цию, ил­лю­стри­ру­ю­щую по­зи­тив­ное от­кло­ня­ю­ще­е­ся по­ве­де­ние. При­ве­ди­те три при­ме­ра фор­маль­ных по­зи­тив­ных санк­ций, воз­мож­ных в этом слу­чае.

27. Ан­глий­ский со­цио­лог Эн­то­ни Гид­денс это яв­ле­ние опре­де­ля­ет как про­цесс обу­че­ния и вос­пи­та­ния, в ходе ко­то­ро­го бес­по­мощ­ный мла­де­нец по­сте­пен­но пре­вра­ща­ет­ся в об­ла­да­ю­щее са­мо­со­зна­ни­ем ра­зум­ное су­ще­ство, по­ни­ма­ю­щее суть куль­ту­ры, в ко­то­рой он ро­дил­ся. На­зо­ви­те со­ци­аль­ное яв­ле­ние, смысл ко­то­ро­го рас­крыл Э. Гид­денс. Ука­жи­те любые два субъ­ек­та, ока­зы­ва­ю­щих наи­боль­шее вли­я­ние на этот про­цесс и вли­я­ние од­но­го из них про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром

28. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить раз­вер­ну­тый ответ по теме «Нации и на­ци­о­наль­ные от­но­ше­ния». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трех пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

29. Вы­бе­ри­те одно из пред­ло­жен­ных ниже вы­ска­зы­ва­ний, рас­крой­те его смысл, обо­зна­чив по­став­лен­ную ав­то­ром про­бле­му (за­тро­ну­тую тему); сфор­му­ли­руй­те свое от­но­ше­ние к по­зи­ции, за­ня­той ав­то­ром; обос­нуй­те это от­но­ше­ние.

При из­ло­же­нии своих мыс­лей по по­во­ду раз­лич­ных ас­пек­тов под­ня­той про­бле­мы (обо­зна­чен­ной темы), при ар­гу­мен­та­ции своей точки зре­ния ис­поль­зуй­те зна­ния, по­лу­чен­ные при изу­че­нии курса об­ще­ст­во­зна­ния, со­от­вет­ству­ю­щие по­ня­тия, а также факты об­ще­ствен­ной жизни и соб­ствен­ный жиз­нен­ный опыт.

29.1 «С пе­ре­хо­дом к ин­ду­стри­аль­но­му об­ще­ству со­ци­аль­ные роли ста­но­вят­ся не­за­креп­лен­ны­ми и ак­тив­ны­ми». (Э. Гелл­нер)

29.2 «Труд­но­сти по­рож­да­ют в че­ло­ве­ке спо­соб­но­сти, не­об­хо­ди­мые для их пре­одо­ле­ния». (У. Фил­липс)

29.3 «Мар­ги­наль­ность - это ре­зуль­тат кон­флик­та с об­ще­ствен­ны­ми нор­ма­ми» (А. Фаржд).

29.4 «Мы можем ка­зать­ся зна­чи­тель­ны­ми, за­ни­мая по­ло­же­ние, ко­то­рое ниже наших до­сто­инств, но мы не­ред­ко ка­жем­ся ни­чтож­ны­ми, за­ни­мая по­ло­же­ние, слиш­ком для нас вы­со­кое» (Фран­с­уа де Ла­рош­фу­ко).

29.5 «Нормы по­ве­де­ния не бе­рут­ся с по­тол­ка, а вы­во­дят­ся из пе­чаль­но­го опыта про­шлых оши­бок» (Г. Алек­сан­дров)




© 2010-2022