«Космизм с точки зрения естествознания: вклад Циолковского»

Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

_____________________________________________________________

Социологический факультет



ДОКЛАД



«Космизм с точки зрения естествознания: вклад Циолковского»

Выполнила:

Ю.С.Игнатьева

Москва

2012 г.


ВВЕДЕНИЕ

Космизм (с греч. организованный мир) - ряд религиозно-философских, художественно-эстетических и естественнонаучных течений, в основу которых положены представления о космосе как о структурно-организованном упорядоченном мире и о человеке как о «гражданине мира», а также о микрокосмосе, подобном макрокосмосу. Для того, чтобы понять суть данного течения рассмотрим то, как его понимают и трактуют другие науки, какие представители являются самыми именитыми и какой вклад они внесли в развитие данного направления ( на примере Циолковского) .









ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Итак, рассмотрим как понимают космизм другие научные направления.С точки зрения философиии, понятие космизма связано с представлениями о космосе как противоположности хаосу, сформированными уже в период становления первых философских школ Древней Грециии (киникии, стоикии).

В религиозных системах космизм является неотъемлемой частью теологии. Для науки, космизм подразумевает космогонию - использование теорий о рождении и эволюции Вселенной: концепции Канта-Лапласа (XVIII век) об образовании Солнечной системы путём конденсации пылеобразных массс, теории расширяющейся Вселенной Фридманна, разлетающихся галактик Хаббла(XX век), теории относительности Эйнштейна и других.

В середине XIX века в России в результате взаимовлияний естественных и гуманитарных дисциплин на почве самобытной культуры России возникло своеобразное течение мысли (или по выражению Н. Н. Моисеева - умонастроение), получившее определение «русского космизма». ... Духовный, научный и творческий потенциал русского космизма, его проективная направленность и оптимистический взгляд на будущее делают это течение все более привлекательным для наших современников.

Русский космизм - течение отечественной религиозно-философской мысли,основанноена схолистическомм мировоззрении,предполагающем телеологически определённую эволюцию Вселенной. Характеризуется осознанием всеобщей взаимообусловленности, всеединства; поиском места человека в Космосе, взаимосвязи космических и земных процессов; признанием соразмерности микрокосма (человека) и макрокосма (Вселенной) и необходимости соизмерять человеческую деятельность с принципами целостности этого мира. Включает в себя элементы науки, философии, религии, искусства. Данное течение описано в значительном количестве российских публикаций по антропокосмизму, социокосмизму, биокосмизму, астрокосмизму, софиокосмизму, светокосмизму, космоэстетике, космоэкологии и другим близким темам, но не имеет практически никакого заметного влияния в западных странах.

Интерес к учениям космистов сложился в СССР в связи с развитием космонавтики, актуализацией социальных и экологических проблем. Термин «русский космизм» как характеристика национальной традиции мысли возник в 1970-е годы, хотя выражения «космическое мышление», «космическое сознание», «космическая история» и «космическая философия» встречались ещё в оккультной и мистической литературе XIX века (Карл Дюпрель, Макс Теон, Елена Блаватская, Анни Безант, Пётр Успенский), а также в эволюционной философии]. Термин «космическая философия» употреблялся Константином Циолковским. В 1980-1990-х годах в отечественной литературе первоначально преобладало узкое понимание русского космизма как естественнонаучной школы (Николай Фёдоров, Hиколай Умов, Николай Холодный, Константин Циолковский, Владимир Вернадский,Александр Чижевский и другие). Однако впоследствии всё большее значение начинает приобретать широкая трактовка русского космизма как социокультурного феномена, включающая указанное «узкое» понимание в качестве своего частного случая, наряду с другими направлениями отечественного космизма, такими как религиозно-философское, поэтически-художественное, эстетическое , музыкально-мистическое, экзистенциально-эсхатологическое, проективное и другими

Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935). Основоположник современной космонавтики. Вывел уравнение движения, пришел к выводу о необходимости двухступенчатых ракет. Предлагал заселить космическое пространство с помощью орбитальных станций. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигает такого могущества и совершенства, что оно позволит преодолевать силу тяжести и расселяться по Вселенной. По его мнению, одна из главных целей развития общества должна состоять в разведении более совершенных пород людей, т.е. гениев, на которых, по его убеждению, общество и держится. Для ее реализации необходимо, чтобы каждый населенный пункт выделил несколько самых лучших и талантливых представителей для проживания в специальных общественных домах. Здесь все эти представители живут в условиях «абсолютизма» и безоговорочно подчиняются самым-самым замечательным «особям» - председателям. Все в домах этих общее, труд легок и необременителен. Молодежь сохраняет целомудрие, поскольку оно, в свою очередь, сохраняет умственные силы, бодрость и здоровье. Председатель дома решает вопрос о возможности молодым людям вступать в брак. Если они плохие, то он может им это и не позволить, в крайнем случае, позволит, но без деторождения. «Не одобренное деторождение - ужасное преступление против людей».Низшими расами К.Э. Циолковский называл не людей, а животных. Однако, как это следует из приведенного текста, он относил это к людям и, кстати, только к ним.В качестве первоочередных задач на этом пути К.Э. Циолковский считал необходимым увеличить население Земли. «Только тогда, когда оно возрастет в 500 - 1000 раз, человек будет в силах успешно бороться против размножения несовершенных людей и животных».Оставшихся в живых, как он считал, необходимо усовершенствовать, «так как и самые лучшие из них далеки от идеала: неразумны, недолголетни, болезненны, подвержены страданиям и т.д.». Усовершенствование это должно осуществляться, как уже отмечалось, в специальных домах в активно-принудительной форме, т.е. путем «разумного и добровольного подбора» сначала из плохого «материала» лучших особей для их размножения. Постепенно требования к «материалу» будут все строже и строже, и дело дойдет до того, что будут требовать «... от особи тысячи лет жизни, красоты, высочайшего разума, ангельской добродетели и всемогущества. Все остальное будет браковаться. Далее избыток людей пойдет на заселение солнечной системы. Род гениальных людей должен «...продолжаться и улучшаться подходящими браками».Исходя из сценария множественности обитаемых планет, К.Э. Циолковский считал, что сознательные, разумные существа Вселенной живут и действуют именно по такой схеме, какую он разработал. Достигшие на некоторых планетах могущества и совершенства, эти разумные существа распространили этот свой образ жизни на всю Вселенную, «...уничтожив безболезненно слабые, уродливые и несовершенные зачатки жизни». Правда, некоторые планеты, как и Землю, «они оставили в покое, т.е. предоставили их мукам агонии, ради подновления кое-где регрессирующих высших пород ... в ожидании хороших, необычных плодов в будущем». Впрочем, «...не лучше ли бы было, если бы Земля прямо была заселена сознательными существами» - видимо, он считал и нас, землян, низшей расой. Господствующим во Вселенной будет «...наиболее совершенный тип организма, живущего в эфире и питающегося непосредственно солнечной энергией» (его конструкция была описана выше - Г.С.). Это, видимо, силовые структуры или космические дружинники. В далеком будущем, человечество, по его мнению, перейдет в лучистую форму своего существования и станет бессмертным во времени и бесконечным в пространстве. Пока же человек «...мечтает не только завоевать свою солнечную систему, но и посетить иные. Цель - ликвидировать безболезненно все несовершенное (зачаточное) и заселить планеты своим совершенным поколением».По мнению К.Э. Циолковского: «Смерть прекращает все страдания и дает, субъективно, немедленно счастье ... уходящего из жизни ожидает непрерывная радость» .«Я хочу, - писал он, - привести вас в восторг от созерцания Вселенной, от ожидающей всех судьбы, от чудесной истории прошедшего и будущего каждого атома» .



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К.Э Циолковский внес огромный вклад в развитие науки, и такого течения, как космизм, разработав множество положений и мнений . Развитие этого направления дало большой толчок развитию советской науки в то время, что прямым образом способствовало и развитию нашего общества.







ЛИТЕРАТУРА



  1. Космизм / Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов, 1998.

  2. Железняк Г.В. «Философия космизма: от древности до наших дней» 2006.

  3. Казютинский В. В. Проблемы типологии космизма как феномена мировой культуры// Научные чтения памяти К. Э. Циолковского. Калуга, 2009.

  4. Владимирский Б. М., Кисловский Л.Д. Путями русского космизма.- М.: Либроком, 2011.

« Космизм с точки зрения естествознания: вклад Циолковского»



© 2010-2022