Практическая работа по обществознанию

Практическая работа по дисциплине "Обществознание", тема:"Потребности человека "разработана для студентов очной группы обучения по специальностям 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных средств, строительных. дорожных машин и оборудования (по отраслям). Время выполнения работы рассчитано на 2 часа. Цель: 1.     усвоить наиболее распространенные подходы к изучению человеческих потребностей; 2.     развивать умени...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практическая работа №1

Тема: Потребности человека

Цель:



  1. усвоить наиболее распространенные подходы к изучению человеческих потребностей;

  2. развивать умения работать с дополнительным материалом

  3. уметь:

  • анализировать текст;

  • интерпретировать текс, делать выводы;

  • логически рассуждать, используя изученный материал;

  • выражать собственную точку зрения, аргументировано ее отстаивать.

Рекомендуемая литература: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А.Г.Важенин. - 5-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 368 с.

Рекомендации по выполнению работы:

  1. Практическая работа выполняются студентом индивидуально.

  2. Работа выполняется письменно на листах формата А4. Работа пишется четким почерком пастой фиолетового, синего или черного цвета, допускается подчеркивание и выделение одной цветной пастой, карандашом или маркером. Необходимо оставлять поля 2 - 3 см, списывать условия к каждому заданию. В работе необходимо указать название образовательного учреждения, дисциплину, название работы, ФИО студента, группа, дату выполнения.

  3. Для выполнения данной работы используйте знания, полученные на занятиях по дисциплине «Обществознание», свой жизненный опыт и наблюдения.

Критерии оценивания работы:

«5» - работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, практическое умение и навыки.

«4» - самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

«3» - работа выполняется при помощи учителя. Обучающиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают серьёзные затруднения при самостоятельной работе.

«2» - выставляется в том случае, когда обучающиеся не подготовлены к выполнению работы. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.

Задания для практической работы

Задание 1. Прочитайте внимательно тексты, ответьте на предложенные вопросы.

Т Е К С Т 1. Нужда и потребность

Я. Л. Коломинский - современный психолог, академик

В психологии различают нужду и потребность. Нужда - это объективная необходимость, которую сам человек может не переживать и не осознавать. Например, только что родившийся ребенок объективно нуждается во взрослом человеке (без него погибнет!), но сам он, субъективно, этого не только не осознает, но и не чувствует, не переживает...

Организм человека постоянно нуждается в кислороде, который поступает в кровь благодаря дыханию. Но потребностью эта нужда становится только тогда, когда возникает какой-либо дефицит: заболевают органы дыхания, снижается содержание кислорода в атмосфере. В этом случае человек страдает от нехватки кислорода, предпринимает какие-то действия, чтобы ее устранить, радуется, когда может вздохнуть полной грудью. Объективное состояние - нужда - преобразовалось в психологическое состояние - потребность... Потребности, которые отражают нужды нашего организма, называют органическими; потребности, связанные с нуждами развития личности, - духовными или социогенными (порожденными обществом). Органические потребности (в пище, кислороде, воде, продолжении рода, самосохранении) есть и у человека, и у животных. Но даже эти потребности человека на протяжении истории значительно изменились, преобразовались, так сказать, очеловечились. Историческое развитие потребностей в данном случае выражается в том, что меняются предметы и способы удовлетворения потребности. В отличие от животных человек сам производит продукты, удовлетворяющие его потребности.

Коломинский Я. Л. Человек: психология. - М., 1980. - С. 190.

Вопросы и задания:

1. Опираясь на текст, поясните, чем объективное состояние - нужда - отличается от психологического состояния - потребности.

2. Какие потребности отражают нужды человеческого организма? Какие потребности связаны с развитием личности? Пользуясь текстом документа, приведите примеры тех и других потребностей.

3. Какие потребности свойственны и человеку, и животному?


Т Е К С Т 2. ЧТО ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ИМЕТЬ ВСЕГДА?

Эпиктет (ок. 50 - ок. 140) - римский философ

Знай и помни, что если человек несчастен, то он сам в этом виноват. Несчастны бывают люди только тогда, когда они желают того, чего не могут иметь; счастливы же тогда, когда желают того, что могут иметь. Чего же люди не могут всегда иметь, хотя желают, и что могут всегда иметь, когда желают этого?

Не всегда могут люди иметь то, что не находится в их власти, не принадлежит им, то, что другие могут отнять у них, - все это не во власти людей. Во власти же людей только то, чему никто и ничто не может помешать.

Первое - это все блага мирские: богатство, почести, здоровье. Второе - это наша душа, наше духовное самосовершенствование. И в нашей власти как раз все то, что нам нужнее всего для нашего блага, потому что ничто, никакие мирские блага не дают истинного блага, а всегда только обманывают. Истинное же благо дают только наши усилия приближаться к духовному совершенству, а усилия эти всегда в нашей власти.

Цит. по: Толстой Л. Н. Путь жизни. Кн. 2. - Тольятти,

1995. - С. 320-321.

Вопросы и задания:

1. О каких потребностях человека говорится в документе? Какие из них относятся к материальным, какие - к духовным, какие - к социальным?

2. Удовлетворение каких потребностей, по мнению автора, делает людей счастливыми? Разделяете ли вы эту точку зрения?

3. Опираясь на текст, попробуйте определить, какими были ценностные ориентации Эпиктета.

4. Как бы вы ответили на вопрос, являющийся названием документа?

Текст 3. ДЕЛО - ИСТОЧНИК УДОВЛЕТВОРЕНИЯ

С. Т. Шацкий (1878-1934) - российский педагог

Я ищу хотя бы маленького дела, но такого, которое по существу своему, если в него углубиться, могло бы дать удовлетворение. Я хочу научиться пониманию того, как отыскивать и находить цель и смысл в деле, хотя бы сравнительно ничтожном, потому, что грандиозное, яркое, бьющее в глаза дело, ясное для всех, создающее известность, о чем мы всегда мечтаем, пока молоды, состоит из многих незначительных по размеру деятельностей. Ведь не в том сила, чтобы захватить побольше, удовлетвориться известностью и в этой известности находить награду (а после, привыкнув, делать дело только ради этой самой славы), а в том, чтобы твердо, бескорыстно выполнять настоящее жизненное дело ради него самого.

Шацкий С. Т. Студенческие годы // С. Т. Шацкий: работа

для будущего. Документальное повествование / Сост.

В. И. Малинин, Ф. А. Фрадкин. - М., 1989. - С. 68.

Вопросы и задания:

1. О какой своей потребности пишет автор? К потребностям какого вида

ее можно отнести: материальным, социальным или духовным?

2. Как вы думаете, какой смысл вложен в каждое слово выражения «настоящее жизненное дело»?

3. В чем автор видит силу человека? Приведите примеры, подтверждающие его точку зрения.

Задание 2

Приведите по 3 собственных примера на каждый вид потребностей:

  • ДУХОВНЫЕ…….,

  • СОЦИАЛЬНЫЕ………,

  • МАТЕРИАЛЬНЫЕ………. .

Задание 3.

Из предложенных характеристик, составьте пирамиду А. Маслоу

  1. Я - потребность в самореализации, самоактулизации, высшая миссия своего существования, духовная потребность, самая высшая роль человека в человечестве, понимание своего смысла существования… (список очень большой - пирамиду потребностей Маслоу - часто используют очень многие люди и «духовные» организации, с разными системами мировоззрения и верхушку ставят свое высшее понятие смысла существования человека).

  2. Физиология - низменные потребности тела, направленные на его жизнедеятельность (голод, сон, половое желание и др.)

  3. Безопасность - потребность быть уверенным, что жизни ничего не угрожает.

  4. Познание - удовлетворения природного любопытства человека (знать, доказывать, уметь и изучать…)

  5. Социальность - потребность в контакте с окружающими и своя роль в социуме (дружба, любовь, принадлежность к определенной народности, испытывать взаимные чувства…)

  6. Признание - уважение, признание социумом его успешности, полезности его роли в жизни такого социума.

  7. Эстетика - внутренние потребность и побуждения следовании истине (субъективное понятие, как должно все быть).




© 2010-2022