Актуализация семейных ценностей на уроках обществознания

Содержание.   Введение. 1.     Актуализация семейных ценностей на уроках обществознания. 2.     Основные понятия темы. 3.     Конспект урока Семья как малая группа». 4.     Критерии оценки результатВведение. Сегодня на предметы гуманитарного цикла возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России. Духовный человек – это человек, устремленный к ценностям добра, истины и красоты, умеющий и любящий трудиться, умеющи...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования





Итоговая работа

по курсу повышения квалификации по ИОЧ

«Проектирование личностного и духовно-нравственного развития обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС»



на тему

«Актуализация семейных ценностей на уроках обществознания».





Время обучения: 13.10 - 17.10.2014г.

Выполнила:

Мельниченко

Наталья Анатольевна

Должность:

учитель обществознания

Место работы:

ГБОУ СОШ с.Курумоч,

им..И.Кузнецова ,Волжского района

Самара, 2014




Содержание.

Введение.

  1. Актуализация семейных ценностей на уроках обществознания.

  2. Основные понятия темы.

  3. Конспект урока Семья как малая группа».

  4. Критерии оценки результатов.

Заключение.






Введение.

Сегодня на предметы гуманитарного цикла возлагается особая миссия - воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России.

Духовный человек - это человек, устремленный к ценностям добра, истины и красоты, умеющий и любящий трудиться, умеющий ориентироваться в сложном современном мире, нравственно сложившийся и просвещенный.

Достучаться до сердца и души сегодняшнего школьника становится все сложнее.

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» говорится о том, что необходимо «понимание и поддержка таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека».

Данная тема была актуальна всегда, так как семья - ячейка общества, и в зависимости от того, как живут семьи, зависит состояние общества. Сейчас о семье как величайшей ценности и семейных ценностях говорится на самом высоком уровне. Проблема утраты семейных ценностей поднимается и Президентом, и Парламентом нашей страны. Православная церковь также уделяет этому вопросу большое значение. Падение престижности семейных ценностей проявляется в увеличении количества разводов, росте числа социальных сирот, увеличении числа неполных семей, увеличении числа детей, рожденных вне брака… К такому результату привела соответствующая деятельность СМИ (в первую очередь телевидения), загруженность родителей на работе, далеко не лучший пример родительских отношений в семьях.

Цель данной работы: актуализировать у учащихся ценности семьи на уроках обществознания в средней и старшей школе.

Задачи данной работы:

- определить понятия семейных ценностей;

- разработать конспект урока «Семья как малая группа» для 10 класса;

- определить особенности организации работы по формированию семейных ценностей в средних и старших классах на уроках обществознания.

Основная часть.

Одним из первичных институтов социализации личности является семья. Именно в семье формируется личность человека, его моральные и нравственные качества. Говоря о семейных ценностях, мы особо выделяем такие, как взаимовыручка, взаимопонимание, ответственность, любовь, уважение, согласие.

В курсе обществознания о семейных ценностях разговор начинается сразу с пятого класса. В параграфе 3 «Семья и семейные отношения» рассматриваются вопросы: зачем люди создают семьи; если семья не выполняет своих обязанностей; какие бывают семьи; семейные заботы. Особое внимание уделяется этики семейных отношений. В 9 классе необходимо говорить о моральных качествах членов семьи, о распределении ролей, стилях воспитания.

В курсе «Права» рассматриваются правовые аспекты семьи и брака.

В 10 классе рассматривается тема «Семья как малая группа».

Конспект урока «Семья как малая группа».

Образовательная цель: объяснять понятия и термины: «гендер», «гендерное поведение», «семейное воспитание», «многопоколенная семья», «нуклеарная семья», «гендерные различия, «личностные ресурсы семьи», «стиль воспитания»; ознакомить с психологией семейных отношений; выяснить и проанализировать проблемы семейного воспитания; описать особенности гендерного поведения.

Развивающая цель: развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания.

Воспитательная цель: способствовать формированию отношения к семье для ориентировки в актуальных жизненных вопросах, выработки собственной ответственной позиции.

Тип урока: урок-проблема с элементами ролевой игры.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Рассказывают, что после того, как к Богу явился мужчина и заявил о своей скуке, Бог задумался:

- Из чего сделать женщину, если весь материал ушел на мужчину.

Но не желая отказывать в просьбе мужчине, Бог сотворил женщину, на что затратил: несколько ярких лучей солнца, все чарующе краски зари, задумчивую грусть луны, красоту лебедя, игривость котенка, грациозность стрекозы, ласковое тепло меха, притягательную силу магнита и все это слепил вместе.

Посмотрел и недовольно покачал головой: больно приторной она ему показалась. И добавил холодное мерцание звезд, непостоянство ветра, слезоточивость облаков, хитрость лисы, трусость зайца, назойливость мухи, упрямство осла, ревность тигрицы, мстительность осы, ядовитость змеи, дурман опиума и вдохнул в нее жизнь.

В результате появилась настоящая женщина. Вот эту женщину Бог подарил мужчине, сказав при этом:

-Бери ее такой, какая она получилась, и не пытайся ее переделывать. Любуйся ею всю жизнь, но мучайся одновременно.

Я уверена, ребята, что не найдется на свете человека, которого бы не интересовала тема семьи. Мы с вами не исключение. К сожалению, проблем, связанных с семейной жизнью, очень много. Попытаемся в них вникнуть…

Тема урока: «Семья как малая группа». Мы рассмотрим следующие вопросы:

  1. Особенности семьи как малой группы.

  2. Психология семейных отношений.

  3. Гендерное поведение.

  4. Воспитание в семье.

  1. Новый материал.

- Что для вас семья? Назовите ваши ассоциации с этим словом. Итак, семья - это социальная общность, члены которой связаны брачными узами или родственными отношениями, общим бытом и взаимной ответственностью.

Как вы думаете, почему так много наук (этнография, социология, экономика семьи и домохозяйства, семейное право, демография, социальная психология, педагогика) изучают семью?

- расшифруйте интерес каждой науки по отношению к семье. Мы не ученые, но нам тоже интересно определить и обсудить проблемы современной семьи.

1. Особенности семьи как малой группы.

- Как вы думаете, почему семья занимает во многих отношениях особое положение по сравнению с другими социальными группами?

(После обсуждения на доске и в тетрадях у ребят появляются схемы).

Семья - это союз людей, объединенных любовью, общностью интересов, взаимовыручкой и взаимным пониманием проблем и радостей друг друга. Их связывает любовь, взаимовыручка, поддержка, ответственность, забота друг о друге.

Виды семей.

А) расширенные (многопоколенные) объединяют два-три поколения людей;

Б) нуклеарные - пары с одним или двумя детьми;

В) полные;

Г) неполные;

Д) традиционная или патриархальная - предполагает главенство мужчины, такая семья объединяет три поколения, женщина зависит от мужчины;

Е) партнерская или эгалитарная - справедливое распределение семейных обязанностей, эмоциональная насыщенность.

- Как вы считаете, какие функции выполняет семья?

(По ходу обсуждения выстраивается схема.)

Функции семьи:

- воспитательная,

- репродуктивная,

- хозяйственно - экономическая,

- эмоционально-психологическая,

- социально-статусная,

- рекреационная,

- сексуальная.

Все эти функции тесно связаны между собой, хотя их соотношение и вес могут быть различны.

  1. Психология семейных отношений.

Кто-то из великих людей сказал: «Нет ничего проще семьи, нет ничего сложнее семьи». И это так, потому что семейные отношения охватывают огромный спектр взаимоотношений:

- муж-жена;

-родители-дети;

-дети-дети;

-дети - бабушка (дедушка);

- супружеская семья - родительская семья…

И, тем не менее, можно и нужно научиться общаться в семье…

Представьте себя в роли семейного психолога, к которому на прием пришла молодая семейная пара. Супруги не знают психологические особенности семейных взаимоотношений. Ваша задача - продумать советы, которые вы можете дать молодым людям в их семейной жизни. Помогут вам правильно вести беседу материал пункта 2 параграфа 37 и следующие сведения. Пусть психологом будет самый коммуникабельный, обаятельный и неконфликтный ученик или ученица.

Из книги Н. Козлова «Как относиться к себе и людям или практическая психология на каждый день».

- Вы не можете считать, что вы правы, пока не посмотрели на ситуацию глазами другой стороны.

- Врут тому, кому правду говорить опасно.

- Ругань - это обыденный мордобой. Вы в этом участвуете?

- Все, что говорится грубо, можно сказать тактично.

- Не ругайся, а помоги или сделай сам.

- Не копите раздражение. Что-то не нравится - не молчите, скажите об этом.

- Самый главный человек на свете - тот, кто перед тобой.

- Ищите то, что вас сближает.

- Стройте общение на равных, а не в позиции сверху.

- Берегите собеседника: избавьте его от уколов, обид и обвинений.

- Не спорьте по мелочам.

- Научитесь обходиться без резкости и категоричности.

- Старайтесь не победить, а найти истину.

- Старайтесь понять то, что хочет сказать собеседник.

- Не давите.

- Признавайте возможность своей неправоты.

- Любовь к людям начинайте с любви к себе.

- Плохих людей нет. Есть люди, на которых у вас не хватило душевной мощности.

- Мне никто ничего недолжен.

- Лучше никак не ответить, чем ответить грубостью.

- Нет таких случаев, когда обиды оправданы.

- Содержать семью должен мужчина, а держать женщина.

Вариант проведения консультации семейного психолога.

Семейный психолог. Мои советы достаточно просты.

  1. Помните о групповой направленности членов вашей семьи. Это означает, что у каждого из них свои мотивы, цели, устремления. Следует помнить и учитывать этот факт.

  2. Уважайте мнение членов вашей семьи, даже если оно не совсем совпадает с вашим. Посмотрите на ситуацию глазами другой стороны. Ищите то, что вас сближает.

  3. Лелейте эмоциональную атмосферу в вашей семье. Любите друг друга, будьте внимательны, интересуйтесь делами всех, даже самых маленьких. Любовь к ним начинайте с любви к себе. Помните, никто вам ничего не должен. Знайте, что плохих людей нет. Есть люди, на которых у вас не хватило душевной мощности.

  4. Будьте готовы к трудностям. Без них не обойтись, но их можно преодолеть вместе. Нет таких случаев, когда обиды оправданы. Не спорьте по мелочам. Помните, что самый главный человек на свете - тот, кто перед вами.

  5. Помогайте друг другу в домашних делах. Не ругайтесь, а помогите или сделайте сами. Старайтесь не победить, а найти истину.

  6. Не старайтесь перевоспитать избранника, принимайте его таким, какой он есть. Уважайте друг друга.

  7. Прислушивайтесь к мнению друг друга. Старайтесь понять то, что хочет сказать собеседник. Не давите.

  8. Если возник конфликт, помните о правилах решения спорных вопросов.

Касается меня - решаю я. Мужу не нравится, когда жена пользуется косметикой, но она красит лицо его или свое? А раз свое, то и дело это в первую очередь ее. Он может задавать вопросы: «Ты для кого красишься?», может объяснять, что любит целовать ее, а не косметику - но настаивать не имеет права. Муж - сторонник здорового образа жизни, ходит дома босиком, и не только дома: на улице тоже босиком, или в сандалиях без носков (в любое время года). Может ли жена настаивать, чтобы он надевал носки? Она может напомнить, что в официальное учреждение ему лучше надеть не только носки, но и ботинки, но настаивать нет. Это его жизнь.

Муж заботится о своем здоровье и хочет, чтобы жена заботилась о своем - делала зарядку. Жене - лень. Может ли он настаивать на этом? Нет, это ее жизнь, ее здоровье, хотя тема для обсуждения есть и серьезная. Кому делать, тот и решает.

Муж идет с женой в магазин, берет рюкзак. Жена: «Возьми сумку, с рюкзаком некрасиво!» обсуждать здесь нечего: нести мужу - решает он.

У кого положение труднее - тот принимает решение. Супругам надо выходить из дому, с ними ребенок, они торопятся. Но тут она спохватывается: «Давай переоденем маленькому рубашечку! Она некрасивая!» Он: «Нет, это не самое главное, пойдем так». Кто прав? Прав он, так как его позиция определяется внешними обстоятельствами (он опаздывает), а не внутренними желаниями (она некрасивая).

  1. При обсуждении запрещается:

- давить, обвинять, обижаться. Ругань - это обыденный мордобой. Если это не соблюдается, обсуждение превращается в грубую стычку. Тот, кто это не соблюдает, ведет себя конфликтно и предупреждается о последствиях.

- претендовать на какие-то особые привилегии и права. «Я муж, мне можно». «Я женщина мне можно». Это не аргументы, а безобразие.

10. Никаких привилегий: что можно одному, то можно и другому.

11. научитесь прощать друг друга. Будьте готовы сделать шаг к примирению, проявить великодушие к промахам и слабостям другого.

3. Гендерное поведение.

- Какие ассоциации у вас возникают при слове «женщина»?

- Какие ассоциации у вас возникают при слове «мужчина»?

- А теперь посмотрите, какие черты их объединяют, а какие делают совершенно различными?

- Чего больше: сходства или различий? Сделайте общий вывод.

-Ученые говорят о гендерных ролях. Что они понимают под ними?

1. Биологические отличия.

2. Психологические отличительные свойства.

3. Поведенческие отличительные свойства.

Каждое общество в соответствии со своими ценностями определяет гендерные роли - нормативные предписания и ожидания «правильному мужскому или женскому поведению». Выполнение соответствующей гендерной роли обусловливает гендерное поведение индивида.

Вспомните, какие социальные стереотипы воспитания мальчиков и девочек существовали в разные исторические времена и эпохи.

- Как они развивались на протяжении веков: что изменилось в наши дни? Что осталось неизменным?

На с. 385 приведены результаты опроса группы выпускников российских вузов. Цель опроса - какие качества нужно воспитывать в современных мальчиках и девочках. (Для мальчиков: 1) самостоятельность, 2) ответственность,3) любознательность. Для девочек: 1) ответственность, 2) хорошие манеры, 3) послушание). Прокомментируйте эти результаты. Изложите свое мнение относительно особенностей гендерного поведения современных мальчиков и девочек.

4.Воспитание в семье.

Одной из важнейших функций семьи является воспитательная функция. Что же понимают современные ученые под словом «воспитание»?

Семейное воспитание - это осознанное влияние на формирование личности детей, предпринимаемое старшими членами семьи.

- Какие же факторы влияют на процесс семейного воспитания? (По ходу высказанных предположений на доске и в тетради появляется следующая схема).

Факторы, влияющие на процесс воспитания.

  1. Личностные ресурсы семьи.

  2. Спектр целей семейного воспитания.

  3. Стиль воспитания:

- диктат

- сотрудничество

- опека

- невмешательство.

- Какой из стилей семейного воспитания вам кажется самым разумным? Почему?

-Покажите сильные и слабые стороны предложенных стилей воспитания.

- Какие проблемы современного воспитания в семье вы видите? (Увеличилось количество семей с неполным составом; недостаточный уровень знаний и навыков родителей по воспитанию детей; обострилась социально-экономическая ситуация; прогрессирует тенденция к разрушению нравственных устоев семьи; недостаточное внимание государства к семейным проблемам.)

- Можно ли улучшить ситуацию с семейным воспитанием?

Составьте мини-проект «Помощь семье».

Вы получили листочки с выражениями, отражающими отношение к молодежи различных социальных групп:

«Яйца курицу не учат» (родители)

«Молодо-зелено» (старшее поколение)

«Молодым везде у нас дорога» (молодежь)

- Определите, каким группам соответствуют данные выражения.

Задание для группы «Старшее поколение».

У вас большой жизненный опыт. Постарайтесь подумать и выработать «Свод правил семейного воспитания». Сформулируйте и запишите четкие и конкретные положения, которыми должны руководствоваться родители, бабушки, дедушки, принимающие участие в воспитании ребенка в семье. Оформите работу в виде плаката.

Задание для группы «Родители».

Составьте портрет идеального ребенка, т. е. наделите его чертами, которые вам представляются наиболее важными в детях. Самый активный из вас получает звание Мудрого родителя и будет представлять работу группы.

Задание для группы «Молодежь»

Составьте портрет идеального родителя, т. е. наделите его чертами, которые вам представляются наиболее важными в родителях. Оформите свою работу в виде плаката. Самый активный из вас получает звание Мудрого представителя молодежи и будет рассказывать о результатах работы своей группы.

111. Итог урока.

- Представьте, что вы оказались на заседании дискуссионного клуба на тему: «Феминизм: «за» и «против». Выскажите свое мнение относительно проблемы феминизма.

Предлагаю сыграть в игру, которая называется «Мой собеседник».

На доске написаны фразы, которые вы должны продолжить.

- «На уроке я узнал…»

- «На уроке я понял…»

- «После изучения материала на уроке я хочу…»

- «После изучения материала на уроке я могу…»

Домашнее задание. Выучите параграф 37, выполните задания к параграфу.

В 11 классе на уроке «Институт семьи и брака» рассматриваются вопросы семья как социальный институт, брак как социальный институт. Традиционные семейные ценности, тенденции развития семьи в современном мире, государственная политика поддержки семьи. При составлении словаря семейных ценностей, используются различные афоризмы. Например. «Похотливый петух скоро умирает; верная горлица может прожить до 50 лет. И для любимца природы устроен в здешнем мире брачный союз» (И. Гердер).

«Вступающие в брак должны глядеть во все глаза до брака и держать их закрытыми - после». (М. Скюдери)

В виде дискуссии обсуждается вопрос «Гражданский брак: за и против». Обсуждаются результаты статистики. Распадается каждый второй брак. 70% разводов приходится на молодые семьи. Каждый третий ребенок рождается вне брака. Учащиеся высказывают причины кризиса современной семьи.

Критериями оценки результатов являются степень активности учащихся при обсуждении различных тем, быстрота принятия общего решения при обсуждении вопросов в группе, умение вступать в диалог, желание задавать вопросы.

В качестве средства оценки результатов данной работы можно использовать анкетирование.

- На чью поддержку вы рассчитываете в трудной жизненной ситуации?

- Оказавшись в трудной ситуации, ощущаете ли вы поддержку близких?

- Кто, по вашему мнению, является главой вашей семьи?

- Ты считаешь свою семью счастливой?

Заключение.

Исходя из вышеизложенного, использованные средства способствуют формированию семейных ценностей.

Еще Пий 11 говорил: семья священнее, чем государство, считал семью важнее государства. В одной притче рассказывается о счастливой семье. Секрет счастья заключался в соблюдении трех правил: любовь, терпение, прощение. Если человек постарается соблюдать эти правила то, у него будет счастливая семья. Актуализация семейных ценностей необходима, чтобы дети задумались о своем настоящем и будущем, проанализировали свое поведение, как можно меньше допустили ошибок в своей жизни. Роль школы, которая также является институтом первичной социализации помочь в этом учащимся.


Актуализация семейных ценностей на уроках обществознания


© 2010-2022