- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа учебной общеобразовательной дисциплины Обществознание
Рабочая программа учебной общеобразовательной дисциплины Обществознание
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Плохова Т.В. |
Дата | 15.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ № 41
Рабочая программа
Общеобразовательной учебной дисциплины
« Обществознание»
ПРОФЕССИЯ - 100116.01 Парикмахер
(социально-экономический профиль)
Москва
2014 год
ОДОБРЕНА
Предметной (цикловой)
комиссией Общеобразовательных
дисциплин
наименование комиссии
Протокол № 1
от « »
Разработана
на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по дисциплине ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ,
примерной программы учебной дисциплины «Обществознание», автора: Кишенковой О.В., кандидата исторических наук, одобренной ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008,
для профессии НПО 100116.01 Парикмахер
Председатель предметной (цикловой) комиссии
_____________/
Заместитель директора по УВР ___________/
Составитель - автор Плохова Т.В., преподаватель ГБОУ СПО СК №41
Рецензент ………………………/
Рецензент ……………………../ …………………../
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
-
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 8
-
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИРАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13
-
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 15
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Обществознание
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной общеобразовательной дисциплины разработана в соответствии с рекомендациями по реализации образовательной программы среднего(полного) общего образования в пределах ОПОП по профессии начального профессионального образования (далее НПО) 100116.01 Парикмахер, в соответствии с примерной программой учебной дисциплины «Обществознание», автора: Кишенковой О.В., кандидата исторических наук, одобренной ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008, с учетом социально-экономического профиля.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина входит в цикл общеобразовательных дисциплин среднего(полного) общего образования и направлена на формирование следующих общих компетенций: ОК 1, ОК.2, ОК.3, ОК 4, ОК.5, ОК.6, ОК 7.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
В содержание интегрированного курса программы включен материал по основам философии, социологии, политологии.
Особое место в программе занимают сведения о современном российском обществе, об актуальных проблемах развития мирового сообщества на современном этапе, о роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, чертах и признаках современной цивилизации. Особенностью данной программы является повышенное внимание к изучению ключевых тем и понятий социальных дисциплин, а также вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.
Содержание программы направлено на формирование у обучающихся знаний прикладного характера, необходимых для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами. Важное значение придается формированию базовых социальных компетенций, функциональной общегражданской грамотности.
В результате освоения курса, у обучающихся закладываются целостные представления о человеке и обществе, деятельности человека в различных сферах, о социальных нормах, регулирующих жизнедеятельность гражданина.
В процессе реализации программы, обучающиеся должны получить достаточно полные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни.
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
-
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-
нравственной и политической культуры, социального поведения,
основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к
личному самоопределению и самореализации; -
воспитание гражданской ответственности, национальной
идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и
демократическим ценностям, закрепленным в Конституции
Российской Федерации; -
овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых
для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения
типичных социальных ролей человека и гражданина; -
овладение умением получать и осмысливать социальную
информацию, освоение способов познавательной,
коммуникативной, практической деятельности, необходимых для
участия в жизни гражданского общества и государства; -
формирование опыта применения полученных знаний и умений
для решения типичных задач в области социальных отношений;
гражданской и общественной деятельности, межличностных
отношений, отношений между людьми различных национальностей
и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения
своих действий и действий других людей с нормами поведения,
установленными законом.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
-
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы
социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений; -
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
-
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
-
особенности социально- гуманитарного познания.
уметь:
-
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
-
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
-
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
-
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия
социально- экономических и гуманитарных наук; -
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно- популярных, публицистических и др. знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
-
формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний
собственные суждения и аргументы по определённым проблемам; -
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной
проблематике; -
применять социально- экономические и гуманитарные знания в процессе
решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание»
обучающийся должен овладеть общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание» обучающийся должен овладеть общеучебными умениями и навыками, универсальными способами деятельности и ключевыми компетенциями.
В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
1.4.Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины:
Профильное изучение дисциплины осуществляется за счет отбора дидактических единиц в Тема 1.1, Тема 3.1 во внеаудиторной самостоятельной работе в форме индивидуальных заданий.
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
Максимальная нагрузка 120 часов, в том числе обязательная аудиторная нагрузка 80 часов, самостоятельная работа 40 часов.
Итоговая аттестация в проводится в форме зачета.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
120
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
80
в том числе:
зачет
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
40
индивидуальные творческие задания
25
написание эссе
6
сообщения
7
конспект
2
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознание»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
120
2 семестр
80
Введение
Введение. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования. Значимость социального знания
2
1
Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе.
30
Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретённые качества
Содержание учебного материала. Человек как биосоциальное существо. Деятельность и мышление.Человек, индивид, личность. Что такое деятельность. Структура деятельности. Виды человеческой деятельности. Творчество. Процесс мышления. Типы мышления. Формирование характера. Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности.
Потребности, способности и интересы человека. Деятельность человека..
Социализация личности. Сущность и этапы социализации. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой деятельности.
Проблема познаваемости мира. Сущность познания, формы познания, процесс познания. Понятие истины, ее критерии. Относительность истины. Основные особенности научного мышления.
Виды человеческих знаний. Мировоззрение и его структура. Типы мировоззрения. Пути формирования мировоззрения. Основные особенности научного мышления.
Свобода и ответственность личности. Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние - со стороны самого человека и внешние - со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.
Многообразие мира общения. Человек в группе. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Поиск взаимопонимания. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи.
Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение. Основы специальности - техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
2
Внеаудиторная (самостоятельная) работа.
Ответить на вопросы :
1. «Когда одиночество-благо?»
2.«Надо ли быть как все, чтобы не остаться в одиночестве?»
3. Ощущаете ли вы на себе влияние группы? Как оно отражается на вашем поведении?
___________________________________________________________________________________________________
Привести аргументы в пользу выбранной специальности
Тема 1.2. Общество как сложная система
Содержание учебного материала.
Общество и общественные отношения. Понятие общества. Специфика общественных отношений.
Общество - сложная, динамично развивающая система. Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества.. Основные институты общества, их функции.
Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду.
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения.
Общественный прогресс и его критерии. Понятие общественного прогресса.
Типология обществ. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).
Глобализация человеческого общества. Особенности современного мира. Процессы глобализации.
Глобальные проблемы человечества. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления.
1,2
Внеаудиторная (самостоятельная) работа.
Написать эссе: «Может ли любовь спасти современное человечество?»
___________________________________________________________________________________________________
Заполнить таблицу: «Типы обществ и их характерные черты».
___________________________________________________________________________________________________
Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества.
22
Тема 2.1. Духовная культура личности и общества
Содержание учебного материала.
Культура и духовная жизнь. Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.
Формы и разновидности культуры. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура - продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур.
2,3
Внеаудиторная (самостоятельная) работа.
Заполнить таблицу: «Виды культур и их характерные черты».
___________________________________________________________________________________________________
Тема 2.2. Наука и образование в современном мире
Наука как часть культуры. Особенности научного познания. Определение науки, ее функции, основные черты. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Ответственность ученого перед обществом.
Образование. Образование как способ передачи знаний и опыта. Система образования в Российской Федерации.
Роль образования в жизни современного человека и общества. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование.
1,2
Внеаудиторная (самостоятельная) работа.
Выписать понятия по теме: культура, ценности, идеалы, образование, наука и др.
Тема 2.3 Мораль,
искусство и религия как элементы духовной культуры
Содержание учебного материала.
Мораль, основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор.
Религия в современном мире. Религия как феномен культуры. Сущность религии. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации.
Искусство и его роль в жизни людей. Сущность, специфика искусства, функции искусства. Виды искусств. Искусство и его роль в жизни людей.
2
Внеаудиторная (самостоятельная) работа.
Творческое задание.
Вспомните произведения литературы, народного творчества, где описывается борьба добра и зла. Чем заканчивались эти произведения. Почему победа в них оказывается на стороне добра?
__________________________________________________________________________________________________
Подготовить развернутый ответ по теме «Современная культура России».
Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Раздел 3. Социальные отношения
36
Тема 3.1. Социальная роль и стратификация.
Содержание учебного материала.
Социальная структура общества и её основные элементы..
Социальные отношения. Социальные отношения и взаимодействия. Понятие о социальных общностях и группах.
Социальная стратификация. Социальные группы и их классификация.
Социальная мобильность . Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.
2
Тема 3.2. Социальные нормы и конфликты.
Содержание учебного материала.
Социальные взаимоотношения и взаимодействия. Виды социальных норм и санкций. Социальные нормы, их значение. Самосознание индивида и социальное поведение.Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.
Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма.
Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.
Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте.
Пути разрешения социальных конфликтов.
2,3
Внеаудиторная (самостоятельная) работа.
Составить таблицу основных типов социальных норм.. Проанализируйте, какие социальные нормы вы соблюдаете и от соблюдения каких пытаетесь уклониться. Чем, по вашему мнению, это вызвано?
Проанализируйте какое место в вашей жизни занимают контроль и самоконтроль.
_______________________________________________________________________________________________________
Провести мини-исследование: Отношение старшеклассников к отклонениям от норм морали.
Подготовить рекламу - призыв вести здоровый образ жизни..
Тема 3.3. Важнейшие социальные общности и группы.
Содержание учебного материала.
Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.
Молодежь как социальная группа. Проблемы молодёжи в условиях социальных перемен. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.
Этнические общности. Этнос, черты этноса, типы этносов.
Межнациональные отношения в современном мире. Межнациональные отношения. Межнациональное сотрудничество. Этносоциальные конфликты, пути их разрешения.
Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
2
Внеаудиторная (самостоятельная) работа.
Творческое задание .Перечислите проблемы социального развития России. Составьте рейтинг проблем. Представьте, что вам поручено составить программу соц. Развития страны. С решения какой проблемы вы бы начали? Какие шаги предприняли бы для её решения? Обоснуйте свой ответ.
_________________________________________________________________________________________________________
Сделать конспект параграфа 5.5.
___________________________________________________________________________________________________
Написать эссе( тема по выбору)
«Величие нации не измеряется ее численностью, как величие человека не измеряется его ростом» (В. Гюго).
«Национализм - детская болезнь, корь человечества» (А. Эйнштейн).
«Семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества».
(Ф. Адлер).
_____________________________________________________________________________________________________________
Найти картинки по теме: Семья, Молодёжь, Этнические общности
Раздел 4. Политика как общественное явление
30
Тема 4.1. Политика и власть. Государство в политической системе
Содержание учебного материала.
Власть, ее происхождение и виды. Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление.
Политическая система, ее структура и функции. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты.
Государство. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.
Функции государства. Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств.
Формы государства. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Особенности демократии в современных обществах.
Правовое государство. Правовое государство, понятие и признаки.
Основные особенности развития современной политической системы. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов.
2
Тема 4.2. Участники политического процесса
Содержание учебного материала.
Человек в политической жизни. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Политический статус личности. Личность и государство. Политический статус личности.
Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации.
Политические партии и движения. Политические партии и движения, их классификация.
Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм.
Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.
Основные принципы демократических выборов. Избирательная кампания в Российской Федерации. Выборы - важнейший элемент демократического общества. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.
Средства массовой информации и их роль в политической жизни. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ
1,2
Внеаудиторная (самостоятельная) работа.
Подготовить сообщение ( тема по выбору):
Тоталитаризм - феномен XX столетия.
Свободные выборы - утопия или реальность.
Четвертая власть и ее роль в политической жизни.
Демократия - за и против.
Политические реформы в современной России.
___________________________________________________________________________________________________
Задание .Приведите сравнительный анализ демократического и антидемократического режимов.
______________________________________________________________________________________________________________
Творческое задание. Привести примеры участия подростков в политической жизни государства. В своих ответах используйте материалы СМИ и периодических изданий.
____________________________________________________________________________________________________________
Написать эссе( тема по выбору):
«Мир, счастье, братство людей- вот что нужно нам на этом свете» (Марк Твен), «Политик- это человек, который пожертвует вашей жизнью за свою родину» (Тексас Гинен), «Политика: управление общественными делами ради выгоды частного лица» (Амброз Бирс), «В политике приходится предавать свою страну или своих избирателей. Я предпочитаю второе» (Шарль де Голль), «Власть- это такой стол, из-за которого никто добровольно не встанет (Фазиль Искандер)
Зачет
Всего часов: 80 Самостоятельных работ: 40 Итого: 120 часов
II семестр: 80 Самостоятельных работ: 40
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
-
- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
-
- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
-
- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по социально-экономическим дисциплинам
Оборудование учебного кабинета:
-
рабочие места по количеству обучающихся;
-
рабочее место преподавателя;
-
комплект учебно-наглядных пособий «Обществознание»
-
тематические тестовые задания
-
Учебно-методическая литература
- стенды: «Права и обязанности человека»; «Подготовка к экзамену»; «Подготовка к ЕГЭ».
Технические средства обучения:
Компьютер, мультимедиапроектор, телевизор, DVD.
3.2.Учебно - методический комплекс общеобразовательной учебной дисциплины:
1. Рабочая программа
2. Календарно-тематическое планирование
3. КОСы
3.3. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
А.А. Горелов, Т.А. Горелова . Обществознание: учебник для профессий и специальностей социально-экономического профиля. М.2011.
-
Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. - Ч. 1. - 11 кл. - М., 2008.
-
Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. - Ч. 2. - 11 кл. - М., 2008.
Дополнительные источники:
1. Важенин А.Г. Обществознание: учебник. - М., 2010
2. Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10-11 кл.: в 4 ч.- М., 2009.
3. Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ.- М., 2011.
4. Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. - М., 2009.
Интернет-ресурсы Интернет-ресурсы. Методический материал по обществознанию. Форма доступа. openclass. ru/ communities/
Преподавание истории и обществознания. Форма доступа. festival. 1 september. Ru/ subjects /7/
fp.edu.ru/p1.html (Интернет-справочник «Все об учебниках»)
fihi.ru (Федеральный институт педагогических измерений)
rustest.ru (Федеральный центр тестирования)
lesson-history.narod.ru/ob1011.htm.
glossary.ru.
school.edu.ru
obhis.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формируемые общеучебные и общие компетенции
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
3
Умения:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
ОК 5. определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
Письменный и устный опрос
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
ОК 4, ОК 5.
определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
Тестовый контроль.
Вопросы и задания в конце раздела
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
ОК 1, ОК 4, ОК 5. - применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях
Устный и письменный опрос
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук;
ОК 4, ОК 5.
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
Устный опрос
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др. знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
ОК 4, ОК 5,ОК 6
владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута); - создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
Защита презентации; сообщения
оценивать действия субъектов социальной
жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
ОК3,ОК 2, ОК 6.
владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Устный опрос
формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;
ОК 1, ОК 6.
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно
Индивидуальные задания, устные выступления
Вопросы и задания в конце раздела
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
ОК 2, ОК 3, ОК 4,ОК 5.
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера; пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
Индивидуальные задания
применять социально- экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
ОК 5.
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- формулирование полученных результатов;
Домашние задания, письменный контроль
Проектная деятельность
применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
ОК 1,ОК 2,ОК 5, ОК 6.
владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Наблюдение
Знания:
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
ОК 5.
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Тестовый контроль
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
ОК 2.
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах
Тестовый контроль
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
ОК 1,ОК 4, ОК 5.
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах
Самостоятельная работа(выполнение аналитических заданий)
особенности социально- гуманитарного познания.
ОК 4.
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах
Устный ответ