Экзаменационный материал (тест) по обществознанию 8 класс

     Экзаменационный материал (тест) по обществознанию(переводной экзамен) 8 класс составлен в двух вариантах. Имеет пояснительную записку, бланк ответов на задания экзаменационной работы. Часть А тестовой работы включает 10 вопросов закрытого типа с правом выбора одного правильного ответа. Часть В предлагает задания на установление соответствия:к каждой позиции первого столбца нужно подобрать позицию второго, определение черт сходства и черт отличия. Часть 3- работа с текстом, прочитав которой ...
Раздел Обществознание
Класс 8 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ (ТЕСТ) ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 8 КЛАСС

I ВАРИАНТ

А1. Какой из примеров иллюстрирует влияние природы на деятельность людей?

  1. ликвидация последствий стихийного бедствия

  2. загрязнение реки промышленными отходами

  3. высадка на пустыре деревьев и кустарников

  4. административное ограничение охоты на оленей

А2. Антон - жизнерадостный общительный человек, всегда готовый придти на помощь своим многочисленным друзьям. Все это характеризует Антона как

  1. индивида

  2. гражданина

  3. личность

  4. профессионала

А3. Что свойственно командной экономической системе?

  1. многообразие форм собственности

  2. свобода предпринимательской деятельности

  3. преобладание сельского хозяйства

  4. централизованное ценообразование

А4. С апреля по октябрь население приморского региона Z занято в сфере обслуживания туристов, отдыхающих на морском побережье. Рабочих рук не хватает, поэтому приходится привлекать работников из соседних регионов. Однако в период с ноября по март среди местного населения наблюдается значительная безработица. К какому типу относится безработица в регионе Z?

  1. застойная

  2. структурная

  3. временная

  4. сезонная

А5. А. работает учителем. Помимо уроков, она организует с учениками праздники, викторины, экскурсии, походы. Много времени А. тратит на общение с родителями своих учащихся. В действиях А. проявляется

  1. социальная роль

  2. социальный конфликт

  3. социальная структура

  4. социальная политика

А6. Что свойственно обществу традиционного типа?

  1. преобладание сельского хозяйства в экономике

  2. высокий уровень развития промышленности

  3. распространение компьютерных технологий

  4. интенсивное развитие науки и техники

А7. Гражданка А. обнаружила, что коробочка йогурта, стоившая раньше 15 рублей, подорожала до 20, а еще через месяц - до 30 рублей. То же произошло и с другими товарами и услугами, причем их качество не улучшилось. С каким экономическим явлением столкнулась гражданка А.?

  1. конкуренция

  2. инфляция

  3. перепроизводство

  4. безработица

А8. Верны ли следующие суждения об экономических системах?

А. Традиционной экономической системе свойственен высокий уровень развития товарно-денежных отношений.

Б. Командная экономическая система предполагает директивное распределение факторов производства.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А9. Какая из перечисленных социальных групп выделена по экономическому признаку?

  1. москвичи

  2. инженеры

  3. мусульмане

  4. землевладельцы

А10. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?

А. Социальный статус - это положение человека в обществе, дающее ему права и обязанности.

Б. Все социальные статусы люди приобретают от рождения.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

В1. Установите соответствие между примерами социальной группы и признаком, по которому она выделена. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

Примеры социальных групп Признаки выделения социальных групп

А) банковские служащие 1) территориальный

Б) петербуржцы 2) профессиональный

В) избиратели 3) политический

Г) африканцы

Д) демократы

Запишите в таблицу выбранные цифры.

А

Б

В

Г

Д


В2. В приведенном списке указаны сходные проявления задатков и таланта человека и отличия проявлений задатка от таланта. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.

  1. способности человека

  2. получение принципиально новых результатов деятельности

  3. успешность в какой-либо деятельности

  4. нахождение нестандартных способов деятельности

Черты сходства

Черты различия


Часть 3

Прочтите текст и выполните задания С1-С6.

Товар - это продукт труда, произведенный с целью обмена на другие продукты труда или деньги на рынке. Товары могут быть материальными и нематериальными. Материальный товар представляет собой какую-либо вещь: автомобиль, туфли, хлеб, холодильник и т. п. Нематериальный товар - это, как правило, услуга или какая-либо полезная деятельность: посредничество, страхование, услуги связи, медицинские услуги и т. п.

Существование товара связано с последовательным прохож­дением четырех стадий. Для начала товар должен быть произве­ден. Производство - это процесс создания материальных и не­материальных благ, необходимых для удовлетворения каких-ли­бо общественных потребностей.

Следующая стадия - распределение. Как правило, в произ­водстве каждого товара задействовано множество участников. Значит, необходимо определить долю каждого участника в соз­данном товаре. В современном обществе распределение чаще всего осуществляется по затратам и результатам труда или по вложенному в производство капиталу.

Наемный работник, выполнив работу, получает заработную плату. Чем лучше он выполняет поставленную перед ним зада­чу, чем большее количество продукции он производит, тем вы­ше его заработная плата. Это и есть распределение по затратам и результатам труда.

С другой стороны, собственник фирмы может сам не рабо­тать в своей фирме. Но прибыль, которую приносит фирма, принадлежит ее владельцу, поскольку фирма создана на его деньги. Так осуществляется распределение по вложенному ка­питалу.

Третья стадия движения товара - обмен. С целью обмена товар передается на рынок, где у него возникает два важнейших свойства: свойство удовлетворять какие-либо человеческие по­требности, быть полезным для покупателя, то есть обладать по­требительной стоимостью; свойство обмениваться на другой то­вар или деньги в определенном количественном соотношении, то есть обладать меновой стоимостью.

Завершающая стадия - потребление, то есть использование товара для удовлетворения потребностей.

Приобретая товар для личного потребления, покупатель оп­ределяет его ценность, исходя из полезности. То, какую пользу принесет товар его покупателю, определяет сумму, котирую по­купатель готов за нее заплатить.

(По материалам энциклопедии для школьников)

С1 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте

каждый из них.

С2 Что такое товар? Какие виды товара названы в тексте? Объясните различие между этими видами

товара.

Экзаменационный материал (тест) по обществознанию 8 классСЗ Используя содержание текста, заполните таблицу:


Пример

Стадия существования товара

Модельер разработал новую кол­лекцию женской одежды.

Мэрия предоставила очередникам новые квартиры.

Ученик съел обед в школьной столовой.

Инспектор ГИБДД регулирует до­рожное движение.

Бизнесмен продал свою яхту.


С4 Какие два важнейших свойства товара приведены в тексте? Покажите каждое из этих свойств на примере любого товара.

С5 Недовольные низкой зарплатой работники супермаркета обратились к директору с требованием повысить зарплату и улучшить условия труда. Директор отказал им, сославшись на то, что решить этот вопрос может только владелец супермарке­та, постоянно проживающий в другой стране. Какие основания (принципы) распределения отразились в данном примере? При­ведите фрагмент (-Ы) текста, помогающий (-е) решить эту за­дачу.

С6 В тексте говорится, что «приобретая товар для личного потребления, покупатель определяет его ценность, исходя, из полезности». Согласны ли вы с этим мнением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.









II ВАРИАНТ

А1. Совокупность социально значимых качеств человека ученые обозначают понятием

  1. индивид

  2. личность

  3. индивидуальность

  4. талант

А2. В обществе Z большинство населения живет в крупных городах. Во всех сферах жизни общества используются компьютерные технологии, интенсивно развивается наука, достижения которой широко используются в экономике и социальном управлении. К какому типу относится данное общество?

  1. аграрное

  2. индустриальное

  3. традиционное

  4. постиндустриальное

А3. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Обществом называют всех людей, ныне живущих на Земле.

Б. Обществом называют исторические периоды развития человечества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А4. Существуют различные значения понятия «экономика». Что относится к экономике как науке?

  1. производство косметических средств

  2. прогнозирование цен на энергоносители

  3. продажа объектов недвижимости

  4. постепенное обесценивание денег

А5. К этническим группам относится

  1. племя

  2. сословие

  3. каста

  4. класс

А6. Ученые-обществоведы определяют общество как

  1. весь мир в многообразии его форм и проявлений

  2. единство живой и неживой природы

  3. обособившуюся от природы часть мира

  4. неотъемлемую часть природы

А7. Какой пример характеризует человека как личность?

  1. у Марины светлые волосы и зеленые глаза

  2. Андрей носит очки, потому что у него плохое зрение

  3. Сережа быстро устает во время футбольных тренировок

  4. Для Васи важно, чтобы одноклассники его уважали

А8. Процесс приобщения к знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется

  1. творчеством

  2. образованием

  3. искусством

  4. наукой

А9. После проведения правительством экономической реформы повысился курс национальной денежной единицы по отношению к денежным единицам других стран. Данный пример отражает ситуацию на рынке

  1. ценных бумаг

  2. информации

  3. средств производства

  4. валют

А10. К социальным группам, выделяемым по поселенческому (территориальному) признаку, относится (-ятся)

  1. класс

  2. нация

  3. программисты

  4. горожане

В1. В приведенном списке указаны черты сходства рыночной экономической системы с командной, а также черты отличия рыночной экономической системы от командной. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.

  1. разрешение проблемы ограниченности ресурсов

  2. специализация отраслей хозяйства

  3. обеспечение свободной конкуренции товаропроизводителей

  4. директивное планирование выпуска товаров

Черты сходства

Черты различия


В2. Ниже приведен перечень налогов. Все они, за исключением одного, являются косвенными.

1) Налог на добавленную стоимость, 2) акцизный сбор, 3) таможенная пошлина, 4) налог с продаж, 5) подоходный налог.

Найдите и выпишите номер налога, выпадающего из этого ряда.

Ответ: _____________________________________ .

Часть 3

Прочитайте текст и выполните задания С1-С6.

Портрет современного тинэйджера

Психическое и физиологическое взросление практически ничего не меняет в социально-экономическом положении тинэйджеров. Социальные статусы родителей и подростков по-прежнему несовместимы: родители зарабатывают на жизнь, несут моральную и правовую ответственность за детей, участвуют в общественной и производственной жизни.

А тинэйджеры экономически несамостоятельны, они все еще требуют социальной защиты и не выступают полноправными участниками правоотношений. Их ролевой диапазон крайне ограничен. Они не являются собственниками, распорядителями, производителями, законодателями. Они - лишь потребители. Хотя в правовом отношении они не могут принимать жизненно важные решения, в психологическом плане тинэйджеры созрели для них. Но родители ограничивают их. В этом и заключается исходное противоречие. В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправии тинэйджеров - меньшем объеме прав и обязанностей по сравнению с взрослыми.

Недостаток жизненного опыта вынуждает их совершать гораздо больше ошибок, чем это делают взрослые, дети или старики. Но главное не в количестве, а в качестве ошибок, серьезности их последствий: преступность, употребление наркотиков, алкоголизм, половая распущенность, насилие над личностью.

Многие тинэйджеры бросают школу, в результате чего нарушается естественный процесс их вхождения в общественную жизнь. Недополучение знаний сразу же сказывается на экономическом положении, подростки и юноши оказываются в худшей ситуации на рынке труда.

Социологи полагают, многие ошибки подростки совершают из-за стремления казаться взрослыми. Возможно, что та же самая причина побуждает многих бросать школу. Статус школьника считается «невзрослым». Он не способствует достижению жизненного успеха, а вместе с ним признанию в группе сверстников.

(Адаптировано по тексту А.И. Кравченко)

С1 Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

С2 Какой смысл вкладывают социологи в понятие «ролевое бесправие тинэйджеров»? Приведите любые два проявления этого положения с опорой на текст.

С3 В чем заключается, по мнению автора, исходное противоречие положения тинэйджеров. Проиллюстрируйте ролевой диапазон тинэйджеров любыми двумя примерами, опираясь на текст и материал курса обществознания.

С4 О каких ошибках, совершаемых тинэйджерами в силу противоречивости их положения в обществе, говорится в тексте? Укажите с опорой на текст любые две ошибки. Основываясь на знании курса, приведите любую из ошибок, совершаемых тинэйджерами, из числа не указанных в тексте.

С5 Известны случаи, когда подростки (тинэйджеры) совершали угоны машин, попадали под влияние криминальных групп, соглашались на участие в грабежах и разбоях. Выскажите суждение о причинах подобного поведения. Найдите в тексте цитату, которая объясняет подобные факты.

С6 В тексте приведено мнение, что подростки считают статус школьника «невзрослым». Сформулируйте свою точку зрения по приведенной проблеме. Назовите, опираясь на знание курса и социальный опыт, любые два последствия ухода подростков из школы.

ОТВЕТЫ

Часть 1



А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

Вариант 1

1

3

4

4

1

1

2

2

4

3

Вариант 2

2

4

3

2

1

3

4

2

4

4

Часть 2

Вариант

Задание №

Ответ

1

1

21313

1

2

1234

2

1

1324

2

2

4

Часть 3

Вариант 1

Критерии оценивания

выполнения заданий с развернутым ответом


С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

В правильном ответе пункты плана должны соответство­вать основным смысловым

фрагментам текста и отра­жать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) что такое товар;

2) стадии существования товара;

3) важнейшие свойства товара;

4) ценность товара.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не иска­жающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каж­дого фрагмента текста. Количество выделенных фрагментов может быть различным.

2

Верно выделено более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста.

1

Не выделены основные фрагменты текста. ИЛИ Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текс­та, являясь цитатами из соответствующего фрагмента. ИЛИ Ответ неверный.

0

Максимальный балл

2

С2 Что такое товар? Какие виды товара названы в тексте? Объясните различие между этими видами товара.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) определение товара: «товар - это продукт труда, про­изведенный для продажи с целью обмена на другие про­дукты труда или деньги на рынке»;

2) виды товара: материальный и нематериальный то­вар;

3) объяснение, например: материальный товар - это вещь, а нематериальный - полезная деятельность.
Определение товара и объяснение различия могут быть приведены в иных, близких по смыслу формули­ровках.

Дано определение, указаны виды товара, объяснено раз­личие.

2

Дано определение. ИЛИ Указаны виды товара. ИЛИ Дано определение, объяснено различие. ИЛИ Указаны виды товара, объяснено различие.

1

Дано только определение. ИЛИ Указаны только виды товара. ИЛИ Объяснено только различие. ИЛИ Ответ неверный.

0

Максимальный балл

2

СЗ Используя содержание текста, заполните таблицу:

Пример

Стадия существования товара

Модельер разработал новую кол­лекцию женской одежды.

Мэрия предоставила очередникам новые квартиры.

Ученик съел обед в школьной столовой.

Инспектор ГИБДД регулирует до­рожное движение.

Бизнесмен продал свою яхту.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Должны быть названы следующие стадии существования товара в приведенных примерах:

1) производство;

2) распределение;

3) потребление;

4) производство;

5) обмен.

Правильно определены стадии существования товара в пяти примерах.

2

Правильно определены стадии существования товара в трех-четырех примерах.

1

Правильно определены стадии существования товара в одном-двух примерах. ИЛИ Ответ неверный.

0

Максимальный балл

2

С4 Какие два важнейших свойства товара приведены в тексте? Покажите каждое из этих свойств на примере любого товара.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. важнейшие свойства товара:

•удовлетворять какие-либо человеческие потребно­сти, быть полезным для покупателя,

т. е. обладать потребительной стоимостью;

•обмениваться на другой товар или деньги в опре­деленном количественном

соотношении, т. е. обла­дать меновой стоимостью;

Важнейшие свойства товара могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.

2) примеры проявления каждого свойства, допустим:

•теплый свитер защищает человека от холода - этим определяется его

потребительская стоимость;

•теплый свитер можно продать и на вырученные деньги купить, например, брюки или

сумку; его также можно обменять, допустим, на юбку или туфли - так проявляется

его меновая стоимость.

Важнейшие свойства товара могут быть показаны на другом примере.

Названы и показаны на конкретном примере (-ах) два свойства товара.

3

Названы одно-два свойства товара, одно из них показа­но на конкретном примере (-ах).

ИЛИ Свойства товара в явном виде не названы, но по­казаны на конкретном примере (-ах).

2

Названы только два свойства товара.

ИЛИ Свойства товара в явном виде не названы, но одно из них показано на конкретном примере (-ах).

1

Названо только одно свойство товара.

ИЛИ Ответ неверный.

0

Максимальный балл

3

С5 Недовольные низкой зарплатой работники супермаркета обратились к директору с требованием повысить зарплату и улуч­шить условия труда. Директор отказал им, сославшись на то, что решить этот вопрос может только владелец супермаркета, посто­янно проживающий в другой стране. Какие основания (принци­пы) распределения отразились в данном примере? Приведите фрагмент (- ы) текста, помогающий (-е) решить эту задачу.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на вопрос, например: работники и директор су­пермаркета - наемные работники, поэтому распределе­ние основывается на затратах и результатах труда; владелец супермаркета вложил капитал, что является основа­нием распределения;

Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.

2) фрагмент текста, например:

• «В современном обществе распределение чаще всего осуществляется по затратам

и результатам труда или по вложенному в производство капи­талу»;

• «Наемный работник, выполнив работу, получает заработную плату. Чем лучше

он выполняет пос­тавленную перед ним задачу, чем большее количе­ство продукции

он производит, тем выше его зара­ботная плата. Это и есть распределение по

затратам и результатам труда»;

• «прибыль, которую приносит фирма, принадлежит ее владельцу, поскольку

фирма создана на его деньги. Так осуществляется распределение по вло­женному

капиталу».

Правильно определены основания распределения, приве­ден (-ы) фрагмент (-ы) текста.

2

Правильно определены основания распределения. ИЛИ Приведен (-ы) фрагмент (-ы) текста. ИЛИ Правильно определено только одно основание рас­пределения, приведен (-ы) фрагмент (-ы) текста.

1

Ответ неверный.

0

Максимальный балл

2

С6 В тексте говорится, что «приобретая товар для личного потребления, покупатель определяет его ценность, исходя из полезности». Согласны ли вы с этим мнением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) мнение учащегося: согласие или несогласие с высказан­ной позицией;

2) два аргумента (объяснения), например:
в случае согласия может быть указано, что

• любой товар призван удовлетворять определенные потребности человека; чем более

значимы эти по­требности, тем большую цену готов потребитель заплатить за товар;

• потребитель стремится приобрести наиболее функ­циональный товар с наибольшим

сроком службы;

в случае несогласия может быть указано, что

• в некоторых ситуациях покупатели действуют эмо­ционально и приобретают товар, не

обладающий значительной полезностью;

• дорогостоящие предметы роскоши могут по сво­им полезным свойствам ничем не

отличаться от более дешевых аналогов, однако люди, достиг­шие определенного

статуса, приобретают имен­но их.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента.

2

Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент. ИЛИ Мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента.

1

Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены. ИЛИ Мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведен один аргумент.

ИЛИ Ответ неверный.

0

Максимальный балл

2

Вариант 2

Критерии оценивания

выполнения заданий с развернутым ответом

С1 Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым частям текста и отражать основную идею каждой части. Могут быть выделены следующие смысловые части:

  1. различия в социальных статусах подростков и родителей;

  2. противоречивость статуса подростков;

  3. ошибки, совершаемые подростками;

  4. значение школы в жизни подростка;

  5. подросток и его стремление к обретению взрослости.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Выделены основные смысловые части текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждой части текста. Количество выделенных частей может быть различным

2

Выделены не все (но большая часть) основные части текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи выделенных фрагментов, ИЛИ не все (но большая часть) выделен­ные части текста соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все (но большин­ство) названия выделенных частей (пункты плана) соответ­ствуют основной идее фрагмента текста

1

Не выделены основные части текста, ИЛИ названия выделен­ных частей (пункты плана) не соответствуют основной идее фрагментов текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента, ИЛИ ответ неверный

0

Максимальный балл

2

С2 Какой смысл вкладывают социологи в понятие «ролевое бес­правие тинэйджеров»? Приведите любые два проявления этого положения с опорой на текст.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

В ответе должно быть раскрыто ролевое бесправие тинэйдже­ров: - подростки имеют меньший объем прав и обязанностей по сравнению со взрослыми, их

ролевой диапазон ограничен; приведены проявления:

1) подростки не являются собственниками;

2) подростки не являются распорядителями;

3) подростки не являются производителями и т.д.
Данные проявления могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Раскрыт смысл понятия, приведены два проявления

2

Раскрыт смысл понятия, приведено одно проявление.

ИЛИ

Смысл понятия раскрыт неявно, но приведены одно-два проявления

1

Ответ неверный

0

Максимальный балл

2

СЗ В чем заключается, по мнению автора, исходное противоречие положения тинэйджеров.

Проиллюстрируйте ролевой диапазон тинэйджеров любыми двумя примерами, опираясь на текст и

материал курса обществознания.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

В ответе должны быть следующие элементы: Пояснено исходное противоречие положения тинэйджеров: они не имеют значительных прав, но многое уже могут осуществлять сами по психологическим, физиологическим, физическим основаниям.

Приведены примеры ролевого диапазона:

  1. подросток уже в 14 лет получает общегражданский пас­порт;

  2. подросток может наследовать имущество;

  3. подросток может устраиваться на временную работу;

4) подросток может выступать в качестве потребителя.
Могут быть приведены иные верные примеры ролевого диа­пазона.

Пояснено исходное противоречие, приведены два примера

2

Пояснено исходное противоречие, приведен один пример

ИЛИ

Исходное противоречие не пояснено, но приведены один-два примера

1

Ответ неверный

0

Максимальный балл

2

С4 О каких ошибках, совершаемых тинэйджерами в силу проти­воречивости их положения в обществе, говорится в тексте? Укажите с опорой на текст любые две ошибки. Основываясь на знании курса, приведите любую из ошибок, совершаемых тинэйджерами, из числа не указанных в тексте.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Правильный ответ может содержать следующие позиции: Указаны две типичные ошибки подростков с опорой на текст, например:

- подростки чаще взрослых начинают употреблять наркотики;

- подростки, стремясь казаться взрослее, начинают употреб­лять алкоголь и курить;

- подростки рано начинают половую жизнь;

- подростки втягиваются в криминальную среду.
Указана ошибка, не содержащаяся в тексте, допустим:

- подростки идут на конфликт с родителями;

- подростки проявляют немотивированную агрессию в своем поведении;

- подростки могут уходить из дома и т.д.
Могут быть приведены и иные ошибки.

Приведены две ошибки из текста, одна с опорой на знание курса

3

Приведены любые две ошибки

2

Приведена любая одна ошибка

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствую­щие требованию задания, ИЛИ ответ неверный

0

Максимальный балл

3

С5 Известны случаи, когда подростки (тинэйджеры) совершали угоны машин, попадали под влияние криминальных групп, соглашались на участие в грабежах и разбоях. Выскажи суждение о причинах подобного поведения. Найдите в тексте цитату, которая объясняет подобные факты.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) объяснение приведенного в задании факта, например: проявляя агрессию, подростки, таким образом, стараются ка­заться взрослее, заявить о себе более активно миру взрослых людей.

Может быть дано другое объяснение приведенного в задании факта.

2) фрагмент текста: «Социологи полагают, многие ошибки подростки совершают из-за стремления казаться взрослыми»

Дано правильное объяснение, приведен фрагмент текста

2

Дано правильное объяснение ИЛИ приведен фрагмент текста

1

Ответ неверный

0

Максимальный балл

2

С6 В тексте приведено мнение, что подростки считают статус школьника «невзрослым». Сформулируйте свою точку зрения по приведенной проблеме. Назовите, опираясь на знание курса и социальный опыт, любые два последствия ухода подростков из школы.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы 1) выражено мнение учащегося, например:

школа ассоциируется у подростков с детством, так как и объясняют жизнь учителя,

подростки полагают, что их считают незрелыми, неготовыми к самостоятельной жизни, их

только готовят к вступлению во взрослую жизнь. 2) приведены два последствия ухода из школы, например:

уйдя из школы, подросток:

- недополучает необходимые ему знания и опыт,

- сужает для себя поле дальнейшей профессиональной деятельности,

- может быть втянут в криминальную среду и т.д.

Могут быть приведены другие последствия.

Выражено мнение учащегося, приведены два последствия

2

Выражено мнение учащегося, приведено одно последствие ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два последствия

1

Выражено мнение учащегося, последствия не приведены, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведено одно последствие, ИЛИ ответ неверный

0

Максимальный балл

2


Бланк ответов на задания экзаменационной работы по обществознанию

в 8 классе

Вариант 1

Часть 1


А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

1



2



3



4



Часть 2

В1

Запишите в таблицу выбранные цифры.

А

Б

В

Г

Д


В2

Черты сходства

Черты различия


Часть 3






Бланк ответов на задания экзаменационной работы по обществознанию в 8 классе

Вариант 2

Часть 1


А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

1



2



3



4



Часть 2

В1

Черты сходства

Черты различия


В2

Ответ: _____________________________________ .

Часть 3







Пояснительная записка


Экзамен по обществознанию в 8 классе - 1 урок, 40 минут.

Задания :

А - 10 заданий, правильный ответ - 1 балл, максимум - 10 баллов

В - 2 задания, правильный ответ - 2 балла, максимум - 4 балла

С - 6 заданий :

С1 - 2 балла

С2 - 2 балла

С3 - 2 балла

С4 - 3 балла

С5 - 2 балла

С6 - 2 балла

Максимум - 13 баллов.

Максимум баллов за всю работу - 27 баллов

Минимальный порог :оценка «3» - 45% (12 баллов)

оценка «4» - 65% (18 баллов)

оценка «5» - 85% (23 балла)

© 2010-2022