- Преподавателю
- Обществознание
- Конкуренция и её виды
Конкуренция и её виды
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Нечеухина О.М. |
Дата | 14.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Факультативное занятие для 9 класса.
Тема: «Конкуренция и её виды».
Цели: 1) сформировать знания, умения и навыки учащихся о типах рыночных структур: монополии, совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии;
2) научить учащихся определять тип рыночной структуры;
3) развивать информационно - коммуникативные навыки: формирование выводов по результатам анализа, умение аргументировать высказывания, логично излагать мысль
4) повысить интерес учащихся к экономическим знаниям, воспитывать у учащихся требовательность к себе, ответственность, дисциплинированность, взаимовыручку, гуманное отношение друг к другу, чувство коллективизма
Форма занятия: групповая работа (приём «Зигзаг»). Обучающиеся делятся на четыре группы, по принципу добровольности, в каждой группе по четыре человека, число четыре обусловлено типами конкурентных рынков. Назовём эти группы «ученики» Внутри группы ученики рассчитываются на 1-4 и временно расходятся по новым группам «учителя». Группы учителя работают над своим типом конкурентных рынков, они готовятся объяснить учебный материал. Им предстоит вернуться в свои первоначальные группы и там выступить в роли учителя.
Оборудование: 1) презентации
2) персональный компьютер
4) распечатанные материалы для каждой группы
5) видеоролик «Конкуренция и рыночные структуры»
Литература: 1) Экономика. Базовый курс. Учебник для 10, 11 классов. Липсиц И.В. М.: «Вита-Пресс», 2013.
2) «Уроки экономики в школе» (авторы - Е. В. Савицкая и С. Ф. Серегина) М.: «Вита-Пресс», 2009.
Ход занятия
Организационный момент. Всем добрый день! Сегодня мы собрались для интересного и важного разговора, нам предстоит большая работа. Я предлагаю вам познакомиться с деловой притчей от Роберта Кийосаки «Водопровод» (приложение №1)
Попытайтесь на основе этой притчи определить, о чем сегодня пойдет разговор. Обучающиеся зачитывают притчу.
- Какое экономическое понятие описано в данной ситуации?
- И тема нашего разговора? («"Конкуренция").
Давайте дадим определение понятию Конкуренция - (от лат. Concurrere - сталкиваться) - борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы.
Адам Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки.
Сегодня мы познакомимся с типами рыночных структур и узнаем, чем отличается монополия от конкуренции, научимся определять тип рынка.
- Скажите, что является основной целью любой фирмы? (получение максимальной прибыли).
- От чего зависит размер получаемой прибыли?
Результаты деятельности любой фирмы сильно зависят не только от ее затрат, но и от типа рынка, на котором ей приходится продавать свои товары. Фирма, выходящая со своим товаром на рынок, чаще всего сталкивается с конкуренцией со стороны других фирм, которые тоже стремятся продать свои товары. Все эти фирмы вынуждены соперничать между собой из-за ограниченности ресурсов, которыми обладают покупатели.
Соперничество может разворачиваться по-разному. Каждая фирма должна учитывать тип конкуренции, с которым она столкнется на рынке. Тип конкуренции затрагивает и покупателей.
Основным рычагом давления на рынке со стороны фирм является цена товара, но помимо ценового фактора работают и другие.
В зависимости от особенностей выделяют основные четыре типа конкурентных рынка:
-
рынок совершенной (чистой) конкуренции;
-
рынок монополистической конкуренции;
-
олигопольный рынок;
-
рынок монополии
Вы сегодня работаете по группам прием «Зигзаг», каждая из которых представляет своих экспертов какой-либо структуры рынка. Ваша задача: изучить теоретический материал по данному типу рынка, а затем объяснить его для других ребят. (Класс разделен на 4 группы, в каждой группе выбираются «учителя», они на время расходятся в другие группы, изучают материал и готовятся объяснить его «ученикам») Обучающиеся должны изучить материал по своему типу рынка, для этого следует:
-обсудить прочитанное;
- договорится о том, что именно они будут объяснять;
- договориться каким способом они будут излагать свой материал (Приложение №2)
Участники групп «учителя» возвращаются в свои первоначальные группы «ученики» и по очереди выступают в роли учителя (сначала первый номер, затем второй и т. д.) Каждому предоставляется пять минут на объяснение. (Обучающиеся представили свой материал в виде презентаций)
После выступления групп, обучающимся предлагается посмотреть видеоролик «Конкуренция и рыночные структуры» (Приложение №3)
В качестве проверки того, как вы усвоили материал, предлагаю работу с текстом (Приложение №4)