- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа учебной дисциплины Обществознание
Рабочая программа учебной дисциплины Обществознание
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Титовская О.А. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Саратовская государственная юридическая академия»
Колледж экономики, права и сервиса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БД. 02 Обществознание
Саратов - 2013
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО) 030912.51 Право и организация социального обеспечения, базовый уровень
Организация-разработчик: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Саратовская государственная юридическая академия»
Колледж экономики, права и сервиса
Разработчик:
Володина Валентина Владимировна, преподаватель высшей категории
СОГЛАСОВАНО:
Зам.директора по УР Н.А. Шевашкевич
Старший методист О.Н.Попова
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
условия реализации ПРОГРАММЫ учебной дисциплины
14
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
16
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Обществознание
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины Обществознание является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 030912.51 Право и организация социального обеспечения, базовой подготовки
Составлена на основе примерной программы среднего профессионального образования по обществознанию (базовый уровень).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Обществознание» относится к числу дисциплин общеобразовательного цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
Требования к результатам освоения учебной дисциплины:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ОК 11. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.
ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
1.3. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 165 часов, в том числе:
-
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;
-
обязательной аудиторной практической работы обучающегося 18 часов;
-
самостоятельной работы студента 48 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
165
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
117
в том числе:
практические занятия
18
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
48
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Обществознание
Наименования разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Обязат.
занятия
Уровень освоения
Введение. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования. Значимость социального знания.
2
1
Тема 1.
Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе.
Содержание
16
-
Научные представления о человеке. Представления мыслителей античности, средневековья, эпохи Возрождения, нового времени и современности о человеке и обществе
4
1
-
Сущность и многообразие деятельности человека. Понятие, структура и формы деятельности человека. Профессиональная и творческая деятельность как особые виды деятельности
2
1
1. Познание мира. Истина и её критерии
Проблема познаваемости мира. Формы и взаимосвязь чувственного и рационального познания. Понятие и критерии истины.
2
1
1. Многообразие путей познания. Разнообразие путей познания. Виды и значение ненаучного познания мира.
2
1
1. Общество как развивающаяся система
Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.
Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).
индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.
2
1
1. Исторический процесс и его особенности. Понятие исторического процесса. Многовариантность исторического развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса и регресса.
2
1
1. Общение как форма деятельности.
Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Умение общаться. Поиск взаимопонимания.
2
1
Тема 2.
Основы знаний о духовной культуре человека и общества.
Содержание
8
-
Духовная культура личности и общества.
Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура - продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде.
Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет
2
1
2 .Наука и образование в современном мире
Наука. Значимость труда ученого, его особенности. Ответственность ученого перед обществом.
Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления
2
1
2.Мораль, религия и искусство как элементы духовной жизни.
Мораль. Основные принципы и нормы морали. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.
Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств
4
1
Тема 3.
Социальные отношения.
.
Содержание
14
-
Социальные общности и группы. Молодежь как социальная группа
Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации
2
1
3.. Социальная стратификация и мобильность. Особенности стратификации в РФ.
Социальная стратификация. Социальная мобильность. Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.
2
1
3. Социальная роль и социальный статус.
Социальная роль. Многообразие социальных ролей. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.
Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.
2
1
3.Социальный контроль и отклоняющееся поведение.
Социальный контроль. Виды социальных норм. Самоконтроль.
Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.
2
1
3. Социальный конфликт.
Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов.
2
1
3. Этнические общности. Межнациональные отношения.
Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
2
1
3.Семья как малая социальная группа. Демографическая ситуация в РФ.
Семья как малая социальная группа. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
2
1
Тема 4. Экономика.
.
.
.
Содержание
18
-
Основные понятия экономики. Потребности.
Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Понятие потребности.
2
1
4.Факторы производства. Бизнес и предпринимательство.
Факторы производства, бизнеса и предпринимательства. Разделение труда, специализация и обмен.
2
1
4.Типы экономических систем.
Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.
2
1
4.Рынок. Виды рынков. Спрос и предложение.
Рынок одного товара. Спрос. Предложение. Рыночное равновесие. Роль фирм в экономике. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса.
2
1
4. Экономика государства.
Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства.
2
1
4.Экономика потребителя.
Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.
Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда.
Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.
2
1
4.Денежная система.
Деньги. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства
2
1
4.Экономическая политика РФ.
Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике.
2
1
4.Мировая экономика.
Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.
2
1
Тема 5.
Политика как общественное явление
Содержание
22
5. Политика и власть.
Понятие власти. Типы общественной власти.
2
1
5. Политическая система и ее структура.
Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты.
2
1
5. Государство как субъект политической жизни.
Государство как политический институт. Признаки государства.
2
1
5. Формы государственного правления, устройства. Типы политических режимов
Внутренние и внешние функции государства.
Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов.
2
1
5. Демократия. Политический режим РФ.
Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций.
2
1
5. Правовое государство.
Правовое государство, понятие и признаки.
2
1
5.Политический статус личности.
Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы.
2
1
5. Политическое лидерство. Политическая элита.
Политическое лидерство. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.
2
1
5. Выборы как основной инструмент демократии. Избирательная система в РФ.
Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Избирательная система в Российской Федерации.
2
1
5. Политические партии и движения.
Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Партии в РФ.
2
1
5. Политика в международном масштабе.
Политика в международном масштабе.
2
1
Тема 6.
Право
Содержание
19
1
6. Что такое право? Нормы права.
Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе.
Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы.
2
1
6.Отрасли права. Источники и субъекты. Правовой статус личности.
Система права: основные институты, отрасли права.
Основные нормы права. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ.
2
1
6. Правонарушение и юридическая ответственность.
Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи.
2
1
6.5. Государственное устройство РФ.
Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление.
2
1
6.7. Основные конституционные права и обязанности граждан РФ.
Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.
Основные конституционные права и обязанности граждан в России.
2
2
6.9. Гражданское и семейное право.
Гражданское право и гражданские правоотношения.
Физические лица. Юридические лица.
Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение.
Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя.
Защита прав потребителей.
Семейное право и семейные правоотношения.
Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.
Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг
2
1
6.10. Трудовое, административное, уголовное право.
Трудовое право и трудовые правоотношения.
Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних.
Коллективный договор.
Заработная плата.
Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность.
Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.
Основания и порядок обращения в Конституционный Суд РФ. Правовые последствия принятия решения Конституционным Судом РФ.
2
1
6.11. Международное право.
Международное право. Международное гуманитарное право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
3
1
Итоговое занятие
2
Практические работы:
18
№1 по теме «Познание мира»
2
№2 по теме «Общество как развивающаяся система»
2
№3 по теме «Закон об образовании РФ»
2
№4 по теме «Духовная культура личности и общества»
2
№5 по теме «Социальные общности и группы»
2
№6 по теме «Экономические системы и их основные черты»
2
№7 по теме «Политическая система общества»
2
№8 по теме «Конституция РФ - основной закон государства»
2
№9 «Права и обязанности граждан»
2
Экзамен
6
Всего:
117
Самостоятельная работа обучающихся
48
-
Подготовка сообщений по теме: «Познание мира и формирование мировоззрения»
-
Подготовка сообщений по теме: «Проблемы межличностного общения»
-
Подготовка сообщений по теме: «Социальные институты и их основные функции»
-
Выполнение домашней работы: «Особенности молодёжной субкультуры»
-
Подготовка сообщений по теме: «Роль системы СПО в системе образования»
-
Выполнение домашней работы: «Мировые религии»
-
Составление докладов по теме: «Роль искусства в жизни общества»
-
Составление рефератов: «Учебная группа как малая социальная группа»
-
Выполнение домашней работы: «Социальные роли и социальный статус»
-
Подготовка сообщений по теме: «Стратификация современной России»
-
Составление рефератов: «Роль профсоюзов в трудовых отношениях»
-
Подготовка сообщений по теме: «Экономическая система России»
-
Подготовка сообщений по теме: «Система государственных органов в Саратовской области»
-
Подготовка сообщений по теме: «Типы политических режимов»
-
Подготовка сообщений по теме: «Политические партии в Государственной Думе РФ».
-
Подготовка сообщений по теме: «Основной закон государства»
-
Составление рефератов: «Административная и уголовная ответственность подростков»
-
Подготовка сообщений по теме: «Девиация и её формы»
-
Подготовка сообщений по теме: «Конституция РФ о государственном устройстве РФ»
-
Подготовка сообщений по теме: «Права и обязанности граждан РФ»
-
Подготовка сообщений по теме: «Права и обязанности родителей и детей»
2
2
3
3
2
3
2
2
3
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
ВСЕГО:
165
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Обществознания.
Оборудование учебного кабинета: учебные пособия, политическая карта мира
Технические средства обучения: мультимедийная система
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники
-
Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М.Смирнова. Обществознание. 10 класс, М. «Просвещение», 2009г., 416с.
-
Касьянов В.В. Обществознание, учебник, Ростов-на-Дону, Феникс, 2008 г - 413с.
-
Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин. Обществознание. 11 класс, М. «Просвещение», 2011г., 432с
Дополнительные источники
-
А.И. Кравченко Социология и политология. Учебное пособие для студ.сред. проф. Учеб.завед. М. Мастерство, 2002, 312с
-
Д.В. Доленко, И.В. Бахлов, О.В. Бахлова Политология: Учебник. - М. Дело, 2002, 424с.
-
Л.М. Куликов Основы социологии и политологии. Учебное пособие. Финансы и статистика. 2002. -336с.
-
А.А. Сычёв. Основы филосифии. М, Альфа - М. ИНФРА- М, 2012 - 368 с.
-
Л.А.Беляева. Социальная стратификация и средний класс в России: 10 лет постсоветского развития. М, Академия. 2001г., 192с.
-
Л. Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. Человек и общество. Обществознание, учебник для 10кл.М, Просвещение, 2003, 270с.
-
П.К. Гречко. Введение в обществознание. Для поступающих в ВУЗы. М., «Уникум - Центр», 1999, 319с.
-
http.//www history.ru/ histr.htm
-
http.//www woridhist.ru
-
http.//www hist.msu.ru
-
http.//www zavuch. info/
Нормативные правовые акты
-
Конституция Российской Федерации. (Принята всенародным голосованием 12.12. 1993 г., с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках Конституции РФ от 30.12.2008 г. №6 - ФКЗ, от 30.12.2008 г. №7 - ФКЗ)
-
Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ. - 1996. - № 35. - Ст. 4135.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 030912 Право и организация социального обеспечения (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13. 07. 2010, №770)
-
Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоритических, практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате изучения учебной дисциплины Обществознание обучающийся должен:
знать/понимать
-
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
-
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
-
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
-
особенности социально-гуманитарного познания;
уметь
-
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
-
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
-
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
-
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
-
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
-
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
-
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
-
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
-
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
-
совершенствования собственной познавательной деятельности;
-
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
-
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
-
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
-
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
-
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
-
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
1. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.
2. Стартовая диагностика подготовки обучающихся по школьному курсу обществознания; выявление мотивации к изучению нового материала.
-
Текущий контроль в форме:
- проверки выполнения практических работ
- контрольных работ по темам разделов дисциплины;
- тестирования;
- домашней работы;
4. Рубежный контроль
5. Итоговая аттестация в форме экзамена.