Рабочая программа учебной дисциплины Обществознание

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Саратовская государственная юридическая академия»

Колледж экономики, права и сервиса




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БД. 02 Обществознание









Саратов - 2013

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО) 030912.51 Право и организация социального обеспечения, базовый уровень

Организация-разработчик: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Саратовская государственная юридическая академия»

Колледж экономики, права и сервиса


Разработчик:

Володина Валентина Владимировна, преподаватель высшей категории

СОГЛАСОВАНО:

Зам.директора по УР Н.А. Шевашкевич

Старший методист О.Н.Попова
















СОДЕРЖАНИЕ




стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. условия реализации ПРОГРАММЫ учебной дисциплины

14

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

16

1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Обществознание

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины Обществознание является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 030912.51 Право и организация социального обеспечения, базовой подготовки

Составлена на основе примерной программы среднего профессионального образования по обществознанию (базовый уровень).

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Обществознание» относится к числу дисциплин общеобразовательного цикла.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;

воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.

Требования к результатам освоения учебной дисциплины:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ОК 11. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.

ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

1.3. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента 165 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;

  • обязательной аудиторной практической работы обучающегося 18 часов;

  • самостоятельной работы студента 48 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

165

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

в том числе:


практические занятия

18

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

48

Итоговая аттестация в форме экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Обществознание



Наименования разделов и тем


Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Обязат.

занятия

Уровень освоения


Введение. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования. Значимость социального знания.

2

1

Тема 1.

Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе.

Содержание

16


  1. Научные представления о человеке. Представления мыслителей античности, средневековья, эпохи Возрождения, нового времени и современности о человеке и обществе

4

1

  1. Сущность и многообразие деятельности человека. Понятие, структура и формы деятельности человека. Профессиональная и творческая деятельность как особые виды деятельности

2

1

1. Познание мира. Истина и её критерии

Проблема познаваемости мира. Формы и взаимосвязь чувственного и рационального познания. Понятие и критерии истины.

2

1

1. Многообразие путей познания. Разнообразие путей познания. Виды и значение ненаучного познания мира.

2

1

1. Общество как развивающаяся система

Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.

Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).

индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.

2

1

1. Исторический процесс и его особенности. Понятие исторического процесса. Многовариантность исторического развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса и регресса.

2

1

1. Общение как форма деятельности.

Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Умение общаться. Поиск взаимопонимания.

2

1

Тема 2.

Основы знаний о духовной культуре человека и общества.

Содержание

8


  1. Духовная культура личности и общества.

Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура - продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде.

Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет

2

1

2 .Наука и образование в современном мире

Наука. Значимость труда ученого, его особенности. Ответственность ученого перед обществом.

Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления

2

1

2.Мораль, религия и искусство как элементы духовной жизни.

Мораль. Основные принципы и нормы морали. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.

Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств

4



1

Тема 3.

Социальные отношения.

.

Содержание

14



  1. Социальные общности и группы. Молодежь как социальная группа

Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации

2

1

3.. Социальная стратификация и мобильность. Особенности стратификации в РФ.

Социальная стратификация. Социальная мобильность. Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.

2

1

3. Социальная роль и социальный статус.

Социальная роль. Многообразие социальных ролей. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.

Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.

2

1

3.Социальный контроль и отклоняющееся поведение.

Социальный контроль. Виды социальных норм. Самоконтроль.

Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

2

1

3. Социальный конфликт.

Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов.

2

1

3. Этнические общности. Межнациональные отношения.

Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

2

1

3.Семья как малая социальная группа. Демографическая ситуация в РФ.

Семья как малая социальная группа. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

2

1

Тема 4. Экономика.

.

.

.

Содержание

18


  1. Основные понятия экономики. Потребности.

Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Понятие потребности.

2

1

4.Факторы производства. Бизнес и предпринимательство.

Факторы производства, бизнеса и предпринимательства. Разделение труда, специализация и обмен.

2

1

4.Типы экономических систем.

Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.

2

1

4.Рынок. Виды рынков. Спрос и предложение.

Рынок одного товара. Спрос. Предложение. Рыночное равновесие. Роль фирм в экономике. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса.

2

1

4. Экономика государства.

Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства.

2

1

4.Экономика потребителя.

Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.

Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда.

Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.

2

1

4.Денежная система.

Деньги. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства

2

1

4.Экономическая политика РФ.

Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике.

2

1

4.Мировая экономика.

Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.

2

1

Тема 5.

Политика как общественное явление






















Содержание

22


5. Политика и власть.

Понятие власти. Типы общественной власти.

2

1

5. Политическая система и ее структура.

Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты.

2

1

5. Государство как субъект политической жизни.

Государство как политический институт. Признаки государства.

2

1

5. Формы государственного правления, устройства. Типы политических режимов

Внутренние и внешние функции государства.

Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов.

2

1

5. Демократия. Политический режим РФ.

Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций.

2

1

5. Правовое государство.

Правовое государство, понятие и признаки.

2

1

5.Политический статус личности.

Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы.

2

1

5. Политическое лидерство. Политическая элита.

Политическое лидерство. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.

2

1

5. Выборы как основной инструмент демократии. Избирательная система в РФ.

Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Избирательная система в Российской Федерации.

2

1

5. Политические партии и движения.

Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Партии в РФ.

2

1

5. Политика в международном масштабе.

Политика в международном масштабе.

2

1


Тема 6.

Право

Содержание

19

1

6. Что такое право? Нормы права.

Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе.

Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы.

2

1

6.Отрасли права. Источники и субъекты. Правовой статус личности.

Система права: основные институты, отрасли права.

Основные нормы права. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ.

2

1

6. Правонарушение и юридическая ответственность.

Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи.

2

1

6.5. Государственное устройство РФ.

Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление.

2

1

6.7. Основные конституционные права и обязанности граждан РФ.

Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.

Основные конституционные права и обязанности граждан в России.

2

2


6.9. Гражданское и семейное право.

Гражданское право и гражданские правоотношения.

Физические лица. Юридические лица.

Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение.

Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя.

Защита прав потребителей.

Семейное право и семейные правоотношения.

Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.

Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг

2

1

6.10. Трудовое, административное, уголовное право.

Трудовое право и трудовые правоотношения.

Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних.

Коллективный договор.

Заработная плата.

Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность.

Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.

Основания и порядок обращения в Конституционный Суд РФ. Правовые последствия принятия решения Конституционным Судом РФ.

2

1

6.11. Международное право.

Международное право. Международное гуманитарное право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

3

1

Итоговое занятие

2


Практические работы:

18


1 по теме «Познание мира»

2


2 по теме «Общество как развивающаяся система»

2


3 по теме «Закон об образовании РФ»

2


4 по теме «Духовная культура личности и общества»

2


5 по теме «Социальные общности и группы»

2


6 по теме «Экономические системы и их основные черты»

2


7 по теме «Политическая система общества»

2


8 по теме «Конституция РФ - основной закон государства»

2


9 «Права и обязанности граждан»

2


Экзамен

6


Всего:

117


Самостоятельная работа обучающихся

48




  1. Подготовка сообщений по теме: «Познание мира и формирование мировоззрения»

  2. Подготовка сообщений по теме: «Проблемы межличностного общения»

  3. Подготовка сообщений по теме: «Социальные институты и их основные функции»

  4. Выполнение домашней работы: «Особенности молодёжной субкультуры»

  5. Подготовка сообщений по теме: «Роль системы СПО в системе образования»

  6. Выполнение домашней работы: «Мировые религии»

  7. Составление докладов по теме: «Роль искусства в жизни общества»

  8. Составление рефератов: «Учебная группа как малая социальная группа»

  9. Выполнение домашней работы: «Социальные роли и социальный статус»

  10. Подготовка сообщений по теме: «Стратификация современной России»

  11. Составление рефератов: «Роль профсоюзов в трудовых отношениях»

  12. Подготовка сообщений по теме: «Экономическая система России»

  13. Подготовка сообщений по теме: «Система государственных органов в Саратовской области»

  14. Подготовка сообщений по теме: «Типы политических режимов»

  15. Подготовка сообщений по теме: «Политические партии в Государственной Думе РФ».

  16. Подготовка сообщений по теме: «Основной закон государства»

  17. Составление рефератов: «Административная и уголовная ответственность подростков»

  18. Подготовка сообщений по теме: «Девиация и её формы»

  19. Подготовка сообщений по теме: «Конституция РФ о государственном устройстве РФ»

  20. Подготовка сообщений по теме: «Права и обязанности граждан РФ»

  21. Подготовка сообщений по теме: «Права и обязанности родителей и детей»

2

2

3

3

2

3

2

2

3

2

2

2

2

2

2


2

2

2

2


2

2


ВСЕГО:

165








3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Обществознания.

Оборудование учебного кабинета: учебные пособия, политическая карта мира

Технические средства обучения: мультимедийная система

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники

  1. Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М.Смирнова. Обществознание. 10 класс, М. «Просвещение», 2009г., 416с.

  2. Касьянов В.В. Обществознание, учебник, Ростов-на-Дону, Феникс, 2008 г - 413с.

  3. Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин. Обществознание. 11 класс, М. «Просвещение», 2011г., 432с

Дополнительные источники

  1. А.И. Кравченко Социология и политология. Учебное пособие для студ.сред. проф. Учеб.завед. М. Мастерство, 2002, 312с

  2. Д.В. Доленко, И.В. Бахлов, О.В. Бахлова Политология: Учебник. - М. Дело, 2002, 424с.

  3. Л.М. Куликов Основы социологии и политологии. Учебное пособие. Финансы и статистика. 2002. -336с.

  4. А.А. Сычёв. Основы филосифии. М, Альфа - М. ИНФРА- М, 2012 - 368 с.

  5. Л.А.Беляева. Социальная стратификация и средний класс в России: 10 лет постсоветского развития. М, Академия. 2001г., 192с.

  6. Л. Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. Человек и общество. Обществознание, учебник для 10кл.М, Просвещение, 2003, 270с.

  7. П.К. Гречко. Введение в обществознание. Для поступающих в ВУЗы. М., «Уникум - Центр», 1999, 319с.

  8. http.//www history.ru/ histr.htm

  9. http.//www woridhist.ru

  10. http.//www hist.msu.ru

  11. http.//www zavuch. info/

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации. (Принята всенародным голосованием 12.12. 1993 г., с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках Конституции РФ от 30.12.2008 г. №6 - ФКЗ, от 30.12.2008 г. №7 - ФКЗ)

  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ. - 1996. - № 35. - Ст. 4135.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 030912 Право и организация социального обеспечения (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13. 07. 2010, №770)


  1. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоритических, практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате изучения учебной дисциплины Обществознание обучающийся должен:

знать/понимать

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

  • особенности социально-гуманитарного познания;

уметь

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

  • совершенствования собственной познавательной деятельности;

  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

1. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

2. Стартовая диагностика подготовки обучающихся по школьному курсу обществознания; выявление мотивации к изучению нового материала.


  1. Текущий контроль в форме:

- проверки выполнения практических работ

- контрольных работ по темам разделов дисциплины;

- тестирования;

- домашней работы;

4. Рубежный контроль

5. Итоговая аттестация в форме экзамена.



© 2010-2022