Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию для 10 класса (базовый уровень)

Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6 им. М.В. Ломоносова

с углубленным изучением отдельных предметов г.о. Самара

«РАССМОТРЕНО»

на заседании МО

____________________

Руководитель МО

_________/____________/

Протокол №____

«___» _________ 2015 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР

МБОУ СОШ №6

____________ /__________/

«___» _________ 2015 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ СОШ 6

___________ /С.А.Кручинина/

Приказ № ___

«___» _________ 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по обществознанию

среднего (полного) общего образования



Уровень программы: базовый


для 10 классов

Составитель:

Серова Т.В.

Высшая квалификационная

категория



Самара

2015




Паспорт программы

Класс

10

Предмет

Обществознание

Уровень программы

Базовый

Количество часов в неделю

2 ч.

Количество часов в год

68 ч.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, 2004.

Рабочая программа составлена на основе программы

  1. 1.Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. - М.: Дрофа, 2006

  2. Обществознание, 10-11 классы. Базовый уровень (Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова) / Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. - М.: Просвещение, 2011

  3. 3. Человек и общество. 10 - 11 классы (Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Е.И. Жильцова, Л.Ф. Иванова, А.Т. Кинкулькин, А.Ю. Лазебникова, А.И. Матвеев) / Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. - М.: Просвещение, 2008

Учебник

  1. Человек и общество. Учебник для учащихся 10 - 11 кл. общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 11 кл. /Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2005.

  2. Обществознание: учеб. Для учащихся 11 кл. общеобразоват. Учреждений: базовый уровень / (Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2007.

Учебно-методические средства обучения (дополнительные)







Аннотация к рабочей программе


Класс 10

Учитель Серова Т.В.

Количество часов

всего за год 68 час; в неделю 2 час.

Плановых контрольных работ 4 , тестов 8;

Планирование составлено на основе ГОС 2004 г

1.Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. - М.: Дрофа, 2006

2. Обществознание, 10-11 классы. Базовый уровень (Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова) / Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. - М.: Просвещение, 2011

3. Человек и общество. 10 - 11 классы (Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Е.И. Жильцова, Л.Ф. Иванова, А.Т. Кинкулькин, А.Ю. Лазебникова, А.И. Матвеев) / Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. - М.: Просвещение, 2008

Учебник

1. Человек и общество. Учебник для учащихся 10 - 11 кл. общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 11 кл. /Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2005.

2. Обществознание: учеб. Для учащихся 11 кл. общеобразоват. Учреждений: базовый уровень / (Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2007.

Пояснительная записка

к рабочей программе по обществознанию для 10 класса

(базовый уровень)

Программа преподавания курса обществознания в 10 классе в 2014 - 2015 учебном году является модифицированной. Данная программа составлена на основе

1. Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. - М.: Дрофа, 2006

2. . Обществознание, 10-11 классы. Базовый уровень (Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова) / Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. - М.: Просвещение, 2011

3. Человек и общество. 10 - 11 классы (Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Е.И. Жильцова, Л.Ф. Иванова, А.Т. Кинкулькин, А.Ю. Лазебникова, А.И. Матвеев) / Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. - М.: Просвещение, 2008

Рабочая программа ориентирована на 10-е классы, рассчитана на 70 учебных часов из расчёта 2 часа в неделю. В данное планирование по обществознанию (базовый уровень) внесены следующие изменения: количество часов за учебный год не 70 часов, а 68 часов

(34 *2=68 часов).

Для изучения обществознания в 10 классе в 2014 - 2015 учебном году используются два учебных пособия:

1. Человек и общество. Учебник для учащихся 10 - 11 кл. общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 11 кл. /Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2005. Пособие рассчитано на использование в урочной деятельности в рамках школы.

2. Обществознание: учеб. Для учащихся 10 кл. общеобразоват. Учреждений: базовый уровень / (Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2007. Пособие ориентировано на выполнение классных и домашних заданий

Интеграция двух программ и двух учебных пособий обоснована тем, что

Во - первых, практика сдачи ЕГЭ показала, что КИМы составлены в основном с опорой на материал Программы «Человек и общество» (10 - 11 классы, 102 часа) авторов: Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Е.И. Жильцовой, Л.Ф. Ивановой, А.Т. Кинкулькина, А.Ю. Лазебниковой, А.И. Матвеева (М. «Просвещение», 2007) и учебного пособия 10 кл. /Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2005. В базовом уровне преподавания обществознания введен ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Во-вторых, выбор модифицированной программы (усложнение курса) обусловлен тем, что 2/3 выпускников выбирают обществознание для сдачи ЕГЭ, т.к. данный курс является обязательным для поступления в ВУЗы.

В-третьих, программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Цели курса:

  • развитие личности в период ранней юности, её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации;

  • развитие критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в её потоке;

  • воспитание гражданской, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям;

  • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;

  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни общества и государства;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений.

Основные содержательные линии рабочей программы по обществознанию (базовый уровень) отражают ведущие и социально-значимые проблемы обществоведческих наук и практики в данных областях знаний. К ним относятся: проблемы социального взаимодействия и общественных отношений; социальных интересов и социальных конфликтов; социализации индивида; проблемы молодёжи как социальной группы; профессионального и социального самоопределения молодых людей; личность в политической жизни.

Формы организации учебного процесса:


  • коллективная;

  • групповая;

  • индивидуальная.

Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:

  • содержания;

  • обучающих средств;

  • методов обучения.

Виды учебных занятий: урок, лекция, практическое занятие, игры-обсуждения, проектная деятельность.

Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.

Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют:


  • определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету (согласно учебного плана);

  • установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;

  • осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.

1.Текущий контроль знаний - проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока.

Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.

2.Промежуточный контроль знаний обучающихся

Промежуточный контроль знаний - контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.

Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.

Промежуточный контроль знаний учащихся, временно обучающихся в санаторных школах, реабилитационных общеобразовательных учреждениях, проводится на основе результатов текущего контроля, осуществляемого в этих учебных учреждениях.

Промежуточный контроль обучающихся, пропустивших значительную часть учебного времени, проводится в форме собеседования, зачета, контрольной работы и т.п. в конце установленного периода с целью определения фактического уровня предметных знаний. В случае отсутствия обучающегося на протяжении всего установленного периода и (или) невозможности определения фактического уровня его предметных знаний в классном журнале делается запись «н/а» (не аттестован).

3. Итоговая аттестация обучающихся

Итоговая аттестация обучающихся 10-х проводится по окончании учебного года на основе итогов промежуточного контроля и итоговой контрольной работы.

Плановые контрольные работы - 4; тестов - 8.


Учебно-тематический план

Программа рассчитана на 2 часа в неделю в соответствии с БУП -2004г.



Наименование раздела

Кол- во часов

Темы контрольных работ

Дата проведения

10 класс

1

Введение

1


2

Общество

4

Тест 1

3

Человек

10

Тест 1

Общество и человек


4

Духовная культура

8

Тест

1


5

Экономика

4

Тест 1


6

Социальная сфера

15

Тест 2

Социальная сфера


7

Политическая сфера

12

Тест 2


8

Право как особая система норм

10

Тест 2

Политико-правовая сфера


9

Заключение

4

Годовая контрольная



Итого

68

Содержание тем учебного курса

Раздел 1. Введение. Значимость социально-гуманитарного знания в современном мире.

Раздел 2. Общество. Общество и общественные отношения. Понятие общества. Взаимосвязь общества и природы. Общество и культура. Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества. Общество как сложная динамичная система. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса.

Раздел 3. Человек. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Человек, индивид, личность. Цель и смысл жизни человека. Мышление и деятельность. Потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Структура и мотивы деятельности. Виды человеческих знаний. Проблема познаваемости мира. Социальное познание, его особенности. Самопознание и его формы. Основные особенности научного познания. Естественные и социально-гуманитарные знания.

Раздел 4. Духовная культура Понятие культуры. Многообразие культур. Культура материальная и духовная, их взаимосвязь. Традиции и новаторство в культуре. Народная, массовая, элитарная культура. Искусство, его формы и направления. Наука и образование. Понятие науки. Функции современной науки. Понятие морали и религии. Многообразие религий. Роль религии в России и современном мире. Духовно-теоретическая и духовно-практическая деятельность.

Раздел 5. Экономика. Экономика и её роль в жизни общества. Зависимость уровня жизни от состояния экономики. Отношения собственности. Многообразие форм собственности. Распределительные отношения. Экономические системы: традиционная, командная, рыночная. Рыночные отношения в современной экономике. Виды рынков. Закон спроса и предложения. Конкуренция и монополия. Экономическая культура.

Раздел 6 Социальная сфера. Социальная структура общества, многообразие социальных групп. Социальная стратификация и неравенство. Социальная мобильность. Семья как социальный институт. Исторические формы семьи. Тенденции развития семьи в современном мире. Молодёжь как социальная группа. Особенности социализации молодых людей. Этнические общности. Нации, национальное самосознание. Межнациональные отношения в современном мире. Национальная политика.

Раздел 7. Политическая сфера. Роль политической системы в жизни общества. Структура и сущность политической системы. Взаимосвязь организаций, политических норм и политической культуры. Признаки правового государства. Гражданское общество как сфера самодеятельности граждан. Местное самоуправление. Взаимосвязь правового государства и гражданского общества. Демократия, её принципы и политические механизмы. Многопартийность и партийные системы. Парламентаризм. Политическая жизнь современной России.

Раздел 8. Право как особая система норм. Право в системе социальных норм. Признаки права. Система права. Основные источники права. Виды нормативных актов. Понятие правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. Виды и признаки юридической ответственности. Современное российское законодательство. Отрасли права: конституционное, административное, гражданское, трудовое, семейное, уголовное, экологическое. Правосознание. Правовая культура и правомерное поведение.

Раздел 9. Заключение. Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного мира. Проблема общественного прогресса.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Знать/понимать

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

  • особенности социально-гуманитарного познания.


Уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  • объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.


Использовать приобретенные знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

  • совершенствования собственной познавательной деятельности;

  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.

  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Перечень учебно-методического обеспечения

Программы

  1. Сборник нормативных документов. Обществознание/ сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. - М.: Дрофа, 2006

2. Обществознание, 10-11 классы. Базовый уровень (Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова) / Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. - М.: Просвещение, 2011

3. Человек и общество. 10 - 11 классы (Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Е.И. Жильцова, Л.Ф. Иванова, А.Т. Кинкулькин, А.Ю. Лазебникова, А.И. Матвеев) / Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. - М.: Просвещение, 2008

Учебник


1. Человек и общество. Учебник для учащихся 10 - 11 кл. общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 11 кл. /Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2005.

2. Обществознание: учеб. Для учащихся 11 кл. общеобразоват. Учреждений: базовый уровень / (Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2007. Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл.общеобразоват. учреждений: базовый уровень / (Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И Городецкая и др. - М.: Просвещение, 2007

Методические пособия

1. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Обществознание. Основная школа./Кишенкова О.В., Татур А.О.- М.: « Интеллект- Центр»,2008.

2. Повторительно-обобщающие уроки по обществознанию. 8-11 классы / Сост. Т.А. Корнева.- М.: Издательство «Глобус», 2009.

3. Обществознание.9-11 классы: тестовые задания/ авт.- сост. В.С. Медведева, 2008.

Список литературы

1. Преподавание истории и обществознания в школе. Ежемесячный научно-методический журнал.

2. Подготовка к итоговой аттестации. Обществоведение, 11 класс. - М: Просвещение, 2006

3. Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008.

Цифровые образовательные ресурсы по обществознанию

1. 1С: Школа. Экономика и право. 9 - 11 класс. [Электронный ресурс]. - М.: 1С, Вита-Пресс, Дрофа, Физикон, 2006.

2. Обществознание. 8 - 11 класс. [Электронный ресурс]. - М.: Новый диск, 2004.

3. fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

© 2010-2022