Спецкурс по обществознанию (9 класс)

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение -

средняя общеобразовательная школа

села Ягодного Асиновского района Томской области


ОБСУЖДЕНО на заседании М.О.

_________________цикла

Протокол №__ от ___

Руководитель мо

_________/____________

РАССМОТРЕНО

на Педсовете

протокол от

28.08.14 №__1_

Зам. директора по УВР

_____/______________

УТВЕРЖДЕНО

Директор______Е.П.Климова

01.09.2014г.

м.п.




Рабочая учебная программа


Спецкурс по обществознанию


9 класс

Общее количество часов - 17 часов





Составила:

Перунова Т.Ю.,

учитель истории и обществознания,

первая квалификационная категория


2014г

Пояснительная записка.

«Спецкурс по обществознанию» для 9 класса основной школы направлен на реализацию нового содержания обществоведческого образования. Обществознание, являясь интегративным курсом, охватывает широкий круг вопросов по общественным наукам, раскрывает обще­ство в единстве всех его сфер, институтов и общественных процессов. Занятия по подготовке к ОГЭ по обществознанию предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию. Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной средней школы, а также на подготовку обучающихся 9 класса к ОГЭ.

Цель спецкурса: подготовить учащихся к государственной итоговой аттестации по обществознанию через актуализацию знаний по основным темам курса.

Задачи курса:

  • формировать у учащихся целостную картину общества, соответствующему современному уровню знаний о нем;

  • способствовать углублению интереса к изучению соци­альных и гуманитарных дисциплин, формированию способнос­ти к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;

  • развивать у обучающихся умения получать из разнообраз­ных источников, критически осмысливать социальную инфор­мацию и анализировать полученные данные;

  • систематизировать знания учащихся об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выпол­нения типичных социальных ролей человека и гражданина;

  • формировать у учащихся опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в об­щественной жизни

Количество часов: 17 часов.

Режим занятий: занятия проводятся 0,5 часа в неделю.

Продолжительность одного занятия - 1 учебный час

Формы и методы обучения: технология критического мышления, лекции, практические занятия, дискуссии, работа с документами, анализ материала, организация понимания через обсуждение.

Средства обучения: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; решение ситуативных задач, тесты для этапа контроля, открытый банк заданий ГИА (opengia.ru/subjects/social-9/topics/)

Требования к уровню подготовки выпускников

Знать и понимать

  • биосоциальную сущность человека;

  • основные этапы и факторы социализации личности;

  • место и роль человека в системе общественных отношений;

  • закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

  • основные социальные институты и процессы;

  • особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;

  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма,); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

Использовать приобретенные знания и умения для

  • самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;

  • оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;

  • решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности;

  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.

Прогнозируемый результат:

к окончанию года обучения обучающиеся должны:

знать

- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

- сущность общества как формы совместной деятельности людей;

- характерные признаки основных сфер жизни общества;

- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

- существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта или определять понятие на основе его ключевого признака

- термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;

- характерные черты социального объекта, элементы его описания;

уметь:

- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

- приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами

- осуществлять поиск социальной информации в различных источниках

- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;

- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;

- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;

- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;

- применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.

«Спецкурс по обществознанию» формирует у обучающихся следующие умения:

Рефлексивные:

- соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;

- определять основания и способы своих и чужих действий;

- определять способы видения мира другими людьми;

Логические:

- сопоставлять, классифицировать, осуществлять переход от чувственно-конкретного к абстрактному;

- выдвигать гипотезы;

Коммуникативные:

- определять основания разных точек зрения;

- вести дискуссию;

- проявлять толерантность.

Тематическое планирование

Тема

Количество часов

Общество и человек

5

Экономика

3

Социальная сфера

2

Политика

2

Право

2

Культура

2

Итоговый контроль

1

Итого:

17







Календарно-тематическое планирование.

Всего 17 часов; в неделю - 0,5 часа

Тема

Кол-во часов

Основное содержание теоретической части

Практическая часть

Дата

Общество и человек

1

Основные структурные и содержательные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ОГЭ

1

Введение. Обществознание как знание и как наука.

Различные виды источников.

Способы описания и объяснения

обществознания

Требования к уровню подготовки

выпускников основной школы по обществознанию,

определенные в государственном

образовательном стандарте.

Открытый банк заданий ГИА.

Памятка для работы с источниками.

Способы работы с источниками.

Основные структурные и содержательные

характеристики экзаменационной

работы по обществознанию в форме ГИА

2

Общество и человек.

1

Понятие «общество», Взаимосвязь общества и природы.

Сферы жизни общества

Основные подходы к выполнению заданий первой части, содержательная линия «Общество».

Практический тренинг по содержательной линии «Общество» часть «А».

3

Типы обществ. Глобальные проблемы человечества

1

Типы обществ (традиционное, индустриальное, постиндустриальное).

Социальные последствия научно-технической революции.

Многообразие и единство мира.

Глобальные проблемы человечества. Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.

Общество и человек (задание на обращение к социальным реалиям). Практический тренинг. Открытый банк заданий ГИА. Часть «А», часть «В»

4

Деятельность человека.

1

Деятельность человека, ее основные виды.

Познание человеком мира и самого себя,

Потребности и способности человека. Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.


Практический тренинг по содержательной линии «Человек» часть «А», часть «В»

5

Решение ситуативных задач по теме «Общество».

1

Решение ситуативных задач по теме «Общество». Часть «В». Составить план текста, часть «С».

Экономика

6

Экономика, ее роль в жизни общества

1

Экономика, ее роль в жизни общества. Потребности.

Ограниченность ресурсов, Факторы производства.

Экономические системы, Собственность, ее формы

Потребитель, Производство Производитель

Предпринимательская деятельность

Издержки производства Обмен Типы рынков

Экономический рост. Безработица. Экономика переходного периода в России.

Практический тренинг по содержательной линии «Экономика» часть «А» часть «В»

7

Рыночная экономика

1

Рыночная экономика

Роль государства в экономике Государственный бюджет

Налоги. Деньги, денежная политика

Практический тренинг по содержательной линии «Экономика» часть «А» часть «В»

8

Практический тренинг по содержательной линии «Экономика»

Решение заданий части «С» по теме «Экономика»


Социальная сфера

9

Социальная структура. Социальные отношения

Группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Образ жизни. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ. Социальная структура общества.

Практический тренинг по содержательной линии «Социальная сфера» часть «А» , часть «В»

10

Семья.

Семья как малая группа. Социальная значимость здорового образа жизни. Этика семейных отношений. Правовые основы семьи и брака.

Решение заданий части «С» по теме «Социальная сфера»

Политика

11

Политика, ее роль в жизни общества.

1

Политические реформы в современной России

Решение заданий части «А» и «В» по теме «Политика»

12

Конституция - основной закон государства;

Основы конституционного строя РФ; федерация, ее субъекты; законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ; институт президентства; местное самоуправление

Решение заданий части «В» по теме «Политика».

Решение ситуативных задач по теме «Политика» часть «С»

Право

13

Понятие «право».

1

Нормы права. Отрасли права Право и закон Всеобщая декларация прав человека Международное гуманитарное право. Защита прав человека

Права ребенка.

Практический тренинг по содержательной линии «Политика» часть «А» Решение ситуативных задач по теме «Политика» часть «В»

14

Нормы права. Отрасли права


Отрасли права. Преступление. Уголовная ответственность. Административный проступок. Правоохранительные органы

Культура

15

Культура. Духовная жизнь общества .


Понятие «культура» Духовная жизнь общества Искусство, его виды, место в жизни человека. Образование, самообразование. Наука в современном обществе. Религия, ее роль в обществе

Мораль, основные ценности и нормы

Практический тренинг по содержательной линии «Культура» часть «А», «В», «С»

16

Практический тренинг по содержательной линии «Культура» часть «А», «В», «С»

1

Тестирование

17

Итоговый контроль

1

Практический тренинг






Учебно-методическое обеспечение курса.

1. Нормативно-правовые документы: fipi.ru/oge-i-gve-9/normativno-pravovye-dokumenty

2. Конституция РФ.

3. Международные акты: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация прав ребенка 1957 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Боголюбов Л.Н. учебники 6-9 классы

3.Кравченко А.И. Обществознание Учебник для 8-9 классов. М., 2014г.

4.Клименко С.В. Основы государства и права. М, 1997
5.Кравченко А.И. Практикум для учащихся 8-9, М. «Русское слово», 2004.

6. Мушинский В. О. Азбука гражданина. - М.: ЦГО,1997-2000

7. Интернет-ресурсы:

- humanities.edu.ru/ - портал «Гуманитарное образование»

- lesson-history.narod.ru/ob89.htm

- полная электронная версия курса «Введение в обществознание» 8-9 кл












Календарно-тематическое планирование.

Всего 17 часов; в неделю - 0,5 часа

Кол-во часов по теме

Тема

Дата

Общество и человек

5 часов

1

Основные структурные и содержательные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ОГЭ

2

Общество и человек.

3

Типы обществ. Глобальные проблемы человечества

4

Деятельность человека.

5

Решение ситуативных задач по теме «Общество».

Экономика

3 часа

6

Экономика, ее роль в жизни общества

7

Рыночная экономика

8

Практический тренинг по содержательной линии «Экономика»

Социальная сфера

2 часа

9

Социальная структура. Социальные отношения

10

Семья.

Политика

2 часа

11

Политика, ее роль в жизни общества.

12

Конституция - основной закон государства

Право

2 часа

13

Понятие «право».

14

Нормы права. Отрасли права

Культура

2 часа

15

Культура. Духовная жизнь общества .

16

Практический тренинг по содержательной линии «Культура» часть «А», «В», «С»

17

Итоговый контроль







© 2010-2022