- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочие программы по экономике 10 кл
Рабочие программы по экономике 10 кл
Раздел | Обществознание |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Богданова Н.Д. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
1. Пояснительная записка
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта
Рабочая программа по экономике разработана на основе:
-
Федерального компонента ГОС (приказ МО РФ от 09.03.04г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»),
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 гг
-
нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.12.2008 N 72 (зарегистрированы в Минюсте России 28.01.2009, регистрационный номер 13189),
-
Образовательной программы для классов, реализующих ФК ГОС 2004 г МБОУ Тогучинского района «Киикская средняя школа» (протокол № 1 от 25.08.2015 г.)
Общая характеристика курса
Содержание среднего (полного) образования на базовом уровне по экономике представляет комплекс знаний минимально необходимый современному гражданину России. Он включает в себя общие представления об экономике как о науке и хозяйстве, об экономике семьи, фирмы и государства, том числе в международной сфере. Основные содержательные линии:
- человек и фирма;
- человек и государство;
- экономика домашнего хозяйства.
Все перечисленные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют между собой изучаемые объекты. Помимо знаний в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетенции, необходимые для социализации в экономической сфере.
Программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих и в то же время достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.
Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, которые могут предложить собственный подход в части конкретизации и структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности.
Исходя из вышесказанного в рабочую программу включены вопросы на расширение-углубление обществоведческого курса, модуль «Экономика Сибири», материалы по подготовке к ЕГЭ. Включение уроков-семинаров после каждой важной темы позволит школьникам подробнее охватить исторический материал, разобраться в спорных и неоднозначных вопросах исторических процессов и явлений.
Цели обучения:
- развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
-овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в экономической жизни общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Место предмета в учебном плане МБОУ Тогучинского р-на «Киикская средняя школа»
В учебном плане Киикской СОШ на изучение курса экономики в 10 кл. отведено 36 часа (1 ч в неделю) за счет часов регионального компонента. Курс введен по запросу учащихся.
УМК
Примерная рабочая программа по экономике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, - (Москва «Дрофа» 2007 г.) и рассчитана на 35 часов. Поскольку обучение в 10 классе рассчитано на 36 учебных недель, то в рабочую программу включен дополнительно еще 1 час, который отводится на повторение, соответственно общее время на курс «Экономика» в 10 кл. составляет 36 ч учебного времени. Включены темы, раскрывающие особенности экономики НСО.
Учебник: И.В.Липсиц, «Экономика» 10,11 кл., Москва «Вита» 2003.
Раздел II. Содержание тем учебного курса
Экономика и экономическая наука - 2 ч
Что изучает экономическая наука. Потребности. Ограниченность ресурсов. Свободные и экономические блага. Выбор и альтернативная стоимость. Факторы производства и факторные доходы.
Экономические системы - 2 ч
Главные вопросы экономики. Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем. Собственность. Конкуренция. Экономическая свобода.
Семейная экономика - 3 ч
Рациональный потребитель. Реклама. Защита прав потребителя. Семейный бюджет. Источники доходов. Расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Неравенство доходов и его причины. Меры социальной поддержки. Сбережения. Страхование.
Рынок - 3 ч
Рынок одного товара. Спрос. Кривая спроса. Факторы спроса и сдвиги кривых спроса. Кривая предложения. Закон предложения. Факторы предложения и сдвиги кривых предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры.
Фирма - 4 ч
Роль и цели фирмы в экономике. Издержки, выручка., прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Менеджмент. Маркетинг.
Роль государства в экономике - 3 ч
Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные доходы и расходы. Государственный бюджет, Государственный долг. Основы фискальной политики государства.
ВВП, его структура и динамика - 2 ч
Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.
Рынок труда и безработица - 2 ч
Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал.
Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия..
Деньги, банки, инфляция - 4 ч
Деньги и их функции. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Процент. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании.
Инфляция, виды инфляции, причины и последствия. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства.
Элементы международной экономики России - 2 ч
Эволюция экономических систем. Становление современной рыночной экономики России. Основные проблемы экономики России и экономическое развитие регионов. Экономическая политика России. Россия в мировой экономике.
Основные проблемы экономики России - 2 ч
Становление современной рыночной экономики России. Основные проблемы экономики России и экономическое развитие регионов. Экономическая политика России. Россия в мировой экономике.
Экономика Сибири - 3 ч
Энергетические и производственные ресурсы Сибири. Прибыльные отрасли и приоритетные направления в развитии края. Трудовые ресурсы региона, профессии востребованные и невостребованные. Безработица и социальная поддержка в Сибирском регионе.
Подготовка к ЕГЭ - 3 ч
Выполнение заданий по материалам ЕГЭ раздела «Экономика».
Повторение - 1 ч
Раздел III. Тематическое планирование
№№
Наименование тем
Всего часов
1
Экономика и экономическая наука
2
2
Экономические системы
2
3
Семейная экономика
3
4
Рынок
3
5
Фирма
4
6
Роль государства в экономике
3
7
ВВП, его структура и динамика
2
8
Рынок труда и безработица
2
9
Деньги, банки, инфляция
4
10
Элементы международной экономики
2
11
Основные проблемы экономики России
2
11
Экономика Сибири
3
12
Подготовка к ЭГЭ
3
13
Повторение
1
Итого:
36
Раздел IV. Календарно-тематическое планирование
по курсу «Экономика»
№№
Наименование тем
Дом.задание
Дата
План
Факт
1
Что изучает экономика Потребности.
Ограниченность ресурсов
§ 1-2
5.09
2
Выбор и альтернативная стоимость Факторы производства и факторные доходы
§2
12.09
3
Главные вопросы экономики. Разделение труда
§ 1-2
19.09
4
Типы экономических систем. Собственность. Конкуренция
§ 5-8,41
26.09
5
Потребление. Реклама. Защита прав потребителя
Семейный бюджет
§ 42
3.10
6
Источники доходов и расходов семьи. Неравенство доходов и его причины.
Региональный компонент
§ 43, 45
10.10
7
Меры социальной поддержки. Сбережения. Страхование. Региональный компонент
§ 47
17.10
8
Рынок одного товара. Спрос, его изменения. Факторы спроса
§ 9
24.10
9
Закон предложения, его факторы, кривая
предложения
§ 10
31.10
10
Рыночное равновесие, основные рыночные
структуры
§ 12
14.11
11
К/Р № 1
Деятельность рынка
§ 38-39
21.11
12
Организационные формы бизнеса в России, источники финансирования
§ 38
28.11
13
Фондовый рынок. Акции, облигации
§, доп.источ.
3.12
14
Менеджмент и маркетинг.
Региональный компонент
§
доп.источ.
10.12
15
Частные и общественные блага. Функции государства в экономике
§ 49
17.12
16
Виды налогов. Государственный бюджет
Региональный компонент
§ 51-52
24.12
17
Государственный долг. Фискальная политика государства
§ 53
31.12
18
Понятие ВВП, его структура
§
доп.источ.
16.01
19
Экономический рост и развитие. Экономические циклы
§54-56
23.01
20
Рынок труда. Факторы предложения труда.
Роль профсоюзов
Региональный компонент
§ 23-24
30.01
21
Безработица: причины и последствия
Региональный компонент
§34-35
6.02
22
Деньги, их функции
§ 14-17
13.02
23
Роль центрального банка. Коммерческие банки
§ 22
20.02
24
Финансовые институты
§
Допол.источ.
27.02
25
Инфляция: причины и последствия. Антиинфляционные меры
Региональный компонент
§ 44
6.03
26
Экономические причины международной торговли. Государственная политика
§ 57
13.03
27
Глобальные проблемы международной экономики. Курсы валют
§ 59
20.03
28
Становление современной рыночной экономики России. Региональный компонент
§
доп.источн.
3.04
29
Основные проблемы экономики России и регионов
Региональный компонент
§
доп.источн.
10.04
30-32
Экономика Сибири
Региональный компонент
§
допол.источн.
17.04
24.04
8.05
33-35
Подготовка к ЕГЭ
К/Р № 2 (итоговая)
Рыночная экономика
§
домашний справочник
15.05
22.05
29.05
36
Повторение.
понятия, явления
5.06
Раздел V. Требования к уровню подготовки
Учащиеся должны:
- знать/понимать функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста;
- уметь
приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных
организационных форм, глобальных экономических проблем;
описывать: действие рынка. Основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета Росси, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Раздел VI. Перечень учебно-методического обеспечения
Примерная рабочая программа по экономике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, - Москва «Дрофа» 2007 г.
Учебник: И.В.Липсиц, «Экономика» 10,11 кл., Москва «Вита» 2003.
Методическая литератураитература:
П.А.Баранов, С.В.Шевченко «Обществознание. Экономика». Экспресс-репетитор, М. «Астрель» 2012
Е.С.Королькова «Обществознание. Практикум. Экономика, социология» М. «Экзамен « 2014
И.В.Липсиц «Бизнес и экономика», элективный курс, Москва «Вита» 2005
Д.Г.Черник «Налоги России» 10-11 кл, Москва «Вита» 2003
А.Я.Линьков «Экономика» учебник для школ гуманитарного профиля 10-11 кл., Москва «Вита» 2003
А.М.Каунов «Экономика» элективный курс. Организация и бизнес-планирование собственного дела, «Учитель» 2007.
Е.С.Королькова «Обществознание. Практикум. Экономика, социология» М. «Экзамен « 2014
Типовые задания ЕГЭ в сборниках за 2010 - 2014 годы.
Средства обучения:
Таблицы:
- Экономическая сфера общества
- Отношения собственности
- Преступления несовершеннолетних против собственности
Наглядные пособия
- Конституция РФ Трудовой Кодекс РФ
- Уголовной Кодекс РФ Семейный Кодекс РФ
VII. Формы организации учебного процесса
-
парная деятельность
-
индивидуальные задания
-
проблемно-поисковые задания
-
творческие занятия
-
дифференцированные задания
-
тестирование.
VIII. Формы контроля знаний
• тестирование
• практикум
IX. Приложения
-
тестовые задания
-
контрольные задания
X. Критерии выставлении отметок
Основой для определения уровня знаний являются критерии оценивания - полнота знаний, их обобщенность и системность:
• правильный, полный ответ;
• правильный, но неполный или неточный ответ;
• неправильный ответ;
• нет ответа.
При выставление отметок необходимо учитывать классификацию ошибок и их количество:
• грубые ошибки;
• однотипные ошибки;
• негрубые ошибки;
• недочеты.
В школе принята бальная шкала отметок: «5» - отлично; «4» - хорошо; «3» - удовлетворительно; «2» - неудовлетворительно.
Отметку "5" - получает обучающийся, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем ЗУНов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Обучающийся обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).
Отметку "4" - получает обучающийся, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).
Отметку "3" - получает обучающийся, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Обучающийся владеет ЗУНами в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).
Отметку "2" - получает обучающийся, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов обучающегося составляет менее 50% содержания (неправильный ответ).