Проект-инсценировка «Наследие Кантовской мысли»

Актуальность моего проекта заключается в том, что философия Канта оказала влияние практически на все области современного философского знания, его творчество продолжает служить источником дискуссий в истории философии, поскольку единого подхода к интерпретации кантовского философского наследия нет до сих пор.Творчество Канта занимает исключительное место в истории западной мысли. Тем не менее, европейская мысль до и после Канта - нечто совершенно различное; можно даже сказать, что именно после К...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Проект-инсценировка

«Наследие Кантовской мысли»







Исполнитель:

Ахметшина Регина Талгатовна























г. Ноябрьск, 2014 г.


1.Вашему вниманию предлагается защита проекта

в виде сценария «Наследие Кантовской мысли»






2.Почему меня заинтересовала именно эта работа?

Актуальность моего проекта заключается в том, что философия Канта оказала влияние практически на все области современного философского знания, его творчество продолжает служить источником дискуссий в истории философии, поскольку единого подхода к интерпретации кантовского философского наследия нет до сих пор. Творчество Канта занимает исключительное место в истории западной мысли. Тем не менее, европейская мысль до и после Канта - нечто совершенно различное; можно даже сказать, что именно после Канта западная философия стала западной философией. Кант может быть назван европейским философом, занимая такое же место в философии, как, например, Платон - в античной. Но это совершенно не означает, что влияние кантовской философии на западную (и не только) мысль обязательно предполагает ее повсеместное принятие. Некоторые идеи Канта оставлены без внимания; некоторые регулярно исчезают и возвращаются. Я хочу привлечь внимание моих современников к философии Иммануила Канта, т.к. он является выдающимся человеком, и представить вашему вниманию сценарий «Наследие Кантовской мысли»


3. Цель - создать сценарий «Наследие Кантовской мысли»

Задачи:

Познакомится с жизненной и творческой судьбой И. Канта

Проанализировать его учение и идеи через высказывания учеников и последователей

Прокомментировать вариант сценария;



4. Сценарий носит познавательный, развивающий и творческий характер, мотивирует людей изучить жизненный путь великого мыслителя, определить его роль в культурном наследии России.


5.Прогнозирование результатов проекта.

Мы ожидаем положительные результаты. Возможно, наш сценарий окажется полезным, и его отдельные элементы будут использованы. Но если этого не случится, всегда полезно попробовать свои силы в новом виде деятельности (в роли сценариста) и увидеть конечный результат, тем более, что работа была увлекательной и в процессе мы получили огромный заряд творческой энергии Иммануила Канта. Его жизнь не может не поражать современника. Иммануил Кант за свою жизнь успел оставить большое количество научных трудов, которые оказались увлекательными и познавательными.

По характеру результатов проект представляет инсценировку, по форме - сценарий.

Проект долгосрочный. Работа над инсценировкой - это только начало моего обращения к жизни и идеям Иммануила Канта.


Мы выделили направление в работе. Постарались представить материал конкретно и сжато.


Первый этап работы завершен. Цели определены, задачи поставлены.

Обзор используемой литературы:


В ходе работы возникало много вопросов, в поиске ответов на которые мы обращались к текстам Иммануила Канта, критическим статьям:


  1. Кант И. Основы метафизики нравственности. Критика практического разума. Москва 1965 г.

  2. ru.wikipedia.org/wiki мы использовали биографию Канта

  3. Вестник МГТУ, том 14, №1, 2011 г. стр.155-160 (Мы обратились к статье про последователя И. Канта Рейнгольда Карла Леонгарда)

  4. На сайте цифровая библиотека по философии (filosof.historic.ru/) Мы воспользовались статьейИз истории немецкой философии XVIII-XIX вв. (Гердер, Рейнгольд, Маймон, Бардили, Якоби). Полемика вокруг философии Канта.

  5. centrlaw.ru/publikacii/page35/page37/index.html;koob.ru/windelband/использовала материал про Виндельбанда

Весь собранный материал мы поместили в рабочую информационную папку.

Затем непосредственно начали работу над составлением сценария. Тщательно подбирали материал, обобщали, анализировали документы и материалы.



  1. Жизнь и судьба Иммануила Канта

Родился в 1724 году в Кенигсберге. Будучи слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Женат он не был. Кант прошёл в своем философском развитии два этапа: «докритический» и «критический».

Эти термины определяются работами философа:

  • «Критика чистого разума» (1781) - гносеология (эпистемология)

  • «Критика практического разума» (1788) - этика

  • «Критика способности суждения» (1790) - эстетика

I этап (до 1770 года) - Кант разрабатывал проблемы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью. Кроме того, в этот период философ занимался естественнонаучными проблемами. II этап (начинается с 1770 или с 1780-х годов) - занимается вопросами гносеологии (процессом познания), размышляет над метафизическими (общефилософскими) проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики.

В письме К. Ф. Штойдлину от 4 мая 1793 года Кант рассказал о целях своей работы, которая состояла в решении трёх задач:

  1. что я могу знать? (метафизика);

  2. что я должен делать? (мораль);

  3. на что я смею надеяться? (религия);

  4. что такое человек? (антропология)

Разработка этических проблем занимает в творчестве Канта особое место. Им посвящено несколько работ: «Основы метафизики нравственности» (1785), «Критика практического разума» (1788), «Метафизика нравов» (1797), «Обизначально злом в человеческой природе» (1792), "О поговорке «может быть это верно в теории, но не годится для практики» (1793), «Религия в пределах только разума» (1793). Одной из важнейших задач философии Кант считал понимание сущности нравственности, которая регулирует поведение человека. Основа нравственности лежит, по Канту, априори в понятиях чистого разума. В данном случае разум Кант понимает как практический разум, а не теоретический, как было раньше. Практический разум - это и есть нравственность, имеющая дело с проблемами свободы и свободной воли. Чистый разум функционирует как практический, когда он определяет волю и она становится свободной волей. Кант исходит в построении своей системы нравственности из наличия «доброй воли» как сущности нравственности.


7. Вариант сценария «Наследие Кантовской мысли»


Рейнгольд Карл Леонгард

Увлекшись Кантом, я издал анонимно восемь «Писем о кантовской философии» (1786). Я проделал сложный путь от критики Канта к защите его взглядов. Хотел сделать философию более понятной и доступной, и с этой целью предпринял попытку систематизировать его воззрение на природу человека, отталкиваясь от самоочевидных предпосылок. Я хотел вывести все теоретические и практические способности души, которые были несистематично изложены кантом.В философии Канта меня сначала особенно привлекали концепция нравственности, ориентация на математику и естествознание, попытка великого философа преодолеть крайности эмпиризма и рационализма, предотвратить опасности материализма и скептицизма. Вместе с тем я осознавал, что в учении Канта есть серьезные недостатки и пробелы. Я сделал упор на дальнейшее развитие теории чувственного познания, именно она, как фундамент философии, не была выстроена Кантом с необходимой последовательностью. Сознание, с одной стороны, наделено способностью отличать представление от того, что представляют, и от того, кто осуществляет представление. С другой стороны, сознание связывает эти моменты, поскольку они внутренне едины. Я стремился сохранить кантовский трансцендентализм, тезис о первичной роли сознания, но в то же время с помощью новых аргументов и исследований преодолеть роковой для всех кантианцев разрыв между вещью самой по себе и сознанием, творящим собственные "предметы". Сознание невозможно без представления. Но и представление невозможно без сознания, ибо "природа представления, собственно, состоит в отношении друг к другу субъекта и объекта через посредство объединяющихся в представлении материи и формы". Такжеясчитал, что кантовская критика чистого разума должна быть дополнена критикой языка. Язык служит не столько раскрытию, сколько сокрытию мысли, почему его амбивалентность, двойственность- должна быть подвергнута критике и исправлению. Так, понятия теории познания "ощущение", "созерцание" и т.д. настолько неопределенны по значению и смыслу, что считаться общепринятыми, само собой разумеющимися они никак не могут. Между тем их привычно, часто без разъяснений употребляют разные авторы, пишущие о проблемах теории познания.


Вильгельм Виндельбанд

Я развивал представления о нормативно-регулятивной значимости ценностей в сфере не только нравственности, но также - науки и искусства. Толковал ценности как нормы культуры и, кроме ценностей истины, добра и красоты, признавал такие ценности-блага человеческой культуры, как искусство, религия, наука и право. Я устранил из учения Канта «вещь в себе», пытаясь таким образом преодолеть дуализм его философии субъективистским путём.Исходя из кантовского различения теоретического и практического разума и примата последнего, я противопоставил философию как нормативное учение, основанное на оценочных суждениях, на познании должного, опытным наукам, основанным на теоретических суждениях и эмпирических данных о "сущем". Ценности понимаются как априорные, трансцендентальные, общезначимые. Я стремился свести социальные проблемы к этическим. Выше этических ценностей есть эстетические, как свободные от воли и заинтересованности. Дуализм мира действительности и мира ценностей я объявил "священной тайной", обнаруживающей ограниченность нашего познания и устремляющей нас в сферу ценностей религиозных.


Фридрих-Генрих Якоби

Я обратил внимание на двусмысленность позиции Канта в трактовке понятия вещи самой по себе. С одной стороны Кант утверждал, что вещи сами по себе не познаваемы, с другой выражался так будто хотел сказать что эти вещи афишируют чувства т.е все же высказывал какие-то содержательные суждения о непознаваемом







© 2010-2022