Программа элективного курса по обществознанию Апельсин

Раздел Обществознание
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение

«ГОРСКАЯ ОСНОВНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»



Апельсин


Программа элективного курса для 9 класса

(17 часов)

составлена учителем истории и обществознания

И.В. Кашиной







2014 год



С.Горы



Пояснительная записка.

Программа элективного курса «Апельсин» составлена с учетом школьной «Программы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди подростков «Мы как дольки апельсина»» и с учетом федеральных компонентов Государственного стандарта основного общего образования.

Программа включает пояснительную записку, тематический план, основное содержание с примерным распределением учебных часов, основные требования к знаниям и умениям обучающихся и список использованной литературы.

Цель данной программы - ознакомить обучающихся с основами психологии межличностных отношений, дать понятие социального ролевого поведения и научить основным правилам общения в разных ситуациях,

В условиях ранней социализации личности знание путей самоорганизации, умение управлять своими эмоциями, понимание эмоционального состояния других людей способствуют творческим контактам, взаимопониманию, умению правильно вести себя в зависимости от ситуации, а также продуктивной организации своего поведения и, в конечном итоге, жизненным успехам. Насколько правильно умеет человек выстраивать свои отношения с другими людьми, настолько он успешен в жизни. Не случайно новые федеральные образовательные стандарты среди всех учебных действий обучающихся выделяют

«коммуникативные универсальные действия как

способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.».

Вместе с тем, тема межличностных отношений является привлекательной для старших подростков, у которых ведущим видом деятельности является общение. Программа курса в определенной степени ориентирована на интерес обучающихся к данной теме и данный курс дополняет уроки обществознания своей прикладной направленностью.

Особенностью данного курса является интерактивный характер его занятий. Все занятия строятся как индивидуальные и парные тренинги, решение практических задач, деловые и ролевые игры, использование опыта проектной деятельности, совместного исследования различных жизненных ситуаций и поиском позитивного выхода с использованием запаса мудрости всей человеческой цивилизации.

Программа курса рассчитана на 17 часов, из них один час отводится на введение и еще один час на заключительное занятие -зачет по всему курсу.

Изучение данного курса поможет обучающимся открыть своё собственное неповторимое «Я», создаст условия для самоопределения и самореализации, поможет успешно взаимодействовать в социальной среде.

Тематический план курса.


  1. Введение. Общая характеристика межличностных отношений. Цели и задачи курса. - 1 час.

  2. Самооценка человека и уровень его притязаний. Влияние профессии на стиль и формы общения. Социальная роль. -2 часа

  3. Проблемы общения. Разрешение конфликтных ситуаций.-2 часа.

  4. Как завоевать расположение людей и произвести на них хорошее впечатление. Правила общения.-2 часа

  5. Как воздействовать на людей, не вызывая у них чувства обиды.-1 час

  6. Как склонить людей к своей точке зрения и приобрести союзника. Правила спора-1 час

  7. О чем говорят лица, позы и жесты людей -2 часа.

  8. О чем говорят рисунки и почерк человека.-1 час

  9. Популярные тесты «Сам себе психолог»- 1 час

  10. Тренинг лидерских качеств «Голосуйте за меня» . Самопрезентация. -2 часа

  11. Тренинг коммуникативных качеств «Здравствуйте, люди!» -1 час

  12. Итоговое занятие. Зачет -1 час.

Содержание курса

Название темы

Форма занятия

Основные понятия

оборудование

1.

Общая характеристика межличностных отношений. Цели и значение курса.

Краткая лекция., Беседа о понятиях темы.

Тесты

«Кто я ?», «Умею ли я общаться?»

Межличностные отношения, личность, коммуникативные способности, социализация личности

Стенд с фотографиями разных людей,

распечатка тестов

2-3

Самооценка человека и уровень его притязаний. Социальные роли. Влияние профессии на стиль и средства общения. Социальный статус

Тест «Моя самооценка»

Практикум «Играю роль»

Беседа о профессиях

Практикум «Средства общения»

Самооценка, потребности, социальная роль, виды , средства и формы общения

статус личности

Распечатка тестов, стенд с профессиями, карточки для практикума «Средства общения»

4-5

Проблемы общения. Разрешение конфликтных ситуаций

Ток - шоу «Конфликтная ситуация»

Виды конфликтов, пути выхода из конфликта, лояльность, толерантность, компромисс

Карточки для ролевого тренинга с ситуациями

6-7

Как завоевать расположение людей и произвести на них хорошее впечатление

Презентация книги, инсценировка ситуаций «В гостях», «Устройство на работу», «Знакомство», «На экзамене»

Правила общения

толерантность

Книга Дейла Карнеги

8.

Как воздействовать на людей, не вызывая у них чувства обиды

Разбор ситуаций из жизни, тренинг «Я-староста класса»,»Я-директор школы» и т. д.

Социальная роль

толерантность.

Распечатка из книг Д. Карнеги,

Носсрат Пезешкян

Торговец и попугай. (Восточные истории и психотерапия).

9.

Как склонить людей к своей точке зрения и приобрести союзника. Правила ведения дискуссии и спора.

Практикумы «дискуссия» и «ведение спора»

Дискуссия

диспут

правила спора

Приёмы «активного слушания»

10-11

О чем говорят лица, позы и жесты людей

Практикум «Что обозначают эти жесты и позы», «Угадай, кто этот человек»

Ток - шоу « Легко ли в жизни красивому?»

Вербальное и невербальное общение

Стенд с фотографиями известных людей, карточки для самостоятельной работы

Памятка ведения шоу

12

О чем говорят рисунки и почерк людей.

Практикум «Экспертиза»

графология

Детские рисунки на темы «Моя семья», «Школа» , «Человек» ,«дерево». Образцы почерка

13

Сам себе психолог. Популярные тесты

Самоанализ

подготовка «Я-проекта»

Психология

тестирование

анализ

проект

Подборка и распечатка популярных тестов на разные темы

14-15

Тренинг лидерских качеств «Голосуйте за меня»

Тренинг «Само презентация», написание автобиографии,

ролевая игра «Выборы»,

экспресс-анализ,

защита Я-проекта, обмен визитками

Презентация, самопрезентация

лидер

харизма

Стенд с фотографиями лидеров в разных сферах общественной жизни, выставка проектов,

памятки «Формула успеха»

16

Тренинг коммуникативных качеств «Здравствуйте, люди!»

Тренинги «Улыбка», «Доброе слово» «Мы с тобой одной крови», «Землетрясение»

Формальные группы и неформальные

Памятки

«как укреплять свою коммуникабельность»

17

Заключительное занятие. Зачет

Ток - Шоу «Мы как дольки апельсина»

Все понятия курса

Индивидуальные карточки с вопросами и заданиями


Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

Обучающие должны иметь представление и объяснять , что такое:

психология, личность, межличностные отношения, лидеры, социальные группы, социальные роли, средства общения, конфликты и пути выхода из конфликтов, социализация личности, вербальное и невербальное общение, формальные и неформальные группы, лояльность, толерантность, компромисс

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

  • выполнение практических заданий с доступной социальной практикой с использованием причинно-следственного анализа

  • выбор верных критериев для сравнения, сопоставления и оценки объектов

  • извлечение и поиск нужной информации в разных источниках

  • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из визуального ряда в текст)

  • объяснение изученных положений на конкретных примерах

  • оценка своего поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде

  • определения собственного отношения к поступкам и поведению других людей

  • развитие коллективного мышления в процессе поиска позитивного выхода из сложной жизненной ситуации.

  • приобретение опыта совещания как духовного и интеллектуального обмена.

  • использование силы группового воздействия положительного примера.

  • выработка готовности к неожиданным ситуациям.

  • содействие избавлению от страха перед неожиданной ситуацией и, как следствие, снижение агрессии.

  • "легализация" позитивного поступка в глазах молодежи.

  • выработка навыка принятия правильного, нравственного решения.

  • выработка способности делиться опытом позитивного поступка, обучать других.

  • обмен жизненным опытом различных возрастных и социальных групп населения.

  • укрепление единства семьи через создание прецедента семейного совещания.

  • эмоционализация дискуссии посредством драматической постановки.

  • расширение кругозора участников и зрителей шоу.

  • поощрение дебюта публичных выступлений.

  • обретение нравственной самостоятельности.

Литература:

  • Носсрат Пезешкян

Торговец и попугай. (Восточные истории и психотерапия).

  • Юлия Борисовна Гиппенрейтер

Общаться с ребенком. Как?

  • Отцы, матери, дети: Практические советы родителям: Пер. с англ./Предисловие К.Г.Митрофанова. - М.: Прогресс, 1992. - 192 с.

ISBN 5-01-003346-1

  • Программа «Апельсин», рекомендованная Министерством образования Российской Федерации, республиканской детской общественной организацией Удмуртии «Родники»

Шамиль Фаттахов, Елена Пономарева Ижевск. 2003 г.

  • Фундаментальное ядро содержания общего образования. Стандарты второго поколения, М., Просвещение, 2011 г.

  • А.С. Прутченков «Трудное восхождение к себе»,М, 1995

  • Е.С.Романова «Графические методы в психологической диагностике»1996

  • Р. Уайтсайд «О чем говорят лица», С-П, 1996

  • Дж. Ди «Читаем по лицу. Как узнать характер человека»,М., Мир книги, 2007

  • С. Кузина «Все врут! Учимся вычислять людей по их внешнему виду», М., «Аст. Астрель», 2010

  • «100 способов психологической защиты», «Ленинградское издательство», 2008

  • Д. Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», 1991

  • «Психологические тесты», М., 1997

  • Р.М.Грановская «Элементы практической психологии», Л., 1988


© 2010-2022